Задачи:
- познакомить учащихся с удивительными героями повести;
- научить выделять в произведении сказочное и реальное;
- ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
- развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
- развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
Оборудование:
- портрет писателя, аудиозапись морского прибоя и песни “Аве Мария”,
- портрет Ю.Масютина “Ассоль” и фотография А.Вертинской в роли Ассоль,
- зеленая лампа (для инсценировки),
- рисунки учащихся.
Оформление доски:
- портрет А.Грина,
Он бесконечно рассказывал о кораблях, капитанах, парусах, дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе, о преодолении одиночества, о вечном поиске понимания и добра” (В.Амлинский)
В ходе урока используются эпиграфы:
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.
… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше”
В кабинете размещен стенд с рисунками учащихся.
Ход урока
Класс делится на три группы.
Представляются цели и задачи урока.
1. Слово учителя.
- Каждый урок по изучению того или иного художественного произведения традиционно начинается с биографии писателя. Сегодня на уроке, прежде чем начать разговор об А.Грине, мы посмотрим сценку, подготовленную ребятами, из его рассказа-притчи “Зеленая лампа”, чтобы потом сравнить с биографией писателя.
Инсценировка рассказа “Зеленая лампа”
- Почему А. Грин назвал свой рассказ “Зеленая лампа”?
Это рассказ-притча о зеленой лампе, которая для двух разных людей сослужила разную службу. Стильтон при помощи этой лампы решил позабавиться над беднягой Ивом, превратив его в игрушку. А для Джона Ив эта лампа стала источником света, проложившим путь в будущее. Основная мысль рассказа: тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.
2. Представление классу биографии А.Грина.
Выступление учащегося с индивидуальным опережающим заданием
Задача для членов группы:
- сравнить факты биографии писателя с рассказом “Зеленая лампа”;
- записать в тетрадь главные, по мнению каждого, качества писателя,
- сравнить выделенные качества, выбрать общее.
Представление результатов работы группы.
Обсуждение.
3. Организация работы с повестью “Алые паруса”.
Задача групп:
- найти сказочное и реальное в повести;
- ответить на вопрос: почему “Алые паруса” - это сказка, которая сбывается?
Работа в группах. Выбор эпиграфа, из приведенных на доске, который, по мнению группы, больше всего подходит к теме урока.
Беседа по проделанной работе:
1. Обсуждение жанра произведения.
- Ваше понимание сказочного и реального.
- Что такое феерия?
- Почему Грин назвал “Алые паруса” феерической повестью?
Ответы ребят уточняются и комментируются учителем.
Основные понятия записываются в тетрадь.
2. Представление группами героев повести, их характеристика.
Группам предлагают вопросы, на которые они должны постараться ответить, представляя результаты свой работы.
ЭГЛЬ
- Чем Эгль похож на сказочного героя?
- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте его описание.
- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)
- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?
АССОЛЬ
- Почему Ассоль растет без подруг?
- Почему умерла мать Ассоль?
- Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?
- Похожа ли жизнь героини на сказку? (Учащиеся выясняют, что жизнь Ассоль до встречи с Грэем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное, полуголодное существование, неприятие окружающих. Единственный лучик счастья для Ассоль – это добрый, немногословный Лонгрен, с которым любила она проводить долгие вечера, слушая рассказы о морских путешествиях).
- Рассмотрите портрет героини художника Ю.Масютина (Ученик читает наизусть отрывок “Ассоль перед зеркалом”)
- Какие качества героини подчеркивает автор?
- Какой метод использует, чтобы нарисовать ее портрет?
Дополнительное задание: сравнить портрет художника и фотографию актрисы, сыгравшей роль Ассоль.
ГРЭЙ
- Как герой воспринял сказку об алых парусах?
- История Грэя (Выразительное чтение отрывка о детстве героя)
- Почему Грэй решает стать капитаном?
- Случайно ли название шхуны “Секрет”?
- В чем секрет Грэя?
Группы сообщают результаты своей работы.
Участники других групп задают уточняющие вопросы.
4. Обсуждение эпиграфов.
Каждая группа приводит доказательства, что эпиграф, выбранный ее участниками, отражает тему урока, а значит, и основную мысль повести.
Подведение итогов урока
Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
Выразительное чтение эпизода
“Появление “Секрета” в Каперне” по ролям.
Звучит музыка “Аве Мария”.
Рефлексия.
- Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
- Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?
Литература
- Краснова Т. В ладу со сказкой. – Иркутск, 1993.
- Турьянская Б.И. Уроки литературы. 5-7 кл. – М.: Русское слово, 1996.