Литература
-
Формирование смысложизненных ориентиров у школьников при изучении творчества Ф.И. Тютчева 2005
Духовное становление личности начинается в школьные годы. Поэтому уроки литературы как уроки нравственного прозрения необычайно значимы. И особая роль отводится поэтическому слову, ведь "в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией". Поэзией Ф.И.Тютчева, - говорим мы. Изучению творчества этого замечательного русского поэта программа отводит до обидного мало времени. А жаль... Тютчев заслуживает большего. Школьники перечитывают его стихи, испытывая радость общения с личностью оригинальной, особенной. И чувства, и воля, и ум, и слово этой личности волнуют, будят мысли, влекут к познанию себя и мира. Да, Тютчев, по меткому выражению И.С. Тургенева, "создал речи, которым не суждено умереть". Они помогают вырастить душу. А разве не в этом смысл нашей жизни?
-
Открытое мероприятие. Масленица 2005
Выбирая тему своей работы, я опиралась на то, какие русские праздники почитали на Руси? Когда родились эти слова и эти суеверия, эта исконно русская вера в чудеса, ворожбу, приметы и знамения? Ответы эти мы находили, отправляясь с учениками в воистину чудесный и неизведанный мир наших далёких предков – в страну славянской языческой мифологии, страну загадочную, причудливую и такую родную. В празднике принимали участие все ребята школы. Были приглашены родители и жители микрорайона. В первом потоке зрители-участники – ученики начальных классов, во втором потоке зрители-участники – ученики старших классов. Они все справились с различными соревнованиями, заданиями. А также с домашним заданием (костюмы ряженых, подготовили пословицы, поговорки, загадки, песни, накрыли столы с угощением, провели конкурс “Самый вкусный блин”). А после организованно всей школой вышли во двор и торжественно сожгли чучело. Я думаю, что это мероприятие позволяет развивать личность и творческие способности учащихся через приобщение к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей русской культуры.
-
Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой. Открытый урок по литературе в 11-м классе. Метод проектов 2005
Этому уроку в системе уроков по творчеству А. Ахматовой отведена аналитическая роль с большой опережающей самостоятельной работой по чтению лирических произведений поэтессы. Групповая форма работы. Социологический опрос и анкетирование учащихся старших классов - причина обращения к исследованию. Доказывается гипотеза о гражданственности лирики поэтессы на протяжении всей жизни и творчества.
-
И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе". Модель изучения темы в 10-м классе 2005
Уроки по "Стихотворениям в прозе" И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя. Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими.
-
Урок, завершающий изучение раздела "Устное народное творчество"по теме: "Посиделки (сценарий)". 6—7 классы 2005
Праздник предполагает возможность окунуться в яркий, выразительный Мир русской действительности, вмещающий праздники и будни. Это занятие предполагает возможность продемонстрировать знания и умения учащихся, полученные на уроках не только литературы, но и русского языка, истории, Мировой художественной культуры, музыки. Праздник включает в себя несколько разделов: знатоков частушек, народных игр, русского костюма и национальной кухни, пословиц и поговорок. Задания позволяют ребятам прикоснуться в активной форме к национальным обычаям и традициям русского народа.
-
Урок "Читательская конференция по произведениям Л.Е. Улицкой" по теме: "Искусство жить" 2005
Представляем Вашему вниманию опыт проведения читательской конференции по произведениям Л.Улицкой, представляющей литературу 90-х годов, литературу «новой волны». Занятие проводилось для трех десятых классов после изучения романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», очень современного произведения, главная мысль которого – «мысль семейная». Мы считаем , что обращение старшеклассников к творчеству Л.Улицкой прекрасно вписывается в систему роков по литературе второй половины 19 века, так как её проза – это чаще всего семейные истории, вмещающие в себя, как в жизни, все: теплоту воспоминаний, горечь разрывов, преданность, неожиданное предательство, любовь.
-
Литературная игра "Умники и умницы"по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2005
Детальная проработка литературного произведения может быть осуществлена в ходе учебной игры. Урок проходит в форме телеигры "Умники и умницы". Учащиеся вчитываются в текст произведения, запоминая детали, анализируют сюжет и делают выводы, позволяющие ответит на вопросы игры. Мотивация учебной деятельности в ходе такого урока повышается.
-
Урок-семинар: Поэзия "Серебряного века" 2005
Урок, цели котoрого: рассмотреть характерные черты поэзии «серебряного века», познакомить ребят с творчеством поэтов этого периода, развивать умение учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой.
-
Способы активизации деятельности учащихся на уроках литературы 2005
Как сделать так, чтобы ученики участвовали в действии, название которому – урок литературы? Как получить обратную связь? Для того, чтобы помочь ученику справиться с поставленными перед ним задачами, была разработана система заданий, помогающих, на наш взгляд, понять произведение, его идею и, главное, суметь высказать свои мысли, выразить свое отношение. Выполняя разнообразные, порой нестандартные задания, ученик получает возможность «прорваться» сквозь текст, который он прочитал, а «что писать-то», не знает. После «прорыва» работа на уроке станет для него более доступной.
-
Урок-мастерская в 8-м классе по теме: "Прошлое — родина души человека"(по рассказу В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет") 2005
Урок-мастерская в 8-м классе по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста рассказа на уроке (групповые задания), а также обращение к семейному прошлому учащихся (через старые фотографии, воспоминания родителей, семейные реликвии).
-
"Такими были наши дали…" 2005
На уроке литературы изучаем повесть Б.Васильева "Завтра была война", поднимаем проблемы, поставленные автором в произведении. Учащиеся на уроке самостоятельно анализируют литературный текст, дают характеристику героям, их поступкам, раскрывают истоки их мужества, героизма.
-
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!" 2005
Урок знакомит учеников с основными этапами жизни М.И. Цветаевой и определяет основные черты личности поэта, знакомит с лирическими стихотворениями поэта.
-
Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2005
Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов. Урок внеклассного чтения поднимает актуальную в наше время нравственную проблему межнациональных отношений. Основная задача урока - подвести детей к пониманию того, что не бывает плохих народов, а межнациональные конфликты основаны на ложных идеях превосходства одних людей над другими, межнациональная рознь неминуемо ведёт к насилию и жертвам. Решая воспитательную задачу, учитель совершенствует литературоведческие навыки учащихся по анализу художественного текста (определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа, повторение понятий положительный и отрицательный вопрос, время и пространство художественного произведения).
-
Урок обучения и систематизации знаний по литературе. 9-й класс. "Проблема образования в русской литературе конца XVIII начала XIX века" 2005
У учеников вечерней школы низкий уровень образованности. Поэтому эффективна схема работы: приращение знаний через интерес к предмету. Почти все цели литературного образования реализуются на обобщающих уроках нестандартного вида. Практика показывает: «сквозные» литературные сюжеты интересны детям. Мнение литературных героев XVIII - XIX вв. об образовании в России оказалось актуальным для учеников «Свободный микрофон» позволяет ученику разрешить себе полет мысли и чувства: представить себя на месте литературного героя, говорить от его имени, используя текст произведения.
-
Урок-исследование с элементами дискуссии: "Возможно ли возрождение человека, оступившегося в жизни?" 2005
Проект данного урока, на наш взгляд, является актуальным, так как здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, работать над образом, делать выводы на основе сравнений и обобщений. Тема позволяет раскрыть внутренний мир ребенка, его нравственные суждения, отношения к тем или иным жизненным событиям. Проект направлен на коррекцию самооценки, на уверенность в себе, на определение выбора действий. Основная цель урока заключается в осмыслении изученного, обобщении, систематизации знаний и умении применять эти знания в жизненных ситуациях. Тип данного урока - исследовательский с элементами дискуссии, что позволяет использовать данный материал на уроке и во внеклассной работе.
-
"Я этой истиной избитой кого сумею поразить?" 2005
"Я этой истиной избитой кого сумею поразить?" Урок-мастерская с элементами исследования и использованием компьютерных технологий по повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска". Занятие, проведенное вместе с родителями учащихся, приобщает детей к радости творчества, сотворчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, а также развивает творческое воображение, чувство музыки, цветовое восприятие, формирует навыки применения компьютерных технологий.
-
План-конспект урока литературы в 7-м классе по теме "Дети и война" (час мужества). Посвящается 60-летию Великой Победы 2005
На данном уроке рассказывается о роли детей военного времени в приближении великой Победы, обсуждаются книги о войне, герои которых - дети.
-
Открытый урок "Жизнь и творчество Иосифа Бродского" 2005
Урок посвящен знакомству школьников с поэзией одного из замечательнейших поэтов ХХ века, лауреатом Нобелевской премии, эмигрантом Иосифом Бродским. На уроке ребята не только получают сведения о жизни поэта, но и знакомятся с его стихами, анализируют их.
-
Урок-исследование "Проблема выбора: "я"или "мы"? (по роману Е.Замятина "Мы") 2005
На примере романа Е. Замятина "Мы" рассматривается государство и личность.
-
Урок литературы по теме: «"Тема семьи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"» 2005
На уроке используется презентация, выполненная в Power Point, демонстрируемая с помощью медиапроектора. Урок построен с учетом психологических особенностей учащихся. По результатам диагностики упор сделан на такой вид деятельности, как зрительная работа с текстом (большинство детей либо визуалы, либо смешанного типа визуал-кинестетик, либо с хорошо развитыми тремя каналами восприятия. На уроке использован методический принцип Е.Н. Ильина «Деталь – вопрос - прием», что в системе позволяет сделать литературу предметом, формирующим человека.
-
Дорогами жизни Солженицына 2005
Весна 2004 года. Усадьба предков великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, действительного члена РАН А.И. Солженицина попала в сводку скандальных новостей. А.И. Солженицын. По страницам романа "Август четырнадцатого"( История семьи). Прожить жизнь праведно – как просто и как невозможно трудно. Спираль жизни А.И. Солженицына. Лето 2004. Новая жизнь знаменитой усадьбы. Здесь будет православный храм, музей, библиотека!
-
Открытый урок по литературе на тему: "Жизненный подвиг А.С. Грибоедова" 2005
Урок проводится с целью знакомства с жизнью русского писателя и предусматривает предварительную подготовку учащихся, чему предшествовала их самостоятельная работа с монографической и энциклопедической литературой. Работая в творческих группах, ребята получают представление о личности Грибоедова, о его трагической судьбе, развивают умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя. Показать многогранность его таланта, широту его знаний в области музыки, истории, иностранных языков, дипломатии помогают высказывания современников Грибоедова, литературоведческий материал о нём, музыка, живопись, поэзия.
-
Урок — выпуск альманаха "История информатики" 2005
В течение спаренного занятия учащиеся получают возможность создать тематический альманах, используя ранее подготовленный материал (из Internet) и представленный в виде текстового документа - если в школе нет постоянного доступа в Internet, и непосредственный поиск информации, если имеется постоянный допуск в Internet. Альманах выполняется с помощью макета "Быстрая публикация" MS Publisher.
-
Урок литературы по теме: "Мир сатиры" (по рассказам М. Зощенко), 6-й класс 2005
Очень часто, работая с художественным текстом, ребята сталкиваются с различными трудностями. Игра помогает им почувствовать себя свободными и независимыми. Цель данного занятия через игру научить детей работать с текстом, выделять в нем главное, основное; научить их быть внимательными читателями. Работа с лексикой и составление своего текста приобщает детей к творческой деятельности. На уроке используются различные виды деятельности, что переключает внимание детей и быстро снимает усталость.
-
Открытый урок по литературе. Литературная игра "Что? Где? Когда?" (Жизнь и творчество И.С. Тургенева) 2005
Данная игра дает возможность выявить уровень знаний учащихся о жизни и творчестве И. С. Тургенева - великолепного мастера слова. Задача состоит в том, чтобы помочь учащимся почувствовать атмосферу ХIХ века, чтобы они могли увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, с какой искренностью и честностью он описывал свою эпоху. Такие уроки необходимо проводить не только в старших классах, но и в 5-6-х классах. В процессе обучения на таких уроках они получают навыки актерского мастерства, совершенствуют умения в работе с дополнительной литературой. Развивается познавательный интерес учащихся к творчеству писателя, а также индивидуальная активность, инициативность. Данную разработку можно использовать как на уроке литературы после изученной темы, так и на уроке внеклассного чтения и внеклассного мероприятия.
-
Краеведение на уроках русской литературы в 8–11-х классах якутской школы 2005
Включение материалов литературных связей и краеведения в уроки преследует не только образовательную, но и воспитательную цель. На занятиях должны иметь место примеры, отражающие интернациональные устремления русской литературы, свидетельствующие о красоте личности писателя, связанного с родным краем учащегося, сведения о великой роли русской литературы в зарождении и развитии якутской литературы, о значении отдельных русских писателей в становлении творческой индивидуальности многих якутских авторов. Все это способствует воспитанию чувства любви и уважения к русской литературе, чувства патриотизма и интернационализма. Министерство образования Республики Саха (Якутия) Вилюйский улус Кыргыдайская средняя общеобразовательная школа. Краеведение на уроках русской литературы в 8-11 классах якутской школы. (тезис) Васильева В.Д.— учительница русского языка и литературы Кыргыдайской СШ. 2005 г.
-
Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс 2005
Основные задачи урока: отработать навык написания рецензии, научить видеть отличие рецензии от отзыва. Учить анализу произведения: определение темы, идеи, художественно-выразительных средств, приемов. Результаты текстового анализа ввести в предстоящую работу. При помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи произведения, учить созданию киносценария. Воспитывать чувство любви к Родине.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Б. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей" 2005
Учитывая своеобразие видов искусств, опираясь на умение учеников работать над эпизодомхудожественного текста, учить сравнивать текст и эпизоды видеофильма, помочь утвердиться в том, что художественное произведение даёт более глубокое пониманиебогатства внутреннего мира героев через художественно-выразительные средства, подтекст, стилистические приёмы, художественные детали.
-
Интеллектуальные игры на уроках русского языка 2005
Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Цели интеллектуальных игр: 1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности. 2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные игры. Коллективная форма воспитания, формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы, исходя из этого определяются следующие задачи: 1.Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия). 2. Развитие образного и логического мышления. 3.Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений. 4. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения). 5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам. Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.
-
Экпрессивные возможности частиц не-ни в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" 2005
Основные цели урока - показать, как используются экспрессивные возможности частиц НЕ и НИ в сказке Салтыкова-Щедрина; попытаться понять некоторые особенности взглядов (мировоззрения) Салтыкова-Щедрина, погрузившись в его язык; развивать творческие способности учащихся.