Дом – край – мир. Способы реализации национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


"Последней цивилизацией человека должна быть Сибирь"
Шпенглер "Закат Европы".

1. Актуальность

Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.

Сибирь, родной край – местность, отдаленная от центра, сохранила, избежав дисгармонии окружающей действительности, утверждающей хаос в душах людей, национальную самобытность, духовную культуру, природные богатства. Кроме того, на берегах Енисея рождены талантливые люди, связавшие личную и творческую судьбу с Красноярским краем, в стремительном пульсе которого им удалось уловить биение пульса времени и страны. Великие Люди земли Красноярской смотрели на родное, вечное, прекрасное, сибирское влюбленными глазами, по-хозяйски защищая его, познавая его совершенство, и организовали таким образом процесс "собирания камней".

Многообразны пути создания, открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить.

2. Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.

Задачи:

а) Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с литературой через элективные курсы, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д.

б) Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, основ национального самосознания и любви к отечеству; определить потенциал межведомственного взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной культуры.

3. Проектная идея.

Опыт работы по изучению региональной литературы, ресурсы края свидетельствуют о широких возможностях разработки разнообразных как по содержанию (изучение творчества отдельных писателей, исторический аспект региональной литературы, сибирская литература в контексте общероссийской, фольклор Красноярского края, нравственные проблемы в творчестве красноярских авторов и т.д.), так и по форме: "рассредоточенно", когда тот или иной словесный материал будут изучаться в рамках общелитературного контекста, процесса (в 10 — 11-х кл.), через систему уроков, когда будет выделено имя одного писателя (например, В. П. Астафьева), творчество которого будет подробно исследоваться, знакомство с судьбами других сибирских поэтов и писателей будет проходить обзорно, через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления, в рамках которых происходит освоение программного материала в том или ином классе (см. программы по русскому языку и литературе, 5 — 11-е классы); через интегративные уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы.. В основу реализации программы элективных курсов может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, издание антологии сибирской прозы, поэзии, выпуск альманаха, создание фильмов, компьютерных презентаций о творчестве писателей-сибиряков (метод сборников и т.д.).

Являясь самостоятельным образовательным предметом, данный курс органично войдет в литературу, как учебную дисциплину, позволит школьникам актуализировать, углублять, систематизировать ЗУН, полученные на уроках, а также интегрировать знания по гуманитарным предметам, применяя их на качественно новом уровне.

Учитель, определяя содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, получает возможность реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить школьников в поисково-исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри гуманитарного профиля (филология, журналистика, научная работа, создание собственных литературных произведений, художественных полотен).

Появление данного проекта на основе изучения региональной литературы представляется целесообразным потому, что разработками в данной области успешно занимаются ведущие ВУЗы города (КГПУ, КГУ), ККИПК работников просвещения, красноярский литературный музей, специалисты могут оказать и оказывают существенную помощь в организации данной работы и ее программно-методическому обеспечению. Кроме того, помощь и поддержку в реализации данного проекта способны оказать красноярские литературные периодические издания, художники, композиторы города, талантливые выпускники школы № 10.

Таким образом, каждый учащийся, познакомившийся с национально-региональным компонентом, становится сопричастным к жизни родного края, входит в его историю и представляет собой его будущее. Кроме того, процесс реализации НРК дает учителю возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения, а учащимся определиться не только с выбором профиля, но и дифференцировать область своих гуманитарных интересов.

4. Участники.

Работу по реализации НРК будут вести по заданным выше направлениям все члены кафедры словесности и учащиеся с 5-го по 11-й класс при сотрудничестве с библиотеками, музеями, ВУЗами г. Красноярска, краевым Государственным Архивом, с замечательными людьми Красноярского края: поэтами Н. Ереминым, Р. Солнцевым, Э. Русаковым и др., художниками: Орловой, А. Красновым и др., композиторами и певцами: В. Елисеевой, Луценко, Трусовым, бардовскими объединениями, членами географических сообществ, Краевым Советом ветеранов, депутатами горсовета Казановой Т. И.

5. Принципы:

  • сотворчество детей и взрослых в совместном процессе освоения традиционной сибирской культуры;
  • формирование целостного представления учащихся о родном крае;
  • деятельностный подход.

6. Модули:

  • святые наши имена (о великих писателях и поэтах Сибири, Красноярска);
  • народная память (исторические этапы края, их оценка с точки зрения значительности для жизни России;
  • психология сибиряка (нравственный мир, ценности, традиции, обычаи);
  • человек и природа;
  • наследие (музейная деятельность).

7. Элективные курсы в момент реализации проекта:

  • музееведение;
  • краеведение;
  • основы журналистики;
  • основы дизайна, флористики;
  • школа экскурсоводов;
  • библиотечное дело;
  • основы рекламного искусства;
  • школа молодого лектора;
  • школа массовиков-затейников;
  • основы проектной деятельности;
  • основы фотодела;
  • школа юного спасателя;
  • участие в НОУ.

Занятия проводятся в первую половину дня. Во вторую половину дня дети под руководством педагогов выполняют полученные задания на улицах города, в музеях, архивах и т.д., а также идет подготовка к массовым мероприятиям.

Работа в каждой группе организуется по подгруппам:

  • поисково-собирательная (обобщение результатов проделанной работы, готовит походы и выходы);
  • фондовая (отвечает за учет и хранение фондов);
  • экспозиционная группа (работа над обновлением и расширение экспозиции);
  • экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит лекции;
  • группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

8. Возможные формы реализации проекта "Дом — край — мир":

  • гостиная, салон;
  • панорама достижений;
  • чтения;
  • конференции;
  • музей;
  • обзоры, выставки;
  • встречи с интересными людьми;
  • заочные экскурсии;
  • выезды, путешествия;
  • уроки в Интернете;
  • работа с текстами краеведческого характера;
  • фестиваль;
  • смотр;
  • ассамблея;
  • мастер-класс (обучение своим методам работы);
  • лаборатории по изучению творчества и жизни великих людей края;
  • альманахи, устные журналы;
  • кроссворды;
  • компьютерный центр по подготовке презентаций писателей-сибиряков;
  • документальный семинар-практикум;
  • классные часы;
  • работа в архиве по теме "Моя родословная" (истории династий в школе № 10);
  • встречи с интересными людьми-выпускниками школы № 10.

9. Итоговый период.

Данный период характеризуется тем, что учащиеся, под руководством взрослых, разрабатывают механизм взаимодействия разных путей реализации регионального компонента в урочный и внеурочный период. Составляется примерный план дальнейшей совместной работы по итогам анализа уже проделанной.

10. Предполагаемый результат.

По окончании срока реализации проекта "Дом — край — мир" дети совместно с преподавателями будут иметь модель многоуровневой организации национально-регионального компонента в урочное и внеурочное время.

Накопленный опыт позволит успешно реализовать работу по созданию профильных классов в школе. Разработанный механизм взаимодействия будет способствовать расширению возможностей школьного урока и поможет установить сознательность действий учащихся на каждом этапе урока, откроется возможность создания картотеки старожилов, передвижных выставок, исследовательской работы учащихся совместно с ВУЗами, оформления альбомов семейных династий, выпуска литературного альманаха творческих работ учащихся школы № 10, компьютерных презентаций и т.д.

Данный проект является лишь стартовой площадкой по организации реализации регионального компонента в школе № 10. Нельзя понять Сибирь, зная только исторические события, необходимо понимать мир в целостности. Для этого нужно прикоснуться к прошлому, ценить настоящее и простраивать будущее. Дальнейшее развитие проекта будет выстраиваться в ОУ по следующим компонентам:

  • учебный материал о жизни сибиряков (по произведениям сибирских писателей);
  • дискуссионно-диалоговый, позволяющий привлечь учащихся в совместные рассуждения о преемственности минувшей и нынешней Сибири;
  • исследовательский (создание базы данных);
  • общешкольный — проведение декады литературы: мероприятий, встреч, мастер-классов, выпуск альманаха, метод сборника;
  • районная презентация проекта "Дом — край — мир".