Литературная гостиная "Он был солдатом!.."

Разделы: Литература


Литература о Великой отечественной войне многочисленна и разнообразна. Накануне праздника Победы все чаще задумываешься о том великом подвиге всего народа, благодаря которому сохранен был мир. Сегодняшнее поколение, конечно же, понимает, что задача литературы о войне – не давать забыть о ней. Каждый учитель считает своим долгом поговорить с ребятами на эту тему. Настоящая литература всегда обращена к сегодняшнему поколению, к сегодняшнему дню. В течение года мы с ребятами много читали рассказов и повестей о Великой отечественной войне, писали сочинения и отзывы о прочитанном, собирались в литературном клубе, провели час поэзии “Поклонимся минувшим тем годам”. Ниже приведена разработка литературной гостиной, посвященная 60-летию Великой Победы. Поэзия о Великой отечественной войне воспитывает у учащихся чувство патриотизма и помогает пропускать через свою душу мысли и чувство поэта. Нам хотелось поговорить о своем земляке, молодом поэте Георгии Суворове, чей талант не успел полностью раскрыться, чье творческое движение было прервано войной.

Свой добрый век мы прожили, как люди,
И для людей.
Г. Суворов

Цели:

  • знакомство с жизнью и творчеством Георгия Суворова;
  • воспитание чувства патриотизма и гуманизма, доброты и сострадания;
  • развитие устной речи учащихся.

Оформление:

  • фотографии поэта, выставка иллюстраций “Я прошел по той войне”;
  • свечи;
  • песня “Этот день Победы”.

Ход

Ведущий. Мы хотим поговорить сегодня о жизни и творчестве молодого красноярского поэта Георгия Суворова. Молодость. Сибирь. Мечта стать учителем. Страсть к поэзии...Война. За такими короткими словами целая жизнь. Жизнь Георгия Суворова была слишком коротка, его путь в поэзии только начинался. Не все стихи блещут совершенством, но ведь писались они в окопах, на передовой.

Чтец читает стихотворение “Памяти Георгия Суворова”

Когда один, с собой наедине,
Я вновь и вновь читаю строки эти,
Я думаю о павшем на войне,
О земляке, об истинном поэте.

Его звезда, поэзии звезда,
Пускай в ночи погасла слишком рано,
Но свет звезды сквозь мрак через года
В сердца людей доходит неустанно.

Пускай он пал в полночной мгле
В грозовый час перед ордою дикой,
Он гордо пал за зори на земле,
За Родину, за край золотоликий.

“Безвременною тьмой не ослепишь”,
Не победить явленье света.
И будет вечно для людей светить
Звезда поэзии – душа поэта.

/В. Майнашев/

Биограф. Георгий Кузьмич Суворов родился 19 апреля 1919 года в селе Абаканском Енисейской губернии. Детство прошло на берегу Енисея, на лоне сибирской природы. С ранних лет Гоша помогал отцу и деду: боронил, греб сено, колол дрова. Были и детские игры: в лапту, в городки, бабки. Но скоро закончилось беззаботное детство. Умерла мать, затем отец. Гоша поступил в Абаканское педучилище. Здесь проявились литературные способности. С увлечением писал стихи, издавал стенную газету, играл в самодеятельных спектаклях. Хорошо пел в хоре, играл в струнном оркестре. Изучал немецкий язык, много переводил. Уже на третьем курсе училища устроился работать учителем, а экзамены сдавал во время отпуска. Затем поступил в Красноярский педагогический институт. Надвигалась война, Георгий был призван в армию. В Великую Отечественную войну он сражался на фронте, был ранен, снова вернулся в строй. И все это время не прекращал литературного творчества. “Война – это почва, по которой я хожу, стихи – это мои вздохи”, – писал Георгий Суворов. Гвардии лейтенант Суворов начал войну солдатом, потом командовал взводом противотанковых орудий. Его вдохновенные, зовущие на подвиг стихи печатались в газетах Ленинградского фронта.

Литературовед 1. Из воспоминаний друзей. Николай Тихонов: “Георгий Суворов был прост, как быт, нас окружавший. Он был сильный, умный, веселый человек. Движения его были уверенные и ловкие. Он как будто был сделан из металла. Закалка охотника и солдата чувствовалась в его сильных руках и широких плечах. Стихи носил с собой, писал в минуты отдыха. Он часто посвящал их друзьям”. М. Дудин: “Суворов был лихой и подвижный парень, с хитрым прищуром глаз, с редкими, но щеголеватыми усами на загорелом лице”.

Литературовед 2. Из воспоминаний друзей. С. Наровчатов: “Он был хорош собой. Высокого роста, стройный, широкоплечий. Офицерское обмундирование сидело на нем, как влитое. Он был со смелым взглядом серых глаз, смуглым румянцем щек, красивым ртом и с отличными гвардейскими усами. Лицо выражало доверчивость и вызов одновременно. Он был обаятелен. В обаяние входили независимая смелость и сердечная открытость”. П. Ойфа: “Поэт и офицер. Таким был Суворов. Ему удивительно шла новая форма лейтенанта, он глубоко уважал свое офицерское звание. Его любили солдаты. Его лексикон не знал ни хамского тыканья, ни сквернословия”.

Рассказчик. Фронтовые дороги. Фронтовая биография Георгия Суворова была короче биографиймногих его сверстников, кому довелось увидеть незабываемое сияние утра 9 Мая. Но она не была ни короткой, ни легкой. С первых дней войны он был на передовой. Стрелком и кавалеристом, химинструктором и дивизионным газетчиком. Воевал отважно, горячо и вдохновенно. Он был непримирим к врагу, прям, открыт, принципиален в отношениях с друзьями и сослуживцами. У него были высокие понятия о долге, чести и воинском и человеческом достоинстве. Георгий Суворов подал начальству рапорт с просьбой освободить его от работы в газете и направить на передовую. Так он стал командиром взвода бронебойщиков-истребителей танков. Более горячей и смертельно опасной работы на фронте не было. Боец не по обязанности, а по призванию, он и там быстро нашел свое место. 13 февраля 1944 года в бою на реке Нарве, близ древней крепости Иван-город, отражая контратаку немецких танков, он осколками разорвавшегося снаряда был смертельно ранен в лицо, живот, ноги.

Чтец 1.

Георгий Суворов

О чем он думал, двадцатидвухлетний,
Усы еще едва-едва видны,
Когда бежал в атаку в день тот летний,
Под Старой Руссой, в первый день войны!

Когда лежал на койке госпитальной
И, оклемавшись, в блиндаже сыром
Писал стихи под гром пальбы недальней
В ненастном сентябре, в сорок втором!

Когда он шел в блокадном Ленинграде
По Невскому, под тусклою луной,
И вспоминал в ночи, как о награде,
О солнце над сибирской стороной!

О чем он думал, лежа под обрывом,
Когда на взвод с противной стороны
Рванули “тигры” с лязгом и подвывом,
В то утро, в предпоследний год войны;

Когда весь мир казался черным адом,
Сама земля вставала на дыбы,
И взрывы мин вдруг вырастали рядом,
Как грозные железные столбы!

О чем он думал, жизни не видавший,
Любви еще не знавший лейтенант,
Лишь только про себя еще державший
Ту мысль, что, может, вправду он – талант;

Ничем от пуль и мин не защищенный
Лежавший там, как будто на золе,
На той, перекореженной, сожженной,
Со снегом перемешанной земле!...

Нет, не о смертной думал он остуде,-
А думал, что живя среди смертей,
Свой добрый век мы прожили как люди
И для людей!

/Л. Решетников/

Литературовед 3. Поэтический талант Георгия Суворова формировался в суровые годы войны. В его стихах много несовершенного, много неумелых рифм, незаконченных образов, но, несмотря на это, в них проявился индивидуальный почерк молодого поэта. Николай Тихонов писал: “Он любил свой далекий сибирский край...Он писал свои стихи в блиндажах, в окопах, перед атакой, на отдыхе под соснами, расщепленными осколками бомб и снарядов. У него не было времени писать об отвлеченных темах. Он писал свои строки, как дневник о непрерывной битве с врагом, любил поэзию и писал много и вдохновенно.

Чтец 1.

Мы стали молчаливы и суровы,
Но это не поставят нам в вину.
Без слова мы уходим на войну
И умираем на войне без слова.

Всю нашего сознанья глубину.
Всю глубину характера крутого
Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,
Как боль за дорогую нам страну.

Чтец 2.

Метет, метет... И нет конца метели,
Конца тяжелым, белым хлопьям нет.
Метет, метет...И заметает след
К моей солдатской полумерзлой щели.

Метет, метет...И не увидишь света,
И не увидишь друга в двух шагах.
Вот через этот безответный мрак
Я двинусь в путь, лишь тьму прорвет ракета.

Литературовед 1. Творчество Георгия Суворова – одна из интереснейших страниц поэзии военных лет, ставшая летописью героических подвигов народа в борьбе против фашизма. В стихах живет его прекрасная мужественная душа – душа патриота. После гибели поэта боевые товарищи нашли в его сумке несколько блокнотов, исписанных стихами. Лучшие из них объединены в сборник, который называется “Слово солдата”. Так хотел назвать сборник сам Георгий Суворов. Вера в победу, мир, счастье, согревающая изнутри каждое стихотворение, своеобразно заключена у Суворова в образах природы, которую он тонко чувствует. Книга стихов с простым названием “Слово солдата” донесла до нас облик поэта, его строгие звучные стихи.

Чтец 3.

Мы тоскуем и скорбим
Слезы льем от боли.
Черный ворон, черный дым,
Выжженное поле.

А за гарью, словно снег,
Ландыши без края.
Рухнул наземь человек –
Приняла родная.

А за гарью тишина...
Ветер бьет крылатый.
Белых ландышей волна
Плещет над солдатом.

Литературовед 2. В лирике Георгия Суворова поэт – прежде всего солдат, разделяющий трудности воинского пути и в тихий час отдыха и в момент, когда вершится легендарный подвиг. Война круто изменила его прежние “маршруты”, увела далеко от книг, от мечты об институте, от родных рек и хребтов, от глухих таежных дебрей с предрассветными туманами. Война продиктовала новые суровые строки: “Сегодня ты боец, готовый к бою”.

Чтец 4.

Бушует поле боевой тревогой,
И вновь летит сегодня, как вчера,
Крылатое солдатское “ура!”
Нелегкой нашей шумною дорогой

И вновь солдат окопы покидает
И через грязь весеннюю – вперед,
В постылом свисте стали, в шуме вод
Ни сна, ни часа отдыха не знает.

Глаза опалены огнем и дымом
И некогда поднять усталых глаз,
Чтобы за две весны боев, хоть раз,
Всласть насладиться всем, до слез любимым.

Увидеть, как среди пустых воронок,
На уцелевшем островке земли
Две стройные березки расцвели,
Весной, огнем снаряда опаленным.

Да, наша жизнь, она к смертям привыкла.
И все ж той жизни явно торжество
Она шумит зеленою листвою,
Как вечное вино, как сердца выкрик!

Она шумит и слушает с тревогой,
Как режет мрак солдатское “ура!”.
И целый день сегодня, как вчера,
Мы падаем. Но нас все также много.

Чтец 5.

Пришел и рухнул, словно камень,
Пока багряными лучами
Не вспыхнули зубцы лесов,
Покамест новая тревога
Не прогремела надо мной
Дорога, дымная дорога,-
Из боя в бой, из боя в бой...

Литературовед 3. Сергей Наровчатов писал: “В последних стихах Георгия Суворова разлита такая мудрая и всепобеждающая сила, что трудно поверить в их принадлежность молодому человеку, почти мальчику”. Особенно это относится к написавшему в конце 1943 года стихотворению “Еще утрами черный дым клубится”.

Чтец 6.

Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций,
И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг! А все-таки как быстро,
Как быстро наше время утекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем.
Зачем туманить грустью ясность дней?
Свой добрый век мы прожили, как люди,
И для людей.

Биограф. Последние строчки этого стихотворения написаны на чугунной плите обелиска, возвышающегося над братской могилой, где похоронен Георгий Суворов. Они же и подводят черту под всем, что было сделано им поэтом и воином, за его недолгую, но яркую жизнь.

Слова эти, написанные за несколько дней до гибели, были не только пророческими. Они предельно точно, емко и эмоционально выразили всю суть прожитой им жизни и свершенного им подвига. Оставаясь лучшими стихами поэта, они переросли в значение стихов, как явления чисто литературного, и стали выражением физического и нравственного подвига поколения.

Литературовед. Поэт так и не дождался выхода своей первой книги. Названная по его желанию “Слово солдата”, она была собрана и издана Николаем Тихоновым и Михаилом Дудиным через несколько месяцев после гибели автора. “Его стихи, рожденные в огне боев, – писал Николай Тихонов в телеграмме ветеранам дивизии, в которой служил поэт, – звучат сегодня как голос подлинной поэзии, боевой, правдивой, обещающей... Стихам Георгия Суворова суждена большая, хорошая жизнь... свой короткий добрый век он прожил для людей. И люди его не забудут”.

Ведущий. “Он прожил до обидного короткий век. Но прожил его прекрасно, ибо был человеком открытым, честным, целеустремленным. Он воевал, как все, не думая о воинской славе. Но она сама пришла к нему, хотя и с запозданием. Он шел к Большой Поэзии. И хотя находился, может быть, только на полпути к ней, она терпеливо ждала его. И он в последние месяцы знал об этом.

Он сгорел, подобно ночной звезде, прочертив теперь уже далекий горизонт тех горьких и грозных сороковых годов нашей эпохи. Его нет, но то, что сделано им, дошло до нас, как доходят до земли свет далеких и, может быть, уже сгоревших звезд. Доходит, светит, тревожит и напоминает, как вечный огонь над могилами павших”, – писал поэт Леонид Решетников. Прошло много лет после гибели нашего земляка, Георгия Суворова. 9 мая 2005 года в день Победы состоится большой праздник, объединяющий всех людей и напоминающий нам, что “ничто не забыто и никто не забыт”. Имя Георгия Суворова и имена всех, кто погиб, никогда не должны быть забыты нашим народом.

Звучит песня “Этот день Победы”

Литература

  1. “Пороховая память”. Стихи, письма, воспоминания. Иркутск, 1975 год.
  2. “До последнего дыхания”. Сборник стихов. Москва, 1985 год.
  3. Шленская Г.М. “Поэт. Воин. Сибиряк”. Красноярский университет, 1985 год.