Литература
-
Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение) 2005
Нравственный потенциал ученика, как правило, достаточно легко выявить через анализ любого художественного произведения в рамках школьной программы. Но хотелось бы, чтобы ответы ребят и их внутренние ощущения существовали в гармонии, шли от души. Это возможно на уроках откровения, которые часто я провожу как заключительные уроки темы. Данный урок предполагает нравственно - эстетический анализ образов героев в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
-
Урок литературы по учебному пособию "Вокруг тебя мир…"(6 класс). Вл. Железников "Чучело", "Чувствовать чужую боль…" 2005
Урок-размышление с элементами театрализации знакомит учащихся с творчеством Владимира Железникова и воспитывает у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.
-
Читательская конференция в 8-м классе по теме: «Подросток в повести Г. Михасенко "Милый Эп"» 2005
Целью урока заключается в том, чтобы проанализировать и обсудить произведение о первой любви, показать сложный духовный мир подростка, становление личности.
-
К изучению романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" 2005
Актуальность изучения произведения. Урок 1. Любовный треугольник. Находим выход из ситуации. Новые люди в романе. «Моральный кодекс» героев Чернышевского. Уроки 2,3. Особенный ли человек Рахметов? Его роль в романе. Разговор о лачугах и дворцах. Самооценка учащихся. Кому адресован вопрос автора? Есть ли ответ в романе?
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
Урок внеклассного чтения: "Все мы родом из детства" 2005
В подростковый период проблема взаимоотношения "отцов и детей" звучит особенно остро. Этим обусловлен выбор сказки С. Экзюпери "Маленький принц". Форма работы - общеклассная, так как идейное содержание произведения сложно и многогранно. Главный вопрос: "Что такое счастье и как найти взаимопонимание со взрослыми?". Для активизации читательского интереса использовались иллюстрации к произведению. Эмоциональное завершение - создание общей фотографии.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме: "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" 2005
Основная цель уроков по биоэтике - соединить научные знания с эмоциональным восприятием окружающего мира, создать культ живого. Наиболее удачно это реализуется через интеграцию таких учебных предметов, как биология и литература. Цикл включает уроки:"Скопление чудных тварей, или суд над насекомыми", "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" "Карнавал животных", "Человек - вершина эволюции или эволюционный тупик?". Эти уроки учат детей доброте, милосердию, осознанию себя частью природы.
-
Урок-конференция по литературе "Добро должно быть с кулаками!?"по повести В. Железнякова "Чучело", 7 класс 2005
Урок-конференция является опорным для формирования этических норм взаимоотношений подростков, нравственных законов героев В.Железнякова, анализа художественного произведения, развития коммуникативных и творческих способностей учащихся.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.И.Просекина "Милочка". "Хочу жить как мне хочется, а не как живется" 2005
Изучение творчества писателей Восточной Сибири способствует воспитанию любви и уважения к родному краю, людям, населяющим его. Учащиеся задумываются над нравственными проблемами общества.
-
План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 2005
Цели урока - на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию; работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа; воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться; совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского" 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая "свой труд в труд своей республики", Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства; формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой; Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план; Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
-
Интегрированный урок: литература + ИЗО + музыка. "Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке", 8-й класс 2005
Интегрированный урок в 8 классе по поэзии Н.Рубцова, живописи русских художников-пейзажистов, музыке С.Рахманинова ставит своей целью выяснить, как отражается человеческая душа в лирике, показать внутреннюю связь разных видов искусств. Задача урока - развитие фантазии, творческого начала, музыкальности, ассоциативного мышления учащихся - подчинена воспитанию патриотических, гуманных чувств, слушательской культуры.
-
Применение методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой нравственной личности 2005
Традиционный характер обучения, когда учитель передает учебную информацию учащимся в проанализированном и обобщенном виде, а учащиеся лишь запоминают, не отвечает требованию формирования интеллектуально развитой, нравственной личности, социально адаптивной, способной к реализации и развитию своих духовных и природных творческих возможностей. Исключительно эффективным способом формирования нравственной активной личности являются активные формы и методы обучения, как-то: проблемные методы обучения, диспуты, семинары, инсценировки, конференции, творческие работы, общение и т.д.
-
Формирование нравственно активной личности — главная задача обучения и воспитания старшеклассников на уроках литературы 2005
Наша жизнь - это процесс постоянного выбора, выбора между добром и злом, любовью и ненавистью. В сегодняшнем безнравственном мире только подлинно активная нравственная личность способна совершать правильный выбор как каждодневно, так и на поворотных, переломных этапах своей жизни, в периоды серьезных испытаний. В воспитании такой личности большую роль играют проблемные морально-этические ситуации, которые необходимо использовать на уроках литературы.
-
Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль…"(по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка") 2005
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
-
Интеллектуальная игра: "Счастливый случай" 2005
В системе уроков по теме "Люби, цени и знай родной край" данный урок имеет большое значение, т. к. закрепляет не только знания о природе, истории Хакасии, ее известных людях, но и активизирует познавательную детальность, формируются поисковые и исследовательские навыки; а также урок предполагает формирование у учащихся новых понятий (топономика) и способов действий. Это урок сотрудничества, свободы выбора решений многомерное усвоение учебного материала.
-
Многовариантная контрольная работа по теме: "Серебряный век русской поэзии" в 11-м классе 2005
Многовариантная контрольная (зачётная, проверочная) работа по теме «Серебряный век русской поэзии» в 11 классе. Цели: углубление, расширение (при подготовке) знаний и их проверка, повышение уровня самостоятельности при выполнении работы, формирование умения работать с дополнительной литературой.
-
Урок-раздумье "Чужого горя не бывает" (по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №…") 2005
Урок внеклассного чтения "Чужого горя не бывает" по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №...". Данный урок - раздумье поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность; воспитывает патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших; заставляет задуматься над смыслом жизни человеческой.
-
Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения 2005
С помощью лингвистического анализа художественного текста можно совершенствовать конкретные формы и методы введения художественной культуры слова в процесс обучения русскому языку. ЛАХТ позволяет научить школьников читать художественную литературу, правильно организовать работу по развитию речи, привить им лингвистическое и эстетическое чутье, воспитать их чуткими к красоте и выразительности языка, научить по крупицам впитывать в себя настоящий русский литературный язык, который должен быть предметом гордости нации.
-
Интерпретация стихотворения (понимание, истолкование, оценка). "Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…" (философский смысл стихотворения С.Есенина "Отговорила роща золотая") 2005
Не все ученики могут определить тему и идею стихотворения, проанализировать его. В ходе урока мы анализируем стихотворение С.Есенина "Отговорила роща золотая". Оттолкнувшись от описания природы, мы переходим к размышлениям о смысле бытия и человеческой личности, определению темы, идеи.
-
Интегрированный урок по литературе. "Надрывается сердце от муки…", 10-й класс 2005
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Изображение жизни и страданий детей в романе.
-
Урок "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" 2005
Цель урока "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" - сравнить книги Р. Баха, А. Сент Экзюпери, П. Коэльо с точки зрения их идейно-художественного своеобразия, определить, что сближает такие разные творения. В форме урока-викторины учащиеся определяют их жанровую природу - притчи или философские сказки, отвечающие на "вечные вопросы" о смысле жизни. Сопоставляя "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", "Маленького принца", "Алхимика", приходим к выводу, что они пронизаны идеей добра, духовной красоты и обращены к зоркости сердца читателя.
-
Урок-семинар по литературе "…И судим был каждый по делам своим: город и его жители" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия") 2005
Данный урок-семинар проведён по новой учебной технологии "Педагогика сотрудничества", которая подразумевает работу в группах. Класс был разбит на четыре группы, каждой из которой вопросы и задания были розданы заранее (семинарское занятие предполагает это). Уверена, что данный урок позволил учащимся разобраться в нравственных проблемах романа, дать полную характеристику героям, проанализировать текст и дать свою интерпретацию.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова 2005
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 190 - летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Направлена на развитие творческих способностей детей, на повышение общего уровня духовного развития; позволяет привлечь к работе и объединить детей разных возрастов, дает возможность проявить свои способности детям, которым сложно это сделать в рамках обычного урока.
-
Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть "Каратели" 2005
Урок внеклассного чтения призван содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, презрения к насилию, несправедливости. "Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как это было".
-
А.А.Ахматова: личностьи судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой 2005
Учащиеся, получив перспективное домашнее задание, организовали исследовательскую работу в микрогруппах. Цель такой работы - познакомиться с любовной лирикой А.А. Ахматовой в разные периоды творчества и подготовить ответ на вопрос: В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство "женской поэзии" Ахматовой?
-
Урок литературы. Литературно-поэтический альманах "Он сердцем прост, он нежен был душою"(Жизнь и творчество В.А. Жуковского) 2005
XIX век был бурным и противоречивым. Это век расцвета романтизма. Романтическое направление в русской литературе не было однородным. Одни романтики прославляли революционную борьбу, воспевали преданность Отчизне, гражданственность. Другие - уходили в мир мечты, в мир своих чувств, переживаний. Таким был В.А.Жуковский. Страницы альманаха расскажут об этом удивительном человеке.
-
Рабочие материалы к уроку по теме: «"Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов?» 2005
Урок литературы – это исследование художественных текстов, приемов создания образов, особенностей выразительных средств, которые использует автор для создания образов. Представлены рабочие материалы и конспект первого урока по роману И.А. Гончарова “Обломов”. Особенность этого урока – погружение в текст романа, внимание к художественному слову.
-
Роль текстового опроса на уроках литературы 2005
Одна из важнейших проблем в изучении литературы – приобщение учащихся к чтению художественных произведений, и текстовый опрос это один из эффективных приёмов работы с тестом. Он стимулирует самостоятельную работу учащихся, а также формирует у учащихся потребность в чтении текста художественного произведения. В работе приведены различные варианты качественных и интересных для учащихся текстовых опросов.
-
"Повести Белкина" в аспекте нравственно-духовных ценностей (материалы к урокам литературы) 2005
Пушкин генетически унаследовал христианскую систему ценностей русской культуры и её религиозную точку зрения на мир, хотя воспитывался в духе европейского Просвещения, скептицизма и материализма. В "Повестях..." дан взгляд на жизнь со стороны идеала, постижимого верой. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом.