Двойники (урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • обучающая – целостный анализ литературного произведения;
  • развивающая – развитие ассоциативного, логического мышления (логические операции: сопоставление, абстрагирование, обобщение);
  • воспитывающая – размышление над жизненно значимыми нравственными понятиями (любовь, дети, деньги).

Ход урока

I. Доброе утро!

Каждого из вас я просила принести на урок зеркальце.

Привычный каждому предмет.

Привычное для уха слово.

(Показать маленькое зеркальце.)

На доске и в тетрадях записать:

Зеркало – зькати ,смотреть’

,видеть’

Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные зайчики…

Посмотрите на себя в зеркальце. Вы видите себя или своего двойника?

Тема сегодняшнего нашего урока: “Двойники”

II. (Вновь взять в руки маленькое зеркальце.)

Этого предмета нет на страницах повести Николая Семёновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. И все же не могу представить дом Катерины Львовны Измайловой без зеркала. Ведь она молодая женщина.

(Учитель начинает фразу, ученики продолжают, работая с текстом).

Ей…(“24 года”)

Она не родилась красавицей, НО…(“росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы”).

Я совсем на неё не похожа.

И все же напрягите воображение.

Постарайтесь увидеть её.

(Набросить на плечи большой платок, сесть подпершись и поглядеть в зеркало в старинной раме, стоящее на столе.)

Какое слово могла бы произнести Катерина Львовна, сидя у зеркала?

На доске и в тетради:

Скука – кукати - ,горевать’

,плакать’

Посчитаем в первой главе, сколько раз повторяется это слово (7).

Истомилась душа.

А тут ОН …

(Прочтите портрет Сергея.)

“Молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными, как смоль, кудрями и едва пробивающейся бородкой”

Весна.

Любовь. Какая любовь? Подберите эпитет. (Страстная.)

Любопытна этимология слова.

Страсть страдание работа, нужда

(Записать на доске и в тетради.)

Соедините слово СТРАСТЬ с его этимологическим значением РАБОТА…НУЖДА

Какое интересное возникает толкование. (Ответы учеников.)

(Учитель читает эпизод, ученики сами отыскивают в тексте нужную страницу.)

“Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!” - воскликнула Катерина Львовна, смотря сквозь покрывающие её густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.

Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками разбегался по лицу и по всей фигуре лежавшей навзничь Катерины Львовны; в воздухе стояла тишина; только легонький теплый ветерочек чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и деревьев. Дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге и к темным желаниям”.

“Рай-то какой!” - хочется воскликнуть вместе с Катериной Львовной.

(На доске небольшая таблица в два столбика. В первом заголовок – рай.)

(Продолжить чтение.)

“Катерина Львовна, не получая ответа, опять замолчала и все смотрела сквозь бледно-розовые цветы яблони на небо. Обхватив обеими руками свои колени, он сосредоточенно глядел на свои сапожки”.

Заметили разницу между ними? (она – в небо, он – в землю).

(В первом столбике – она ^, он v)

Екатерина Львовна пока не знает, какое горькое разочарование и мучительную боль принесет ей любовь к Сергею. Может быть, чувствует, поскольку предупреждает: “Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”.

По накалу чувств ее слова напомнили мне песню Земфиры (звучит фрагмент песни “Хочешь” со слов:

“Пожалуйста. Не умирай или мне придется тоже…”

до слов:

“Хочешь, я убью соседей, что мешают спать…”)

(Учитель читает отрывок.)

“Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”.

Какую мы увидели бы ее в зеркале в этот момент?

(Воодушевленная, с сияющими глазами…)

(Запись в тетради и на доске.)

Безоглядная любовь! Что значит “безоглядная”?

(Выделить корень и приставки, истолковать их значение.)

А если оглянуться?

(Произносить фразы из текста с пропусками, чтобы ученики вставляли эти слова. Сопровождать чтение элементами театрализации.)

“Собственными… (руками) … приготовляла … особое … (кушанье), готовя убийство свекра”.

“… в правой … (руке) … тяжелый литой … (подсвечник)”. Им ударила по виску мужа.

“… сдавила … (своими руками) … Сергеевы руки, лежавшие на мужнином горле”.

Оглянуться страшно. Ад! (Озаглавить второй столбик.)

Что отразилось бы в зеркале в этот момент?

(* Львовна, оскал)

(На доске и в тетради.)

Хищница – хыща хытити

,хватать’

Женщина – хищница. Любящая женщина. Можно ли хватать в любви?

(Вопрос не требует ответа, а только заставляет задуматься.)

Вновь посмотрите на себя в зеркальце.

(На доске и в тетради.)

отражение (выделить корень –раж-)

разить (выделить корень –раз-; в этимологическом словаре ,черта’)

(Провести пальцами по грани зеркальца.)

(Читать из газеты “Тайная власть” № 5, 2000 г.)

Мистики и экстрасенсы считают, что в зеркале мы видим не свое отражение, как принято считать, а зеркального двойника – нашу копию, обитающую в потустороннем мире.

Содрогнешься от ужаса, увидев двойника Катерины Львовны. А она равнодушна.

И все же голос её дрогнул.

В какой момент? (Перед убийством Феди.)

Всенощная. Бабушка ушла на службу. В доме больной Федя да Катерина Львовна с Сергеем.

(Зажечь свечи.)

“Сходить к Феде: он там один”.

(Выключить свет, читать при свече.)

Тетенька. Я боюсь.

Чего боишься? … Ляг.

Я, тетенька, не хочу.

Нет, ты, Федя, послушай меня, ляг, пора; ляг.

Что это вы, тетенька! Да я не хочу совсем.

Нет, ты ложись, ложись, - приговаривала Катерина Львовна опять изменившимся, нетвердым голосом и, схватив мальчика под мышки, положила на изголовье.

В это мгновение Федя неистово вскликнул: он увидел входящего бледного, босого Сергея.

Катерина Львовна захватила своей ладонью раскрытый в ужасе рот испуганного ребенка и крикнула: - А ну скорее; держи ровно, чтоб не бился!

Сергей взял Федю за ноги и за руки, а Катерина Львовна одним движением закрыла детское личико страдальца большой пуховой подушкой и сама навалилась на нее крепкой упругой грудью.

Минуты четыре в комнате было могильное молчание.

- Кончился, - прошептала Катерина Львовна…

(Включить свет.)

Образа вокруг. Лампадки сияют (показать рукой на икону, лампадку, свечи).

(Держать паузу.)

Нехристь!

(Перевернуть икону, обратная сторона которой – зеркало.)

Чье лицо отразится? (Ее, Сергея). (Варианты ответов.)

(Учитель начинает фразу, ученики продолжают.)

Ниже женщине невозможно пасть. Именно в этот вечер под сердцем … (повернулся ее собственный ребенок.)

Именно в этот вечер, навалившись крепкой упругой грудью, она другого… (Убила.)

А после и от собственного отмахнулась (“Ну его совсем!”)

Вспомнился роман Булгакова “Мастер и Маргарита”

Маргарита, став королевой на Бале у Сатаны, встречает гостей – великих грешников, узнает о Фриде.

(Читать.)

“- К ней камеристка приставлена и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так платок уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила в реке, но ничего не помогает.

- Какой платок? – шептала Маргарита, подымая и опуская руку.

- С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика. Унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка”.

Маргарита помогает этой женщине, потому что та раскаялась.

Катерине Львовне нет прощения, потому что СОВЕСТЬ ее не мучает (на доске и в тетради)

СОВЕСТЬ. (Выделить приставку со- и корень –весть-.)

Используйте смысл слова. (Варианты толкования.)

Закройте левый глаз и посмотрите в зеркальце.

Увидели закрытый правый.

Все наоборот.

Как аукнется, … (так и откликнется).

Найдите два зеркальных эпизода (ученики называют главы).

глава XII глава XV

поясок синие чулки

поцелуй

пощечина плевок в глаз

(Коллективный анализ деталей.)

Екатерина Львовна увидеть – увидела, испытать – испытала.

А поняла ли?

(На доске и в тетради.)

обида – обвидети – обволокла (значение приставки об-)

(Показать жестом, как обида обволокла человека.)

Так и в жизни бывает, когда обиженный человек не может воспринимать мир реально. Помните об этом. Она обиделась и … (убила). (Ученики читают эпизод.)

“еще минуту – и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с ней за борт парома … через две секунды … она [Сонетка] снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водой Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались”.

III. (Вызвать к доске двух человек которые работают на двух отворотах доски. Остальные в тетрадях.)

Покажите линиями отражение ее души.

(Обсудить варианты, выбрать удачный.)

В средневековье калек-шутов “выращивали” с детства.

(На доске и в тетрадях.)

калека – обезображенный

(Выделить корень, приставки и обосновать каждую.)

У Екатерины Львовны искалечена душа. Чем?

(Блиц-опрос по цепочке.)

А сейчас обратимся к названию повести.

На какие две половинки распадается название?

(Ученики или учитель дает историческую справку о Леди Макбет и о пьесе Шекспира.)

Почему Н.С. Лесков именно так назвал свое произведение?

IV. Вновь хочу обратиться к газете (“Тайная власть” № 5, 2000 г.)

“Обращаясь к своему двойнику, воздействуя на него, можно с помощью этого загадочного существа влиять на свой (и чужой) внешний облик, на события нашей жизни”.

Глядя на себя в зеркало, приучите себя всегда думать о хорошем.

Записи на доске.

Повесть Николая Семеновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.

Двойники

зеркало – зькати ,смотреть’

,видеть’

скука – кукати - ,горевать’

,плакать’

страсть страдание работа нужда

рай ад

она^, онv

безоглядная хищница – хыща хытити

,хватать’

СОВЕСТЬ

Обидеть – обвидети – обволокло

Калека – обезображенный