Урок-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена

Разделы: Литература


Цели:

1)Глубже познакомить учащихся с творчеством сказочника, выявить их читательский интерес.

2) Развивать творческие способности, умение размышлять.

3) Формировать навыки групповой работы на уроках литературы.

Оформление: портрет Г.Х Андерсена, иллюстрации сказок, выставка рисунков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы с вами проводим необычный урок. У нас состоится путешествие по сказкам Г.Х Андерсена. К этому уроку вы должны были прочитать как можно больше произведений датского сказочника. Об истоках своих сказок Андерсен сказал в одном из стихотворений:

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

Семья, в которой родился Христиан, постоянно испытывала нужду. Но эти житейские проблемы мало тревожили задумчивого мальчика. Он предпочитал забиться в укромный угол и там помечтать. Будущий писатель все время ждал чудес, и эти чудеса мы видим в его сказках. А сейчас мы с вами немного помечтаем и отправимся в увлекательное путешествие по сказкам Андерсена.

Разделить класс на 3 группы, каждая из которых должна придумать себе название, связанное с творчеством Андерсена. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Задание 1.

Каждой команде выдается таблица, в которой стрелками нужно соотнести сказки с пословицами.

“Дикие лебеди”

“Гадкий утенок”

“Соловей”

“Новое платье короля”

“Свинопас”

“Стойкий оловянный солдатик”

“Ель”

“Снежная королева”

Смелым счастье помогает.

Выдумка дороже работы.

Ручки белые, душа черная.

Мал золотник, да дорог.

Мать гладит по шерсти, мачеха - супротив.

Устами младенца глаголет истина.

По одежде не суди, по делам гляди.

Что имеем не храним – потерявши плачем.

Команды должны объяснить свой выбор. В случае затруднения можно обратиться к тексту.

Задание 2.

По описанию, которое я буду зачитывать, нужно догадаться, о ком идет речь.

  1. “…она только и любила, что цветы ярко красные, как солнце там, наверху, да еще красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня…Больше всего ( она) любила слушать рассказы о мире людей, там наверху.”
  2. ( “Русалочка”)

  3. “…на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику”.
  4. ( “Оле-Лукойе”)

  5. “…(в санях) сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке… Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить”.
  6. ( “Снежная королева”)

  7. “Увидала в воде свое лицо…и совсем перепугалась – такое он было черное и гадкое. Но вот она зачерпнула горстью воды, обмыла лоб и глаза, и опять заблестела ее белая нежная кожа… Краше принцессу поискать было по всему свету!”
  8. (Элиза, “Дикие лебеди”)

  9. “Он и в самом деле явился с визитом в черной бархатной шубе. Уже он и образован, и богат…и дом у него раз в двадцать просторнее… а уж учен-то как, вот только не терпел он ни солнца, ни красивых цветов и отзывался о них очень дурно, потому что никогда их не видел.”
  10. (Крот, “Дюймовочка”)

  11. “…место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь… Только не терпелось…самой стать взрослой; не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину”.
    (“Елка”)

Задание3.

- У меня в руках волшебная корзинка. Почему волшебная? Да потому что в ней поместились предметы, которые мы видим в сказках Андерсена. Я буду показывать вам эти предметы, а вы должны сказать, из какой же они сказки.

Горошина “Пятеро из одного стручка”, “Принцесса на горошине”

Зеркало “Снежная королева”

Ореховая скорлупка “Дюймовочка”

Зонтик “Оле-Лукойе”

Передник “Огниво”

Игла “Штопальная игла”

Крапива “Дикие лебеди”

Задание 4.

- А сейчас мы немного пофантазируем. Все вы читали сказку “ Снежная королева” и помните, что осколок “дьявольского зеркала” попал Каю в глаз и сердце и заморозил его. Мальчик забыл обо всем на свете и стал замечать самое плохое. Представьте, что кусочек волшебного зеркала залетел к вам в класс и попал к кому-либо… Что же может произойти? Придумайте и запишите свой рассказ.

На задание дается 5-7 минут. Затем рассказы зачитываются, отмечаются наиболее удачные.

- Настало время подвести итоги. Наше увлекательное путешествие подошло к концу. За свою долгую жизнь Андерсен создал множество сказок. Ярких, неповторимых, увлекательных. Сказочник утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Этим-то сильны и долговечны его сказки. Вы, наверно, убедились сами, что, читая сказки Андерсена, получаешь великое удовольствие. Его герои обычно добиваются счастья благодаря мудрости, доброте, мужеству, смекалке, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса! Ведь они иногда происходят на самом деле.

К следующему уроку попробуйте написать письмо. Да-да, Г.Х.Андерсену. Поделитесь с ним своими впечатлениями о прочитанных сказках, напишите, что вам в них понравилось, какой герой пришелся по душе. А если появились какие-то вопросы после прочтения произведений, то задайте их.