Основная цель нашей работы заключается в развитии познавательного интереса учащихся через активное включение их в учебный процесс.
Если ребенок будет стремиться к приобретению новых знаний, он будет внимателен и активен на уроке, проявит творчество, а в конечном результате получит твердое знание по предмету.
Мы считаем, что одним из эффективных путей развития познавательной активности учащихся является проведение интегрированных уроков.
Тема урока:
- “Интегрированный урок литературы и английского языка по произведению американского писателя Марка Твена “Приключения Тома Сойера” в 5 классе.
Тип урока: Комплексное применение знаний.
Цели урока: (триединая дидактическая цель)
- Образовательные: совершенствование умения говорить по теме в монологической и диалогической речи, совершенствование умения аудирования, умения систематизировать учебный материал;
- Развивающие: развитие умения работать с книгой, умение анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы, развивать умения высказываться логично и связно, выражать законченную мысль;
- Воспитательные: воспитание нравственных качеств человека, развитие интереса к культуре другого народа, воспитывать умение работать в группах, в паре, умению прислушиваться к мнению одноклассников.
Этапы урока:
- Организационный.
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- Применение новых знаний и способов действий.
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
- Коррекция знаний и способов действий.
- Информация о домашнем задании.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы обучения по Лернеру: репродуктивные и продуктивные (в основном частично-поисковые).
Формы реализации: ТСО, оформление доски, наглядные пособия, костюмы, карточки с заданиями, тесты.
Технологические особенности: интегрированный урок в режиме развивающего обучения.
Развивающее обучение протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. При подготовке к уроку учащиеся внимательно прочитали текст художественного произведения, изучили биографию Марка Твена, используя дополнительную литературу, самостоятельно составили вопросы по содержанию, нашли в тексте портретные характеристики героев произведения.
На уроках английского языка учащиеся познакомились с биографией Марка Твена, отрывками из произведения, учились задавать вопросы, изучали пословицы. К уроку были подготовлены сценки из произведения, костюмы героев.
Результаты урока.
Хорошее знание текста на русском языке помогло справиться с языковыми трудностями. Сама подготовка к такому уроку, его новизна вызвала огромный интерес у учащихся, стимулировала их самостоятельность в поисках нужной информации.
Учащиеся имели возможность оценить свой уровень владения иностранным языком, применить знания и умения на практике.
Ход урока
Оформление урока:
- на доске портрет Марка Твена;
- цитаты:
“Слава, добытая обманным путём, скоро становится тяжёлым бременем”. М.Твен
“Совесть человека – высший суд”. В.Гюго - пословицы на английском языке.
I. Организационный момент.
Здравствуйте!
Hello! Glad to see you! Sit down, please. As you know, we have read an interesting and funny book ’’The Adventures of Tom Sawyer’’. It was written by Mark Twain.
Our lesson is devoted to Mark Twain, a famous American writer. But today we have an unusual lesson. We have Literature and English together. Are you ready for the lesson?
Let me introduce Lyudmila Ivanovna, your smart teacher of Literature and a charming woman.
Действительно, мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х годов XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги.
К концу урока вы можете получить сразу две оценки: по литературе и английскому языку.
– А с каким настроением вы пришли на урок?
Дети показывают сигнальные карточки:
- красная – все прекрасно;
- зелёная – хорошо;
- синяя – плохо
Надеемся, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
– А сейчас внимательно посмотрите на доску, познакомьтесь с материалом, который вы можете использовать при своих ответах.
– Итак, с чего мы обычно начинаем разговор о книге? (C биографии писателя )
II. Биография М.Твена.
Давайте представим, что к нам в гости пожаловал сам Марк Твен.
Какие вопросы вы задали бы знаменитому писателю?
(Из ребят по желанию выбирается Марк Твен, ему на голову надевается цилиндр; лучше выбрать мальчика, так как все они в белых рубашках, костюмах с галстуком или бабочкой. “Марк Твен” общается с аудиторией на английском языке).
Meet Mark Twain.
(Примерные вопросы, которые задаются писателю.)
- Nice to meet you! How are you?
- What is your real name and surname?
- Are you from America?
- What is your nationality?
- How old are you?
- What is your profession?
- What professions have you got?
- Have you got a family?
- How many children have you got?
- Have you got any friends?
- Have you got a pet? (car,…)
- What is your hobby? (fishing)
- What is your favorite day? (month, book, sport)
- What is your address?
- What is your telephone number?
- What is your best book?
- When did you begin to write stories?
- What are the names of your famous books?
- Have you got a house?
- How many rooms have you got?
- Would you like a cup of tea? etc.
– Thank you.
III. Работа по содержанию книги.
А теперь обратимся к самой главной книге М. Твена, которая принесла ему мировую славу. Книге, возраст которой более ста лет. Не одно поколение мальчишек и девчонок с удовольствием знакомились с приключениями Тома Сойера и его друзей.
– Ребята, у кого из вас мамы и папы читали эту книгу в детстве? А бабушки есть такие?
(Учащимся было заранее дано задание расспросить об этом своих родных, и они делятся своими впечатлениями в классе.)
Давайте же и мы окунёмся в мир приключений Тома Сойера и его друзей. Вспомним и попробуем узнать главных героев, отдельные эпизоды, поговорим о прочитанном.
И вновь будет звучать язык героев книги.
Listen to the text. Try to guess and answer my questions.
(Аудирование текста)
1.
He is a boy with ideas. He goes to school, but he hates it. He likes to play, he knows many interesting games.
He has many friends. His best friends are Huck and Joe.
He has no mother and father, but he has got an aunt.
He likes fishing, playing games, Becky and sugar.
He does not like school, his teacher and model boys.
What is his name? (Tom Sawyer)
2.
She is neither very small nor very tall. Her hair is grey. She wears a dark dress. She takes care about her house and her family.
Her hobby is cooking. She does not go to school. I think she loves Tom very much and Tom loves her.
She is Tom’s aunt.
What is her name? (Аunt Polly)
3.
She has a father and a mother. She lives in a big house.
She goes to school every day. She can read and write.
She is little. She has a round face. Her eyes are large and blue. Her hair is long. She wears a nice dress.
She is a beautiful girl.
Who is she? What is her name? (Becky Thacher)
(Yes, you are right. That’s all. Thank you. The main characters of the book are…)
(На доске появляются картинки с изображением главных героев книги.)
А теперь вновь обратимся к тексту художественного произведения.
– Узнайте героев по портретным характеристикам, которые даёт писатель.
(Группе ребят было заранее дано задание: найти портретные зарисовки героев книги. Они зачитывают отрывки из произведения, по которым остальные учащиеся узнают, например, директора воскресной школы, учителя, Гека Финна, Бекки, Тома и др.)
Героев узнали, молодцы!
– Давайте сейчас проверим, насколько внимательно вы прочитали повесть. Дома учащиеся приготовили по 5-6 вопросов по содержанию и сейчас, выбрав самые интересные, по цепочке задают их друг другу.
Например:
Что Том ненавидел от всей души, а Сид и Мэри любили от всей души? (Воскресную школу).
Лучшее средство сводить бородавки? (Дохлая кошка)
А теперь я задам вопрос, на который вы можете ответить хором:
– Смог бы Том просидеть спокойно на уроке целых 40 минут, как мы с вами?
– Нет! Значит, объявляем физкультминутку!
Музыкальная пауза на английском языке:
“Step! Step!
Clap! Clap!”.
Обратимся к главному герою повести Тому Сойеру, любимцу миллионов девчонок и мальчишек вот уже более 100 лет.
– Так какой же он, Том Сойер? (Секунды на размышление)
– Дайте определение главной, на ваш взгляд, черты Тома.
Блиц-опрос. Ребята называют Тома весёлым, остроумным, смелым, и т.д.
– Характеристика Тома получилась хорошая, но всё-таки не исчерпывающая, и мы вместе дополним её.
– Давайте вспомним, как началось наше знакомство с Томом.
Звучит музыка, английские песенки в стиле кантри.
Сценка “ Первая встреча с Томом” (на английском языке). См. Приложение 1.
– О чём эта сценка? Каким вы увидели Тома в этом эпизоде?
(Ответы учащихся: Том здесь хитрый, находчивый, неунывающий и т.д.)
– Вспомним и другие эпизоды из жизни главного героя и ответим на вопрос: “Что же ещё нас привлекает в Томе?”
Начинается работа с текстом повести по группам, раздаются карточки с заданиями.
а). Докажите, что Том – весёлый, жизнерадостный мальчишка, который не выносит скуки.
б). Докажите, что Том – большой фантазёр и изобретатель.
в). Докажите, что Том находчив и смел.
г). Кого Том выбирает в друзья? Что больше всего его привлекает в людях?
д). Как Том относится к природе?
е). Любит ли Том читать книги? Докажите.
(Учащиеся составляют небольшие рассказы с обязательным использованием цитат из текста).
– Как вы назовёте взаимоотношения Тома и Бекки?
– Вспомните забавный эпизод о том, как влюблённый Том бродит около забора прекрасной незнакомки. (Пересказ, близкий к тексту)
Романтическая влюблённость Тома не что иное, как тоже плоды прочитанных им книг о прекрасных дамах и рыцарях.
– Дайте оценку поведения Тома в эпизоде “Бекки и Том на уроке”.
(Сценка исполняется на английском языке. См. Приложение 2)
– В каких эпизодах с Бекки Том ведёт себя, как мальчишка? (Гл. 12)
– А когда Том ведёт себя, по-рыцарски, как мужчина? (Гл. 12)
Итак, мы создали вместе с вами очень привлекательный образ Тома. Но, как сказал Ларошфуко, “ люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи”.
– А какие поступки Тома не заслуживают одобрения? Можно ли их назвать простой детской шалостью?
– Побег из дома.
– Обман тёти: эпизод с “вещим сном” Тома (гл. 18).
(Отрывок зачитывается учителем.)
– Почему Том почувствовал себя негодяем? (Его замучила совесть)
Совесть – самый строгий судья для человека. “Незваная гостья, которую нельзя прогнать”, говорит о ней Том. Муки совести – самые страшные, они сильнее даже страха смерти. Докажите.
(Что привело Тома к адвокату?)
А сейчас давайте подведём итоги. Хорошая книга – это книга, которая чему-то научит.
– Чему научила вас книга о Томе Сойере?
– Какие пословицы, поговорки вспоминаются после прочтения книги М. Твена?
(Ребята выбирают из предложенных на доске пословиц на английском языке подходящие.)
Where there’s a will, there’s a way.
While there is life, there is hope.
All is well, that ends well.
You know a man by his friends.
– Вспомните, какое чувство вы испытали, когда закончили читать книгу: радость, облегчение, сожаление? Почему?
– А какое появилось желание?
Учащиеся говорят о том, что им было жаль расставаться с Томом и его друзьями и что им захотелось прочитать другие книги М.Твена.
Домашнее задание:
1) прочитать отрывок из книги М.Твена на английском языке;
2) написать сочинение на одну из тем: “Чему я научился у Тома Сойера?”
“Как мы с Томом однажды…”
Наш урок подошёл к концу.
– Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)
– С каким настроением вы уходите с урока? (Сигнальные карточки).
– Is the lesson OK?
– Thank you for the lesson!