Формы и методы контекстного обучения на уроках литературы, как средство развития творческих способностей учащихся

Разделы: Литература


Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности, расширению арсенала навыков и умений и их творческого применения в профессиональной деятельности. Во многих странах пришли к осознанию того, что знания не ведут автоматически к пониманию смысла жизни. Поэтому в цент новой образовательной парадигмы учёные стали выдвигать духовность и творческую сущность человеческой деятельности. А под главной задачей образования подразумевать не только познание законов природы и общества, но и овладение гуманистической методологией творческого преобразования мира, гармонизация системы “человек – природа – общество”. В связи с этим задачу педагога мы видим в том, чтобы формировать у учащихся не только систему знаний, умений и навыков, но и “сделать” из каждого – личность творческую, индивидуальную.

Творчество связано со способностями человека, особенно со способностью нестандартно мыслить. Основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и даже любовь к делу), воображение ума, дивергентное мышление, воля и трудолюбие. “Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества”, - говорил М. Горький.

Особую роль в развитии творческих способностей учащихся выполняет контекстное обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Такое обучение придаёт целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям.

Разработка модели контекстного личностно-ориентированного образования базируется на гносеологических основах моделирования как метода научного исследования (Н.М. Амосов, Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин, В.А. Штоф и др.); идеях системного подхода (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, Э.Г. Юдин и др.); психолого-педагогической концепции знаково-контекстного обучения (Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, Т.М. Сорокина, А.А. Федорова и др.); теоретических и технологических основах личностно- ориентированного образования (В.В. Сериков, И.Я. Якиманская и др.).

Учитель в контекстном обучении не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует учащихся к развитию, создаёт условия для их самовыдвижения на базе использования эмоционально-ценностного опыта учителя и учащихся. Тогда возникает приоритет субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным обучением, необходимость диагностики личностного развития, использования смыслопоискового диалога, включения учебных задач в контекст жизненных проблем. В таком случае объектом работы учащихся становится не “порция информации”, а ситуация во всей своей предметной и социальной неопределённости и противоречивости. Моделируя предметное и социальное содержание настоящей и будущей жизни ученика, включая обучение в их реальный контекст, мы стараемся решать проблему социальной защиты детей.

Контекстное обучение включает в себя целый ряд форм и методов, позволяющих развивать творческий потенциал учащихся (таблица № 1).

Таблица № 1

Формы и методы контекстного обучения

Не имитационная группа Имитационная группа
1. Методы проблемного обучения:
  • частично-поисковый,
  • исследовательский,
  • проблемное изложение.
1. Неигровые:
  • анализ конкретных ситуаций,
  • анализ классических ситуаций,
  • имитационный тренинг,
  • действие по инструкции,
  • инцидент, разбор документов.
2. Диалог, полилог, дискуссия. 2. Игровые:
  • деловая игра,
  • разыгрывание ролей (социальных, позиционных, профессиональных),
  • ОДИ (организационно-деятельностная игра),
  • инновационная игра,
  • игровое проектирование,
  • стажировка с выполнением должностной роли.
3. Мозговой штурм.
4. Метод активного социологического анализа и контроля.
5. Стажировка без выполнения должностной роли.

Приведём примеры применения некоторых форм и методов контекстного обучения на уроках литературы.

Технология проведения мозгового штурма в 5 классе по теме “Мифы о сотворении мира”

Данный мозговой штурм предваряет изучение мифов о сотворении мира.

Цель данного мозгового штурма:

  • создание условий для развития умений мыслить логически, работать в группе, видеть позитивные продуманные идей одноклассников.

Правила проведения мозгового штурма:

  1. Должно участвовать не менее 12 человек. Среди них должны быть “дилетанты” и “специалисты по проблеме” = 5 + 7, “специалисты” заранее готовятся к уроку.
  2. Роль ведущего лучше взять на себя учителю или “специалисту по проблеме”.
  3. На этапе генерирования идей запрещается любая критика (И вербальная, и невербальная).
  4. Продолжительность мозгового штурма не должна превышать 10 минут.

Этапы блиц мозгового штурма:

1этап. Генерирование идей – создание каждым учащимся собственного мифа о сотворении мира.

2 этап. Анализ идей – класс делится на группы по 4 человека, каждая группа раскладывает идеи по трём “корзинам”:

  • “корзина А” - идеи ценные,
  • “корзина Б” - идеи ценные, но плохо сформулированные,
  • “корзина В” - бредовые идеи.

3 этап. Обсуждение идей.

4 этап. Систематизация идей по трём общим “корзинам”. От групп важно получить общую схему всех высказанных идей.

5 этап. Общий разбор ценных идей (мифов).

Приведём примеры созданных детьми мифов:

Ценный миф

Творец мира

Не было света, не было воды солёной и пресной, не было живности никакой, лишь огромные пауки прикрепляли свою паутину друг к другу. Скучно было Сверхсозданию в этой тьме и одиночестве. Создал Он из песчинки яркое оранжевое Солнце, из собственной слезинки солёное Море, свил сам из своего волоса гнёзда птицам прекрасным, вдохнул глубоко и выдохнул Ветер тёплый и мягкий. Но говорить по-прежнему было не с кем, и тогда Он создал Человека, похожего на себя самого. Так и появилась жизнь на Земле.

Миф, плохо сформулированный

Были горы, пустыни, скалы, обрывы. Не было ничего живого. Кто-то решил всё исправить. Этот кто-то создал сушу среди воды, появились животные. Пришлось вырастить растения, чтобы животные не погибли, но некоторые всё-таки вымерли.

Обсуждение мифов можно сопроводить следующими вопросами:

  • Кто был создателем мира?
  • Что было создано сначала, что потом?
  • Есть ли что-то общее в созданных вами мифах?
  • Как вы воспринимаете получившиеся мифы?
  • Есть ли среди них такие, которые, на ваш взгляд, близки к истине о происхождении мира?
  • Понятны ли вам получившиеся мифы?
  • Сравните ваши мифы с египетскими и славянскими мифами о сотворении мира.

После мозгового штурма анализируются мифы о сотворении мира, предложенные авторами учебников по литературе.

Одна из интересных форм работы на уроках литературы – действие по инструкции.

Учащиеся выполняют задания, которые могут быть представлены учащимся на отдельных листочках или в устной форме учителем как пошаговая инструкция.

Приведём пример:

Тема: учимся писать стихотворения.

Цели:

  • Образовательная: научить учащихся использовать теоретические знания о рифме при выполнении практических заданий.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес к сотворчеству, совершенствовать умение работать по группам.
  • Воспитательная: привить любовь к поэзии, воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу.

Инструкция для работы в парах:

1 шаг: В первой паре каждый учащийся на отдельном листочке пишет сочиненную самостоятельно стихотворную строку, соблюдая мужскую рифму.

Во второй паре каждый учащийся на отдельном листочке пишет сочинённую самостоятельно стихотворную строку, соблюдая женскую рифму.

Результат:

2 шаг: Учащиеся пар обмениваются между собой листочками, дописывают вторую строку, соблюдая ритм, сохраняя смысл, используя смежную рифмовку.

Результат:

3 шаг: Учащиеся обмениваются листочками между парами, дописывают третью строку, соблюдая ритм, смысл, смежную рифмовку, обратив внимание на то, что сменяются мужские и женские рифмы.

Результат:

4 шаг: Учащиеся обмениваются листочками в следующей последовательности:

Результат: Трёхстишие получает тот, кто его начинал. Каждый учащийся дописывает стихотворение. Ученикам даётся 3-5 минут для анализа полученного стихотворения. Каждый ребёнок высказывается, что получилось наиболее удачно, что не получилось, почему (ритм, рифма, смысл).

Приведём примеры получившихся в ходе работы четверостиший (авторы – учащиеся пятого класса):

Снег

Тихо-тихо падает снег,
Снежные тучи не замедляют бег,
Хлопья снега как еловые лапы…
Сколько ещё они будут падать?

Родина

Бор, река… Я снова дома.
Каждая травинка мне знакома.
Это родина моя малая,
Развесёлая, разудалая.

Имитационная неигровая форма контекстного обучения – инцидент.

Тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

Ситуация: Вы – исследователь жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Вам предстоит написание одной главы “лермонтовской энциклопедии”, для чего Вам потребуются знания биографии поэта. Как известно, жизнь художников слова весьма насыщена событиями, интересными встречами, знакомствами, увлекательными путешествиями. Жизнь Лермонтова (несмотря на свою непродолжительность) является тому ярким примером.

Задание: установите правильную последовательность перечисленных событий биографии Лермонтова.

Наименование событий Индивидуальная оценка Индивидуальная ошибка Правильный ответ Групповая оценка Групповая ошибка
Паломничество с бабушкой и кузинами к Троице-Сергиеву лавру     2    
Начало работы над романом “Княгиня Лиговская”     6    
Начало болезни в Пятигорске     12    
Покидает Московский университет по собственному прошению     4    
Дуэль с Мартыновым     13    
Зачислен в 4 класс благородного пансиона     1    
Первая публикация в печати     3    
Ссора и дуэль с сыном французского посланника де Барантом     10    
Запрещение цензурой “Маскарада”     7    
Отъезд на Кавказ     9    
Зачислен в школу гвардейских прапорщиков     5    
Участие в военных действиях на Кавказе     11    
Создание стихотворения “Смерть поэта”     8    
Сумма ошибок          

Работа по выполнению задания не должна длиться более 15 минут. Уместно использовать данную форму работы на заключительных уроках по теме.

Этапы работы:

1 этап. Учитель описывает ситуацию, сообщает задание, раздаёт форматы (без вариантов правильных ответов).

2 этап. Учащиеся индивидуально определяют последовательность событий биографии Лермонтова, присваивая каждому событию номер.

3 этап. Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек, прорабатывают своё решение в группе, находят оптимальный вариант.

Примечание: достичь согласия трудно. Рекомендуем озвучить для учащихся следующие правила:

  • избегайте защищать свои индивидуальные суждения,
  • избегайте менять своё мнение только ради достижения согласия,
  • избегайте таких методов как голосование,
  • рассматривайте различные мнения как помощь, а не как помеху.

4 этап. Учитель сообщает эталонный ответ, правильное расположение цифр.

5 этап. Учащиеся считают индивидуальную и групповую погрешности. Для этого по каждому событию считается разница между собственным и эталонным номером, потом разницы по всем событиям суммируются – это индивидуальная и групповая погрешности.

Считается, если погрешность до 24 баллов: Вы – лучший исследователь творчества Лермонтова.

Маленькая групповая ошибка говорит о продуктивной работе команды исследователей, о высокой степени согласованности.

6 этап. Проводится обсуждение и анализ работы.

Важным моментом урока, построенного по принципам технологии контекстного обучения, является рефлексия, анализ работы на уроке. Можно предложить учащимся ряд вопросов и посоветовать им отвечать на них в конце каждого урока. Мы рекомендуем воспользоваться методом “пяти пальцев”:

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный палец) – близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный палец) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?

Б (большой палец) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Таким образом, учащийся анализирует урок, его значение для себя. С такого самоконтроля и начинается духовная работа, достижение личных перспектив.

Контекстное обучение способствует развитию творческих способностей школьников. Перечислим видимые положительные результаты уроков литературы с элементами контекстного обучения.

Внутренний опыт – контекст обучения. Использование фантазии, выдумки, побуждение к выражению чувств.

Интуитивность поощряется, рассматривается в качестве части творческого процесса.

Методы и формы контекстного обучения позволяют равномерно развивать оба полушария (сочетание “левополушарного” рационализма и целостного, ассоциативного, интуитивного мышления).

Теоретические и абстрактные знания всячески дополняются и обогащаются экспериментально-опытными.

Использование различных форм и методов организации обучения в системе контекстной технологии направлено на одну и главную цель – это формирование деятельностного пространства, способствующего развитию творческих способностей учащихся, умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.