Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Формирование смысложизненных ориентиров у школьников при изучении творчества Ф.И. Тютчева 2005

    Автор: Думитраш Оксана Владимировна

    Духовное становление личности начинается в школьные годы. Поэтому уроки литературы как уроки нравственного прозрения необычайно значимы. И особая роль отводится поэтическому слову, ведь "в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией". Поэзией Ф.И.Тютчева, - говорим мы. Изучению творчества этого замечательного русского поэта программа отводит до обидного мало времени. А жаль... Тютчев заслуживает большего. Школьники перечитывают его стихи, испытывая радость общения с личностью оригинальной, особенной. И чувства, и воля, и ум, и слово этой личности волнуют, будят мысли, влекут к познанию себя и мира. Да, Тютчев, по меткому выражению И.С. Тургенева, "создал речи, которым не суждено умереть". Они помогают вырастить душу. А разве не в этом смысл нашей жизни?

  • Использование проектной технологии на уроках литературы 2005

    Автор: Сулейманова Наиля Мансуровна

    Современная школа требует от учителя новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В последние годы вырос интерес к проектной технологии в обучении. Опыт работы показывает, что данная технология приемлема и при проведении уроков литературы. Большой объем изучаемого материала по литературе, сокращение учебных часов, отсутствие интереса учащихся к чтению, низкая мотивация - все эти проблемы приводят к снижению качества обучения. Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и дает возможности для самореализации школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.п. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.

  • Урок литературы по теме "Л.Петрушевская "Котенок Господа Бога": сказка или рассказ?"5-й класс 2005

    Автор: Хорькова Л. Ю.

    Этот урок - первое знакомство с творчеством Л.Петрушевской. Учащиеся анализируют прозаическое произведение, особое внимание уделяя его жанровому своеобразию. Предложена система вопросов, позволяющая выявить жанровые черты произведения, опираясь на собственные впечатления и наблюдения пятиклассников, способствующая формированию гуманистического мировоззрения.

  • Мастерская построения знаний по литературе "А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?" 2005

    Автор: Зубарева Татьяна Геннадьевна

    Задача мастера на этом занятии - организовать самостоятельную работу обучающихся по систематизации имеющихся знаний и построению знаний новых; дать участникам мастерской возможность усомниться в уже известном (к моменту начала работы каждый "знаком" с Базаровым, каждый так или иначе отнёсся к нему), откорректировать, а может быть, и пересмотреть свои позицию по отношению к герою Тургенева.

  • Тема: «Пейзаж в повсти Гоголя "Тарас Бульба"» (урок развития речи) 2005

    Автор: Кайтаз Наталья Александровна

    Вашему вниманию предлагается урок развития речи, на котором отрабатываются навыки по умению ориентироваться в тексте, сравнивать эпизоды; дается объяснение таким понятиям, как цветопись, звукопись; образы: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Показана работа ребят в группах. Большое внимание уделяется изобразительным средствам языка. Воспитательной целью урока является работа над нравственными проблемами повести и её эстетической стороной.

  • Урок-размышление по теме "Слышать боль каждого"(В.П. Астафьев "Затеси") 2005

    Автор: Бутакова Инга Викторовна

    Урок, предлагаемый вашему вниманию, посвящён творчеству писателя-классика XX века В.П. Астафьева, представляет собой урок-размышление, позволяет не только знакомить учащихся 8-9 класса с современной русской литературой, но и воспитывать нравственную личность, способную видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека. Данный урок можно провести в рамках уроков внеклассного чтения по современной русской литературе в 8 либо 9 классе

  • Урок по произведению И.С. Тургенева "Бирюк", 8 класс 2005

    Автор: Горбачева Лариса Геннадьевна

    Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые бы открывали тайну художественной детали, её глубокий смысл. В центре внимания читателя при анализе художественного произведения всегда будет образ и способы его создания (портрет, пейзаж, интерьер, речь, поступки). Уровень интеллектуального развития ученика определяется, главным образом, степенью сформированности таких умений, как сравнивать явления, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном. Овладение знаниями в значительной мере связано с умением пользоваться различными источниками: дополнительной литературой, словарями и справочниками по литературе.


  • Урок-мастерская в 8-м классе по теме: "Прошлое — родина души человека"(по рассказу В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет") 2005

    Автор: Домская Татьяна Аркадьевна

    Урок-мастерская в 8-м классе по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста рассказа на уроке (групповые задания), а также обращение к семейному прошлому учащихся (через старые фотографии, воспоминания родителей, семейные реликвии).

  • Способы активизации деятельности учащихся на уроках литературы 2005

    Автор: Фереферова Галина Александровна

    Как сделать так, чтобы ученики участвовали в действии, название которому – урок литературы? Как получить обратную связь? Для того, чтобы помочь ученику справиться с поставленными перед ним задачами, была разработана система заданий, помогающих, на наш взгляд, понять произведение, его идею и, главное, суметь высказать свои мысли, выразить свое отношение. Выполняя разнообразные, порой нестандартные задания, ученик получает возможность «прорваться» сквозь текст, который он прочитал, а «что писать-то», не знает. После «прорыва» работа на уроке станет для него более доступной.

  • Урок-семинар: Поэзия "Серебряного века" 2005

    Автор: Самедова Маргарита Владимировна

    Урок, цели котoрого: рассмотреть характерные черты поэзии «серебряного века», познакомить ребят с творчеством поэтов этого периода, развивать умение учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой.

  • Литературная игра "Умники и умницы"по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2005

    Автор: Абрамова Ольга Анатольевна

    Детальная проработка литературного произведения может быть осуществлена в ходе учебной игры. Урок проходит в форме телеигры "Умники и умницы". Учащиеся вчитываются в текст произведения, запоминая детали, анализируют сюжет и делают выводы, позволяющие ответит на вопросы игры. Мотивация учебной деятельности в ходе такого урока повышается.

    умники и умницы

  • Урок "Читательская конференция по произведениям Л.Е. Улицкой" по теме: "Искусство жить" 2005

    Авторы: Никишина Елена Викторовна, Новицкая Людмила Николаевна

    Представляем Вашему вниманию опыт проведения читательской конференции по произведениям Л.Улицкой, представляющей литературу 90-х годов, литературу «новой волны». Занятие проводилось для трех десятых классов после изучения романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», очень современного произведения, главная мысль которого – «мысль семейная». Мы считаем , что обращение старшеклассников к творчеству Л.Улицкой прекрасно вписывается в систему роков по литературе второй половины 19 века, так как её проза – это чаще всего семейные истории, вмещающие в себя, как в жизни, все: теплоту воспоминаний, горечь разрывов, преданность, неожиданное предательство, любовь.

  • Урок, завершающий изучение раздела "Устное народное творчество"по теме: "Посиделки (сценарий)". 6—7 классы 2005

    Автор: Горланова Татьяна Владимировна

    Праздник предполагает возможность окунуться в яркий, выразительный Мир русской действительности, вмещающий праздники и будни. Это занятие предполагает возможность продемонстрировать знания и умения учащихся, полученные на уроках не только литературы, но и русского языка, истории, Мировой художественной культуры, музыки. Праздник включает в себя несколько разделов: знатоков частушек, народных игр, русского костюма и национальной кухни, пословиц и поговорок. Задания позволяют ребятам прикоснуться в активной форме к национальным обычаям и традициям русского народа.

  • Урок-исследование "Проблема выбора: "я"или "мы"? (по роману Е.Замятина "Мы") 2005

    Автор: Клочева Светлана Николаевна

    На примере романа Е. Замятина "Мы" рассматривается государство и личность.


  • Открытый урок "Жизнь и творчество Иосифа Бродского" 2005

    Автор: Елисеенко Наталья Михайловна

    Урок посвящен знакомству школьников с поэзией одного из замечательнейших поэтов ХХ века, лауреатом Нобелевской премии, эмигрантом Иосифом Бродским. На уроке ребята не только получают сведения о жизни поэта, но и знакомятся с его стихами, анализируют их.

  • План-конспект урока литературы в 7-м классе по теме "Дети и война" (час мужества). Посвящается 60-летию Великой Победы 2005

    Автор: Садикова Альмира Назимовна

    На данном уроке рассказывается о роли детей военного времени в приближении великой Победы, обсуждаются книги о войне, герои которых - дети.

  • "Такими были наши дали…" 2005

    Автор: Кривушина Елена Викторовна

    На уроке литературы изучаем повесть Б.Васильева "Завтра была война", поднимаем проблемы, поставленные автором в произведении. Учащиеся на уроке самостоятельно анализируют литературный текст, дают характеристику героям, их поступкам, раскрывают истоки их мужества, героизма.

  • "Я этой истиной избитой кого сумею поразить?" 2005

    Автор: Чмирь Ольга Богдановна

    "Я этой истиной избитой кого сумею поразить?" Урок-мастерская с элементами исследования и использованием компьютерных технологий по повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска". Занятие, проведенное вместе с родителями учащихся, приобщает детей к радости творчества, сотворчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, а также развивает творческое воображение, чувство музыки, цветовое восприятие, формирует навыки применения компьютерных технологий.

  • Урок-исследование с элементами дискуссии: "Возможно ли возрождение человека, оступившегося в жизни?" 2005

    Авторы: Есина Вера Васильевна, Цибина Галина Леонидовна

    Проект данного урока, на наш взгляд, является актуальным, так как здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, работать над образом, делать выводы на основе сравнений и обобщений. Тема позволяет раскрыть внутренний мир ребенка, его нравственные суждения, отношения к тем или иным жизненным событиям. Проект направлен на коррекцию самооценки, на уверенность в себе, на определение выбора действий. Основная цель урока заключается в осмыслении изученного, обобщении, систематизации знаний и умении применять эти знания в жизненных ситуациях. Тип данного урока - исследовательский с элементами дискуссии, что позволяет использовать данный материал на уроке и во внеклассной работе.

  • Урок обучения и систематизации знаний по литературе. 9-й класс. "Проблема образования в русской литературе конца XVIII начала XIX века" 2005

    Автор: Каращук Галина Александровна

    У учеников вечерней школы низкий уровень образованности. Поэтому эффективна схема работы: приращение знаний через интерес к предмету. Почти все цели литературного образования реализуются на обобщающих уроках нестандартного вида. Практика показывает: «сквозные» литературные сюжеты интересны детям. Мнение литературных героев XVIII - XIX вв. об образовании в России оказалось актуальным для учеников «Свободный микрофон» позволяет ученику разрешить себе полет мысли и чувства: представить себя на месте литературного героя, говорить от его имени, используя текст произведения.

  • Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2005

    Автор: Москвичёва Елена Александровна

    Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов. Урок внеклассного чтения поднимает актуальную в наше время нравственную проблему межнациональных отношений. Основная задача урока - подвести детей к пониманию того, что не бывает плохих народов, а межнациональные конфликты основаны на ложных идеях превосходства одних людей над другими, межнациональная рознь неминуемо ведёт к насилию и жертвам. Решая воспитательную задачу, учитель совершенствует литературоведческие навыки учащихся по анализу художественного текста (определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа, повторение понятий положительный и отрицательный вопрос, время и пространство художественного произведения).


  • Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!" 2005

    Автор: Тукина Нина Анатольевна

    Урок знакомит учеников с основными этапами жизни М.И. Цветаевой и определяет основные черты личности поэта, знакомит с лирическими стихотворениями поэта.

  • Краеведение на уроках русской литературы в 8–11-х классах якутской школы 2005

    Автор: Васильева Вера Дмитриевна

    Включение материалов литературных связей и краеведения в уроки преследует не только образовательную, но и воспитательную цель. На занятиях должны иметь место примеры, отражающие интернациональные устремления русской литературы, свидетельствующие о красоте личности писателя, связанного с родным краем учащегося, сведения о великой роли русской литературы в зарождении и развитии якутской литературы, о значении отдельных русских писателей в становлении творческой индивидуальности многих якутских авторов. Все это способствует воспитанию чувства любви и уважения к русской литературе, чувства патриотизма и интернационализма. Министерство образования Республики Саха (Якутия) Вилюйский улус Кыргыдайская средняя общеобразовательная школа. Краеведение на уроках русской литературы в 8-11 классах якутской школы. (тезис) Васильева В.Д.— учительница русского языка и литературы Кыргыдайской СШ. 2005 г.

  • Открытый урок по литературе. Литературная игра "Что? Где? Когда?" (Жизнь и творчество И.С. Тургенева) 2005

    Автор: Коробейникова Зоя Максимовна

    Данная игра дает возможность выявить уровень знаний учащихся о жизни и творчестве И. С. Тургенева - великолепного мастера слова. Задача состоит в том, чтобы помочь учащимся почувствовать атмосферу ХIХ века, чтобы они могли увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, с какой искренностью и честностью он описывал свою эпоху. Такие уроки необходимо проводить не только в старших классах, но и в 5-6-х классах. В процессе обучения на таких уроках они получают навыки актерского мастерства, совершенствуют умения в работе с дополнительной литературой. Развивается познавательный интерес учащихся к творчеству писателя, а также индивидуальная активность, инициативность. Данную разработку можно использовать как на уроке литературы после изученной темы, так и на уроке внеклассного чтения и внеклассного мероприятия.

  • Урок литературы по теме: "Мир сатиры" (по рассказам М. Зощенко), 6-й класс 2005

    Автор: Шитикова Людмила Юрьевна

    Очень часто, работая с художественным текстом, ребята сталкиваются с различными трудностями. Игра помогает им почувствовать себя свободными и независимыми. Цель данного занятия через игру научить детей работать с текстом, выделять в нем главное, основное; научить их быть внимательными читателями. Работа с лексикой и составление своего текста приобщает детей к творческой деятельности. На уроке используются различные виды деятельности, что переключает внимание детей и быстро снимает усталость.

  • Урок — выпуск альманаха "История информатики" 2005

    Автор: Петроченко Елена Владимировна

    В течение спаренного занятия учащиеся получают возможность создать тематический альманах, используя ранее подготовленный материал (из Internet) и представленный в виде текстового документа - если в школе нет постоянного доступа в Internet, и непосредственный поиск информации, если имеется постоянный допуск в Internet. Альманах выполняется с помощью макета "Быстрая публикация" MS Publisher.

  • Открытый урок по литературе на тему: "Жизненный подвиг А.С. Грибоедова" 2005

    Автор: Дворецкая Елена Юрьевна

    Урок проводится с целью знакомства с жизнью русского писателя и предусматривает предварительную подготовку учащихся, чему предшествовала их самостоятельная работа с монографической и энциклопедической литературой. Работая в творческих группах, ребята получают представление о личности Грибоедова, о его трагической судьбе, развивают умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя. Показать многогранность его таланта, широту его знаний в области музыки, истории, иностранных языков, дипломатии помогают высказывания современников Грибоедова, литературоведческий материал о нём, музыка, живопись, поэзия.

  • Дорогами жизни Солженицына 2005

    Автор: Хомич Людмила Александровна

    Весна 2004 года. Усадьба предков великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, действительного члена РАН А.И. Солженицина попала в сводку скандальных новостей. А.И. Солженицын. По страницам романа "Август четырнадцатого"( История семьи). Прожить жизнь праведно – как просто и как невозможно трудно. Спираль жизни А.И. Солженицына. Лето 2004. Новая жизнь знаменитой усадьбы. Здесь будет православный храм, музей, библиотека!


  • Урок литературы по теме: «"Тема семьи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"» 2005

    Автор: Бумаго Владимир Николаевич

    На уроке используется презентация, выполненная в Power Point, демонстрируемая с помощью медиапроектора. Урок построен с учетом психологических особенностей учащихся. По результатам диагностики упор сделан на такой вид деятельности, как зрительная работа с текстом (большинство детей либо визуалы, либо смешанного типа визуал-кинестетик, либо с хорошо развитыми тремя каналами восприятия. На уроке использован методический принцип Е.Н. Ильина «Деталь – вопрос - прием», что в системе позволяет сделать литературу предметом, формирующим человека.

  • Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева в 11-м классе по теме: «"Концепция войны в повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка"» 2005

    Автор: Алексеева Татьяна Серафимовна

    В. П. Астафьев писал: "Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? - Правду. Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата". Одно из самых трагедийных и философских произведений о войне, повесть В. П. Астафьева "Пастух и пастушка", поможет читателю понять авторскую концепцию.