Цели урока:
- обучающая – целостный анализ литературного произведения;
- развивающая – развитие ассоциативного, логического мышления (логические операции: сопоставление, абстрагирование, обобщение);
- воспитывающая – размышление над жизненно значимыми нравственными понятиями (любовь, дети, деньги).
Ход урока
I. Доброе утро!
Каждого из вас я просила принести на урок зеркальце.
Привычный каждому предмет.
Привычное для уха слово.
(Показать маленькое зеркальце.)
На доске и в тетрадях записать:
Зеркало – зькати ,смотреть’
,видеть’
Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные зайчики…
Посмотрите на себя в зеркальце. Вы видите себя или своего двойника?
Тема сегодняшнего нашего урока: “Двойники”
II. (Вновь взять в руки маленькое зеркальце.)
Этого предмета нет на страницах повести Николая Семёновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. И все же не могу представить дом Катерины Львовны Измайловой без зеркала. Ведь она молодая женщина.
(Учитель начинает фразу, ученики продолжают, работая с текстом).
Ей…(“24 года”)
Она не родилась красавицей, НО…(“росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы”).
Я совсем на неё не похожа.
И все же напрягите воображение.
Постарайтесь увидеть её.
(Набросить на плечи большой платок, сесть подпершись и поглядеть в зеркало в старинной раме, стоящее на столе.)
Какое слово могла бы произнести Катерина Львовна, сидя у зеркала?
На доске и в тетради:
Скука – кукати - ,горевать’
,плакать’
Посчитаем в первой главе, сколько раз повторяется это слово (7).
Истомилась душа.
А тут ОН …
(Прочтите портрет Сергея.)
“Молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными, как смоль, кудрями и едва пробивающейся бородкой”
Весна.
Любовь. Какая любовь? Подберите эпитет. (Страстная.)
Любопытна этимология слова.
Страсть страдание работа, нужда
(Записать на доске и в тетради.)
Соедините слово СТРАСТЬ с его этимологическим значением РАБОТА…НУЖДА
Какое интересное возникает толкование. (Ответы учеников.)
(Учитель читает эпизод, ученики сами отыскивают в тексте нужную страницу.)
“Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!” - воскликнула Катерина Львовна, смотря сквозь покрывающие её густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.
Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками разбегался по лицу и по всей фигуре лежавшей навзничь Катерины Львовны; в воздухе стояла тишина; только легонький теплый ветерочек чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и деревьев. Дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге и к темным желаниям”.
“Рай-то какой!” - хочется воскликнуть вместе с Катериной Львовной.
(На доске небольшая таблица в два столбика. В первом заголовок – рай.)
(Продолжить чтение.)
“Катерина Львовна, не получая ответа, опять замолчала и все смотрела сквозь бледно-розовые цветы яблони на небо. Обхватив обеими руками свои колени, он сосредоточенно глядел на свои сапожки”.
Заметили разницу между ними? (она – в небо, он – в землю).
(В первом столбике – она ^, он v)
Екатерина Львовна пока не знает, какое горькое разочарование и мучительную боль принесет ей любовь к Сергею. Может быть, чувствует, поскольку предупреждает: “Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”.
По накалу чувств ее слова напомнили мне песню Земфиры (звучит фрагмент песни “Хочешь” со слов:
“Пожалуйста. Не умирай или мне придется тоже…”
до слов:
“Хочешь, я убью соседей, что мешают спать…”)
(Учитель читает отрывок.)
“Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест”.
Какую мы увидели бы ее в зеркале в этот момент?
(Воодушевленная, с сияющими глазами…)
(Запись в тетради и на доске.)
Безоглядная любовь! Что значит “безоглядная”?
(Выделить корень и приставки, истолковать их значение.)
А если оглянуться?
(Произносить фразы из текста с пропусками, чтобы ученики вставляли эти слова. Сопровождать чтение элементами театрализации.)
“Собственными… (руками) … приготовляла … особое … (кушанье), готовя убийство свекра”.
“… в правой … (руке) … тяжелый литой … (подсвечник)”. Им ударила по виску мужа.
“… сдавила … (своими руками) … Сергеевы руки, лежавшие на мужнином горле”.
Оглянуться страшно. Ад! (Озаглавить второй столбик.)
Что отразилось бы в зеркале в этот момент?
(* Львовна, оскал)
(На доске и в тетради.)
Хищница – хыща хытити
,хватать’
Женщина – хищница. Любящая женщина. Можно ли хватать в любви?
(Вопрос не требует ответа, а только заставляет задуматься.)
Вновь посмотрите на себя в зеркальце.
(На доске и в тетради.)
отражение (выделить корень –раж-)
разить (выделить корень –раз-; в этимологическом словаре ,черта’)
(Провести пальцами по грани зеркальца.)
(Читать из газеты “Тайная власть” № 5, 2000 г.)
Мистики и экстрасенсы считают, что в зеркале мы видим не свое отражение, как принято считать, а зеркального двойника – нашу копию, обитающую в потустороннем мире.
Содрогнешься от ужаса, увидев двойника Катерины Львовны. А она равнодушна.
И все же голос её дрогнул.
В какой момент? (Перед убийством Феди.)
Всенощная. Бабушка ушла на службу. В доме больной Федя да Катерина Львовна с Сергеем.
(Зажечь свечи.)
“Сходить к Феде: он там один”.
(Выключить свет, читать при свече.)
Тетенька. Я боюсь.
Чего боишься? … Ляг.
Я, тетенька, не хочу.
Нет, ты, Федя, послушай меня, ляг, пора; ляг.
Что это вы, тетенька! Да я не хочу совсем.
Нет, ты ложись, ложись, - приговаривала Катерина Львовна опять изменившимся, нетвердым голосом и, схватив мальчика под мышки, положила на изголовье.
В это мгновение Федя неистово вскликнул: он увидел входящего бледного, босого Сергея.
Катерина Львовна захватила своей ладонью раскрытый в ужасе рот испуганного ребенка и крикнула: - А ну скорее; держи ровно, чтоб не бился!
Сергей взял Федю за ноги и за руки, а Катерина Львовна одним движением закрыла детское личико страдальца большой пуховой подушкой и сама навалилась на нее крепкой упругой грудью.
Минуты четыре в комнате было могильное молчание.
- Кончился, - прошептала Катерина Львовна…
(Включить свет.)
Образа вокруг. Лампадки сияют (показать рукой на икону, лампадку, свечи).
(Держать паузу.)
Нехристь!
(Перевернуть икону, обратная сторона которой – зеркало.)
Чье лицо отразится? (Ее, Сергея). (Варианты ответов.)
(Учитель начинает фразу, ученики продолжают.)
Ниже женщине невозможно пасть. Именно в этот вечер под сердцем … (повернулся ее собственный ребенок.)
Именно в этот вечер, навалившись крепкой упругой грудью, она другого… (Убила.)
А после и от собственного отмахнулась (“Ну его совсем!”)
Вспомнился роман Булгакова “Мастер и Маргарита”
Маргарита, став королевой на Бале у Сатаны, встречает гостей – великих грешников, узнает о Фриде.
(Читать.)
“- К ней камеристка приставлена и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так платок уже тут. Она уж и сжигала его в печи и топила в реке, но ничего не помогает.
- Какой платок? – шептала Маргарита, подымая и опуская руку.
- С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика. Унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка”.
Маргарита помогает этой женщине, потому что та раскаялась.
Катерине Львовне нет прощения, потому что СОВЕСТЬ ее не мучает (на доске и в тетради)
СОВЕСТЬ. (Выделить приставку со- и корень –весть-.)
Используйте смысл слова. (Варианты толкования.)
Закройте левый глаз и посмотрите в зеркальце.
Увидели закрытый правый.
Все наоборот.
Как аукнется, … (так и откликнется).
Найдите два зеркальных эпизода (ученики называют главы).
глава XII глава XV
поясок синие чулки
поцелуй
пощечина плевок в глаз
(Коллективный анализ деталей.)
Екатерина Львовна увидеть – увидела, испытать – испытала.
А поняла ли?
(На доске и в тетради.)
обида – обвидети – обволокла (значение приставки об-)
(Показать жестом, как обида обволокла человека.)
Так и в жизни бывает, когда обиженный человек не может воспринимать мир реально. Помните об этом. Она обиделась и … (убила). (Ученики читают эпизод.)
“еще минуту – и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с ней за борт парома … через две секунды … она [Сонетка] снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водой Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались”.
III. (Вызвать к доске двух человек которые работают на двух отворотах доски. Остальные в тетрадях.)
Покажите линиями отражение ее души.
(Обсудить варианты, выбрать удачный.)
В средневековье калек-шутов “выращивали” с детства.
(На доске и в тетрадях.)
калека – обезображенный
(Выделить корень, приставки и обосновать каждую.)
У Екатерины Львовны искалечена душа. Чем?
(Блиц-опрос по цепочке.)
А сейчас обратимся к названию повести.
На какие две половинки распадается название?
(Ученики или учитель дает историческую справку о Леди Макбет и о пьесе Шекспира.)
Почему Н.С. Лесков именно так назвал свое произведение?
IV. Вновь хочу обратиться к газете (“Тайная власть” № 5, 2000 г.)
“Обращаясь к своему двойнику, воздействуя на него, можно с помощью этого загадочного существа влиять на свой (и чужой) внешний облик, на события нашей жизни”.
Глядя на себя в зеркало, приучите себя всегда думать о хорошем.
Записи на доске.
Повесть Николая Семеновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.
Двойники
зеркало – зькати ,смотреть’
,видеть’
скука – кукати - ,горевать’
,плакать’
страсть страдание работа нужда
рай ад
она^, онv
безоглядная хищница – хыща хытити
,хватать’
СОВЕСТЬ
Обидеть – обвидети – обволокло
Калека – обезображенный