Первый ведущий. Год 2003 по праву назван годом Владимира Высоцкого. Ему было 42. очень мало отпустила ему судьба жизни.
Второй ведущий. Дожить не успел, допеть не успел, не успел сказать что-то очень важное...Жизнь, прерванная на взлете...
Третий ведущий. Наш вечер - не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени.
Четвертый ведущий. Памяти поэта Владимира Высоцкого посвящается...
Звучит музыка
Первый ведущий. Поэт и Время. Проблема насколько сложная, настолько и вечная, неразрешимая. Это величины, не существующие друг без друга и взаимно проверяемые.
Второй ведущий. Поэту открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно Времени дано судить, станет ли он Поэтом.
Звучит песня В. Высоцкого “О фатальных датах…”
Третий ведущий. Человеком в кровь порезанной душой был и Владимир Высоцкий, который как истинный поэт пытался понять свое предназначение, найти свой путь...
Четвертый ведущий. Среди нехоженых путей
Один - пусть мой.
Среди невзятых рубежей. Один - за мной.
В этом году ему исполнилось бы 65 лет, но до этого дня Владимиру Семеновичу не суждено было дожить: “Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт, а если в точной срок, то в полной мере”. Эти слова, написанные им о других, оказались пророческими и для него самого.
Первый ведущий. Прожив сорок два с лишним года, Высоцкий смог сделать столько, сколько другой не смог бы и за три полных человеческих века: “Мне есть, что спеть перед всевышним...”
Второй ведущий. Метеор горит ярко, но не долго, так и Высоцкий, пылая жаждой творчества, правды, дружбы, любви, не смог дожить до старости.
Четвертый ведущий. Его песнями заслушивались наши мамы и папы, его хриплый голос летел из каждого окошка... Конечно, сейчас Высоцкого слушают гораздо меньше - меняются времена, появляются новые исполнители. Но Высоцкий - над временем. И в то же время - всегда со временем идет в ногу, потому что то, о чем он говорил, пел - и сейчас значит очень многое. Звучит стихотворение “ Я не люблю фатального исхода”.
Первый ведущий. Имя и судьба Владимира Высоцкого стали легендарными еще при жизни. На его долю выпало немало стихий - театр, кино, поэзия, музыка, песни...
Второй ведущий. Так кем же он был для современников? Каким запомнился, что оставил нам после себя? Однозначно не ответишь: ведь каждый и видит, и слышит “своего” Высоцкого.
Третий ведущий. Известно, что о нем ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен?
Четвертый ведущий. Он не был и альпинистом, и шофером, и простым рабочим парнем. Но когда говорил от лица того или иного персонажа получалось так убедительно, что слушатели - верили.
Запись с концерта, Высоцкий о себе.
Первый ведущий. Во избежание новых заблуждений начнем наш разговор о Высоцком с точных биографических сведений. Хотя полная биография еще не написана, причем здесь немало противоречий и взаимоисключающих версий.
Второй ведущий. Бесспорно одно: Владимир Семенович родился 25 января 1938 года в Москве. Отец, Семен Владимирович - участник Великой Отечественной войны, служил в различных гарнизонах. Мать, Нина Максимовна, переводчица с немецкого языка работала при МВД СССР. /Демонстрируются портреты./
Третий ведущий. Два года Володя провел с матерью в эвакуации на Урале. Некоторое время жил с отцом в Германии, а потом вновь вернулся в Москву.
Четвертый ведущий. Юношеские годы Владимира Семеновича прошли в Большом Каретном переулке...
Звучит песня В. Высоцкого “Большой Каретный”
Первый ведущий. Будучи десятиклассником, Володя посещал драматический кружок Дома Учителя, мечтал о театральном институте, однако по совету родных поступил в Московский инженерно-строительный институт.
Второй ведущий. Однако вскоре принимает решение: оставить техвуз и посвятить себя театру.
Третий ведущий. Его талант актера раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимого, где Высоцкий работал с 1964 года и до конца жизни.
Четвертый ведущий. Им было сыграно немало ролей. Это и Галилей, и каторжник Хлопушка, и Лопахин в “Вишневом саде”, и Свидригайлов в спектакле “Преступление и наказание”. Это была его последняя премьера на Таганке.
Первый ведущий. Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском “Гамлете”. Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом.! “Гамлет - это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями. Я не играю принца Датского. В “Гамлете” я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким”.
Второй ведущий. Высоцкий не только играл в театре, но и снимался в кино. Известны его актерские работы в картинах “Хозяин тайги”, “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”, “Вертикаль”, “Опасные гастроли”, “Служили два товарища”, “Интервенция”, “Короткие встречи”.
Третий ведущий. Особую популярность Высоцкому - киноактеру принесли две роли в телевизионных фильмах - Жеглова (“Место встречи изменить нельзя”) и Дона Гуана (“Маленькие трагедии”). А за лучшее исполнение мужской роли в фильме “Плохой хороший человек” ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Италии. Ведь Высоцкий не просто играл, он еще и пел.
Четвертый ведущий. Были еще фильмы, были спектакли, которые “озвучивал” Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля, каждый раз у этих тесен начиналась своя отдельная (и очень интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену...
Первый ведущий. Особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Высоцким о войне...
Звучит песня В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”
Второй ведущий. “Мне не стало хватать его только сейчас...”. Этой ситуации суждено было не раз повториться в так называемое мирное время. В последний год своей жизни Высоцкий, находясь в Париже, узнал о вводе советских войск в Афганистан, был глубоко потрясен и возмущен этим событием.
Третий ведущий. Сложить песню об афганской войне он не успел, но его песни военной тематики были адресованы не только прошлому, но и будущему. Поэтому с новой силой они зазвучали на Афганской земле в блиндажах наших солдат, а потом и ...в Чечне...
Звучит песня В. Высоцкого “Братские могилы”
Четвертый ведущий. С жестокостью и бессмысленностью войны как таковой Высоцкий спорил не на уровне абстрактных деклараций и лозунгов, а путем художественного исследования трагический судьбы одного отдельно взятого человека. В его песнях звучит философски обобщенное неприятие всех и всяческих войн, и в то же время вера в неистребимость жизни...Звучит стихотворение “Кто сказал”: “Все сгорело дотла”…
Первый ведущий. Песни Высоцкого - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых...Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут, “значит, как на себя самого положись на него...”.
Звучит песня В. Высоцкого “Песня о друге”
Второй ведущий. У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене “пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем .
Исполняется сценка под фонограмму песни В, Высоцкого “Диалог у телевизора”
Третий ведущий. У Высоцкого немало таких веселых шуточных юмористических песен. За хриплым напряженным голосом и жестокой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа. Прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его.
Четвертый ведущий. Так появились сказочные песни, которые он писал для “Алисы в стране чудес”, для кинофильма “Иван-да-Марья” и просто так - для себя...
Первый ведущий. Дети, общаясь со взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними на равных, а кто только “прикидывается” ребенком. Так вот, сочиняя свои “детские” сказочные песни, Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он просто был им.
Второй ведущий. Роберт Рождественский писал: “Когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какое-то ощущение светости, улыбки, доброты. И я еще больше поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все “страшно, аж жуть!”, - в конце ее все страхи обязательно исчезают. Там непременно светит солнце и торжествует добро!”.
Звучит песня В. Высоцкого “Лукоморья больше нет”
Третий ведущий. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Так появились песни “Я был слесарь шестого разряда”, “Марш студентов-физиков”, “Песня о сентиментальном боксере”, “Песнь летчика” и многие, многие другие.
Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.
Четвертый ведущий. Вот что:
Жизнь прекрасна, товарищи,
И она удивительна,
И она коротка,
Это самое-самое главное.
Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов. Каждое слово бьет в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда, как кит из-под толщи океанских вод, потаенный, ранее незаметный смысл. Каждая его песня, стихотворение - это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьезно или насмехается.
Первый ведущий. Вот из-за этой “непонятности” и не терпели его власть предержащие. Было все: и травля в печати, и положенные на полку фильмы, препятствование его концертной деятельности, запрещение на выезд за границу и уголовное дело. Да, был такой эпизод, когда Высоцкого арестовали за незаконную концертную деятельность и нетрудовые доходы.
Второй ведущий. Не мог Владимир Семенович не петь, не выступать: “Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду, только не порвите серебряные струны”.
Третий ведущий. И рвали, и втаптывали, и поливали. А Высоцкий отвечал новыми песнями и стихами. Так было и после первой травли в печати в 1986 году, когда появилась знаменитая “Охота на волков”. Тогда он был молодым и сильным: “За флажки, - жажда жизни сильней”.
Звучит песня В. Высоцкого “Охота на волков”
Четвертый ведущий. На его подпольные концерты невозможно было попасть, на спектакли театра на Таганке невозможно было достать билеты, тысячами гуляли магнитофонные записи по стране, бережно хранимые, переписываемые, истертые. Его нельзя было заставить замолчать даже под страхом смерти. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные “песни-роли”. И в общем-то это уже были не роли, а скорее - целые пьесы со своими неповторимыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.
Первый ведущий. Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Он дышал!
Звучит песня В. Высоцкого “Спасите наши души”
Второй ведущий. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу.
Исполняется песня В. Высоцкого “Я несла свою беду”
Третий ведущий. Да, такого Высоцкого мы, к сожалению, знаем очень мало. Человек, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
Звучит стихотворение:“Красивых любят чаще и прилежней”
Четвертый ведущий. Высоцкий - лирик... Высоцкий и любовь...
Я поля влюбленным постелю
-Пусть поют во сне и наяву!...
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!
Исполняется танец под песню В. Высоцкого “Баллада о Любви”
Первый ведущий. В мире Высоцкого только любовь делает человека личностью - будь то комически безумная влюбленность, или высокое романтическое чувство, рождающееся и крепнущее в годы военных испытаний.
Второй ведущий. В своей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден. Женщина для него - предмет поклонения и ответственной заботы. Ей великодушно прощаются любые слабости. В то же время облик лирического героя отмечен мужественностью, широтой натуры, умением открыто выразить свои чувства в неприторной, скрашенной добрым юмором романтической манере.
Исполняется песня В. Высоцкого “Дом хрустальный”
Третий ведущий. В жизни Высоцкого были две самые дорогие и любимые женщины. Первая жена - киноактриса Людмила Абрамова, мать его сыновей, Аркадия и Никиты.
Четвертый ведущий. Как-то в “Комсомольской правде” было интервью с Людмилой Владимировной Абрамовой. Сценка.
Журналистка: Людмила Владимировна, представляете ли Вы Владимира Семеновича 60-летним?
Жена: Нет, конечно.
Журналистка: Почему?
Жена: Не тогда, так через неделю, месяц, год он все равно сгорел бы. Таков накал его трагического темперамента. Лучше всех о Володе сказал Любимов: “Шаровая молния”. Только молния мгновенна, а Володя был шаровой молнией все 24 часа в сутки. Буднично, каждый день, 7 лет у меня под боком светила не электрическая лампа, а шаровая молния.
Журналистка: Ваша артистическая карьера не состоялась. Немало женщин на вашем месте чувствовали бы себя жертвой... Жалели бы себя, а не мужа.
Жена: Я его любила. Понимаете? Я любила. Как своих сыновей. Володя даже мне однажды сказал, что я отношусь к нему не как к мужу, а как к старшему сыну. Возможно, это мой недостаток, но я не разделяла Володю и сыновей... Я его любила...
Звучит лирическая музыка
Первый ведущий. А в 1967 году в жизнь Высоцкого вошла Марина Влади, известная французская актриса русского происхождения, покорившая всех зрителей своей красотой и талантом.
Второй ведущий. Любовь, вспыхнувшая не сразу, но крепнущая день ото дня, обогатила обоих. Когда Марины нет в Москве - телефонный роман с Парижем: “Стала телефонистка мадонной...”
Париж — город-сказка, город-мечта... Город любви.
А для него мука, тоска и грусть от разлук и ожиданий... И лишь слабая надежда на встречу.
Звучит стихотворение “Мне каждый вечер зажигает свечи”
Исполняется танец под музыку “Нотрдам де Пари”
Третий ведущий. Спустя несколько лет, Высоцкий и Влади поженились. Теперь он уже не мог петь: “Париж открыт, но мне туда не надо!” Теперь - надо.
Четвертый ведущий. Это была красивая, длившаяся много лет, духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп - вдвоем трудно так быстро нестись по жизни. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: “Я жив 12 лет тобою...”
Звучит стихотворение “Оплавляются свечи на старинный паркет”
Первый ведущий. Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью. Врачи спасли его. Как поступил после этого Владимир Семенович? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах.
Второй ведущий. Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву. Он торопился жить, он, словно всадник, мчащийся стремглав, пытающийся успеть многое спеть, сказать. Но вот только кони ему попались привередливые.
Звучит песня В. Высоцкого “Кони привередливые”
Третий ведущий. Эти стихи он написал за 8 лет до смерти. Друзья описали календарно, как именно он умирал: больной, всем ставший поперек горла и своей игрой, и своими песнями, и своей поэзией, и своей любовью, и своей добротой. Все понимали, что жизнь его кончилась.
Четвертый ведущий. Многие допускали, что и после его смерти кто-то будет петь его песни, читать его стихи. Но даже те, кто был уверен, что живет рядом с гением, вынести обузу его гениальной невписанности в реальность уже не могли. И все-таки после этих стихов он еще успел многое допеть.
Первый ведущий. На сцене ли театра, на съемочной площадке ли - Высоцкий отдавался творчеству до конца. Он умел концентрировать всю свою энергию на главном. Он будто не играл роль, а жил этой ролью.
Чтец.
Много неясного в странной стране,
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки ползут по спине,
Если представить, что может случиться...
Если ты в борьбу не вступал с подлецом, с палачом,
-Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.
Второй ведущий. На Высоцкого можно было всегда положиться, он всегда был “при чем”.
Однако, вечное противостояние, отсутствие свободы творчества, сражение с ветряными мельницами сломают любого.
Четвертый ведущий. В последние два года Высоцкий пишет мало песен, все больше стихи. Стихи трагичные, мрачные, полные ожидания близкого конца, так же, как у Есенина.
Первый ведущий. Трудно теперь сказать, что же больше повлияло на его кончину, поздно кого-то обвинять или судить, основываясь на слухах и досужих домыслах.
Второй ведущий. Кажется, что он просто устал от жизни, спел все, что посчитал нужным, и ушел. Но не умер, а оставил большую часть себя с нами в своих песнях и стихах.
Третий ведущий. Из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР: “...присудить Государственную премию СССР 1987 года Высоцкому Владимиру Семеновичу (посмертно) - за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме “Место встречи изменить нельзя” и авторское исполнение песен”.
Четвертый ведущий. Владимир Высоцкий - так названа открытая в 1986 году планета между орбитами Марса и Юпитера. Ивановскому молодежному театру присвоено имя поэта. Бульвар в Киеве также носит имя Владимира Высоцкого. Миллионными тиражами выпущены диски его песен.
Первый ведущий. Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденный дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...
Звучит стихотворение “Владимиру Высоцкому - самому высокому из нас”.
Звучит песня А. Розенбаума “Ваганьково кладбище”
Звучит песня В. Высоцкого “Корабли”
Второй ведущий. Спасибо за внимание!
Третий ведущий. До свидания!