Программа элективного курса для гуманитарных классов "История Отечества в русской литературе"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Гуманизация образования – потребность и необходимость современной школы. Литература несет в себе огромный заряд гуманистического, нравственного содержания, от нее идут лучи добра и красоты, душевности, духовности и патриотизма. Человек, который хочет осознать свое место и назначение в мире, в истории не может не обращаться к литературе.

Особенно человек молодой, ищущий ответы на вечно новые для каждого поколения вопросы о смысле жизни, о добре и зле, свободе и долге.

В массе появившихся в последние годы публикаций по спорным вопросам истории, литературы трудно разобраться не только юному читателю. Сегодняшний разброс мнений предполагает подчас явную спекуляцию сенсационностью материала. Есть и серьезные работы, основанные на исследовании документов, использовании архивных материалов. Современная школа должна дать учащимся умение составлять собственное суждение, мнение по сложным вопросам, аргументировать его ссылками на серьезные источники. Это поможет уберечь от поверхностных суждений. История – это факты, даты, имена. Литература – характеры и судьбы людей, их думы, мысли, тревоги, надежды. Литература позволяет постичь дух народа, нации, особенности русского национального характера.

История воздействует на ум. Литература – на душу, сердце. Синтез этих предметов способен помочь в воспитании патриотизма, чувства гордости за принадлежность к великому народу, к его славной и трагической судьбе.

Данный курс поможет развитию самостоятельности учащихся, развитию и закреплению навыков работы с историческим материалом и художественным произведением, поможет обучить анализу художественного текста, совершенствовать навыки художественного рассказывания, сжатого и подробного изложения материала, выразительного чтения, сравнительного анализа.

Большое количество названных литературных произведений поможет учителю отобрать материал в зависимости от различной литературной подготовки учащихся и класса, обеспеченности текстами художественных произведений, наглядными пособиями, вспомогательными материалами (фильмы, диафильмы, карты, слайды, кассеты, диапозитивы и другой иллюстративный материал).

Особое значение при отборе материала имеет его доступность для учащихся и интерес к нему. Важно учесть учителю и то, что курс не должен повторять ни уроки истории, ни уроки литературы, важно не перегружать учащихся, предоставляя им возможность выбора произведений. Чтобы этого избежать, необходимо тесно связать эти уроки с уроками внеклассного чтения и уроками развития речи. Тексты для изложений разного вида по русскому языку следует брать из предлагаемых этой программой художественных произведений.

Формы работы на уроках и во внеклассной работе могут быть разнообразны: лекции, семинары, беседы, дискуссии, выступления учащихся с сообщениями, докладами, рефератами, выразительное чтение прозы и стихов, художественный пересказ, сжатое и подробное изложение прочитанного, составление библиографии к теме, инсценирование эпизодов и т.д. Все это поможет совершенствовать аналитические и речевые умения и навыки учащихся. Необходимо использовать на уроках произведение живописи, музыки с целью ознакомления учащихся с панорамой русской культуры в определенное историческое время. Это поможет разнообразить уроки. Не следует отказываться от экскурсий в исторические и литературные музеи.

Наша современность с ее катаклизмами не может поддержать веру людей в самих себя, если не придет на помощь прошлое с его цельными и стойкими людьми, мощными народными идеалами и красочными обычаями.

1 часть рассчитана на 34 часа в 9 классе.

2 часть предполагает 17 часов в 10 классе.

17 часов в 11 классе.

Роль и место исторической науки и литература в духовной жизни общества.

Литература – особый вид искусства.

“История Отечества в литературе” (хрестоматия по истории).

“История русской культуры” сост. Г.Балакина

“История Отечества в романах , повестях, документах” (многотомная библиотека).

Древняя Русь.

Устное народное творчество: былины, баллады, предания.

“Повесть временных лет”. Древняя Русь в произведениях Е.Осетрова (Живая Древняя Русь”). В.Иванова (Русь изначальная”, “Русь Великая”), Д.Кедрина, В.Бокова, Е.Евтушенко, А.Югова (“Ратоборцы”).

Библиотека мировой литературы для детей, т.2

М.Забелин “Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия”.

Московская Русь – колыбель русского народа, русской

культуры. Деятельность русских князей по устремлению русской государственности, по собиранию земель российских вокруг Москвы.

Д.Балашов, цикл романов “Государи Московские”: “Святая Русь” (отд.гл.); Д.Балашов “Похвала Сергию”; Б.Зайцев “Преподобный Сергий Радонежский”.

“Истории” В.Н.Татищева, М.М.Щербатова, С.Соловьева, В.О.Ключевского “Курс русской истории”, “История Государства Российского” Н.М.Карамзина. Карамзин Н.М. Предания веков, сказания, легенда, рассказы из “Истории государства Российского”, Н.М.Карамзин “О любви к Отечеству и народной гордости”.

“История Государства Российского” (сатирически – юмористическая) А.Толстой.

Эпоха Ивана Грозного. Укрепление сильной централизованной власти в России. Иван Грозный – могущественный правитель, царь – тиран, деспот. Опричнина.

“Иван Грозный” В.Коростылев (отд.главы).

М.Лермонтов “Песня про купца Калашникова”, А.Толстой “Князь Серебряный”.

Восстание под предводительством Степана Разина.

Образ Степана Разина в исторических и лирических песнях, легендах, народных рассказах, в романах А.Чапыгина (“Степан Разин”). Ст.Злобина (“Степан Разин”). В.Шукшина “Я пришел дать вам волю”. Образ народа в романах.

Петр I и его время.

Образ Петра I и его сподвижников в романах А.Толстого (“Петр Первый”). Д.Мережковского (“Петр и Авлексей”). Серия романов: “Сподвижники и фавориты”; “Русские полководцы”.

“Золотой век” Екатерины 2.

Рост могущества страны, ее влияние на международные дела, усиление эксплуатации крестьян. Восстание под предводительством Е.Пугачева. “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, В.Федоров “Каменный пояс”.

В.Пикуль “Пером и шпагой”, “Фаворит”, “Исторические миниатюры”.

Г.Самаров, Т.Орлов, Н.Гейнце, Г.Данилевский “Потемкин” серия “Сподвижники и фавориты”.

“Екатерина Великая. Русская культура второй половины XVIII” (каталог выставки).

Отечественная война 1812 года. Народ в войне 1812 года. Полководцы.

“Война и мир” Л.Толстого (отд.главы).

В.Г.Сироткин “Отечественная война 1812 года”.

П.А.Жилин “Фельдмаршал Кутузов М.И.”. О.Михайлов “М.И.Кутузов (серия “Русские полководцы”). С.Голубев “Багратион”; В.Левченко, В.Володин, “Недаром помнит вся Россия…”, Д.Мережковский. “Александр 1”, Г.Серебряков “Денис Давыдов”, Стихи Д.Давыдова, А.Пушкина и др.

Восстание декабристов – первый открытый протест против самодержавия, ставивший своей задачей коренное переустройство общества. Образы декабристов.

А.Герцен “Былое и думы”, Д.Мережковский “14 декабря”, А.Гессен “Во глубине сибирских руд”; Л.Никулин “России верные сыны”, М.Марич “Северное сияние”, М.Волконской “Записки”; Н.Некрасов “Русские женщины”. Ю.Тынянов “Кюхля”, “Смерть Вазир – Мухтара”, В.М.Боков “Декабрист Сергей Григорьевич Волконский”, сб. “Россия первой половины 19 века глазами иностранцев” (сост. Ю.А.Лимонов).

Россия накануне и после отмены крепостного права. Народничество.

Публицистика Г.Успенского, В.Короленко, Герцен А., “Былое и думы”, Н.Чернышевский “Что делать?” (отд.главы).

В.Пикуль “Битва железных канцлеров”, “Исторические миниатюры”.

В.Долгий “Порог” (повесть о Софье Перовской”, В.Кони “Воспоминания о деле Веры Засулич”; Ю.Трифонов “Нетерпение” (о А.Желябове).

А.Горбачев “Чудесный доктор” (повесть о Н.Н.Пирогове), С.Григорьев “Малахов курган” (о Нахимове). М.Филиппов “Осажденный Севастополь” (о В.А.Корнилове), Сергеев-Ценский “Севастопольская страда”.

России верные сыны… Лучшие фамилии России.

В.Пикуль “Исторические миниатюры”, “Нечистая сила”, “Воспоминания княжны К.Мещерской”; М.Волконская “Записки”, “России верные сыны” А. Гессен, А.Рогов “Давняя пастораль,

А.Дюма “Учитель фехтования”, В.Левченко, В.Володин “Недаром помнит вся Россия…”.

Е.Г.Салита “Стасовы в Петербурге и Петрограде”.

В.Г.Думова “Московские меценаты” и т.д.

2 часть (10,11 класс)

34 часа.

Россия на рубеже 19-20 веков. “Серебряный век” русской культуры. Эпоха социальных конфликтов. Начало революционной деятельности Ленина.

В.Пикуль “У последней черты”, “Нечистая сила”.

А.Солженицын “Красное колесо” (“Август Четырнадцатого”, “Октябрь Шестнадцатого”).

Э.Радзинский “Господи, спаси и усмири Россию…”, Николай и Александра. Последний императорский двор России (каталог выставки).

Биография В.И.Ленина, А.Ф.Коптелов, “Большой зачин”. В.Канивец “Ульяновы: Воспоминания современников о В.Ленине”, М.Шагинян “Четыре урока у Ленина”.

М.Волошин, М.Цветаева, А.Блок, А.Белый, В.Маяковский и др.

Октябрьский переворот (Великая Октябрьская социалистическая революция).

А.Солженицын “Март семнадцатого”, М.Горький “Несвоевременные мысли”.

События Октября 1917 года в поэзии З.Гиппиус, А.Блока, М.Волошина, М.Цветаевой, Д.Бедного, В.Маяковского и др.

Гражданская война – трагедия всего народа.

И.Бунин “Окаянные дни”, М.Цветаева, М.Волошин, З.Гипниус, Д.Бедный, В.Маяковский, В.Брюсов, М.Светлов, А.Жаров и др.

М.Шолохов “Донские рассказы”, “Тихий Дон” (отд.главы).

Б.Пастернак “Доктор Живаго” (2 главы “Лесного воинства”).

В.Васильев “Вам привет от бабы Леры”., Н.Островский “Как закалялась сталь”. (отд.гл.)

Строительство социализма. Годы первых пятилеток.

Н.Островский “Как закалялась сталь”.

А.Макаренко “Педагогическая поэма”.

Л.Пантелеев “Республика ШКИД”.

А.Гайдар Повести. Стихи и песни Лебедева – Кумача, М.Исаковского, Н.Тихонова, А.Твардовского и др. Ч.Айтматов “Первый учитель”.

Годы “великого перелома”:

М.Шолохов “Поднятая целина” (отд.гл.)

А.Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ” (гл.)

Ф.Абрамов “Поездка в прошлое”.

В.Быков “Облава”.

Б.Можаев “Мужики и бабы” (ч. 1, отд.гл.)

Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.

Публицистика А.Толстого, Л.Леонова и др.

А.Толстой “Русский характер”, М.Шолохов “Наука ненависти”, М.Алигер “Зоя”, В.Инберг “Пулковский меридиан”, А.Фадеев “Молодая гвардия”, Б.Горбатов “Непокоренные”, К.Симонов “Живые и мертвые (отд.гл.) А.Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ” (гл.6 “Та весна”).

Богомолов “Иван”, “Зоя”.

Повести В.Быкова, Б.Васильева (по выбору учащихся)

Ф.Абрамов “Пряслины”.

Культ личности Сталина. Тоталитаризм и его влияние на искусство, литературу, частную жизнь граждан.

А.Приставкин “Ночевала тучка золотая”.

А.Жигулин “Черные камни”.

А.Рыбаков “Дети Арбата”.

А.Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ”

Д.Гранин “Зубр”.

Нравственные проблемы современности.

Публицистика и художественные произведения В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, С.Алексиевич, Ю.Щербака, Е.Евтушенко “Не умирай прежде смерти”, В.Аксенов “Московская сага”.

Родина и народ в авторских песнях

В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича, Н.Коржавина, В.Цоя, И.Талькова.