Урок-мастерская построения знаний и творческого поиска: "Пленительный узор стихотворения" (Что организует стихотворную речь?)

Разделы: Литература


Комментарий:

Мастерская проводится на уроке литературы в 6 классе при изучении темы “Двусложные стихотворные размеры”. Участников мастерской нужно сразу посадить по группам (4 группы по 6–7 человек вокруг столов).
Урок призван помочь шестиклассникам осмыслить понятия: рифма, ритм, стихотворный размер.

Домашнее задание перед проведением мастерской:

  1. Вспомнить, что такое рифма, какие бывают виды рифмы.
  2. Литературные тропы, примеры их использования в художественных текстах.
  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения И.С. Никитина “Русь”.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. “Индукция”

– Посмотрите на слово “СТИХОТВОРЕНИЕ”, записанное на доске. Какие слова притягивает оно к себе? (Поэт, А.С. Пушкин, рифма, строфа и т.д.)

– Какова особенность морфемного состава слова “СТИХОТВОРЕНИЕ”? (В слове два корня – -стих- и -твор-. А родственными к данному являются такие слова: стихи, творчество, творить, творение стихов.)

– Вслушайтесь, как красиво звучит – “ТВОРЕНИЕ СТИХОВ”. Да, творить стихи – это настоящее искусство. И если у художника для выражения творческих замыслов есть в распоряжении кисть и краски, у композитора – музыкальные инструменты, то чем же пользуется поэт? (Словом)

– Поэт действительно берет слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами. Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)

Задания группам: выделить вид тропа, прокомментировать его.

Группа 1

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом… (М.Ю. Лермонтов)

Группа 2

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела. (А.С. Пушкин)

Группа 3

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин)

Группа 4

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком… (С.А. Есенин)

– Зачем поэты используют литературные тропы? (Вводя тропы в текст, автор хочет, чтобы его не только услышали, но и представили, увидели изображенные словом картины. Литературные тропы – это могучее средство воздействия на воображение читателя, заставляющее его пережить те же чувства, которые вложил автор в свое произведение. Кстати, тропы уместны не только в поэзии, но и в художественной прозе.)

2. “Самоконструкция” (индивидуальное решение поставленной задачи – создание собственного текста)

Задание: ввести в текст стихотворения С. Орлова сравнение, позволяющее создать яркий образ осеннего парка, не нарушив при этом рифму!

    За окном ветерок веселится,
    То подпрыгнет, то притаится,
    И листочки бегут по дорожке,
    Словно…

3. “Социализация” (озвучивание решений, вариантов, обсуждение)

Участники мастерской предлагают свои оригинальные варианты продолжения стихотворения.

– А хотите знать, как у автора? (“Словно желтые мышки от кошки”.)

4. “Промежуточная рефлексия, самокоррекция, формирование нового информационного запроса” (выстраивание новых проблем)

– Стихи напоминают прогулку по лесу, ведь чтобы понять стихотворение, надо вдумываться, вчитываться, надо быть очень внимательным, как во время сбора грибов. Так мы и ищем тропы, словно заблудившиеся грибники тропинку в лесу. А найдя, радуемся, потому что это помогает нам приблизиться к замыслу автора, его видению, помогает нам увидеть нарисованную словами картину. Да, трудно представить себе стихи без тропов. А без чего еще, по-вашему, не могут существовать стихи? (“Может быть, без рифмы?” – предполагают шестиклассники.)

– Что такое рифма? (Рифма – это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма – это созвучие на конце строк.)

Концы с концами я свожу путем рифмовки,
Над каждым словом ворожу движеньем ловким,
Приделав легкие крыла к слогам конечным,
Чтоб вечно музыка была в пространстве вечном. (Л.Е. Миллер)

– Какие виды рифм вы знаете? (Парная (смежная), кольцевая (опоясывающая), перекрестная (чередующаяся).)

5. “Социоконструкция” (работа в группе)

Задание: определить вид рифмы, использованной поэтом, аргументировать свой ответ, составив схему рифмовки.

Группа 1

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом. (А.С. Пушкин)

Группа 2

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)

Группа 3

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон! где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать? (А.С. Пушкин)

6. “Афиширование” (вывешивание схем, созданных в группах)

  • Группа 1: кольцевая (опоясывающая) рифма – АВВА.
  • Группа 2: перекрестная (чередующаяся) рифма – АВАВ.
  • Группа 3: парная (смежная) рифма – ААВВ.

7. “Промежуточная рефлексия, самокоррекция, формирование нового информационного запроса” (выстраивание новых проблем)

– Вы по-прежнему утверждаете, что стихи не могут существовать именно без рифмы? Тогда послушаем стихотворение И.С. Никитина “Русь”.
Есть ли здесь рифма? Но сомневается ли кто-то из вас, что это стихи, причем замечательные?

Значит, не рифма – главное. Значит, что-то еще организует стихотворную речь и образует пленительный узор стихотворения. Что же это? Для выяснения данного вопроса я приглашаю вас в творческую мастерскую, которая сегодня будет называться так: “Что организует стихотворную речь?”, или “Пленительный узор стихотворения”. А девизом нашей мастерской пусть станут слова, являющиеся вообще-то народной поговоркой: “Где сказом, а где и показом!” Смысл девиза заключается в следующем: сегодня мы не просто ответим на вопрос, что, если не рифма, организует стихотворную речь, но еще создадим на бумаге и покажем друг другу тот пленительный узор, который каждый из нас может видеть, если, конечно, захочет, за строчками стихотворения.

Очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно МАСТЕРОМ. Возьмите с собой все ваши знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. А главный вопрос, на который мы должны ответить: что организует стихотворную речь, без чего же все-таки не может существовать стихотворение?

8. Новая информация и ее обработка

– Для начала предлагаю рассмотреть вот этот рисунок. Как его можно назвать? (Орнамент – узор, состоящий из равномерно повторяющихся элементов.)

– Любой орнамент можно всегда разделить на одинаковые части. Каждая часть хороша сама по себе, но и те, что справа и слева – не хуже, но и не лучше. Они совершенно одинаковы! Красота узора, орнамента заключена не только в каждой отдельной части: глазу приятно их равномерное повторение. Орнамент – это ряд, который можно до бесконечности продолжать.
Как можно назвать расположение элементов в орнаменте? (Ритмичное.)

– Ритмом называют равномерное повторение чего-то одинакового. Вся наша жизнь основана на ритме. Докажите это. (Многое вокруг нас ритмично:

  • ритмичное повторение времени суток (день – ночь – день – ночь – …);
  • ритмичное повторение времен года (зима – весна – лето – осень – …);
  • ритмичное биение сердца;
  • ритмичное раскачивание маятника часов;
  • и так далее…)

– Ритм обязательно есть и в стихотворении (даже если в нем нет рифмы). Стихотворение можно “продирижировать” равномерными отмашками руки, можно “отстукать”, “отхлопать”. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. А чтобы хорошо понять и прочитать стихи, надо непременно прислушаться к музыке ритма, при чтении подчиниться ему.
Вернемся к стихотворению И.С. Никитина “Русь”. Мы уже убедились, что в нем нет рифмы. А ритм есть? Для того чтобы это проверить, давайте “отхлопаем” его. У нас все получилось!
Так на чем же основан ритм?
Посмотрите на доску, строчка из какого известного вам стихотворения здесь записана: “Буря, крутя снежные вихри, кроет мглою небо”.
Узнали? И не случайно, потому что все слова пушкинского стихотворения “Зимний вечер”, вернее, первых двух строчек сохранены без изменения, смысл предложения остался тот же. Но есть ли здесь стихи? Можно ли это предложение “отхлопать”, “отстучать”, “продирижировать” равномерными отмашками руки?
Нет ритма – нет стихотворения! А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы это предложение вновь зазвучало как стихотворение? (Нужно переставить местами слова.)

9. Создание творческого продукта (индивидуально).

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет…

Слова разделены на слоги, но не для переноса, конечно. Как вы уже знаете, один слог в слове – всегда ударный (следует, правда, помнить: в сложных словах может быть сразу два ударения, а предлоги чаще всего – безударные). Расставьте ударения. Проследите, как расположены между собой ударные и безударные слоги. Используйте для создания схемы следующие условные обозначения:

– ударный слог
– безударный слог

– Что у вас получилось?

– Опять получился орнамент, а значит, обязательно будет звучать ритм.
Рассмотрите получившийся орнамент, подумайте, благодаря чему создается ритм в стихотворении? (Благодаря равномерному чередованию ударных и безударных слогов.)

– Итак, ритм в стихотворении – это чередование ударных и безударных слогов.
Обратите внимание, что строчка у нас получилась разбитой на 4 части, в каждой из которых объединились между собой ударный и безударный слоги. Такое объединение в стихосложении называется стопой. Следует сказать, что в стопе может быть лишь один ударный слог, а вот безударных может быть как один, так и два.
И чередоваться ударные и безударные слоги могут по-разному. Обратимся еще к одной строчке из стихотворения А.С. Пушкина и проследим, как в ней расположены между собой ударный и безударный слоги:

Ве-чор, ты пом-нишь, вью-га зли-лась…

– Последний слог не образует стопы, так как у него нет ударной пары. Еще один орнамент, еще один вариант чередования ударных и безударных слогов. Чем отличается этот орнамент от предыдущего? (Поменялись местами ударный и безударный слоги в стопе.)

– И это не просто замена. Она влечет за собой изменение ритма стихотворения. Давайте проскандируем эти две строчки, чтобы услышать разницу ритма. Скандировать – это читать текст, выделяя голосом ударные слоги.

10. Корректировка творческого продукта, добавление новой информации, создание новой версии

– У этих двух пушкинских стихотворений не только разный ритм, у них разный размер. Да, у стихов тоже бывает размер. Определяется он по размеру стопы. Вы скажете, где же здесь разный размер, ведь и в первом, и во втором стихотворении в стопе по два слога. И все-таки это два разных размера, один из них называется “ЯМБ”, а другой – “ХОРЕЙ”.
Двусложная стопа с ударением на первом слоге называется “ХОРЕЙ”.
Двусложная стопа с ударением на втором слоге называется “ЯМБ”.
Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов.

– Назовите стихотворные размеры, которыми воспользовался А.С. Пушкин для создания стихотворений “Зимний вечер” и “Зимнее утро”. (“Зимний вечер” – хорей, “Зимнее утро” – ямб.)

– Стихотворные размеры и их названия лучше запоминаются при помощи специальных двустиший.

Индивидуальное задание: восстановить рифму, вставив подходящее по смыслу слово:

Легче, проще и скорей
Нам запомнится …

А будь я стихотворцем, я бы
Стихи слагал лишь только …

Домашнее задание: составить схемы этих двустиший, заучить их.

11. Создание творческого продукта в групповом взаимодействии

– А теперь посмотрим на девиз нашей мастерской: “Где сказом, а где и показом”. Мы выяснили, что у каждого стихотворения есть свой узор и даже схематично изобразили его. Но это изображение было несколько сухое, традиционное, так делают все.
Давайте мы с вами создадим неповторимый узор стихотворений. Перед вами сточки из известных стихов, в основе которых двусложные размеры. Придумайте для обозначения ударных и безударных слогов образные символы. Пусть они будут отражением того, о чем в стихотворении идет речь. Итак, за работу, мои мастера!

  • Группа 1. Мороз и солнце, день чудесный! (А.С. Пушкин)
  • Группа 2. Край ты мой, родимый край… (А.К. Толстой)
  • Группа 3. Прозрачный лес один чернеет…(А.С. Пушкин)

12. “Афиширование”.

Выставка узоров к стихотворениям, созданных участниками мастерской.

13. “Рефлексия”

– У всякого искусства свои правила. Музыканту, чтобы играть, надо до тонкостей постичь все особенности своего инструмента, певцу – многолетним учением “поставить себе голос”, живописцу тоже нужно пройти серьезную школу, чтобы создать достойную картину.
Предварительными знаниями нужно обладать и поэту, чтобы умело пользоваться свойствами языка. Одно из этих свойств – умение придать своей фразе поэтическое звучание. Для этого и нужно знание существующих в родной поэзии размеров. Спора нет, одаренный поэт не высчитывает предварительно стопы и не расставляет в определенных местах ударения – правильный строй стиха подсказывает ему врожденное чувство поэтического слуха. Но знать всю анатомию стихотворной фразы необходимо и ему.
Вот поэтому мы и вели сегодня речь о том, что такое “ЯМБ” и “ХОРЕЙ”, каков он, пленительный узор этих стихотворных размеров.

Ответь на вопросы:

  • Какой момент мастерской можно назвать её кульминацией?
  • Один шестиклассник прочитав четверостишье В. Брюсова, пришел в недоуменье: “О чем это пишет поэт?”. Как бы ты объяснил ему смысл данного стихотворенья:

И звуки жизни и природы
Я облекать в размер привык:
Плеск речек, гром, шум непогоды,
Треск ружей, баррикадный крик.

  • О чем бы ты хотел поговорить с настоящим поэтом?