Цели и задачи урока:
- в области знаний – узнать о жизни и главном деле В.И. Даля, как собирателе слов, пословиц, загадок и сказок;
- развития речи – рассказ о жизни писателя с помощью детей, анализ пословиц
Лексическая работа:
- создать группу ученых лингвистов, которые дадут экспертную оценку суждениям ребят по словарю В.И. Даля;
- прочитать и проанализировать сказку В. И. Даля “Война грибов и ягод”.
Ход урока:
Учитель: Ребята, тема нашего урока “Человек делом славен”. А человек этот В.И. Даль. Мы поговорим о главном для его жизни труде его жизни – собиратель русских слов и их толкование, собиратель русского фольклора и разных русских говоров, а научными словами это называется лексикограф, этнограф и лингвист.
В 2002 году В.И. Далю исполнится 200 лет со дня рождения. В.И. Даль был человек необыкновенный. Он, вспоминая, как его мать говорила детям: “Надо зацеплять всякое знанье, какое попадется на пути”, и сам всю жизнь следовал этому правилу.
Первое сообщение о Дале:
“В.И. Даль в своей жизни имел много профессий и занятий: он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал для школьников учебники: “Ботаника” и “Зоология”. С детства он любил, по его признанию “копаться над какой-нибудь научной работой”: умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла”.
Учитель: Люди говорили про Владимира Ивановича, что он человек бывалый.
Что это за слово, что обозначает? (Опытный, много на своем веку повидавший).
Давайте разберем и прочитаем пословицы, которые соответствуют этому слову, собранные В.И. Далем:
Не спрашивай строго, спрашивай бывалого.
Не силой берут, а уменьем.
Бывалые в людях говорят, а небывалые дома сидят.
Чем бы ни занимался Даль, было у него главное в жизни дело: он собирал слова. А как же он пришел к этому делу? Сейчас мы узнаем. (Ученик читает историю, которая произошла более 180 лет назад, “Русский язык”. 6 класс, стр.27 №85).
Вопрос после чтения: Какое слово было самым первым в его записях? (замолаживает) Что оно обозначает? (Заволакивает тучами, пасмурнеет). Молодцы, послушаем дальше.
Второе сообщение:
В.И. Даль колесил по России, менял профессии, изучал ремесла - и все время чутко прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. В походе, на привале, в крестьянской избе, где случилось ему ночевать, среди корабельных мастеров, в рыбацкой артели, на шумной ярмарке – всюду, куда ни попадал, он узнавал множество прекрасно слов, которые прежде не были ему известны. (На доске записи слов)
Вот сколько слов он узнал о дожде.
Ситничек или ситник (от слова “сито”) – мелкий дождь, почти туман. Морось или бус – мельчайший дождь, почти туман. Ливень – проливной дождь. Косохлест – косой дождь с ветром. Лепень – снег с дождем. Грозный дождь – с грозой, грибной дождь – теплый, мелкий. Сеногной – дождь во время покоса.
Запасы Даля росли не по дням, а по часам.
Третье сообщение:
На войне Даль всякую свободную минуту проводил в толпе солдат – скоро тетрадок с записными словами оказалось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Владимир Иванович сложил тетради в тюки и обложил ими верблюда. Однажды во время стычки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: сколько его труда пропало вместе с верблюдом. К счастью, через несколько дней наши солдаты отбили верблюда у врага и возвратили хозяину. На Далевы тетрадки противник не позарился. Не велика ценность слова! А для Даля не было ничего дороже.
Учитель:
Давайте опять обратимся к пословицами, которые собирал Даль и их отсудил:
Ласковое слово, что вешний день.
От данного слова да на век ссора.
Кто словом скор, тот в деле не спор.
Ласковое слово не трудно, да споро.
Слова Даля – его словарь!
За 40 лет Даль собрал 2000 слов. Сколько ни у кого не было. Он решил составлять словарь. Свой труд Даль назвал “Толковый словарь живого великорусского языка”.
Вот тут-то и сослужило службу Владимиру Ивановичу его бывалость. Все свои знания, весь свой опыт, все, что усвоил, встречаясь с людьми, он уместил в словарь, все пригодилось ему при толковании слов (показ словарей). Первые читатели “Толкового словаря” восхищались: “Какой необыкновенный словарь – совсем не похоже на справочник! Какое занимательное чтение”!
И действительно, многие заметки в словаре – это маленькие рассказы о жизни народа, его трудах, о народных обычаях, поверьях, нравах. Из этих заметок можно узнать, какие дома строили русские люди, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, как рыбу ловили, как детей учили, как кашу варили.
(Читает ученик)
Учитель: Каша – вроде бы простое слово.
Каша, толкует Даль, - густоватая пища, крупа, варенная на воде или на молоке. Крутая каша – гречневая, пшенная, яичная, овсяная, ржаная готовится в горшке в печи, запекается сверху. Жидкая каша или кашица – похлебка с крупою. Размазня - по густоте между крутою и кашицей. Это еще и артель, которая собирается для общей работы (артельщики, т.е. рабочие, иногда говорят: “Мы с ним в одной каше”). Во время жатвы крестьяне помогают друг другу, такая помощь тоже порой именуется кашей. Наконец, все мы понимаем, что пословица: Сам заварил кашу, сам и расхлебывай, тоже не про еду: здесь каша – беспорядок, суматоха, недоразумение.
К слову каша Даль подобрал более 50 пословиц вот некоторые из них:
Люто брюху, что глаза кашу видят.
Без каши и обед не в обед.
Одному и у каши не споро.
На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
Учитель: Почему так много пословиц о каше, а не о супе, картошке? (Основная еда).
А вот шутка-прибаутка о каше:
Ел мужик щи с кашей долго: положил ложку, распоясался, перевел дух, да и начал снова (паясничать).
Убедились, что словарь Даля- это маленькие рассказы о жизни народа.
В.И. Даль собирал не только слова, поговорки и пословицы, но и загадки, поверья и, конечно же, сказки, которые обрабатывал и даже писал сам. Сейчас мы познакомимся со сказкой В. И. Даля, которая называется “Война грибов и ягод”. Когда будем читать вы должны карандашом подчеркивать непонятные слова, затем мы попытаемся их разобрать. У нас будет лингвистическая группа, которая нам растолкует значение этих слов. (Чтение сказки, работа над непонятными словами со словарем, вывешивание слов на доске).
Пригнетем – прижимать, придавливать, притискивать.
Например: Квашенку пригнетают камнем.
Пыжить – надувать, взбивать пышно, пучить.
Например: Пыжить шерсть, трепать, взбивать.
Пыжиться – надуваться.
Прет – с большой силой выходят.
Сзывать – собирать, позвать.
Неповинны – нет вины.
Снаряжайтесь – собирайтесь.
Кичливый – надменный, высокомерный, самоуверенный.
Вздымается – поднимать, приподнимать, подносить вверх.
Рать – войство, войско, ополчение, боевая сила.
Сподряд – все вместе.
Кадушка – кадочка (емкость).
Бурочки – кузовок, лукошко.
Вязка – веревка.
К своим сказкам Владимир Иванович подбирал пословицы по смыслу, давайте выберем тоже одну из них к сказке:
Одна голова хорошо, а две лучше.
Нет худа без добра.
Позлился, позлился и в кузовок увалился.
Всяк своим умом живет.
Повоевал, повоевал, да в корзину попал.
Люди ссорятся, а воеводы кормятся.
Вопросы: Почему выбрали эту пословицу? Прав ли был боровик, что организовал войну? На чьей стороне автор? Чему учит сказка?
Итоги урока:
Что узнали на уроке? Чему научились? Нужен ли нам словарь? Зачем?
Стихотворение о словаре:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувств.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной словарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век доживать чужой…”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя, рассыпанная повесть.
Учитель: сейчас я буду говорить фразу, а вы ее закончите.
Мы сегодня говорили о…
Главным делом его жизни было…
Он собирал не только слова, но и …
Он составил книгу, которая называется…
Смысл каждой сказки Даля можно выразить…
Домашнее задание; составить по пословице сказку.
Сказка В.И. Даля “Война грибов с ягодами”
Кранным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины.
Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб – боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается.
“Вишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая, - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!”
Задумал - загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал помощь скликать:
-Идите вы, волнушки, ступайте на войну!
Отказались волнушки:
-Мы все старые старушки, не повинны на войну.
-Идите вы, опенки!
Отказались опенки:
-У нас ноги больно тонки, не пойдем на войну.
-Эй, вы, сморчки!- крикнул гриб-боровик.
-Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки, говорят:
-Мы старички, уж куда нам на войну! Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
-Грузди, вы – ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! Откликнулись грузди с подгруздками:
-Мы – грузди, братья дружны, мы идем с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается.
“Ну, быть беде”, - думает зеленая травка.
А на ту пору пришла в лес с коробом тетка Варвара – широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподрят брать, да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки – в кадушки, опенки – в бочонки, сморчки – в бурачки, груздки – в кузовки, а наибольший гриб – боровик попал в вязку; его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодой воевать.