Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева

Разделы: Литература


Цель урока: обобщить философские взгляды В. П. Астафьева на взаимоотношения природы и человека; определить место человека в мире.

Задачи урока:

1. Создать эмоциональное поле и актуализировать знания, полученные учащимися на других уроках.

2. Создать условия для систематизации и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний.

3. Смоделировать социальную ситуацию развития, эмоционального переживания.

Ход урока.

На организационном этапе урока учащиеся рассаживаются по группам для ролевой игры, каждой группе предлагаются название-роль, вопросы к тексту, бумага и фломастеры для создания модели мира (в рисунке, в схеме или в графике – как удобно или больше нравится членам группы).

Крайне важно до начала работы учащихся в группах объяснить (или напомнить) детям правила совместной деятельности:

  • Каждая группа имеет свое название, символ или эмблему.
  • Каждая группа имеет на столе полный набор вопросов, заданных для всех групп, но готовит ответы только на те, которые соответствуют названию данной группы.
  • В процессе создания коллективного интеллектуального продукта необходимо принимать любое мнение, внимательно выслушивать каждого члена группы.
  • Временные рамки: подготовка группы к ответу – 10-15 минут; ответ – 3-7 минут; вопросы «Философов» – 2-4 минуты.
  • После выступления своей группы внимательно выслушать остальных и в любой момент присоединиться к поиску ответа на вопрос “Каково место человека в мире?”.
  • Надо принять условия ролевой игры и настроиться на работу.

На доске записана тема урока, цитата из рассказа В. П. Астафьева “Капля”:

“Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, поцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались…”

В качестве эпиграфа можно также использовать следующую цитату:

“…Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами…” В. П. Астафьев.

Вступительное слово учителя:

Мы с вами, как деревья из почвы, вырастаем из XX века, сложного, бурного, яркого – очень разного. Этот век подарил нам много доброго, но не обделил и проблемами.

С творчеством В. П. Астафьева мы начали знакомиться еще с 5 класса. Какая тема проходит через все произведения писателя? Безусловно, взаимоотношения человека и природы, нарушение, разрыв их тесной связи, в результате которого происходит нравственное оскудение человека и увеличение катаклизмов в природе, - одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева и одна из основных проблем, оставленных нам в наследство XX веком. И сегодня, еще раз взглянув на эту проблему не только с точки зрения человека, но и с точки зрения природы, обобщив философские взгляды автора, попытаемся определить место человека в этом мире. Для этого мы будем опираться на уже знакомые вам произведения писателя и на только что прочитанные вами рассказы “Капля” и “Царь-рыба” из книги В. П. Астафьева “Царь-раба”. Однако совсем не исключено использование вами другого художественного материала и собственного опыта.

На этапе обобщения и систематизации знаний предлагаю ученикам ответить на ряд вопросов:

  1. Что есть природа для человека?
  2. Помогает ли она людям осознать свое место в жизни?
  3. Какими путями приходит человек к пониманию своего места в мире? Всегда ли люди выбирают наиболее простой путь? От чего это зависит?

В результате беседы приходим к выводу, что есть 2 пути к осознанию человеком своего места в жизни: через причастность к красоте, к гармонии с природой, к ее высокой одухотворенности и через трагедию, страх смерти. Эти два пути проходят герои Астафьева в книге “Царь-рыба”.

Далее предлагаю учащимся поработать в группах с целью выявления противоречий, возникших между человеком и природой, и рассмотрения проблем с разных точек зрения. Деятельность в группах: ответы на предлагаемые вопросы с учетом названия группы, отношение к выступлению других, создание своей модели мира и человека в этом мире.

1 группа “Мы - чужие люди”.

  1. Представьте круг героев, чуждых природе.
  2. Как автор дает понять читателю, что тот или иной персонаж чужд природе?
  3. Как к этим людям относится природа?
  4. Какие качества характера особенно неприятны в этих людях?
  5. Почему у многих из них нет даже имен?

2 группа “Мы - свои люди”.

  1. Кем в тексте представлены “свои” люди?
  2. Какие личностные качества помогают человеку стать ближе к природе?
  3. Каково отношение природы к этим людям? Чему она их учит? Какие тайны может открыть?
  4. Можем ли мы считать Игнатьича “своим” для природы человеком?

3 группа “Я - природа”.

  1. Определите круг героев, которыми представлена природа.
  2. Проследите поведение собак в рассказе “Капля”. Как с помощью эпитетов автор помогает нам понять, что они очень похожи на людей?
  3. На чем сосредотачивает внимание автор, описывая царь-рыбу?
  4. Как относится природа к людям? Почему она, по Астафьеву, единственный судья?
  5. Покажите на примере из текста красоту и одухотворенность природы.
  6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор при создании образов рек, речушек, рыб, животных, птиц?
  7. Подготовьте Слово Природы, обращенное к человеку.

4 группа “Я - автор”.

  1. Как мы ощущаем присутствие автора в тексте (философские отступления, юмор, отношение к героям)?
  2. Кто или что является идеалом для автора?
  3. Устами какого героя говорит автор в рассказах?
  4. Как в тексте проявляется гражданская позиция автора по отношению к поднимаемой проблеме?

5 группа “Философы”.

  1. Внимательно выслушайте выступления членов каждой группы.
  2. Попытайтесь с помощью вопросов уточнить, углубить, обобщить рассматриваемую тему.

При обсуждении проблемы стоит обратить внимание учащихся на следующие моменты:

  • С чем борется Игнатьич в себе, в своей душе? Что помогает ему осознать природа?
  • На одном крючке царь-рыба и человек – царь природы…
  • При каких условиях человек становится зверем?
  • Почему человек выбирает более трагичный путь к осознанию своего места в жизни?
  • На какие общечеловеческие ценности соответствует нам опираться Астафьев, чтобы обрести и сохранить гармонию с окружающим миром?

На этапе подведения итогов учащиеся представляют созданные ими модели мира, отвечая на вопрос “Каково место человека в этом мире?” и оговаривают общечеловеческие ценности и традиции, на которые советует нам опираться в жизни В. П. Астафьев:

Память.
История.
Традиции.
Нравственность.
Культура.

В качестве домашней работы предлагаю отрефлексировать произошедшее с каждым из детей на уроке в форме письменной работы на тему “Я и живой мир вокруг”.