Эпиграммы М. Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6 классе
Изучая поэтическое творчество М. Ю. Лермонтова в 6 классе, учащиеся знакомятся с новым жанром – эпиграммой. Я работаю по программе Т. Ф. Курдюмовой, которая предлагает рассмотреть эпиграмму как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. К сожалению, материал учебника недостаточен для проведения целого урока по данной теме, довольно сложной для 6-классников, но и интересной, поэтому я предлагаю свою разработку такого урока.
Цели урока:
1. Познакомить 6-классников с новым поэтическим жанром, способствующим острой постановке нравственных вопросов.
2. Совершенствовать навыки сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений.
3. Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование урока:
1. Портрет М. Ю. Лермонтова <Рисунок 1>
2. Портрет Ф. В. Булгарина <Рисунок 2>
3. Карточки для самостоятельной работы учащихся (см. Приложение 1).
(На уроке может быть использована презентация – см. Приложение 2)
Ход урока.
I. Повторение предыдущей темы и проверка домашнего задания (на прошлом уроке мы говорили о биографии и основном мотиве лирики поэта):
1. Учащиеся вспоминают основные биографические сведения о М. Ю. Лермонтове:
- Родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье армейского капитана Ю. П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой.
- Детство поэта прошло в имении бабушки Е. А. Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии.
- В сентябре 1834 г. выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
- В апреле 1840 г. переведен в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ.
- Погиб 15 июля 1841 г., участвуя в дуэли в Пятигорске. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.
2. Разговор об основном мотиве лирики поэта уместно начать с толкования теоретического понятия МОТИВ.
-
Мотив – устойчивая тема в произведениях
писателя или поэта.
- Основной мотив лирики Лермонтова – мотив одиночества.
- Мотив одиночества звучит в следующих стихотворениях Лермонтова: “Парус”, “Листок”, “Утёс”, “На севере диком”, “Тучи”.
II. Знакомство учащихся с новым жанром лирики:
1. Работа с материалами учебника.
В учебнике литературы 6 класса (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва. 2003 г. Автор-составитель Т. Ф. Курдюмова) учащиеся читают эпиграмму Лермонтова:
Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.
Затем знакомятся со статьёй учебника на стр. 116. и определением:
Эпиграмма – жанр лирической поэзии, чаще всего остросатирического содержания; бывает очень краткой и обычно состоит из одной строфы.
Вопросы:
1) Как вы поняли смысл эпиграммы?
2) Что такое эгоизм? Сравните с толкованием в словаре: ЭГОИЗМ (франц. egoisme, от лат. ego — я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п.
3) Можно ли утверждать, что чувство одиночества поэта напрямую связано с его эгоизмом? Ответ подтвердите, опираясь на материал статьи учебника.
2. Эпиграмма М. Ю. Лермонтова “На Ф. Булгарина”.
- Учитель знакомит учащихся с эпиграммой Лермонтова “На Ф. Булгарина”:
Россию продаёт Фадей
Не в первый раз, как вам известно,
Пожалуй, он продаст жену, детей,
И мир земной, и рай небесный,
Он совесть продал бы за сходную цену,
Да жаль, заложена в казну.
- Понять смысл эпиграммы 6-классникам поможет сообщение о Ф. В. Булгарине, подготовленное одним из учащихся.
Булгарин Фаддей Венедиктович—писатель. Окончив Сухопутный кадетский корпус в 1806 г., Булгарин определился в уланский Государя Цесаревича полк, принял участие в кампании 1806 — 1807 г. Возвратившись из похода, Булгарин сочинил сатиру на полкового командира, за что его перевели в Кронштадтский гарнизонный полк, из которого в 1810 г. он перешел в Ямбургский уланский полк. В 1811 г. Булгарин был уволен из полка с плохой аттестацией, опустился нравственно, дошел до кражи, жил милостыней, пока не определился в польский легион Наполеона рядовым в полк, находившийся тогда в Испании. В рядах французской армии Булгарин принял участие в кампании, достигнув капитанского чина. В 1814 г. Булгарин был взят в плен прусскими войсками; после войны возвратился в Варшаву, из которой переехал в Санкт-Петербург, где ему было разрешено поселиться. С 1825 по 1859 годы издавал газету “Северная пчела”. Булгарин известен своей борьбой против А. С. Пушкина и писателей его круга. В 1837 г. под именем Булгари-на вышла в свет книга, которая не имела успеха, её не покупали. В связи с этим Булгарин напечатал в “Северной пчеле” объявление, где широко рекламировал эту книгу. Данное событие и послужило поводом для возникновения лермонтовских эпиграмм.
(М. Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах. – М.: Правда, 1988. – Том первый. Комментарии И. С. Чистовой, стр. 679-680)
- Анализ эпиграммы по вопросам:
- Перечислите слова эпиграммы, отрицательно характеризующие её адресата.
- Какой смысл заключается в первых двух строчках эпиграммы?
- Как вы думаете, почему поэт так резко выступает против Ф. В. Булгарина?
3. Самостоятельная работа “Найди эпиграмму”.
Учащимся предлагается выразительно прочитать данные отрывки и определить, какое из стихотворений является эпиграммой:
Кто знатен и силен, да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода ...
(И. А. Крылов. Слон на воеводстве. Басня)
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
(М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Стихотворение.)
Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног.
(А. П. Сумароков. Эпиграмма.)
III. Творческое домашнее задание (на выбор):
1. Попробуйте сочинить эпиграмму, выбрав одну из предлагаемых тем:
- О книге, самостоятельно мной прочитанной.
- О новом фильме.
- О взаимоотношениях наших одноклассников.
- Об отношениях между моими братьями и сёстрами.
2. Найдите (в периодической печати, в поэтических сборниках) эпиграммы современных поэтов.
IV. Выводы по уроку:
1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах?
2. Как вы думаете, с какой целью создаются эпиграммы?
3. Актуален ли этот жанр в современной поэзии? Свой ответ аргументируйте.