Урок в 9-м гуманитарном классе: "Тема преступной власти в трагедиях А.С.Пушкина "Борис Годунов"и В.Шекспира "Макбет"

Разделы: Литература


Я смею все, что можно человеку,
Кто смеет больше, тот не человек.

…Я в кровь
Так далеко зашел, что повернуть
Уже не легче, чем продолжить путь.

Шекспир “Макбет”

И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда

А. С. Пушкин “Борис Годунов”

I. Вступительное слово учителя.

Власть. Это слово, обладая необъяснимой, загадочной силой, становилось желанной целью для многих людей. В чем секрет такого полного подчинения ей, Власти? Сегодня, когда этот вопрос продолжает оставаться открытым, мы обратимся к урокам истории, ожидая ответов на собственные вопросы. Все ли средства хороши на пути к власти? Дает ли долгожданная власть то, чего так ждут от нее? Сегодня мы обращаемся к шедеврам мировой литературы – трагедиям А. С. Пушкина “Борис Годунов” и В Шекспира “Макбет”. Мы погружаемся в глубокую древность, чтобы не совершить ошибок в современности. Итогом нашего анализа текста станет таблица, которую мы будем заполнять в течение обоих уроков.

II Общие вопросы.

– Итак, когда происходит действие в трагедии Пушкина?

Примерный ответ: действие относится к так называемому “смутному времени”, те к периоду с 1598 по 1604 гг.

– Наши историки получали задание рассказать об этом времени необычно и интересно

III. Выступление творческой группы историков.

– Для своего выступления мы воспользовались трудами русских историков Н.М. Карамзина: “Об истории Государства Российского” и В.О. Ключевского “О русской истории”.

Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, – привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми недостатками ума и сердца Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия , его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным.
Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила отпечаток на его сердце. Его воспринимали как умного и деловитого человека, но на все способного, не останавливающегося ни перед каким нравственным затруднением. Это “рабоцарь”, царь из рабов, представляется загадочной смесью добра и зла, игроком, у которого чашки на весах совести постоянно колебались.

– А я заметил, работая с книгами, что Борис отлично понимал, что люди , которые идут к ступенькам престола, не любят и не умеют быть великодушными. Мне показалось необычным, что уже в 32 года Борис был советчиком и помощником царя Федора, т.е. сама власть будто благоволила к Борису, не видя в нем соперника.

Учитель: Хорошо, ребята. А теперь посмотрим, какой Борис в тексте Пушкина. Останьтесь на минуту с текстом: какие слова в описании героя поразили, обожгли странной несовместимостью?

Примерные ответы: Например, отзыв Воротынского: “А он умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать…” или “Зять палача и сам в душе палач”, как сказал о нем Шуйский.

Учитель (напоминает о заполнении таблицы): Итак, пушкинская характеристика соответствует исторической правде. Почему?

Ответ: Это неудивительно. Во-первых, сам Пушкин отыскивал документы в архивах и опирался на книги Н.М.Карамзина.

IV. Беседа.

Учитель: Давайте оторвемся от интереснейших страниц русской истории и обратимся к трагедии Шекспира. Что скажут наши исследователи древнеанглийской истории?

Историки: Действие происходит в Шотландии в XI веке, но вообще события, имеющие место в хронике, происходили в 1605-1606 годах. Время действия совпадает, Нои современны! Это что, случайность?

Учитель: Не думаю. Мы найдем в текстах еще много параллелей. Наверное, Пушкина волновало то же, что и Шекспира в эпоху Возрождения, что и нас с вами в начале XXI. Поработайте с текстом, найдите характеристики Макбета.

Примерные ответы:

– …он кровав
Развратен, жаден, лжив, хитер, притворен,
Несдержан, полон всех грехов,
Которым дано названье… – говорит Мальком.

– …на своих руках
он чувствует налипшие убийства…(Ангус)

Учитель: А теперь зачитайте другие характеристики и передайте в чтении своеобразие характера…

Историки:

– Итак, мы и в том, и в другом произведении встречаемся с сильными личностями, мечтающими о власти.
– Когда Борису Годунову предсказали, что он будет править лишь 7 лет, он воскликнул: “Хотя бы семь дней, но только царствовать!”

Учитель: Верно. Какими же путями добиваются тот и другой желанной цели? Как идут к ней?

Примерные ответы:

– Оба идут через кровавое преступление, через убийство.
– Борис чужими руками убивает невинного ребёнка, Макбет – короля Дункана.

Учитель: Зачитайте, как это происходит... А как всё происходило в истории? О Шотландии нам говорить трудно, нет исторических трудов об этом времени... А в России?

Историки:

– Вот как примерно рассказывает об этом Н. М. Карамзин: Борис венчался на царство, ещё пышнее и торжественнее Фёдора; народ благоговел в безмолвии. Но царь, осенённый десницею первосвятителя, забыв про устав, в порыве чувства воззвал: “Бог мне свидетель, что в моём царстве не будет ни сирого, ни бедного”, – и, тряся рубашку, промолвил: “Отдам и сию последнюю народу”. В храме были слышны звуки умиления и благодарности, народ плакал. Новый венценосец дал обед щадить жизнь преступников...

– А вскоре сам стал преступником! Никто из россиян не сомневался в убийстве Дмитрия, который рос на глазах всего Углича и, которого оплакивали 5 дней...

Учитель: Итак, цель достигнута! Счастливы ли новоявленные властители? Найдите подтверждение в тексте.

Ответы:

– Нет, их мучает совесть. Сам Годунов признается: “Счастья нет в моей душе...”
– Макбет говорит так:

И вот я заперт, стиснут, сдавлен, скован
Грызущим страхом...

Учитель: Почему же нет счастья? Ведь мечта, наконец, воплотилась в реальность!

Ответ:

– Потому что невозможно стать счастливым, убивая! Сам Пушкин делает вывод: “Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”

– А Шекспир подтверждает: “повернуть” назад уже невозможно, вечно клеймо убийцы, грех ещё не искупить.

Учитель: Хорошо. Но я заметила, что царственные преступники несчастливы и в семье. Подтвердите это.

Ответы:

– В трагедии Шекспира мы видим полный душевный разлад в душе героя, размолвки с леди Макбет, потеря друзей, всеобщая подозрительность – не отступают ни на шаг.
– Мне показалось страшным наказанием отсутствие детей, проклятие и искоренение рода.

Учитель: Верно, но ощущают ли они сами свою греховность? В чём она выражается?

Ответы:

– Да, конечно. Внешне героям удаётся оставаться невозмутимыми, ведь, как мы выяснили, они очень целеустремлённые, сильные личности. Но всё же страх начинает овладевать ими.
– Не только страх, но ожидание справедливого возмездия.
– Наверное, и ощущение собственного “падения” не обходит стороной, трагического разъединения с миром. Особенно мучает совесть, по-моему, Бориса.
– Именно поэтому преследуют их призраки: Бориса – “мальчики кровавые”, а Макбета – “окровавленный младенец” и призрак Банко, убитого им.

Учитель: Ребята, а кого обвинили в убийствах?

Примерные ответы:

– В трагедии Пушкина, Иуду Битяговского, а также трёх человек, растерзанных на месте; косвенной виновницей признали няню, не сумевшую уберечь ребёнка.
– В трагедии Шекспира обвинили слуг, залитых кровью Дункана. Бежавшие сыновья короля Малкольм и Дональбайн обвинены в соучастии, в сговоре.

Учитель: А теперь главный вопрос: что же влечёт за собой злодеяние? Подумайте. Обратитесь к тексту.

Ответы:

– Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты...
... государь... доносчиков допрашивает сам... – это у Пушкина.
– В трагедии Шекспира за одним убийством тянется целая цепочка: и Банко, и семья Макдуфа...
– И как следствие, Макбет лишается сна! Не может молиться... “аминь” застряло в горле...

Учитель: Молодцы! Посмотрите, как я изобразила схематически “фейерверк” смертей, взорвавшихся вслед за убийством Дункана и злодеяний, сопровождающих грех Годунова:

V. Составление опорной схемы-конспекта:

VI. Продолжение аналитической беседы.

Учитель: Где пытаются оба найти опору?

Ответ:

– Борис Годунов – в религии. Грешник-царь обращается к монахам с просьбой молиться “за нас”.
– А мне запомнился эпизод с юродивым, которого Борис тоже просит молиться за него, но юродивый пророчит беду...
– А Макбет ищет успокоения в самооправдании, нарастает число монологов героя, отрывки я зачитаю... Он пытается успокоить себя волевым усилием, но тщетно...

Учитель: Как же грешники замаливают свои грехи?

Ответы:

– Макбет каждый день устраивает пиры и раздаёт должности. Пытается быть добрым, смиренным.
– А Годунов говорит так:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать...

Учитель: Да, щедростью, притворной добротой замаливают властители страшные преступления. И хитрят, и занимаются самоуспокоением, но всё уже бесполезно. И вот уже власть не в радость:

На своих руках он чувствует налипшие убийства;
... Он чувствует, что власть
Болтается на нём, как плащ гиганта
На низкорослом воре...

– Что это? Власть оказалась не “по плечу”? Ноша оказалась слишком тяжёлой?

Ответы:

– Да, власть, доставшаяся преступным путём, ужасна, она гнетёт, делает окончательным преступником.

Учитель: И ещё вопрос: а что делает власть в лице Годунова и Макбета ненаказуемой, что у прошлых правителей способствовало распущенности нынешних?

Ответы:

– Дункан был очень доверчивым. В начале трагедии он награждает “верного” Макбета, приезжает к нему в замок, не подозревает его предательства. Королю не хватает политической зоркости.
– Историк Ключевский в царе Фёдоре также отмечает в определённом смысле слова слабость. Это было определено исторически: у него деспотичен отец, мать болела, рос Фёдор болезненным. Династия в его лице вымирала. На престоле он искал опоры, того, кому можно собственно передать власть – так было в истории.
– В трагедии об этом сказано так:

Но царь
На всё глядел глазами Годунова,
Всему внимал ушами Годунова...

– Это был человек чувствительный, обладающий интуицией, верующий искренне в Бога. Алексей Толстой описывает, как он обращается к Годунову, так:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно,
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен – я не обманусь.

– Таким образом, слабость, несостоятельность власти выдвигает на политическую арену не только авантюристов, но и преступников. Отсутствие сильной, особенно в духовном смысле слова, власти, порождает нестабильность в материальном плане и бездуховность в нравственном плане.

Учитель: Молодцы. Хочу спросить ещё о каких-либо необычных образах в трагедиях. Заметили ли вы их? В чём их художественное значение?

Ответ:

– Это некие потусторонние силы. У Макбета – ведьмы, пророчащие корону, и появляющиеся ещё пять раз...

Учитель: Когда же они появляются?

Ответы:

– Как правило, в самые напряжённые моменты действия, искушая героя.
– А Годунов обращается к гадалкам и предсказателям:

...Кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной...

– своё преступление, оправдывая предзнаменованиями судьбы.

Учитель: Хорошо. Итак, каков же итог жизни героев?

Ответы:

– У Шекспира действие заканчивается неопределённо: “уходят, сражаясь” Макбет и Макдуф. Мне не совсем ясно, почему автор не наказывает героя, принёсшего столько трагедий?

Учитель: Давайте подумаем. А Годунов, как известно, умирает, измученный физически и сочувствия.

Ответы:

– Может быть, Шекспир, не показывая гибели героя-убийцы, напоминает, что зло не так просто искоренить, что оно вечно? Ведь последние слова его такие:

Я не сдамся,
Чтоб землю целовать у ног Малькольма
И чтоб меня травила ярость черни...
...Смелей, Макдуф, не трусь!
И проклят тот, кто крикнет: “Стой, сдаюсь!”

– Да, Макбет сам не раскаялся, не хочет понять всей жестокости своего поступка, поэтому он будет жить и мучиться.
– А я думаю, что Добро всё же победит, а Макбет, хоть и остался жить, но осуждён на изгнание и одиночество.

Учитель: Так что погубило двух сильных людей, одержимых одной идеей, “заболевших” одним страшным недугом, имя которому “Власть”?

Ответ:

– Жестокость, честолюбие, тщеславие без границ, отсутствие нравственных принципов, разрешение крови.

Учитель: Как хорошо сказали: разрешение крови. Ведь об этом предупреждал нас ещё один великий пророк – Ф. М. Достоевский. У нас об этом разговор впереди. А сейчас постараемся сделать вывод: какое будущее у власти, добытой преступным путём.

Примерные ответы:

– Такая власть не имеет будущего. А стремящийся к ней заранее обречён на мучения.
– Остатки совести, “натуры” не дадут новому властителю жить спокойно. Он запутается окончательно.
– Преступление, разрешённое дважды, обязательно повторится, одна смерть влечёт за собой другою. Безнравственное продвижение к своей цели, при котором все средства хороши, убивает в человеке всё лучшее, побеждает душевные порывы любви, жалости, сочувствия, милосердия.

Учитель: Это действительно так. И Шекспир, и Пушкин в своих трагедиях подняли вечные проблемы. Они актуальны и для нашего времени. Для нас не секрет, что многие люди, жаждущие власти, подразумевают под этим словом безраздельное владение душами людей, а свободу понимают как вседозволенность. “Свобода и власть, а главное – власть!..” – так сказал один из героев Достоевского, разрешая себе делить людей по принципу их полезности. Мы не заканчиваем этот разговор, мы не ставим точку в разговоре. Будем думать, размышлять и слушать своё сердце...

Приложение.