Литература
-
Спор М. Горького и Л. Андреева о человеке, России и будущем 2005
Уроки - диалоги строятся по единой схеме: чтение и анализ произведений разных писателей с похожей судьбой, с общей темой или по-разному рассматривающими тот или иной вопрос. Данные уроки интересны именно сравнением и моделированием диалога между одним художником слова и другим. Интересно находить общее и различное в мыслях авторов, комментировать самостоятельно то, что понял, находить и приводить аргументы в доказательство собственных мыслей, тем самым учиться сопоставительному анализу и внимательному чтению.
-
Проверочные работы по литературе 2005
Представлен один из способов контроля за самостоятельным чтением учащихся в10 классах. Проверочные задания составлены самими ребятами.
-
"Вечные темы" и "вечные образы" в художестваенных произведениях духовного содержания 2005
Урок соответствует всем требованиям программы и задачам образования на современном этапе; спроектирован с учётом обязательного минимума содержания общего образования по литературе и музыке. Материал урока рассчитан на 2 часа. Межпредметная интеграция способствует эмоционально-эстетическому восприятию учащимися произведений духовного содержания, даёт представление о нравственных вечных ценностях.
-
Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7-м классе. Модуль урока по теме: Луиджи Пиранделло. "Черепаха" 2005
Каждому ученику необходимо дать возможность реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
-
Продолжение работы на неосвоенной школьной территории (год спустя после начала поисков путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2005
Вопрос о влиянии двуязычия как на чистоту родной речи, так и на общее интеллектуальное развитие не может не вызывать интереса в наше время в школах, в которых обучаются дети-мигранты. Для большинства из них двуязычие не является благоприятствующим фактором развития. В статье идет разговор о том, как и чем может помочь детям-мигрантам учитель русского языка и литературы, без поддержки которого детям не обойтись. К сожалению, совместная работа учителя с учащимися-мигрантами проходит на неосвоенной школьной территории: без правовой и методической поддержки.
-
Урок литературы. Урок-спектакль "Играем жизнь"(по рассказам М.Зощенко) 2005
Урок-спектакль "Играем жизнь" - это литературный монтаж на основе художественных произведений (рассказов М. Зощенко). В основе сценария лежат: "Аристократка", "Баба", "Про Любовь", "Артист" и "Прелести культуры". Сценарий представляет собой спектакль в спектакле. Действие разворачивается на сцене и в зрительном зале. Результативность таких уроков сказывается в существенно ином понимании художественного произведения, его нравственной, идейной основы, эмоциональной яркости, психологическом комфорте, педагогике сотрудничества, навыках самообразования.
-
Дидактические игры на уроке литературы 2005
Широкое использование игры на уроках литературы направлено на развитие активности учащихся, Познавательной деятельности; игра стимулирует творческое мышление, создает мотивацию к обучению, формирует коммуникативные качества.
-
Интегрированный урок обществознание — литература, 7-й класс 2005
Цель урока: воспитание нравственных качеств учащихся; формирование понимания поступков, мотивов поведения людей через изучение литературного произведения Е. Носова "Кукла" и правоведческого материала. Данный материал может быть использован на уроках обществознания, а также классными руководителями для проведения часов общения.
-
Евангелие на уроках литературы (методические разработки) 2005
Свою задачу в воспитании учащихся учитель должен видеть прежде всего в нрав-ственном совершенствовании свойств, качеств, присущих ребенку как субъекту и члену общества. Источником нравственного воспитания учащихся на уроках литературы является художественный текст. Евангелие - это вечный источник слов и образов, основа христианской морали. Это родник, который может напоить людей, потерявших веру в добро и справедливость. Исследованию евангелистских мотивов в русской литературе и возможному использованию их на уроках литературы посвящена данная работа.
-
Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение) 2005
Нравственный потенциал ученика, как правило, достаточно легко выявить через анализ любого художественного произведения в рамках школьной программы. Но хотелось бы, чтобы ответы ребят и их внутренние ощущения существовали в гармонии, шли от души. Это возможно на уроках откровения, которые часто я провожу как заключительные уроки темы. Данный урок предполагает нравственно - эстетический анализ образов героев в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
-
Урок литературы по учебному пособию "Вокруг тебя мир…"(6 класс). Вл. Железников "Чучело", "Чувствовать чужую боль…" 2005
Урок-размышление с элементами театрализации знакомит учащихся с творчеством Владимира Железникова и воспитывает у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.
-
Читательская конференция в 8-м классе по теме: «Подросток в повести Г. Михасенко "Милый Эп"» 2005
Целью урока заключается в том, чтобы проанализировать и обсудить произведение о первой любви, показать сложный духовный мир подростка, становление личности.
-
К изучению романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" 2005
Актуальность изучения произведения. Урок 1. Любовный треугольник. Находим выход из ситуации. Новые люди в романе. «Моральный кодекс» героев Чернышевского. Уроки 2,3. Особенный ли человек Рахметов? Его роль в романе. Разговор о лачугах и дворцах. Самооценка учащихся. Кому адресован вопрос автора? Есть ли ответ в романе?
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
Урок внеклассного чтения: "Все мы родом из детства" 2005
В подростковый период проблема взаимоотношения "отцов и детей" звучит особенно остро. Этим обусловлен выбор сказки С. Экзюпери "Маленький принц". Форма работы - общеклассная, так как идейное содержание произведения сложно и многогранно. Главный вопрос: "Что такое счастье и как найти взаимопонимание со взрослыми?". Для активизации читательского интереса использовались иллюстрации к произведению. Эмоциональное завершение - создание общей фотографии.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме: "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" 2005
Основная цель уроков по биоэтике - соединить научные знания с эмоциональным восприятием окружающего мира, создать культ живого. Наиболее удачно это реализуется через интеграцию таких учебных предметов, как биология и литература. Цикл включает уроки:"Скопление чудных тварей, или суд над насекомыми", "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" "Карнавал животных", "Человек - вершина эволюции или эволюционный тупик?". Эти уроки учат детей доброте, милосердию, осознанию себя частью природы.
-
Урок-конференция по литературе "Добро должно быть с кулаками!?"по повести В. Железнякова "Чучело", 7 класс 2005
Урок-конференция является опорным для формирования этических норм взаимоотношений подростков, нравственных законов героев В.Железнякова, анализа художественного произведения, развития коммуникативных и творческих способностей учащихся.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.И.Просекина "Милочка". "Хочу жить как мне хочется, а не как живется" 2005
Изучение творчества писателей Восточной Сибири способствует воспитанию любви и уважения к родному краю, людям, населяющим его. Учащиеся задумываются над нравственными проблемами общества.
-
План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 2005
Цели урока - на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию; работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа; воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться; совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского" 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая "свой труд в труд своей республики", Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства; формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой; Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план; Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
-
Интегрированный урок: литература + ИЗО + музыка. "Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке", 8-й класс 2005
Интегрированный урок в 8 классе по поэзии Н.Рубцова, живописи русских художников-пейзажистов, музыке С.Рахманинова ставит своей целью выяснить, как отражается человеческая душа в лирике, показать внутреннюю связь разных видов искусств. Задача урока - развитие фантазии, творческого начала, музыкальности, ассоциативного мышления учащихся - подчинена воспитанию патриотических, гуманных чувств, слушательской культуры.
-
Применение методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой нравственной личности 2005
Традиционный характер обучения, когда учитель передает учебную информацию учащимся в проанализированном и обобщенном виде, а учащиеся лишь запоминают, не отвечает требованию формирования интеллектуально развитой, нравственной личности, социально адаптивной, способной к реализации и развитию своих духовных и природных творческих возможностей. Исключительно эффективным способом формирования нравственной активной личности являются активные формы и методы обучения, как-то: проблемные методы обучения, диспуты, семинары, инсценировки, конференции, творческие работы, общение и т.д.
-
Формирование нравственно активной личности — главная задача обучения и воспитания старшеклассников на уроках литературы 2005
Наша жизнь - это процесс постоянного выбора, выбора между добром и злом, любовью и ненавистью. В сегодняшнем безнравственном мире только подлинно активная нравственная личность способна совершать правильный выбор как каждодневно, так и на поворотных, переломных этапах своей жизни, в периоды серьезных испытаний. В воспитании такой личности большую роль играют проблемные морально-этические ситуации, которые необходимо использовать на уроках литературы.
-
Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль…"(по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка") 2005
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
-
Интеллектуальная игра: "Счастливый случай" 2005
В системе уроков по теме "Люби, цени и знай родной край" данный урок имеет большое значение, т. к. закрепляет не только знания о природе, истории Хакасии, ее известных людях, но и активизирует познавательную детальность, формируются поисковые и исследовательские навыки; а также урок предполагает формирование у учащихся новых понятий (топономика) и способов действий. Это урок сотрудничества, свободы выбора решений многомерное усвоение учебного материала.
-
Многовариантная контрольная работа по теме: "Серебряный век русской поэзии" в 11-м классе 2005
Многовариантная контрольная (зачётная, проверочная) работа по теме «Серебряный век русской поэзии» в 11 классе. Цели: углубление, расширение (при подготовке) знаний и их проверка, повышение уровня самостоятельности при выполнении работы, формирование умения работать с дополнительной литературой.
-
Урок-раздумье "Чужого горя не бывает" (по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №…") 2005
Урок внеклассного чтения "Чужого горя не бывает" по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №...". Данный урок - раздумье поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность; воспитывает патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших; заставляет задуматься над смыслом жизни человеческой.
-
Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения 2005
С помощью лингвистического анализа художественного текста можно совершенствовать конкретные формы и методы введения художественной культуры слова в процесс обучения русскому языку. ЛАХТ позволяет научить школьников читать художественную литературу, правильно организовать работу по развитию речи, привить им лингвистическое и эстетическое чутье, воспитать их чуткими к красоте и выразительности языка, научить по крупицам впитывать в себя настоящий русский литературный язык, который должен быть предметом гордости нации.
-
Интерпретация стихотворения (понимание, истолкование, оценка). "Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…" (философский смысл стихотворения С.Есенина "Отговорила роща золотая") 2005
Не все ученики могут определить тему и идею стихотворения, проанализировать его. В ходе урока мы анализируем стихотворение С.Есенина "Отговорила роща золотая". Оттолкнувшись от описания природы, мы переходим к размышлениям о смысле бытия и человеческой личности, определению темы, идеи.
-
Интегрированный урок по литературе. "Надрывается сердце от муки…", 10-й класс 2005
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Изображение жизни и страданий детей в романе.