Цель урока: знакомство с содержанием книги “Подснежник”, с информацией об издании этой книги.
Задачи урока:
- Познакомить с выходными данными книги “Подснежник”
- Провести конкурс стихов
- Учить выразительному пересказу сочиненных сказок, рассказов, статей из книги.
- Воспитывать интерес к национальной якутской песне, осуохай и прививать любовь к ним.
- Выслушать благодарственные слова учителей , родителей, работников УУО Жиганского улуса,
писателя Якутии Степана Юмшанова, доктора филологических наук, профессора Я.Г.У. В.Д.Михайлова.
- Вручить работникам типографии грамоты, подарки. Книги “Подснежники” подарить учащимся ЖСШ, учителям, работникам библиотеки, музея.
- Заинтересовать учащихся посещением якутского литературного кружка “Сыккыс” с целью расширения своего кругозора.
- Воспитывать интерес к культуре своего народа.
- Осуществлять межпредметные связи с уроками истории, якутской, русской литературы.
- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
- Изготовить фото и видеозапись.
Сценарий открытого урока имеет три вида:
- Подробный сценарий урока “ Урок - презентаций книги “Подснежник””
- Программа сценария для ведущих.
- Программа мини-концерта.
Учащиеся должны выучить стихотворения : “ Жиганск”, “ Ребята моего кружка”, “Бабушке”,
“Учительнице” и др., а так же осуохай “ Презентация книг “Подснежник”.
Надо учить выразительному пересказу сочиненных сказок, рассказов, статей: “Лошадь и олень”, “Друзья”, “ Пугливые охотники”, “ В Москве”, и др.
Наглядные пособия урока:
– Плакаты “ Презентация книг “Подснежник”, “ Книга- источник знания” и.др.
– Стенгазеты “Якутский литературный кружок “Сыккыс””, “Они отдыхали на юге”
– Альбомы “ Участие в Республиканской конференции”, “ Наши произведения”
– Статьи, опубликованные в газете “ Юность Якутии”, “ Кэскил”, “Новости Жиганска”
– Грамоты, книга “Подснежник”, подарки, цветы, объявления и др.
– Фотоаппарат, видеозапись, магнитофон, кассеты.
Ведущие:
первый ведущий (1 В)- Сотникова Галя ( 10 е), второй ведущий ( 2 В)-Степанов Аполлон (8 а)
Сценарий “Урок- презентация книги “Подснежник” проведен на якутском и переведен на русский язык. Стихи, рассказы, статьи учащихся при переводе на русский язык сохранили свою оригинальность, самобытность, яркость, сочность языка. Как цветок подснежника пробиваюший толщу вечной мерзлоты, стремящийся к солнцу и свету, так и эта книга детей как первые шаги по первому, белому снегу.
1 В:
Уважаемые учителя, родители, ученики, гости, начинаем презентацию книги “Подснежник”.2 В:
Члены якутского литературного кружка “Ручеек” исполняют осуохай на тему“Презентации книги “Подснежник “ Автор: Трофимова Н.Р.Осуохай “Презентации книги “ Подснежник””
Оьуо-оьуо оьуокай Оьуокайдыыр оьуокай Все мы вместе дружно. Рады выходу книги. Эьиэ-эьиэ эьиэкэй. Эьиэкэйдиир эьиэкэй. Занимаясь мы в кружке, Сочиняем стихи, Рассказываем сказки, Учимся осуохаю Оьуо-оьуо оьуокай Оьуокайдыыр оьуокай. Занимаясь в “Сыккысе”, Мы пишем сказки, Защищаем доклады. От всей души благодарим. Работников редакции. Издавшую книгу. Спасибо вам большое. |
Эьиэ-эьиэ эьиэкэй Э5эрдэлээх эьиэкэй Занимаясь мы в кружке, Будем развиваться, Станем в будущем людьми Со всесторонними знаниями, Стремлениями и достижениям, Трудолюбивыми Оьуо- оьуо оьуокай Оьуокайдыыр оьуокай Воспеваем счастье жизни Этот танец дружбы В оьуокайе сливаются Танец, стихи, песня. Этот хоровод, пришедший из дали времен Пусть не забывается, Пусть учатся запевать осуохай дети Пусть слагают его запевы Славя учебу, знания, жизнь. |
1 В:
Целью нашего урока является знакомство с содержанием книги Трофимовой Нины Родионовны “Подснежник”. Проведение конкурса стихов, сочиненных самими учащимися.Исполнение песен якутских композиторов. Учащиеся перескажут сочиненные сказки, рассказы, статьи из книг.
2 В:
Слово предоставляю учителю истории Жиганской средней школы Кирилловой Альбине Ивановне.Кириллова А. И.:
Выход в свет в творческих работ учащиеся 5-11 классов является фактом замечательным: во-первых, это факт исторический в нашей школе, во-вторых, это творчество самих ребят. Ученики пишут замечательные рассказы, слагают стихи, создают сказки – все это на основе соприкосновение ребят с природой. Мы живем на берегу замечательной Сибирской реки Лены, в Сибирской тайге, далеко за полярным кругомВсе это изложено в произведениях ребят. Нина Родионовна является таким творческим учителем, которая работая с учениками с первого урока якутской литературы, якутского языка нацеливает ребят на самостоятельную творческую работу. Это ее творческая лаборатория. Пожелаем ребятам творческих высот в жизни. А учителю неиссякаемой энергии в приобщении ребят к любви к родному краю, родной природе, к родному языку и русскому языку, многонациональной культуре России. Ведь все начинается в детстве как родник, как источник светлого, как луч солнце, как улыбка на лице ребенка.
1 В:
Прослушаем информацию об издании книги “ Подснежник” редактора улусной газеты“Новости Жиганска ” Сивцевой Людмилы Егоровны.
Сивцева Л Е:
От всей души поздравляю всех авторов этой книги и составителя, автора Трофимову Н. Р. с выходом в свет “Подснежника”Для нас, работников редакции, эта книга тоже знаменательна. Она является десятой выпущенной нашими руками книгой.
Книга “Подснежник” издана 27 сентября 2004г. Название сборника “Подснежник” очень удачное.
Как весной появляется первый цветок – подснежник, в этой книге собраны первые произведения учащихся ЖСШ – стихи, сказки, рассказы, очерки. Эта книга – плод большого труда учителя якутского языка и литературы, руководителя литературного кружка “ Сыккыс” Трофимовой Н Р , под чьим руководством дети занимаются творчеством. Желаю, чтобы за первым “Подснежником” последовали другие книги, большой творческой работы, радости от творчества, успехов всем членами руководителю литературного кружка “ Сыккыс”
2 В:
Слово для поздравления предоставляется директору Жиганской средней школы Андреевой Яне Сергеевне.Андреева Яна Сергеевна:
Дорогие ученики и руководитель кружка “Сыккыс”!Поздравляю с выпуском книги “ Подснежник”. В нашем улусе впервые напечатаны произведения учащихся Жиганской средней школы. Нынешние 11 “а” классы, занимаясь с пятого класса научились сочинять стихи, рассказы, а так же пишут доклады.
Учеников пятого класса приглашаем посещать литературный кружок. Читайте книги, журналы, газеты и расширяйте кругозор. Желаем удачи.
1 В :
Сейчас выслушаем автора- составителя книги Трофимовой Н. Р.Трофимова Н.Р.:
Уважаемые учителя, ученики, родители и гости! Поздравляю презентацией книг“Подснежник”. Это первое произведение учащихся ЖСШ. Издание изготовлено к печати в “Новости Жиганска”. Составитель Трофимова Н. Р. Вступительную статью написала Кириллова А И. рецензию- Алексеева Е И. С 2000 года веду якутский литературный кружок “Сыккыс”.
Кружковцы ежегодно участвуют в школьной, улусной, республиканской конференциях. В этой книге помещено 7 статей, около 20-тистихотворений, 17 сказок, 19 рассказов, 5 статей по риторике. Члены литературного кружка “Сыккыс” отдыхали на юге. Об этом написали статьи. Гоша Мохначевский (10 к) “ Мы были участниками рождественских елок в Москве”, Уля Гермогенова (9 к) “ Очень хорошо провели зимние каникулы в Санкт- Петербурге”, Лена Иванова (10 к) – “Всероссийский лагерь “Океан””.
2 В:
Мы начинаем наш мини- концерт. Стихотворение Леонида Попова “Учитель” читает учащиеся 5 класса Айаял Гаврильев.1 В:
Стихотворение Нины Родионовны “ Мои кружковцы” читает Маша Евсеева( 6 “Б”)Читая много книг, Вы узнаете обычаи предков, Стремитесь себе представить Будущую нашу жизнь. Ребята моего кружка, Познавая творчество, День за днем, как цветы |
Растите вы, развивайтесь Вы сочиняете стихи Дивные сказки и рассказы Надеюсь я, что будущем Вы будете творить Олонхо о новой нашей жизни, Сценки, повести и романы |
2 В:
Стихотворение “ Мой Жиганск” Майи Петровой (5 “а”) читает автор.Люблю мой Жиганск. С каменной школой, С деревянными музеем, Со многими магазинами, |
С ласковыми бабушками, С сказителями дедушками, Добрыми матерями, Трудолюбивыми отцами. |
1 В:
Стихотворение “Учительнице” Кириллина Жени (9 “Е”) читает Шура Петрова (5 “б”)С исполнением шести лет. Поступил я в школу. Хорошо усвоил я. Звуки, буквы, слоги. На уроке математики Полюбил сложение. С друзьями мы играем, Стихи читаем и поем. |
Став изучать учебники Познал я учебу Всем классом вместе Дружной жизнью живем Дорогу светлую к знаниям Открыла нам учительница. Упорно ведет нас по ней Воспитывая быть хорошими людьми |
2 В:
Стихотворение “Мои односельчане” читает Юра Игнатьев (9 “В”).Дедушки мои охотясь, Добывают много пушнины, С далекой тундры привозят Оленину, сахатину. |
Летом, разъезжая на лодках Рыбачат на Лене, Зимой на “ Буране” Бороздят лесные просторы. |
1 В:
Стихотворение “Бабушке” сочинил Аполлон Степанов (8 “а”)С прошлого года, Жду свою бабушку Много дней прошло. Без нее. Ласковую бабушку, Жду - не дождусь. Сильно скучаю. |
Встречаясь только в снах Бабуля мая родная, Учит меня добру, Наставляет в жизни, Поддерживает любовью Буду всегда помнить ее. Мою дорогую бабулю. |
2 В:
Сказка Афанасия Корякина (6 “б”) “ Друзья”.Однажды Вася с мамой пошел по ягоды в лес. Найдя ягодные места, стали собирать, стремясь быстрее заполнить посуду. Вася, собирая ягоды, ушел далеко от матери. Опомнившись, стал звать маму, аукать, бредя по лесу. Вдруг неподалеку хрустнула ветка. Вася оглянулся на звук и увидел, что из-за дерева вышел маленький медвежонок. От неожиданности и Вася, и медвежонок застыли, глядя друг на друга. Первым опомнился Вася, он сказал: “ Поиграем?”. Медвежонок, словно понял его, пошел к нему навстречу. Они стали играть в догонялки. Бегая по лесу устали, прилегли оба около дерева и уснули.
Когда Вася проснулся, оказалась, что он лежит в своей постели. Он вышел во двор и увидел своего друга- медвежонка во дворе в клетке. Вася пожалел его и, открыв двери клетки, выпустил своего друга на волю. Друг - медвежонок побежал к лесу искать свою маму.
1 В:
Сказка “ Шалунишка” Шуры Мохначевской (6 “б”).Дети бывают разные. Один мальчик был шалунишкой. Он был очень ленивый, недисциплинированный. Его старший брат пошел косить сено и позвал младшего с собой.
Ленивый не стал слушаться брата и убежал во двор, чтобы поиграть. Он увидел множество муравьев и растоптал их. Затем увидел множество пауков и тоже растоптал их. Потом ему стало скучно, и он пришел домой, старший брат с сенокоса еще не вернулся. Вдруг дверь открылась, и в дом вошел медведь. Мальчик от испуга упал. Медведь сказал: “ Ты, почему растоптал моих друзей?” Мальчик стал отрицать. Медведь сказал, муравьи, что и пауки – его друзья. Отстегал мальчика веткой. После такого урока мальчик перестал шалить.
2 В:
Сказка “ Пугливые охотники” Мандарова Эдгара (6 “б”)Однажды трое пошли в лес охотиться. Их звали Оску, Моотуу, Муттуу. Утром Оску и Моотуу пошли охотиться на лося. Муттуу остался в палатке. Он взял ружье и, заглянув за палатку, увидел зайца. Хотел выстрелить, да в ружье не оказалось пули. А Оску и Мооттуу услышали в лесу рев медведя и от испуга разбежались в разные стороны. Один побежал в сторону - села, другой - к лесу.
1 В:
“Лошадь и олень”- сказка Оли Жирковой (6 “б”)В давние - предавние времена лошадь и олень жили вместе. Лошадину звали Аатыран, А оленя - Уус. Аатыран славился ленью, он не любил оленя. А Уус был трудолюбивым и любил лошадку. Однажды лошадь пошел гулять в лес. Вдруг навстречу ей выбежала стая волков, лошадь громко заржала. Услышав ржание лошади, на помощь подоспел олень и разогнал волков. Лошадь сказала: “ Зря ты прибежал, я волков не испугалась, сама хотела их разогнать” Олень, услышав эти слова, очень огорчился. Прошло несколько лет, лошадь и олень состарились. Лошадь умерла от жадности, а олень прожил долгую жизнь.
2 В:
Соло Моти Ивановой (6 “б”) “ Весна”1 В:
Статья из книги “Подснежник” Гоши Мохначевского “ Поездка в Москву”В 2003 году из Жиганска втроем: мне, Феде Находкину и Снежане Николаевой на Рождественских каникулах посчастливилось побывать в Москве. Мы увидели Кремль, посетили галерею и многие другие достопримечательности столицы. Я был поражен величием, богатым убранством Храма Христа Спасителя. Столица нам очень понравилась.
Мы от всей души благодарны всем, кто помог нам увидеть Москву.
2 В:
Стихотворение Ули Гермогеновой “Любимый Жиганск”Люблю мой Жиганск Со многими этажными домами, С радушными жителями-эвенками, С красавицей Леной рекой. |
Его свежий воздух Его чистые воды Лесные и речные просторы Люблю мой Жиганск, Как мать свою родную. |
1 В:
Статья Лены Ивановой “В лагере “ Океан””.В 2004г я отдохнула во Всероссийском лагере “ Океан” Вблизи г.Владивостока. Лагерь размещен в трех корпусах. Мы жили в корпусе Бригантина. Наша смена прошла под девизом “Моя Федерация”. Из разных углов необъятной России за одну смену отдыхают здесь 400 ребят.
До обеда мы учились, после уроков занимались в разных кружках “Школы добра”. Я занималась в кружке “Глиняная фантазия”, где мы учились лепить разные изделия из глин.
Мы познакомились с Владивостоком, побывали в его музеях, океанариуме. В течение двух дней в лагере проходил фестиваль национальных культур, где ребята представляли свои народы, рассказывали об обычаях и традициях. Фестиваль завершился общим хороводом. Оказывается у многих национальностей есть много схожего в культурных традициях, ритуалах, игрушках. В якутской культуре есть много общего с культурой бурятов, тувинов и других. Я никогда не забуду дни, проведенные в “ Океане”.
2 В:
Соло Андрея Ильина “Детство”.1В:
Руководитель якутского литературного кружка, Трофимова Н. Р.,вручает “Благодарность”.Трофимова Н. Р.:
Вручаю “Благодарность” редактору газеты “ Новости Жиганска” Людмиле Егоровне Сивцевой за помощь в издании нашей книги. Такие же "Благодарности" вручается Марии Ивановой, Туяре Никитиной, Анне Ивановой, Валерию Андрееву.2 В:
Слово предоставляется директору школы Андреевой Я.С.Андреева Я. С:
Вручаю памятный сувенир работникам типографии.1 В:
Руководитель литературного кружка “Ручеек” Трофимова Н Р вручает членам кружка книгу “Подснежник”Трофимова Н. Р.:
Дорогие учащиеся Жиганской средней школы! Поздравляю вас с презентацией книги “Подснежник”.Разрешите вручить членам кружка книгу “Подснежник” (Звучит музыка). Вручается книга “ Подснежник” Корякину Афанасию и другим.2 В:
Андреева Яна Сергеевна вручает гостям книгу “ Подснежник”Андреева Я С:
Доктору филологических наук, профессору Я Г У Михайлову В. Д. дарим книгу “ Подснежник”. ( Звучит музыка) Такая же книга вручается якутскому писателю Степану Юмшатову, библиотекарям УУ О Ханчаевой У. В., улусной, школьной библиотекам, научным сотрудникам музея Шадриной М И, учителю Кирилловой А И.1 В:
Слово предоставляется доктору филологических наук, профессору Михайлову В.Д.Михайлов В. Д.:
Дорогие учителя и учащиеся Жиганской средней школы! Поздравляю с вышедшим сборником “Подснежник”. Желаю крепкого здоровья, отличной учебы, творческой работы. Человек, который творчески работает он счастливый человек. Школьники! В дальнейшем сочиняйте свои произведения.2 В:
Слово предоставляется члену союзов Российских журналистов, писателю Якутии Степану Юмшатову.Степан Юмшатов:
Уважаемые ученики Жиганской средней школы!На Севере самый первый, самый красивый цветок – подснежник. Ваши стихи, рассказы, так же прекрасны как цветок – подснежник, который все терпит: и холод, и ветер. Как северное сияние, вы должны творить чудесные стихи, загадки, сказки и др. Я верю, что вы будете учиться хорошо, получите нужные профессии.
1 В:
Слово предоставляю учителю якутского языка и литературы Трофимовой Н Р.Трофимова Н. Р.:
Дорогие учителя, ученики, гости! Урок- презентацию помогли провести учащиеся Галя Сотникова ( 10 “е” к.), Аполлонов Степан ( 8 “а” к.) Актовый зал оформили Матрена Петровна, Римма Филипповна, члены литературного кружка “Сыккыс”.Вступительную статью написала Кириллова А. И., рецензию- Алексеева Е И.Еще раз благодарим работников типографии газеты “Новости Жиганска” за издание книги.
2 В:
На этом заканчиваем урок – презентацию книги “Подснежник”1 В:
Уважаемые учителя, родители, ученики и гости! Благодарим за участие в этом празднике. Просим принять участие в памятном фотографировании.Список литературы.
1. Журнал “Народное образование Якутии”. 2003г., Г.Г. Капустина “Роль поисково- исследовательского метода в развитии познавательного интереса учащихся”, 93-95 с.
2. В.В.Скрябин “ Использование опорных сигналов по якутскому языку, литературе”, 1998г.
3.Газеты “ Юность Якутии”. 2003- 2005г., “ Кэскил”, “ Новости Жиганска” 2003-2005г.
4. Н.Р. Трофимова “ Подснежник” 2005г. Произведения учащихся Жиганской средней школы Республики Саха (Якутия).
5.Н. Р. Трофимова “ Подробный сценарий “ Урок- презентация книги “Подснежник”,2005г.
6.Н. Р. Трофимова “ Программа сценария для ведущих.”, 2005г.
7.Н.Р. Трофимова “ Программа мини- концерта”, 2005г.