Литература
-
Концепция мира как театрального действия в творчестве поэтов Серебряного века 2004
Одна из основных функций искусства - анализ состояния мира и человека в нем. Художника интересует как судьба его героев, так и человечество в целом, он мыслит в масштабах истории, соотнося с нею содержание своего произведения. В основе нашей работы - взгляд каждого поэта на мир, выражение духа времени и концепции бытия посредством специфических для литературы средств: сюжета, композиции, словесных образов и способов выражения авторской позиции.
-
Урок литературы в коррекционно-развивающей системе обучения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка "Серая шейка" 2004
На примере изучения сказки "Серая шейка" Д.Мамина-Сибиряка покакзаны новые формы совершенствования навыка чтения: вслух и молча. С помощью представленной методики происходит коррекция зрительно-слухового восприятия с опорой на память, развивается речь и внимание, воспитывается интерес к чтению, чувство товарищества, взаимовыручки.
-
Литературная композиция. Сергей Донатович Довлатов 2004
Литературная композиция о жизни и творчестве Сергея Донатовича Довлатова.
-
Интегрированный урок: английский язык + литература по теме: "Шекспир на все времена" ("Shakespeare Of All Time") 2004
Интегрированный урок английский язык + литература "Shakespeare of all time" ("Шекспир на все времена") помогает повысить качество образования на старшей ступени обучения путем взаимопроникновения и интеграции отдельных частей учебного процесса в единое целое. Это экспериментальный поиск таких форм и методов организации учебной деятельности учащихся, которые позволяют обеспечить их максимальную эффективность, способствует интеллектуальному развитию, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят произведение великого драматурга и дают оценку собственного литературного произведения с точки зрения норм построения английского сонета. Сочетание таких форм работы способствует интенсификации обучения, повышению его качества и эффективности.
-
Формирование и развитие творчески мыслящей личности на уроках литературы 2004
В основу своей работы ставлю формирование и развитие личности, самостоятельной, творчески мыслящей. Предлагаю урок-размышление в 9-м классе по рассказу И.Бунина "Темные аллеи". На подобных уроках происходит активизация работы учащихся, каждый ученик становится участником творческого процесса, соавтором результата работы, развиваются рефлексия и креативность, а это есть главный результат работы педагога.
-
Rendez-vous Григория Печорина 2004
Дается анализ сцены дуэли в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", взаимоотношения главного героя с окружающими. Раскрывается тема "лишнего человека" в обществе. Для просвещённого читателя того времени Печорин представляется человеком, который не найдёт себе места в России того времени.
-
"Он пел любовь…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2004
Изучение любовной лирики А.С. Пушкина эффективно с прослушиванием романсов, написанных на стихи Пушкина. Интегрированный урок литературы и музыки способствует качественному усвоению нового материала, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.
-
Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон") 2004
Урок по роману М.Шолохова "Тихий дон" подводит учащихся к пониманию основных человеческих ценностей: дом, труд, любовь - без которых жизнь теряет смысл. На уроке рассматриваются следующие аспекты романа: показ семейной жизни в романе, картины крестьянского труда, дискуссия, о том кого любит Григорий?, отношение М.Шолохова к войне, композиция романа как выразитель авторского замысла романа.
-
"Помнит мир спасенный…" (методическая разработка литературного часа) 2004
Разработка литературного часа на тему: "Искусство и природа в творчестве поэтов-фронтовиков" на примере изображения природы Заполярья в творчестве поэтов и художников. Предлагаемая разработка окажется полезной для всех, кто работает с детьми младшего школьного возраста, особенно в год юбилея Великой Победы.
-
К вопросу о взглядах К.Н. Батюшкова на поэта и поэзию 2004
В литературоведении существует масса попыток научного определения искусства. Случай с Батюшковым позволяет утверждать, что искусство - прежде всего - не способ, а необходимость, потребность самовыражения художника. В этом, пожалуй, и состоит важнейший и, к сожалению, очень горький урок Константина Николаевича Батюшкова тем, кто в своей жизни соприкасается с искусством.
-
Поэма В.Маяковского "Облако в штанах". Попытка интерпретации. Определение методических путей школьного анализа и контекста изучения 2004
"Облако в штанах" Вл. Маяковского - центральное произведение в дооктябрьском творчестве ПОЭТА, т.к. оно наиболее полно отражает особенности его поэтики и мироощущения в этот период. В произведении звучат все основные темы и мотивы лирики десятых годов ХХ века: мотив будущего, мечта о преображении мира, протест против рутинного искусства, разоблачение основ общественного устройства жизни, решительное неприятие настоящего, трагическое одиночество во враждебном мире, невозможность идеальной любви и страстная мечта о гармоническом чувстве. Поэма Маяковского отражает многие противоречия, которые охватывают как общество в целом в особое "взрывоопасное" время, так и человеческую личность в отдельности. Это определяет место произведения в школьных программах по литературе XX века, ставит перед учителями-словесниками важные научно-методические проблемы. Вместе с тем, оно дает учителю большие возможности в плане формирования духовной культуры подростка.
-
Интегрированный урок литературы и музыки "Сказочная тайна маленького Моцарта" 2004
Опора на принципы взаимодействия и интеграции внутри художественного цикла позволила нам объединить уроки чтения и музыки. Интеграция помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподносить содержание данных дисциплин.
-
Литературно-музыкальная композиция: "Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны" 2004
104641 + 104221 Цибина Г.Л. + Есина В.В. Литературно - музыкальная композиция "Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны", которая может использоваться как на уроке литературы, так и во внеклассной работе по предмету. Актуальность этой темы в развитии интереса к литературе, языку, патриотическом воспитании школьников, гражданственности, гордости за русский народ.
-
Конспект урока по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2004
Через наблюдение над языком художественного произведения, через раскрытие образов героев постигается идея, мировосприятие автора и персонажей, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста и воспитываются нравственные ценности, критическое отношение ко злу.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Лирическая песня" 2004
Предложенное мероприятие способствует воспитанию духовно-нравственной культуры, гражданственности и патриотизма. Региональный компонент, вошедший в сценарий, позволяет учащимся открыть для себя, сколь духовна та Земля, на которой они живут, почувствовать, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала в краю их отцов, дедов и прадедов.
-
Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" 2004
В разработке урока анализируются художественные особенности рассказа: мастерство писателя в изображении жизни и быта крестьян, его сочувственное отношение к обездоленным. Разбираются основные приёмы характеристики героя (портрет, интерьер, речь). Закрепляется понятие об основных сюжетных элементах. Уделяется внимание роли пейзажа в развитии действия, выразительным средствам языка.
-
"Евгений Онегин" на "Брейн-ринге" 2004
Научить детей читать внимательно, увлеченно, обращать внимание на сноски, думать самостоятельно, делать неожиданные для себя выводы - в этом вам поможет интеллектуальная игра. Предлагаемый сценарий составлен по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Но на основе этого материала можно придумать познавательное мероприятие по любому другому классическому произведению.
-
Мастерская по русскому языку (конспект). Мастерская по литературе (конспект) 2004
Данные материалы представляют собой разработки уроков русского языка и литературы в форме мастерской. Мастерская - новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. У ребенка надо пробуждать не желание учиться, а понимание того, что учиться необходимо.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку по теме: "Портрет Оскара Уайльда" 2004
Педагогами английского языка и литературы разработан курс интегрированных уроков (5-11класс), целями которых являются овладение теорией и практикой искусства художественного перевода, изучение в подлиннике литературы англоязычных стран. Это помогает формировать у учащихся целостную систему знаний мировой литературы, этические и эстетические понятия, развить способности к творчеству.
-
Сочинение-описание произведений народного промысла 2004
1. Народные умельцы создали Хохлому, Палех, Городец, Гжель - образцы русского декоративно-прикладного искусства. 2. Мастера народного промысла в своих произведениях воспевают красоту мира. Наша задача - научиться видеть, понимать и ценить образцы народной культуры. 3. Описывая произведения народного промысла, мы развиваем свое мышление, речь, обогащаем словарный запас языка. Учимся передавать свое настроение.
-
Учебные материалы по развитию этико-правовой культуры учащихся на занятиях по УМК "Вокруг тебя — Мир…" 2004
Предлагается учебный материал по развитию этико-правовой культуры учащихся по методическому комплекту "Вокруг тебя - Мир..." (авт. К. Сухарев-Дериваз и др.), который помогает успешному решению задач литературно-творческого развития учащихся и целенаправленному формированию личностных качеств, способствует приобщению учащихся к Международному гуманитарному праву.
-
Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина 2004
Cеминар по сравнительному анализу УНТ и творчества А.С.Пушкина в 8-м классе.
-
России верные сыны. Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.А. Фета 2004
Литература - прекрасный материал для духовного и эстетического воспитания детей. Произведения А.Фета учат любви к родному краю. Встретиться с произведениями А. Фета приглашаю в "Литературную гостиную".
-
Формирование ценностной ориентации "познание (истина)" у старшеклассников в условиях территории с градообразующим предприятием 2004
На территории с градообразующим предприятием, по данным наших исследований, ценностная ориентация (ЦО) "познание (истина)" не сформирована лишь у 7,8% старшеклассников. Организацию педагогической деятельности по формированию данной ЦО целесообразно осуществлять в трех направлениях: становление ценностных оснований жизни школы, реализация культурологического подхода в образовательном процессе, организация взаимодействия старшеклассников с социокультурными группами. Учебное исследование - форма, реализующая данные направления в комплексе.
-
"На таких держится Мир?!" 2004
Урок - творческая лаборатория с использованием опорно-цитатного конспекта-рисунка как основы идейно-тематического осмысления сказки-были А. Платонова "Неизвестный цветок" (по учебно-методическому комплекту "Вокруг тебя - Мир…"). Отдельные аспекты опорно-схематического модуля: рисунок-схема, опорный конспект, кластер - в работе с текстом художественного произведения.
-
Уроки достоинства и доброты (по пьесе Е.Л. Шварца "Тень") 2004
Обеспечить усвоение программного материала. Отработать навыки анализа драматического произведения. Развитие эмоционально-ассоциативной сферы мышления учащихся. Воспитание чувства достоинства, доброты, благородства и других нравственных качеств.
-
Урок развития речи "Подготовка к сочинению — описанию внешности и костюма по картине Ф.В. Сычкова "Учительница-мордовка" (7-й класс) 2004
Урок построен на основе "Культуровоспитывающих технологий по интересам детей". Данное направление позволяет осуществлять межпредметные связи, развивать и реализовать творческие способности учащихся, умение грамотно владеть словом.
-
"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо". (Смысл названия пьесы Островского "Гроза") 2004
Предлагаемый урок является частью сложившейся у меня системы изучения драматических произведений. Урок раскрывает умение Н.А. Островского универсально реализовать метафору грозы в своей пьесе и подготавливает учеников к домашнему сочинению по теме: "Смысл названия пьесы Островского "Гроза".
-
Открытый урок "Начало большого стихотворения" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2004
Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова предполагает, что литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности в контексте культурной традиции эпохи. Материал в виде двух уроков по изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" ("Начало большого стихотворения" (Кудряшова Т.С.) и "Кто ж он - Евгений ?" (Соломина Н. А.) иллюстрирует данные подходы к преподаванию литературы.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 2004
Только родное слово нашего великого языка может заставить звучать различные струны души ребенка. Основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остается слово - слово учителя, слово писателя. О литературном творчестве учащихся идет речь в этой статье.