Сценарий урока-игры рассчитан на 2 спаренных урока.
Возраст детей, которые могут участвовать: 7, 8, 9, 10 классы (мероприятие может проходить как в рамках одного класса, так и в смешанном составе).
Участники, ведущие и жюри — сами дети (оговаривается заранее).
Данный урок подразумевает и зрителей, т.к. включает и лекционный курс, и игру-соревнование.
За две недели детям раздаются основные обобщенные вопросы:
1. Кем были родители В.И. Даля и как их звали?
2. Даль — кадет морского корпуса.
3. Даль — лекарь.
4. Даль — чиновник.
5. Даль — писатель.
6. Когда и какая книга Даля первая вышла в свет.
7. Пословицы и поговорки Даля.
8. Словарь Даля (полное название, первое издание).
9. Просмотреть “Толковый словарь” Даля. Почему там много слов, содержащих русские корни, но не употребляемых в современном языке? Входили ли они и раньше в активный словарный запас?
Рекомендованный список литературы для подготовки к уроку:
Основные труды Даля:
- Цыганка. — СПб., 1830.
- Уральский казак. Петербургский дворик. Денщик.Очерки и рассказы 30-40 гг. XIX в.
- О русском словаре “Толковый словарь живого великорусского языка”,т.1. М.1955.
- О наречиях русского языка “Вестник Императорского Русского географического общества”, кн.V за 1852 г. СПб.,1852.
- Напутное слово “Толковый словарь…”,т.1. М.1955.
- Пословицы русского народа. М.1862.
- Толковый словать живого великорусского языка в 4-х томах, М.1863–1866; 2-е изд. 1880–1882; 3-е изд. 1903-1906; 4-е изд. 1913; 5-е изд. 1935; 6-е изд. 1955; 7-е изд. 1978-1982; 8-е изд. 1994.
- Полное собрание сочинений в 10-и томах. СПб.1897.
Литература о Дале:
- Бабкин А.М. Толковый словарь В.И.Даля. Предисловие к словарю. М.1955.
- Бессараб М.Я. Владимир Даль.М.1968.
- Порудоминский В. Повесть о толковом словаре. М.1981.
- Седов А.В. Нижегородский подвиг Даля. Н.Новгород. 1993
!!! Детям заранее сообщается, что при подготовке к уроку они могут пользоваться любой литературой, делать необходимые записи в тетради, которыми можно будет воспользоваться на уроке, но словарями и книгами на уроке пользоваться нельзя; каждый участник за урок получит отметку, грамоту участника и любые комментарии от жюри.
Сценарий:
Сегодня проводится урок, посвященный Владимиру Ивановичу Далю.
Всем вам давался обобщенный спектр вопросов, а также список основных произведений Даля и о Дале.
Параллельно с лекционным курсом вам будут предложены вопросы, различающиеся по сложности: вопросы первого уровня оцениваются из двух баллов; вопросы второго уровня оцениваются из четырех баллов; третьего уровня — из шести. Об уровне вопроса будет сообщаться перед каждым заданием.
Оценивать ваши ответы будут судьи: …………………………….
Они же имеют право задавать вам любые вопросы в рамках рассматриваемой темы. Внимание!!! Во время проведения урока можно пользоваться своими записями. Поднимать флажок, указывающий на готовность отвечать, можно только в течение звукового сигнала. По окончании сигнала флажок поднимать запрещается. Очередность ответов определяют судьи, называя номер вашего стола. Если вы подняли флажок, но не предлагаете ни одного варианта ответа, то получаете штрафные очки (минус 6) и дисквалификацию на 2 следующих вопроса. Все ли понятно участникам по проведению урока?
Даль В.И.
Владимир Иванович Даль — это имя в ряду самых великих имен российской науки, наравне с Ломоносовым, Лобачевским, Менделеевым.
Родился Даль в Екатеринбургской губернии на Украине. Отец был датчанин, многосторонне образованный: лингвист, медик, богослов. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Мать Даля — немка, образованнейшая женщина, знающая несколько иностранных языков. Но что интересно, в семье Даля говорили только по-русски.
Вопрос 1-ого уровня. Назовите годы жизни В.И. Даля.
(10 (22) ноября 1801 года – 1872)
Вопрос 1 уровня. Как звали родителей Владимира Даля?
(Отец: Иоганн Христиан — от рождения, Иван Матвеевич — после крещения. Мать: Мария Христофоровна.)
Вопрос 2 уровня. Как попал датчанин (отец Даля ) в Россию?
(Он был лингвистом, знал новые европейские языки, и Екатерина II пригласила его во дворец на должность библиотекаря. Впоследствии он окончил в Йене медицинский факультет, получил степень доктора медицины и вернулся в Россию, где и работал до конца своих дней как практикующий врач.)
К сожалению, большинству из нас В.И. Даль известен только как составитель “Толкового словаря”, которым мы пользуемся и по сей день. На самом деле в биографии этой воистину незаурядной личности сочетались и диалектолог, и лексикограф, и географ, и этнограф, и естествоиспытатель, и инженер, и писатель, и врач.
КАДЕТ
Получив домашнее образование, Владимир Даль был отдан в Петербургский морской кадетский корпус.
Вопрос 1 уровня. Все свободное время он посвящал ведению дневника. Что же записывал он в него?
А) события, произошедшие за день
Б) сведения о телесных наказаниях, применяемых в корпусе
В) меткие словечки и смешные случаи из кадетской жизни
Вопрос 2 уровня. Вместе с Далем в морском корпусе учился:
А) Ф.Ф. Ушаков
Б) П.С. Нахимов
В) Л.Н. Толстой
Вопрос 2 уровня. “ Корабли лавировали, да не вылавировали”. Это, согласно “Словарю” Даля,:
А) чистоговорка
Б) трещетка
В) лепетун
Г) и то, и другое, и третье.
В.И. Даль несколько лет служил на Черноморском флоте. Затем, после повышения в чине, на Балтийском Флоте. В этот период пробует писать стихи. Служба на флоте не приносила ему удовлетворения, да и с морской болезнью он не смог справиться.
С 18 лет, в период обучения в корпусе и во время морской службы, он начинает записывать в тетрадь новые слова, вошедшие в “Толковый Словарь”. В старости он признавался, что “для себя помнит”, его “тревожила устная речь простого русского человека”. За тетради Даля собирались даже разжаловать в матросы, видя в них опасность.
ЛЕКАРЬ.
После некоторых колебаний В.И..Даль решил идти по стопам отца, военного медика, и поступил в Университет в Дерпте (теперь это город Тарту), который окончил по медицинскому факультету.
Вопрос 1 уровня. В каком году В.И..Даль поступил в Университет? (1826)
Вопрос 1 уровня. В каком государстве находится город Тарту? (Эстония)
В Дерпте (Тарту) Даль подружился с приезжающими к своим родственникам в гости В.А..Жуковским, с сыновьями Карамзина. Здесь он впервые познакомился с произведениями А.С. Пушкина. То есть здесь он обрел то просвещенное общество, которого ему не хватало, к которому он всегда стремился.
После окончания университета походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных областей России, и материалы для будущего “Толкового Словаря” все росли.
В 1831 году Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе через Вислу.
Вопрос 2 уровня. Он нашел на берегу склад бочек, и в голову ему пришла спасительная идея:
А) всех спрятать в бочки и закопать, дабы переждать опасность;
Б) построить из бочек плавучий мост и переправиться через реку;
В) наполнить бочки порохом и обрушить их на польскую армию, а затем спокойно поискать мост.
За неимением инженера Даль навел мост, вместо понтонов используя бочки, плоты, лодки. Он же защищал этот мост при переправе и затем разрушил его. Впоследствии (в 1833 году) конструкция данного моста даже предлагалась в ряде инженерных учебников.
Вопрос 1 уровня. В конструкции моста Даль использовал бочки. От какого слова происходит слово “бочка”?
А) бок;
Б) бак;
В) бабочка.
Вопрос 2 уровня. Как отреагировало его непосредственное начальство на данную ситуацию?
А) Объявило благодарность.
Б) Объявило выговор за неисполнение прямых обязанностей врача.
В) Дали денежную премию.
Г) Присвоили должность инженера.
Вопрос 2 уровня. А как отреагировал Николай I на данную ситуацию?
А) Наградил его орденом — Владимирским крестом с бантом.
Б) Перевел в инженерное бюро.
В) Никак не отреагировал.
Г) Сказал, что любой бы так поступил.
В свободное от работы время Даль записывал слова и поговорки, пословицы, услышанные от солдат, и постепенно у него накопился большой тюк тетрадей. Во время войны с турками при отходе наших войск из города Сливко пропал верблюд, который вез этот бесценный груз.
Вопрос 2 уровня. Узнав об этом, солдаты:
А) рассказали Далю все содержимое тетрадей заново;
Б) обрадовались, наконец-то лекарь займется делом;
В) нашли верблюда у турок и отбили его вместе с тетрадями Даля.
После Турецкой войны Даль вернулся в Петербург и поступил ординатором в военно-сухопутный госпиталь. Здесь завязалась его дружба с Пироговым, в будущем известным хирургом, основателем Военно-медицинской Академии в Петербурге. Там Даль стал хорошо известен как врач-окулист.
Вопрос 2 уровня. Чем он прославился на этом поприще?
А) Делал в день очень много операций.
Б) Всем без исключения пациентам возвращал 100% зрение.
В) Одинаково хорошо делал операции и левой, и правой рукой.
Г) Ничем не прославился.
Вопрос 1 уровня. Занимался ли Даль сбором слов, пословиц и поговорок в этот период жизни? (Да)
Вопрос 2 уровня. В этот период (в 1832 году) Даль выпустил свою первую книгу. Какую?
А) “О наречиях русского языка”.
Б) “Русские сказки. Пяток первый”.
В) “Будничная жизнь”.
Вопрос 3 уровня. О чем эта книга?
(О горестном положении солдат; главное — простой доступный язык, много поговорок.)
Суть этой книги в полном названии: “ Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные. Пяток первый”.
Власти усмотрели в этой книге насмешки над правителями. Тираж книги был арестован, но от этого Даль сразу прославился как литератор. Даля арестовали, но сразу же выпустили по ходатайству Жуковского перед царем.
И уже после истории со сказками Далю за польскую войну Всемилостивейше был пожалован бриллиантовый перстень с аметистом.
ПИСАТЕЛЬ
“Русские сказки”, как уже было сказано, принесли Далю широкую известность. Ими интересовались многие литераторы того времени, в том числе и Пушкин. Даль давно мечтал познакомиться с А.С. Пушкиным, и наконец в 1832 году Даль пришел к Пушкину домой.
Вопрос 2 уровня. Какой предлог избрал Даль для этого визита?
А) Хочет взять автограф.
Б) Собирается подарить ему экземпляр своей книги.
В) Спросит его, не жалуется ли он на здоровье, и в случае чего предложит помощь.
Пушкин живо интересовался изучением народного языка и это их сблизило. Пушкин спрашивал, над чем Даль работает, и тот ответил, что собирает слова и что накопилось их уже тысяч двадцать.
Вопрос 1 уровня. Тогда Пушкин посоветовал ему:
А) составить из этих слов словарь;
Б) оставить их и заняться писанием сказок;
В) “Откупорить шампанского бутылку”.
В 1833 году Даль определен чиновником для особых поручений к оренбургскому военному губернатору. В том же году женился на Юлии Андре и уехал в Оренбург. Он уже известный литератор, добрый знакомый Пушкина, Плетнева, Одоевского, желанный автор многих журналов и газет.
Вопрос 2 уровня. Рядом с именем Даля появляется и имя — Казак Луганский. Кто это?
А) Один из персонажей сказок Даля.
Б) Имя действительно живущего человека.
В) Литературный псевдоним Даля.
Вопрос 3 уровня. Почему Даль выбрал именно такой псевдоним? (По месту рождения: г. Луганск.)
В Оренбург приезжает Пушкин, работающий тогда над “Историей Пугачевского бунта”.
Вопрос 2 уровня. Они вместе с Далем:
А) работали над содержанием;
Б) вставляли в готовый текст простонародные слова и выражения;
В) поехали по тем местам, которые хранили память об этом событии ;
Г) не вспоминают о литературной деятельности, а наслаждаются общением, рассказывая анекдоты, прибаутки, стихи.
За полтора месяца до дуэли Пушкина Даль оказался в Петербурге. Про Дуэль он узнал через сутки, приехал к умирающему и уже не отходил не него до конца.
На память о Пушкине Далю остались перстень, который поэт называл талисманом, и простреленный черный сюртук.
ЧИНОВНИК
Как уже говорилось, Даль стал чиновником особых поручений. Он проводил огромную работу по изучению края и делал это на столь высоком уровне, что Академия Наук избрала его своим членом-корреспондентом.
Вопрос 2 уровня. И что интересно: у коллег-чиновников это не вызвало зависти. Почему?
А) Потому что член-корреспондент Академии Наук не получает за звание денег.
Б) Потому что они не знали, что такое Академия Наук.
В) Потому что все чиновники были членами-корреспондентами Академии Наук.
По настоянию Даля был создан Музей естественных произведений Оренбургского края. Но возникла проблема — отсутствие экспонатов. Выход был найден.
Вопрос 2 уровня. В чем он заключался?
А) Первыми экспонатами стали написанные на голых стенах пословицы и поговорки, собранные Далем в Оренбургском крае.
Б) Генерал-губернатор и вся его канцелярия переехали в музей и стали там первыми экспонатами.
В) Несколько человек было срочно обучено мастерству набивания чучел и отправлено в экспедицию по окрестностям, после чего чучела местных животных стали первыми экспонатами.
Вопрос 2 уровня. Чем Даль НЕ занимался в Оренбурге?
А) Филологией
Б) Литературой
В) Этнографией
Г) Архиологией
Д) Историей
Е) Математикой
Ж) Статистикой
З) Ботаникой
Приехав в столицу, Даль занимает пост чиновника особых поручений при Министерстве Внутренних Дел. Он статский советник (почти генерал), имеет Владимира третьей степени, Станислава второй с короной, Анну и прочие регалии. В Оренбургской губернии ему пожалованы тысяча десятин, которыми он, однако, не воспользовался.
Вопрос 3 уровня. О нем говорили:
А) “Несносно честный и правдивый”;
Б) “У него нет времени заниматься землей”;
В) “ Пожаловать пожаловали, а сказать об этом ему забыли” .
Вопрос 2 уровня. В конце пятидесятых годов Даль начал писать крошечные рассказики. Он их назвал:
А) рассказы;
Б) сказочки;
В) пословицы;
Г) повестушки.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Пользуясь своим положением, Даль поручал собирать и доставлять ему записи местных поговорок и песен. У него завязываются теплые отношения с И.С.Тургеневым. Они вместе участвовали в работе по составлению записи “Об уничтожении крепостного состояния в России”.
Во время Крымской войны 1953 года у Даля завязалась переписка с героем войны и великим хирургом Пироговым, с которым они были уже знакомы. Даль в это время находился в Нижнем Новгороде — кладезе пословиц, поговорок и присказок.
Их уже накопилось порядка 30 000. Но в условиях жесткой цензуры издать их было почти невозможно.
Вопрос 3 уровня. Как Даль стал действовать?
А) Стал ждать конца царствования Николая I, потому что сейчас едва ли смог бы получить разрешение на издание.
Б) Стал активно настаивать на издании, не страшась никаких препятствий.
В) Начал подпольно распространять свой сборник в рукописном варианте, не надеясь его издать.
Как-то раз Даль опаздывал в Александрийский театр. Еле успел. А в антракте он заметил, что на него все смотрят с недоумением.
Вопрос 1 уровня: Причина этого заключалась в том, что второпях он:
А) забыл сменить домашнюю одежду на парадный костюм;
Б) надел простреленный сюртук Пушкина, подаренный вдовой поэта;
В) просто потому, что он был очень известный человек.
В “Толковом Словаре” Даля написано, что поговорка — это “складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение в принятых, ходячих выражениях”.
Вопрос 2 уровня: Однако это — второе значение слова “поговорка”. А какое первое?
А) Слух, молва.
Б) Ошибка, оговорка.
В) Говорливая старушка.
СЛОВАРЬ
О Владимире Дале можно рассказывать очень много. Но всем известно, что основной труд его жизни — это “Толковый Словарь”.
Вопрос 1 уровня. Как полностью называется словарь Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”.)
За истекшее со дня появления словаря время русский язык претерпел много изменений, круг читателей и почитателей Даля сузился, но составленный им словарь был и остается самой полной энциклопедией истории, быта, нравов многих прошедших столетий. Подобного обширного создания больше ни у кого нет.
В свое время министр просвещения князь Шихматов предложил Далю передать Академии Наук еще не систематизированные запасы слов по 15 копеек за каждое слово, пропущенное в словаре Академии Наук, и по 7 копеек за дополнение и поправку.
Вопрос 3 уровня. Что Даль ответил на это предложение?
А) 15 копеек — маловато.
Б) А не разоритесь?
В) Забирайте все бесплатно, мне нужно лишь необходимое содержание.
Но сделка не состоялась, и тогда, естественно, Даль решил издавать собственный словарь. Деньги на издание 1 тома были предоставлены “Обществом любителя российской словесности”.
Вопрос 2 уровня. Издание остальных трех томов спонсировал человек по имени Александр. Это был:
А) Царь Александр II;
Б) Александр Герцен;
В) Александр Дюма-сын.
Вопрос 3 уровня: Однажды Даль пошутил, что от его словаря пахнет:
А) типографской краской;
Б) дегтем и кашей;
В) медом поэзии.
Почему он так говорил?
Вопрос 3 уровня. Сколько букв было в русском алфавите на момент создания словаря? (35)
Вопрос 3 уровня: В.И. ДАЛЬ не приветствовал заимствование слов из других языков. И на некоторые заимствованные слова предлагал аналог, полученный из исконно русских корней. Вам всем сейчас раздадут тексты, где часть слов заменены на так называемые далевские слова. Вам необходимо “расшифровать” эти слова, то есть заменить их на современные.
Слова, требующие толкования выделены жирным шрифтом.
Майк Кайзер.
Семипядник на Урале.
Врасень. 1833 год. В Оренбургский край наведывается Пушкин в целях сбора сведений о Пугачеве- нетерпеливце и крестьянских волнениях. В течение его пятидневного пребывания в крае его неразлучным спутником и проводником был Владимир Иванович Даль. Стихотворцу повезло — таких осведомленных и предупредительных провожатых — раз, два и обчелся. За этот кратчайший срок величайший оправщик отечественного слова и рьяный ревнитель-добытчик его стали на более короткую ногу. Понимание их друг друга стало безмежным.
В недалеком будущем Далю доведется еще раз сопутствовать поэту… Но уже не наступит брезг…
Словарь
Семипядник — гений, человек семи пядей во лбу.
Врасень — сентябрь (ранние заморозки, вредящие хлебу).
Нетерпеливец — бунтарь (революционер).
Оправщик — украшатель.
Безмежный — безграничный (от “межа”).
Брезг — наступление рассвета.
В.И. Даль скончался в 1872 году и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Из “Напутного слова”, предваряющего “Толковый словарь живого великорусского словаря”:
“… Говоря просто, мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив с собою все покинутые второпях запасы.
… Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный”. В.И. Даль
Жюри подводит итоги, отвечает на вопросы участников.
Список используемой литературы:
Вышеуказанная литература +
1) Порудоминский В.Даль (“Ж.З.Л.”)
2) Козырь В. В. И. Даль “Вестник”№8(215) 13 апреля 1999 г.
3) Михайлов А. Ты - Владимир Даль. Приложение к журналу “Наша школа” 1999 г.
4) Щеголев П., Дуэль и смерть Пушкина, 3 изд., М.-Л., 1928.