Традиционной основной формой обучения остается урок. Методическое обновление урочных занятий, способствует активизации познавательной деятельности. Такие уроки развивают творческие, интеллектуальные способности учащихся и очень им нравятся. Положительные эмоции учащихся на уроке - это залог успеха в обучении.
Помимо проведения традиционных уроков по творчеству В.П.Астафьева можно провести урок-экскурсию, урок-диспут, и др. В 6-м классе мы провели интегрированный урок, который соединил в себе на первый взгляд два несовместимых предмета – математику и литературу. Перед учениками открывается целый мир новых эмоций, красота родной природы, которую можно увидеть и изобразить не только словами, но и методами математики.
Тема: Мир вокруг нас
Цели урока:
- расширить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева,
- воспитать чувство бережного отношения к природе, братьям нашим меньшим,
- развивать самостоятельность, творчество,
- показать применение знаний математики в других видах деятельности.
Ход урока
Учитель литературы:
Сегодня у нас не совсем обычный урок, который проведут два учителя: литературы и математики. На уроке мы постараемся найти свое место в окружающем нас мире и подумаем над тем, как взаимодействует человек и природа.
Учитель математики:
Вы, ребята, обратили внимание на то, что на нашем пришкольном участке уже есть деревья и кустарники, и каждый год ученики сажают новые. Представьте себе, что вам сегодня надо посадить деревья. Пришкольный участок разделим на четыре части двумя взаимно перпендикулярными прямыми. Школа стоит в точке с координатами (0;0). Учащиеся называют координаты точек, учитель математики на доске прикрепляет изображение деревьев в местах названных точек на координатной плоскости. В это время учитель литературы переворачивает карточки, на одной стороне которых написаны координаты называемых точек, а на другой стороне – буквы.
Учитель литературы:
Ребята, прочитаем, что у нас получилось ОВСЯНКА
Вы не в первый раз слышите это слово. Это название поселка. Кто родился в нем? - Виктор Петрович Астафьев.
Хорошо. Итак, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этого писателя, нашего земляка. И мы должны помнить, что этот год объявлен годом памяти В.П.Астафьева. На прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ “Белогрудка”. На примере этого произведения я предлагаю вам вспомнить что такое рассказ в литературе, и к какому литературному роту он относится?
Рассказ - это жанр произведения, относится к эпическому роду. Назовем основные отличия рассказа от других жанров:
- Небольшой объем.
- 1-2 действующих лица.
- Описывается 1-2 эпизода (случая).
- Раскрывается характер героя.
Какие рассказы Виктора Петровича вы читали еще? (Ответы учеников). А теперь я предлагаю обратиться к тексту рассказа “Слезы тигра”. Этот рассказ вошел в сборник “Пролетный гусь”. В последние годы жизни Астафьев одарил нас добрым десятком своих новых сочинений, которые по своей сердечной мощности и сверхточному слову без всякой натяжки можно отнести к русским шедеврам. (Чтение рассказа).
О чем рассказывает нам автор?
Какую проблему затрагивает?
Как изображает животных во время пожара?
(Работа с текстом. Ученики при помощи цитат и своими словами описывают поведение животных).
Учитель литературы:
В рассказе есть слова: “Что это значит для животных, каков их век, каково им в неволе...”. Можно ли оправдать, объяснить действия людей? (Рассуждения детей).
Ребята, как вы думаете, если бы животные умели говорить, чтобы оно сказали людям? (Дети размышляют, отвечают).
Учитель математики:
Наша Земля нуждается в помощи. Нам, людям, пора не только рубить, но и сажать деревья, пора называться хозяевами, а не только покорителями природы. У вас на листочках написаны координаты точек. Изобразите их на координатной плоскости. И когда узнаете, кто скрывается за этими точками, подумайте и напишите, как бы вы могли им помочь. (Под звуки музыки учащиеся выполняют работу).
Задача 1. (Марал)
1(13;-8) | 2(13;-6) | 3(12;-2) | 4(10;-1) | 5(8;2) | 6(7;6) | 7(6;9) | 8(6;6) |
9(5;5) | 10(5;10) | 11(4;12) | 12(2;14) | 13(2;11) | 14(3;10) | 15(4;8) | 16(4;7) |
17(3;9) | 18(2;12) | 19(0;12) | 20(0;8) | 21(-1;7) | 22(-4;6) | 23(-8;3) | 24(-7;2) |
25(-5;3) | 26(-6;1) | 27(1;1) | 28(2;0) | 29(-1;1) | 30(0;-3) | 31(1;-5) | 32(0;-8) |
1(1;5) | 2(2;6) | 3(0;6) | 4(-1;5) |
Задача 2.(Соболь)
1(-9;1) | 2(-7;2) | 3(-5;3) | 4(-4;5) | 5(-4;3) | 6(-3;5) | 7(-3;3) | 8(-1;2) |
9(6;4) | 10(10;4) | 11(13;2) | 12(15;0) | 13(16;-6) | 14(13;-2) | 15(13;-1) | 16(10;-2) |
17(9;-5) | 18(7;-5) | 19(8;-4) | 20(9;-1) | 21(7;-4) | 22(6;-5) | 23(4;-5) | 24(6;-4) |
25(7;0) | 26(-2;-2) | 27(3;-5) | 28(2;-6) | 29(2;-7) | 30(0;-7) | 31(2;-5) | 32(1;-3) |
33(-1;-4) | 34(-4;-7) | 35(-5;-7) | 36(-3;-5) | 37(-2;-2) | 38(-2;-1) | 39(-5;0) | 40(-7;0) |
Задача 3.(Белка)
1(3;-4) | 2(3;-6) | 3(-4;-6) | 4(-3;-5) | 5(-1;-5) | 6(-3;-2) | 7(-3;-1) | 8(-2;0) |
9(-4;0) | 10(-4;-1) | 11(-5;-1) | 12(-5;0) | 13(-4;1) | 14(-2;1) | 15(-2;2) | 16(-5;5) |
17(-1;6) | 18(0;8) | 19(1;6) | 20(1;3) | 21(3;5) | 22(7;8) | 23(13;0) | 24(13;-3) |
25(8;-3) | 26(5;0) | 27(3;-4) |
Задача 4.(Лещ)
1(2;6) | 2(6;4) | 3(8;2) | 4(15;5) | 5(11;0) | 6(15;-5) | 7(8;-2) | 8(1;-4) |
9(-3;-4) | 10(-7;-3) | 11(-9;1) | 12(-7;-1) | 13(-9;0) | 14(-8;2) | 15(-4;5) | 16(-1;6) |
17(-1;7) | 18(4;7) | 19(0;7) | 20(1;7) | 21(0;6) | 22(2;7) | 23(1;6) | 24(-4;-1) |
25(-2;-3) | 26(2;-3) | 27(-2;-1) | 28(-2;-2) | 29(-1;-3) | 30(-1;-2) | 31(0;-3) | 32(-5;2) |
Домашнее задание:
Попробуйте изобразить на координатной плоскости запомнившихся вам персонажей рассказа “Слезы тигра”. “Жираф, тигр, медведь, птица”.