Цели:
1)Глубже познакомить учащихся с творчеством сказочника, выявить их читательский интерес.
2) Развивать творческие способности, умение размышлять.
3) Формировать навыки групповой работы на уроках литературы.
Оформление: портрет Г.Х Андерсена, иллюстрации сказок, выставка рисунков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы с вами проводим необычный урок. У нас состоится путешествие по сказкам Г.Х Андерсена. К этому уроку вы должны были прочитать как можно больше произведений датского сказочника. Об истоках своих сказок Андерсен сказал в одном из стихотворений:
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Семья, в которой родился Христиан, постоянно испытывала нужду. Но эти житейские проблемы мало тревожили задумчивого мальчика. Он предпочитал забиться в укромный угол и там помечтать. Будущий писатель все время ждал чудес, и эти чудеса мы видим в его сказках. А сейчас мы с вами немного помечтаем и отправимся в увлекательное путешествие по сказкам Андерсена.
Разделить класс на 3 группы, каждая из которых должна придумать себе название, связанное с творчеством Андерсена. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Задание 1.
Каждой команде выдается таблица, в которой стрелками нужно соотнести сказки с пословицами.
“Дикие лебеди” “Гадкий утенок” “Соловей” “Новое платье короля” “Свинопас” “Стойкий оловянный солдатик” “Ель” “Снежная королева” |
Смелым счастье помогает. Выдумка дороже работы. Ручки белые, душа черная. Мал золотник, да дорог. Мать гладит по шерсти, мачеха - супротив. Устами младенца глаголет истина. По одежде не суди, по делам гляди. Что имеем не храним – потерявши плачем. |
Команды должны объяснить свой выбор. В случае затруднения можно обратиться к тексту.
Задание 2.
По описанию, которое я буду зачитывать, нужно догадаться, о ком идет речь.
- “…она только и любила, что цветы ярко красные, как солнце там, наверху, да еще красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня…Больше всего ( она) любила слушать рассказы о мире людей, там наверху.”
- “…на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику”.
- “…(в санях) сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке… Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить”.
- “Увидала в воде свое лицо…и совсем перепугалась – такое он было черное и гадкое. Но вот она зачерпнула горстью воды, обмыла лоб и глаза, и опять заблестела ее белая нежная кожа… Краше принцессу поискать было по всему свету!”
- “Он и в самом деле явился с визитом в черной бархатной шубе. Уже он и образован, и богат…и дом у него раз в двадцать просторнее… а уж учен-то как, вот только не терпел он ни солнца, ни красивых цветов и отзывался о них очень дурно, потому что никогда их не видел.”
- “…место у нее было хорошее: и солнышко ее
пригревало, и воздуха было вдосталь… Только не
терпелось…самой стать взрослой; не думала она ни
о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не
замечала и говорливых деревенских детишек, когда
они приходили в лес собирать землянику или
малину”.
(“Елка”)
( “Русалочка”)
( “Оле-Лукойе”)
( “Снежная королева”)
(Элиза, “Дикие лебеди”)
(Крот, “Дюймовочка”)
Задание3.
- У меня в руках волшебная корзинка. Почему волшебная? Да потому что в ней поместились предметы, которые мы видим в сказках Андерсена. Я буду показывать вам эти предметы, а вы должны сказать, из какой же они сказки.
Горошина “Пятеро из одного стручка”, “Принцесса на горошине”
Зеркало “Снежная королева”
Ореховая скорлупка “Дюймовочка”
Зонтик “Оле-Лукойе”
Передник “Огниво”
Игла “Штопальная игла”
Крапива “Дикие лебеди”
Задание 4.
- А сейчас мы немного пофантазируем. Все вы читали сказку “ Снежная королева” и помните, что осколок “дьявольского зеркала” попал Каю в глаз и сердце и заморозил его. Мальчик забыл обо всем на свете и стал замечать самое плохое. Представьте, что кусочек волшебного зеркала залетел к вам в класс и попал к кому-либо… Что же может произойти? Придумайте и запишите свой рассказ.
На задание дается 5-7 минут. Затем рассказы зачитываются, отмечаются наиболее удачные.
- Настало время подвести итоги. Наше увлекательное путешествие подошло к концу. За свою долгую жизнь Андерсен создал множество сказок. Ярких, неповторимых, увлекательных. Сказочник утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Этим-то сильны и долговечны его сказки. Вы, наверно, убедились сами, что, читая сказки Андерсена, получаешь великое удовольствие. Его герои обычно добиваются счастья благодаря мудрости, доброте, мужеству, смекалке, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса! Ведь они иногда происходят на самом деле.
К следующему уроку попробуйте написать письмо. Да-да, Г.Х.Андерсену. Поделитесь с ним своими впечатлениями о прочитанных сказках, напишите, что вам в них понравилось, какой герой пришелся по душе. А если появились какие-то вопросы после прочтения произведений, то задайте их.