Тема. В чем истинный стержень жизни человека? (Мир глазами древнерусского человека).
Цели:
- показать своеобразие мышления древнерусского человека, вызвать желание обсудить прочитанное,
- увидеть неоднозначность трактовок жанровых особенностей текста,
- показать значимость “Повести…” в формировании нравственной позиции современного человека.
Методические приемы: аналитическая беседа, работа над словом, выразительное чтение.
Оформление урока: фотография храма Вознесения Господня, где находится икона благоверных князей Петра и Февронии с частицей их святых мощей, аудиокассета с записью музыки Литвака И.А. (Студия звукозаписи Московского Свято-Данилова монастыря).
Ход урока
1. Обращение к теме и эпиграфу
Как вы понимаете древнюю евангельскую истину: “Главное - люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо”.
2. Что главное в жизни, на ваш взгляд?
Как вы понимаете значение слова “стержень”?
На доске толкование слова: Стержень - перен. Основная часть чего-либо, содержательный центр. Человек без стержня - бесхарактерный, слабый, нецелеустремленный.
Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? (Разные варианты ответов учащихся).
Может, в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)
3.Работа с текстом
Почему текст “Повести…” трудно читать современному человеку? Определите жанр произведения.
Работа в группах:
1.Сказочное в повести :примеры вымысла, особенности сюжета, волшебство.
2. Житие: реальные факты жизни героев, своеобразная композиция, финал
Докажите свои точки зрения.
Вопросы группам.
- Огненный змей, прилетевший к жене князя Павла,-это сказочный персонаж? (Нет, вспомним “Сергия Радонежского”, где встречались с бесами, искушавшими человека).
- Можем ли мы утверждать, что перед нами мудрая сказочная дева, загадывающая своим женихам загадки?
(Нет, главная героиня-реальный человек, а не идеальный образ, ее мудрость изображается как земная).
- О чем говорит ее иносказательная речь? (Об опыте общения с носителями фольклорной традиции, употребление метафор в речи говорит об особенностях данной местности).
- Приведите примеры использования тропов в речи Февронии (Чтение отрывков текста).
- Какой вывод мы можем сделать:сказочная или реальная героиня перед нами? (Речь загадками - знак мудрости земной, а не сказочной).
4.Словарная работа
- Продолжите строку:
Целомудрие - это…
Исцеление человека - это…
- Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный).
5.Аналитическая беседа
Целомудрие, т.е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: “Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и…” (Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни).
Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему).
- От чего нужно исцелить Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).
- Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом “Петр и бояре”, чтение в лицах).
- Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное - исцеление души Петра).
- Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет?
(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).
Обращение к определению жития: Житие - жизнеописание человека, достигшего христианского идеала - святости.
6.Смысл названия произведения
- Почему называется “Повесть о Петре и Февронии Муромских”? (Петр достиг идеала святости в своей жизни).
- В чем святость героев? (Чтение эпизода “И правили они в городе том…”)
7.Анализ финала “Повести”
- Какое значение имеет концовка? “Жили они долго и счастливо и умерли в один день” - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.
Нет трагизма в конце повести, смерть-этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).
- Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои предпринимают важный шаг-принимают монашество (иночество)? (Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только соотнесение с его жизнью, с Первоначалом придает смысл личным формам существования).
8.Выводы.В чем основная ценность книги? (Ответы учащихся).
Миниатюра “Как меня изменила “Повесть о Петре и Февронии Муромских”? (2-3 предложения). Письменная работа учащихся.
Слово учителя.
Герой рассказа Ф.М.Достоевского"Сон смешного человека”
Странствует во сне. Перемещается в пространстве, во времени. Во сне попадает на нашу землю, в те времена, когда люди не знали греха, жили в Раю. Проходит, переживает с ними весь путь человеческого греха, видит, как страшен грех. И просыпается уже совсем другим человеком, который понял вдруг древнюю евангельскую истину. (См. эпиграф к уроку).
Прошел герой путь, не сходя с места, проснулся в том же кресле, где заснул, но истину понял, а значит, и путь прошел, путь нравственного преображения.
Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни.
9.Чтение отрывков из своих сочинений-миниатюр.
(Музыкальное оформление)
“Я вдруг поняла, что есть Бог, и теперь знаю-хранит он нас”
(Иванкина Лилиана)
“А еще мне кажется, что в моем сердце стало больше сострадания…”
(Архиповская Настя)
“Ведь мы-гости на Земле, а жизнь, прожитая здесь, это всего лишь маленький период нашего существования. Ведь там, как учит нас духовная литература, мы будем жить вечно. Теперь для меня интерес к жизни стал другим. Оставить след на земле, не прожить ее впустую.
(Смирнов Егор)
“Я не могу это объяснить, но мне кажется, что жизнь моя должна измениться к лучшему. (Кирпенко Катя).
“Я поняла, что не одними материальными благами жив человек, что надо еще думать и о своей душе…”
(Попова Даша)
“Захотелось покаяться…
”(Алесенко Саша)
“Истинный смысл моей жизни в том, чтобы не делать людям зла”
(Тихомиров Саша)