Литература
-
Разработка уроков по повести А. Алексина "Безумная Евдокия" 2005
Главной целью учителя при анализе произведения было довести до каждого ученика мысль о необходимости воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим людям. Работа с эпиграфом, анализ стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", подбор ключевых слов и словосочетаний, помогли учащимся определить тему разговора. Для того, чтобы привлечь внимание к тексту, детям было дано опережающее задание, на уроке работали творческие группы, велась работа с иллюстрациями.
-
Можно ли учить творчеству 2005
"Учить творчеству" нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения, приобретает опыт "бывания в авторской позиции" (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те "предлагаемые обстоятельства", в которых развернется собственное творчество ребенка. Творческие задания ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов. Внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка". Тема урока: "Трудно быть человеком?" 2005
Урок внеклассного чтения в 8-м классе знакомит учащихся с творчеством Рея Брэдбери. Анализируя рассказ "Улыбка", ученики стараются ответить на вопрос "Трудно ли быть человеком?"
-
Конспект урока литературы в 5-м классе по теме: "Рождественские гадания" 2005
Данный урок знакомит обучающихся с православным религиозным праздником Рождество. Как праздновали его в старину. Как гадали. Так как наша школа работает по программе "Традиция", то дети узнают обычаи и обряды своего родного села.
-
Критическое обозрение "Денисьевский цикл Ф.И.Тютчева" 2005
Имя Федора Ивановича Тютчева читатели-десятиклассники открывают для себя как новый мир, как новую планету. Поэт многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он - поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева - Нести и Леля.
-
Конспект открытого урока по литературе в 6-м классе по теме: "Николай Васильевич Гоголь — создатель "Вечеров на хуторе близ Диканьки" 2005
О творчестве Н.В.Гоголя, о создании "Вечеров на хуторе близ Диканьки", об отзывах известных писателей и литераторов узнаем из писем Гоголя.
-
Поэтический вечер "Тайна Черубины де Габриак" 2005
Эпоха Серебряного века дала поэзии замечательные имена. Черубина де Габриак - одно из них. Явление Черубины, как и ее творчество, прекрасно, таинственно. Всего два месяца в 1909 году в журнале "Аполлон" появлялись ее стихи, но это было время, наполненное восхищением, поклонением, влюбленностью в творчество и в самое "бронзовокудрую" Черубину де Габриак. Мистификация, в результате которой в поэзию символистов было вписано новое имя, гениально разыграна Е.И.Дмитриевой под руководством М.Волошина. Эта история, судьба, стихи Черубины де Габриак - интересны, талантливы и, конечно, с ними надо знакомить наших учеников. Данный материал собран из воспоминаний участников событий и построен драматургично. Это дает большой простор для фантазии педагога и его учеников. Можно разыграть пьесу, организовать поэтическую гостиную и т.д. конечно, нужна музыка.
-
Литературная гостиная "Мы жили тогда на планете другой…" 2005
Совершенно случайно несколько лет назад попал мне в руки двухтомник "Мы жили тогда на планете другой", включающий стихотворения поэтов-эмигрантов, хорошо знакомых и почти или совсем неизвестных. И родилась идея литературной гостиной, рассказывающей о трагедии русской эмиграции, масштабы которой одиннадцатиклассники не представляют.
-
Сопоставительный анализ на уроках литературного краеведения 2005
Часто испытывая нехватку учебного времени, учителя, особенно молодые, недостаточное внимание уделяют литературному краеведению. Чтобы этого не произошло, предлагается проводить сопоставительный анализ тем, идей, образов, эпизодов произведений общеизвестных и местных авторов, рассматривая сначала обобщенный взгляд на проблему у классика, затем более частное восприятие у местного автора. В качестве примера предлагаются схемы анализа прозаических и поэтических текстов.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Загадка Шекспира. Сонеты" 2005
Ренессанс... Что это за эпоха, в которую суждено было жить великому Шекспиру? Кто скрывается под именем Уильям Шекспир: сын разорившегося перчаточника, "полуобразованный дикарь" и "нутряной поэт", творящий шедевры по внутреннему наитию, или один из учёнейших людей того времени с университетским образованием? Кто автор произведений, требующих не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний? Каковы адресаты сонетов Шекспира?.. На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить на уроке литературы "Загадка Шекспира. Сонеты".
-
Интегрированный урок по русскому языку, литературе, информатике по теме: "Памяти Бунина" 2005
Урок посвящен жизни и творчеству нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина и проводился в 11-м классе. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам русского языка, литературы и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Урок – информационно-насыщенный, одна из главных его особенностей - совместное творчество учителя и учеников при его подготовке. Найденная учителями форма проведения урока была использована при подготовке и проведении уроков, посвященных творчеству Ф. Тютчева, А. Твардовского.
-
Лев Толстой и Казанский край (Умники и умницы — викторина по материалам литературного краеведения) 2005
Урок-игра "Умники и умницы" для учащихся 10–11-х классов проводится по материалам литературного краеведения.
-
Тема урока: "Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия" 2005
Знакомя учащихся со сказками Салтыкова-Щедрина, наша задача донести до детей мысль о том, что сказки - это не только развлекательный жанр, содержащий в себе народную мудрость, но и политическая сатира на современное общество и государственное устройство. На примере сказок "Дикий помещик" и "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил" мы рассматриваем особенности изображения действительности, знакомимся с сатирическим изображением персонажей.
-
Литературная композиция "Дух мой высок…" (о творчестве Зинаиды Гиппиус) 2005
Литературная композиция рассказывает о творчестве прекраснейшей поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус. После Октябрьской революции 1917 года, многие поэты и писатели были незаслуженно забыты, творчество других вообще было под запретом. Сейчас настало время вспоминать о них. Жизнь и творчество З.Гиппиус являются для нас примером гражданского мужества и патриотизма.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Вышел я на страшный бой, на последний бой!" ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова") 2005
Интеграция истории и литературы призвана обеспечить более глубокое понимание поэмы. Особый вид мотивации - проблемная ситуация - развивает умение видеть в отдельных фактах проявления исторических закономерностей, заставляя размышлять над вечными проблемамии, воспринимать художественный текст не только как литературную условность, но и как отражение реальной жизни.
-
Житие Сергия Радонежского. Историческая реальность. Урок литературы в 7-м классе 2005
Учащиеся становятся в позицию открывателей. Они могут сравнить несколько источников о жизни св. Сергия. Путешествие по галерее рисунков учащихся делает урок увлекательным. Учащиеся сами являются экскурсоводами, они рассказывают об иллюстрациях к любимым эпизодам. У меня есть возможность продолжить работу, начатую на уроке, на кружке "Основы православной культуры".
-
"О вы, служительницы Муз!". Женские образы в литературе, живописи, музыке 2005
Уже несколько лет действует МАИ "Гармония", которая предусматривает нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие учащихся. Творчество является одной из форм самовыражения личности. Члены содружества самосовершенствуются через познание и усвоение духовной культуры.
-
Урок-встреча по рассказу К. Паустовского "Снег" 2005
Предлагаемый урок формирует навыки работы в группах, развивает рефлексию учебной деятельности и креативные способности учащихся, способствует формированию творчески мыслящей личности и вызывает интерес к изучаемому предмету.
-
Урок внеклассного чтения 2005
Правильно построенная работа по внеклассному чтению учащихся помогает раскрыть все богатство мира художественной литературы. Большинство учащихся на сегодняшний день, к сожалению, практически не читают книги, ограничиваются изучением только произведений, входящих в школьную программу. Следовательно, задача учителя - расширить круг прочитанного, привить ребенку любовь к чтению.
-
Открытый урок литературы в 11-м классе по теме: "Я выбираю свободу…" Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы 2005
Данную разработку можно использовать как внеклассное мероприятие во время предметной недели. Целями данной работы являются: знакомство учащихся с жанром авторской песни, совершенствование навыка выразительного чтения наизусть, побуждение обучающихся к самовыражению через создание собственных произведений, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного.
-
Мифологический и педагогический контекст произведений В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой" и "Изба" (нравственность и современность в творчестве Распутина) 2005
Статья содержит материалы к урокам по произведениям Валентина Распутина, написанным в разные годы и изучаемым в выпускном классе средней школы. В статье прослеживается связь творчества писателя с традициями русского фольклора, классической и современной русской литературы на уровне проблематики и образной системы, отмечается тяготение писателя к мифопоэтическим образам и стремление вложить в идею своих произведений глубокий педагогический смысл. Осмысление проблем современности с позиций мифологической традиции - такова подоплёка и повести "Прощание с Матёрой", написанной в 70-е гг., и рассказа "Изба", созданного в 90-е.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: "Утверждение законов добра в повести В.Астафьева "Последний поклон" 2005
Урок литературы "утверждение законов добра в повести В.Астафьева "Последний поклон" входит в систему уроков внеклассного чтения для 6-го класса по программе Т.Ф. Курдюмовой и проводится после изучения рассказа В.Астафьева "Конь с розовой гривой". Однако подобный урок может быть проведен при работе над внеклассным чтением современной литературы, если учитель руководствуется и другими программами.
-
Урок литературы в 9-м классе. Г.Р. Державин и его лирика 2005
Урок-исследование по лирике Г.Державина. Лирика XVIII века, язык, стиль Державина далеки и трудны для восприятия современного подростка - учащегося негуманитарного класса. Цель материала - приблизить время, сделать понятной личность, вооружить умением анализировать.
-
Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя. Урок литературы в 6-м классе 2005
Цель материала - воспитание интереса учащихся к исследовательской работе. На материале занятия показывается, как можно сделать открытия в области литературоведения на доступном для шестиклассников уровне.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Мир детства в повестях Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм" 2005
Проблемы взаимопонимания взрослых и детей, проблемы взросления близки подросткам. Благодатный материал для их нравственного становления можно почерпнуть в ярких повестях двух разных писателей: Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: «Тяжесть души» (по повести Ю. Нагибина "Встань и иди") 2005
Тема "Человек в тоталитарном государстве" начинается после изучения творчества М.Булгакова. Это первый урок. Значит, он работает на последующие. Данный материал предлагается для беседы по современной литературе. После прочтения текста учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Им предстоит разобраться в сложных человеческих отношениях и понять их трагизм, обратиться к Библии, пережить несколько высокоэмоциональных моментов. Все это способствует высокому нравственному заряду выпускников.
-
Мы знаем всё!.. Историко-литературная игра-проект для учащихся 5–7-х классов с использованием информационных технологий 2005
Историко-литературная игра-проект "Мы знаем всё!.." разработана для учащихся 5–7-х классов. Главной целью данной игры стало вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к предметам "история" и "литература". Игра состоит из вопросов, которые выводятся на экран в виде ряда слайдов, созданных в программе PowerPoint.
-
Трудный век российского царства: "Эпоха Ивана Грозного в истории и литературе" 2005
"Песня про купца Калашникова" переносит учащихся в глубокую старину. Проводя этот урок, я ставила прежде всего воспитательные задачи: побудить школьников еще раз обдумать и пережить сердцем конфликты, связанные с защитой чести и человеческого достоинства. Одновременно ученики формируют и обогащают свои знания об эпохе Ивана Грозного, о некоторых личных качествах самодержца, вообще - о многообразии и сложности человеческих характеров. Кроме того, совершенствуются литературоведческие знания о теме, идее, построении художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы. Развиваются умения сопоставлять героев и на этом основании проникать в глубины их характеров, постигать особенности авторской позиции, а также умение давать развернутые ответы на вопросы.
-
Методическая разработка урока написания письма в 5-м классе по теме: "Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее" 2005
Рассказ И. Пенькина "Корабль-туча" - благодатный материал для проведения урока-письма по русскому языку, урока литературы, внеклассного занятия, посвященного разговору о сыновнем долге. Урок по данному тексту проводился в разных возрастных группах учащихся 4, 5, 8, и 11-х классов, на семинарских занятиях учителей. На полноценное занятие необходимо 90 минут, чтобы каждый участник имел возможность высказаться. Всегда это вызывает необыкновенный эмоциональный подъем и дает потрясающие результаты. Все зависит от индивидуальности и творчества учителя, проводящего урок.
-
Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») 2005
Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") - это результат напряженного поиска и размышления о том, как заставить читать произведения русской классики, с помощью чего заинтересовать и заинтриговать на уроке. Мною была разработана целая серия игр на различные темы. Игра - это способ активизации внимания на уроке, поэтому мне нравится использовать игровые моменты. Тем более приятно видеть, как ученики перечитывают произведение снова, не пропуская ни одной мелочи. Удивление, любопытство, радость в глазах... А что ещё учителю нужно на уроке?!