Нестандартный урок литературы. "Брейн-ринг" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Разделы: Литература


Цели:

1. Систематизировать знания, полученные во время изучения темы.

2. Сформировать у учащихся умение работать в творческой группе в поисковом режиме.

3. Выявить уровень свободного владения материалом.

4. Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской литературе.

5. Повысить интерес к изучаемому предмету.

Брейн-ринг – это соревнование команд. Как в каждом состязании, в нём есть победители и побеждённые. Главное условие такого урока - доскональное знание текста, включая даже сноски. Здесь хорошо сочетаются принцип научности с занимательным литературоведением. На таком нестандартном уроке царит психологический комфорт и присутствует возможность каждому игроку реализовать себя.

Такой урок строится не на выборочном анализе, а на системном анализе произведения, что актуально на сегодняшний день.

Правила игры.

1. “Брейн-ринг” - игра командная.

2. Состав учеников – 3 команды.

3. Количество учащихся в команде – любое, которое можно удобно разместить за игровым столом.

4. Количество игровых столов – 3+(на каждую команду + стол для жюри)

5. Команды заранее готовят название, можно эмблемы и девиз.

6. Вопросы задаются поочерёдно либо первой отвечает та команда, которая быстрее всех подала звуковой или зрительный сигнал.

7. В случае неправильного ответа вопрос передаётся другой команде.

8. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.

9. Вышеизложенные правила можно варьировать на своё усмотрение.

Слово предоставляется ведущему.

Ведущий представляет членов жюри, команды и капитанов команд.

Начинаем игру.

“Брейн – ринг”.

1тур. “Восстановите фразу”.

а) … Всё украшало кабинет
Философа в _______ лет. (осьмнадцать лет)

б) Ярем он барщины старинной
_______ лёгким заменил … (оброком лёгким заменил)

в) В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А _______ не читал… (Цицерона не читал)

г) Чем меньше женщину мы любим,
Тем ______ нравимся мы ей… (легче нравимся мы ей)
д) Он возвратился и попал,
Как _________ , с корабля на бал. (Чацкий)

е) Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит _________,
И, может быть, на много дней. (Гименей)

2 тур. “Кто так характеризуется в романе?”

а) Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива… (Татьяна)

б) Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (дядя Онегина)

в) Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные… (Ольга)

г) Тяжёлый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут. (Флянов)

д) Как походил он на поэта,
Когда в углу сидел один,
И перед ним пылал камин… (Онегин)

е) Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор… (Онегин)

3 тур. “Кому принадлежит фраза?”

а) Он на руках меня держал.
Как часто в детстве я играл
Его Очаковской медалью! (Ленскому)

б) Боюсь: брусничная вода
Мне не наделала б вреда. (Онегину)

в) Но куча будет там народу
И всякого такого сброду… (Онегину)

4 тур. “Дайте название эпизода, сцены”.

а) Быть может, это всё пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное… (3 глава, письмо Татьяны )

б) И память юного поэта
Поглотит медленная Лета… _ _(стихи Ленского)

в) Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход! (3 глава, стихи Ленского)

5 тур. “Конкурс капитанов”.

а) В каком университете учился Владимир Ленский? (Геттингенский)

б) Кому адресовано Посвящение перед “Евгением Онегиным”? (П.А.Плетнёву)

1. И.И.Пущину.

2. А.А.Дельвигу.

3. П.А.Плетнёву.

в) Сколько было лет няне Татьяны,
когда её выдали замуж? (13 лет)

г) “Евгений Онегин”- это произведение: (реалистическое)

1. Реалистическое

2. Романтическое

3. Соединяет в себе черты обоих методов.

д) Со скольких шагов Онегин стрелял в Ленского? (с 14 шагов)

е) “Евгений Онегин” Пушкина – это (роман)

1. Роман

2. Роман-эпопея

3. Поэма

6 тур. “Конкурс зрителей”.

а) Какая проблема была более важной для А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин”?

(Проблема воспитания дворянской молодёжи).

б) Какая глава романа была сожжена и кем?

(10 глава, самим автором)

в) О ком или о чём говорит Пушкин в этих строках?

Люблю её, мой друг
Эльвина,
Под длинной скатертью столов,
Весной на мураве лугов,
Зимой на чугуне камина… (женская ножка)

г) Что обозначает слово “облатка”? (бумажный проклеенный кружочек, какими в пушкинские времена часто заклеивали письма)

д) Онегин сохнет по Татьяне – и едва ль уж не чахоткою страдает.

Какой способ лечения прописывают ему врачи?

(Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам…) (лечение минеральными водами было в моде)

7 тур. “Любимые строки из романа”.

(Поочерёдно представители от каждой команды читают наизусть любимые строки из произведения А.С.Пушкина “Евгений Онегин”).

8 тур. “Творческий вопрос”.

(Вопрос задаётся либо командам, которые оспаривают место за первенство в игре, либо зрителям, пока жюри подводит итоги конкурса).

Из воспоминаний А.П.Новосильцевой: “Перед Пушкиным лежал мой альбом, говорили мы об “Евгении Онегине”, Пушкин молча рисовал что-то на листочке. Я говорю ему: “Зачем вы убили Ленского? Варя весь день вчера проплакала!” Варваре Петровне тогда было лет 16, собой была недурна. “Ну, а вы, Варвара Петровна, как бы кончили эту дуэль?” - спросил Пушкин. “Я бы только ранила Ленского в руку или плечо, и тогда Ольга ходила бы за ним, перевязывала бы рану, и они друг друга ещё больше бы полюбили ”. – “А вы как бы кончили эту дуэль?” - обратился Пушкин ко мне. – “Я ранила бы Онегина; Татьяна бы за ним ходила, и он оценил бы её и полюбил её”.

Вопрос: подумайте, почувствуйте, что ответил Пушкин барышням? (Выслушиваются варианты ответов зрителей, наиболее интересные ведущий отмечает и награждает фантазёров нехитрыми призами).

Пушкин ответил: “Ну, нет, он Татьяны не стоил”.

Предоставляется слово жюри, и заканчивается наше мероприятие победой для всех: учителей, учащихся и зрителей. Звучит приятная классическая музыка (по вашему выбору). На моём же уроке звучали отрывки из оперы “Евгений Онегин”.

Удачи всем в проведении брейн – ринга!