От того, насколько продумана учителем организация учебного процесса, во многом зависит успех преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умение на практике, в устной и письменной речи применять их. А это часто определяется тем, как учитель сочетает работу на уроке со внеурочными занятиями, насколько четко он определяет направление своей деятельности. Учебный процесс по литературе является частью общего педагогического процесса, он исходит из задач, стоящих перед ним, и в то же время из специфики особенностей преподавания самого предмета. Эффективность обучения литературе во многом определяется тем, насколько совершенны и целесообразны организационные формы, обусловленные содержанием программ, учебниками.
Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которые приобретаются на уроке. Учащиеся на уроке литературы должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы. Практика работы показывает, что наши выпускники не владеют этими качествами: их экзаменационные “монологи” удручающе беспомощны. Объясняется это тем, что им просто нечего сказать. Произведения, изучаемые в школе, не пережиты, никакого следа в памяти они не оставили, а может быть, даже остались непрочитанными. Прежде, чем решать мучительные проблемы речевого развития, надо самой стилистикой уроков литературы создать содержание читательского высказывания: вызвать в учениках отклик на литературное творение и желание о нем высказаться – точнее, отозваться на него. Тогда появятся слова и даже развернутый текст о произведении. Чтобы это состоялось, необходимо преодолеть препятствие, которым становится сам урок в его сложившихся дидактических формах. Как же быть? Нужно найти достаточно гибкую творческую форму урока, где бы индивидуальность ученика получила максимальный простор. Переход на зачетную систему поможет решить эту проблему.
Цель этой системы – повысить ответственность учеников за результаты своего обучения. Сначала необходимо ввести детей в содержание темы, чтобы ребята знали примерный объем того материала, который они будут изучать. Тогда они подойдут с открытыми глазами к содержанию, объему работы, а это будет способствовать большей активности самих занятий. Дети будут знать, что к чему относится. От учителя требуется максимальная активность при творческой свободе. Начинается работа. Учитель должен изучить все темы, составить вопросы для зачета.
Например, 10 класс, А.Н.Островский “Бесприданница”
Вопросы для зачета:
- Очерк жизни и творчества писателя.
- “Бесприданница”. Проблемы, поднятые автором в пьесе.
- Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами?
- Мотив искушения в драме.
- Обретает ли душа Ларисы утерянную веру?
- Драма Островского современна, актуальна?
После этого следует готовить лекцию по данной теме. Задача преподавателя – подобрать интересный материал, продумать оборудование уроков: отрывки из видеофильма, грамзапись (романс на слова Боратынского “Не искушай меня без нужды”), фрагменты статей о “Бесприданнице” Ю.Лебедева и В.Вишневской, тексты стихов Е.А.Боратынского “Расцветание” и Медведева “Нет, не любил он…”
Кроме того, своей лекцией учитель должен пробудить у детей интерес к данной теме. Очень важны здесь учительские эмоции – это побуждает детей переживать, думать. Только тогда, когда сам преподаватель испытывает искренний и глубокий интерес к произведению, возможен настоящий диалог с учениками. Работая с драмой Островского “Бесприданница”, необходимо донести до детей лейтмотив пьесы: если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов несет душа. В этом смысле драма звучит вполне современно и актуально. На уроке, отведенном для подготовки к зачету, следует работать над следующими вопросами:
- Как вы понимаете значение слова “искушение”?
- Вы подвержены соблазнам?
- Какие соблазны захватили героев драмы?
- Где начинает звучать мотив искушения?
- Каков характер этих соблазнов? и т.д.
После изучения драмы “Гроза” Островского проводится внеклассное чтение по рассказу Астафьева “Людочка”. Цель: разобраться в обстоятельствах трагедии Людочки, понять злободневность проблем, поднятых писателем, запомнить предостережения автора, сопоставить образы Людочки и Катерины из пьесы Островского “Гроза”, выяснить причины их гибели.
Вопросы:
- Чем похожи эти произведения, несмотря на то, что их разделяет более ста лет?
- Какая трагедия происходит с обеими героинями?
- Две трагедии. В чем причины этих поступков?
- Чем они схожи?
- А в чем различие?
- Что значит смерть для Катерины? Для Людочки?
Учащиеся в конце разговора делают зрелые выводы.
Главная их мысль – не надо геройских поступков, надо лишь чуть больше внимания и сочувствия. Тогда мы сможем победить эту страшную болезнь – духовное одиночество.
10 класс, И.А.Гончаров “Обыкновенная история”.
Вопросы для зачета:
- Очерк жизни и творчества писателя.
- Три романа Гончарова – “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”; общая характеристика.
- “Обломов”. Роман, утвердивший писателя как классика.
- Обломов – его сущность, характер, судьба. Кто находится рядом с ним?
- Почему свои раздумья о гармонии будущего писатель облек в форму сна?
- “Обломовщина”. Как ты понимаешь это явление?
После лекции необходимо предоставить детям возможность свободно рассуждать. Изучая творчество Гончарова, неплохо провести пресс-конференции, когда предварительно из числа самых внимательных учеников создается группа экспертов, которые в ходе пресс-конференции вместе с учителем отвечают на приготовленные каждым одноклассником фактологические вопросы. Для полной проверки знаний по изучаемой теме после зачета идет итоговое сочинение. Итак, во время лекции дети слушают учителя, конспектируют важные моменты. Вместе работают с текстом. При работе с текстом ищут ответы на поставленные вопросы, спорят (текст изучается с карандашом, затем карандаш стирается). Один урок следует оставить для подготовки к зачету. Еще один урок учащиеся готовятся к творческой работе. Затем назначается день зачета – это сдвоенные уроки. Оценки выставляются в зачетные книжки. Если ученик не сдает вовремя зачет (это бывает крайне редко), делать в “зачетке” соответствующую запись: “?”, “0” или “не сдал зачет”. Роль учителя при зачете – роль слушателя. Учащиеся говорят, доказывают, дополняют друг друга, спорят. В разговоре заняты все. Чего-то не знать, не быть готовым к зачету стало невозможным.
Не оправдываются опасения некоторых учителей, что при этой системе нерадивые учащиеся будут отмалчиваться. Готовятся к зачету все! У ребят появляется интерес к литературе. У них появляется желание говорить, спорить, доказывать свое мнение, читать. Все мы знаем, что желание читать, думать, рассуждать не является врожденным качеством, оно воспитывается и формируется в процессе труда и, прежде всего, в процессе коллективной деятельности на уроке.
При изучении романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, рекомендую читать его поэтапно (по судьбам героев). Здесь особенно важно значение текста. Поэтому зачет дети сдают по каждому тому.
Вопросы к зачету по 1 и 2 томам романа:
- Настроение и планы Андрея в начале романа.
- Напутствия князю Андрею от отца в момент прощания.
- Что испытал Николай Ростов в своем первом бою?
- О чем мечтает князь Андрей, уходя в действующую армию?
- О чем просил Кутузова князь Андрей?
- Шенграбенское сражение. Батарея Тушина.
- Почему Пьер увлекся Элен?
- Кутузов на совете перед Аустерлицем.
- Князь Андрей в Аустерлицком сражении.
- Дуэль Пьера с Долоховым.
- Разрыв Пьера с Элен.
- Приезд князя Андрея из плена.
- Пьер и масонская ложа.
- В каком настроении пребывают князь Андрей и Пьер во время их разговора на пароме?
- Подслушанный ночью в Отрадном разговор Наташи с сестрой.
- Как закончилась история Наташи с Андреем?
Изучая поэзию Серебряного века в 11 классе, хорошо провести театрализованные литературные гостиные, детям предлагается написать рефераты. После изучения темы гражданской войны в творчестве писателей 20-30 годов проводится письменный зачет тестового характера на сравнение двух художественных концепций гражданской войны в романах Булгакова “Белая гвардия” и Фадеева “Разгром”. Творчество учителя почти безгранично. Но какую бы форму он ни избрал, важнее всего то, что этот процесс не позволит ребятам ничего не делать, просто быть зрителями на уроке. Для этого учителю необходимо расшевелить свою фантазию, пробуждать творческое воображение прежде всего в себе. Изучение художественного произведения основывается прежде всего на знании текста. При работе с текстом необходимо развить у ребят навыки собирания материала к творческой работе – это важно.
Обращается внимание ребят на те отрывки, мысли героев, которые понадобятся в сочинении (ребята уже знают тему сочинения). Каждый автор, каждое произведение требует особого подхода. К примеру, изучение романа Тургенева “Отцы и дети” непременно должно опираться в первую очередь на биографические подробности и творческую предысторию, а все остальные компоненты могут быть в разных формах затронуты на любом из последующих этапов изучения романа, включая “зачет”.
Учителю надо уметь подмечать, как в процессе изучения материала протекают у учащихся мыслительные операции анализа, синтеза и их производных – абстрагирования и обобщения, как осуществляется классификация и систематизация полученных знаний, каким образом формируются у них умозаключения. Бывает, что не все ребята понимают поставленные автором проблемы. Для того, чтобы этого не случилось, нужно стараться не допускать излишней торопливости при рассмотрении этих проблем, внимательно изучать индивидуальные особенности каждого отдельного ученика.
Следует выполнять один из главных методических принципов: от простого к сложному, от внимания к слову, идее художественного произведения, к попытке осмысления авторской позиции и средств ее выражения. Еще раз повторю, что творчество учителя на уроках литературы почти безгранично. Но какую бы форму учитель ни избрал, важнее всего то, что на уроке происходит увлекательный разговор, ведущий к абсолютному пониманию художественных произведений. Работая в системе от урока к уроку, видишь результаты. Радует, что дети способны размышлять самостоятельно, имеют свое мнение и умеют его выражать.
Считаю, что зачетная система на уроках литературы в старших классах приемлема для всех преподавателей. Она действительно эффективна и дает хорошие результаты.
Зачетный урок по творчеству Ф.М.Достоевского
Оформлена книжная выставка.
Эпиграфы к уроку:
“Главное – люби других, как самого себя, вот что главное…”
Ф.Достоевский
“Скорбью сердце открывается,
Скорбь – любви волшебный ключ”
А.Солодовников
- Вступительное слово учителя.
- Конкурс на лучшее интервью о Достоевском (выступают творческие ).
- Ответы учащихся на вопросы зачета:
- Жизнь, судьба Достоевского.
- Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
- В чем основа авторской позиции в романе
- Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
- Смысл его теории и причины ее крушения.
- В чем преступление Раскольникова?
- В чем его наказание?
- Проблема личной ответственности человека за свою позицию.
- “Двойники” Раскольникова, их роль в романе.
- Достоевский в современном мире; споры вокруг его творческого наследия.
Викторина.
а) чопорный, осанистый, с осторожною и
брезгливой физиономией;
б) это было какое-то странное лицо, похожее как бы
на маску: белое, румяное, с алыми губами; с
светло-белокурой головой;
в) какое наказание понес Раскольников?
Зачетный урок по произведению И.С.Тургенева “Отцы и дети”
Зачет.
I. Вопросы для зачета:
- Историческая справка о времени, в котором был написан роман.
- Смысл, вложенный автором в заглавие романа.
- Как отразился процесс “замораживания” на личности героя?
- Принципы Базарова.
- Проигрыши Базарова.
- Трагедия “замерзающей” души.
- Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция.
II. Обзор повести Ф.А.Абрамова “Поездка в прошлое”.
“Отцы и дети”, “Поездка в прошлое”:
- созвучность проблем;
- Микша и Базаров.
III. Для самостоятельного чтения: И.С.Тургенев “Вешние воды”.
11 класс
Вопросы к зачету по теме “Серебряный век русской поэзии”
- Начало века. Традиции, новаторство в литературе разных направлений.
- Рассказать о поэтах, чье творчество составляет Серебряный век русской поэзии.
- Рационализм, отточенность образов и стиля у Брюсова.
- В чем трагизм судьбы Гумилева?
- Важнейшие темы творчества М.Цветаевой. В чем сложность ее судьбы?
- Какое влияние оказали поэты Серебряного века на творчество поэтов последующих лет?
Зачетный урок по творчеству И.А.Бунина
Оформлена книжная выставка.
Выставка рисунков к сборнику “Темные аллеи”.
Эпиграф к уроку:
Молчат гробницы, мумии
и кости,
Лишь слову жизнь дана,
Из древней тьмы,
на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена…
На доске и в зачетных книжках написаны вопросы зачета.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
- Конкурс на лучшее интервью о Бунине (выступают творческие группы).
- Ответы учащихся на вопросы зачета:
- судьба, жизнь и творчество писателя-философа И.А.Бунина;
- докажите, что проза Бунина – это проза поэта;
- философичнось лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека, мира природы,; поэтизация исторического прошлого Родины;
- “Вечные проблемы” и пути их решения в произведениях И.А.Бунина;
- Что вы знаете о взаимоотношениях Бунина и Чехова? Отразились ли они в творчестве двух великих писателей? Можно ли назвать Бунина учеником А.П.Чехова?
Литературная викторина
- Кого в 1937 году обвинили в антисоветской агитации за то, что он назвал эмигранта Ивана Бунина русским классиком? Сколько лет лагерей на Колыме ему за это дали?
- В каком произведении Бунина Безумец-юродивый стал воплощением высшего начала добра и справедливости? Кто он?
- Кто из героев и в каком произведении начал возвращение домой, в могилу, в ящике из-под содовой?
- С кем из великих русских композиторов дружил И.А.Бунин? (В последние годы жизни они даже внешне были похожи).
- Есть ли у И.А.Бунина наследники в современной литературе? Назовите.
- Какой из своих рассказов Бунин считал лучшим своим рассказом?
Зачетный урок по творчеству А.М.Горького
Оформлена книжная выставка.
Выставка рисунков к пьесе “На дне”, к ранним произведениям.
Эпиграф к уроку:
Любить Россию надо, она того стоит,
она богата великими силами и чарующей красотой.
А.М.Горький
Вопросы для зачета:
- Конкурс на лучшее интервью о Горьком;
- Автор и его герои в ранних произведениях Горького;
- Жизнь, творчество, личность Горького (с обращением к автобиографическим произведениям);
- “На дне” - социально-философская драма;
- Спор о назначении человека;
- “Три правды” в пьесе, их трагическое столкновение;
- Трагические судьбы людей “дна”;
- Как события пьесы перекликаются с нашим временем?
Литературная викторина по пьесе “На дне”.
- Кто это сказал? “Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…” (Сатин)
- Кому принадлежат эти слова: “…Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал …” (Пепел)
- Кто из русских писателей полагал, что человек “вышел из грязи земной”, чтобы отряхнуть “ее прах” и устремиться “вперёд и выше”? (Горький)
- Кто из героев ранних произведений Горького считал, что смысл жизни прост: “Иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём?” (Макар Чудра)
- Кому принадлежат эти слова? “ …Я вот скорняк был…своё заведение имел…Руки у меня были такие жёлтые – от краски…” (Из пьесы “На дне”)
- Это кто сказал: “…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо…”
Александр Солженицын
“Один день Ивана Денисовича”
(“Один день зэка и история всей страны)
Оформлена книжная выставка.
Эпиграфы к уроку:
“Одно слово правды весь мир
перевернёт”
“Не участвуй во лжи, не поддерживай ложных
действий”
Вопросы для зачета:
- Судьба и жизнь А.И.Солженицына;
- “Один день…” - маленькая клеточка огромного организма, который называется ГУЛАГ;
- Сюжет и герой повести;
- Принципы Шухова;
- Люди, находящиеся в одном ряду с Шуховым;
- Диалог Цезаря с каторжанином Х-123. отношение Шухова к этоому диалогу;
- Судьба повести.
“Чёрная магия и её разоблачение”.
(Михаил Булгаков “Мастер и Маргарита”)
Вопросы для зачета:
1. Мастер и его время. Диалоги с вождём. (Жизнь и судьба Булгакова).
2. “Мастер и Маргарита” - произведение, в котором сплавлены в нерасторжимое единство реальность и фантастика.
3. Судьба Мастера, живущего не в ладах с окружающим миром по своей собственной, внутренне свободной логике…
4. Размышления Воланда о сеансе”Черной магии” на сцене Варьете.
5. Суд Вечности, вершимый Воландом.
6. Модель общества – “творческий союз” МАССОЛИТ.
7. Идеологи от литературы и литераторы от политики, раздувшиеся от сознания своей исторической значимости.
8. Маргарита – ведьма, которая становится “частью той силы”, что “совершает благо”, соучаствуя во зле, и тем самым вершит справедливый суд.
“Вечности заложник”
Зачётный урок по творчеству Б.А.Пастернака.
Оформление урока:
- книжная выставка;
- выставка рисунков, посвященных роману.
На доске отрывки из его поэзии:
1. “Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра”.
2. “Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи караваны,
Столетья поплывут из темноты”,
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, мы с вами несколько уроков знакомились с творчеством Бориса Леонидовича Пастернака и с его романом “Доктор Живаго”.
Противоречивыми, внутренне драматичными были судьбы писателей, с которыми мы будем знакомиться в этом году. Среди них Борис Леонидович Пастернак. Он – дитя своего времени, деливший со своей страной её страшные испытания, её духовную драму. Его творчество – выстраданная боль за судьбы отечества, поражённого тяжёлым недугом, за судьбы родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, сломано, искажено.
Мы с вами говорили о том, что 23 октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак ответил ему телеграммой: “Бесконечно благодарен, растроган, горд, удивлён, смущён”. А уже утром 24 октября его жизнь круто изменилась.
Что же произошло? Об этом вы сейчас и будете говорить.
Итак, зачетный урок начат.
II. Конкурс на лучшее интервью о Пастернаке.
(Выступают творческие группы)
III. После интервью ребята по 4 человека занимают места за столом и начинают раскрывать смысл вопросов, которые написаны на доске и в зачетных книжках. (Класс слушает, при необходимости слушатели вмешиваются в разговор: дополняют, поправляют).
IV. После первой четвёрки выступающих в разговор вступает подготовленный ученик со следующим вопросом:
В ночь на 31 октября 1958 года было отвезено письмо Пастернака на имя Н.С.Хрущёва в ЦК КПСС на старую площадь.
- О чём писал в этом письме Пастернак?
- Что по этому поводу заметил сын поэта?
V. “Хроника травли”
(Отвечает вторая четвёрка учащихся).
VI. “Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака”.
(Отвечает следующая группа учащихся)
VII. Роман “Доктор Живаго”: идейно-эстетическая концепция и жанровое своеобразие.
(Отвечает следующая группа учащихся)
VIII. Юрий Живаго – герой и автор.
(Отвечает последняя группа учащихся)
IX. Слово учителя.