Интегрированный урок по творчеству В.П.Астафьева (математика и литература)

Разделы: Математика, Литература


Традиционной основной формой обучения остается урок. Методическое обновление урочных занятий, способствует активизации познавательной деятельности. Такие уроки развивают творческие, интеллектуальные способности учащихся и очень им нравятся. Положительные эмоции учащихся на уроке - это залог успеха в обучении.

Помимо проведения традиционных уроков по творчеству В.П.Астафьева можно провести урок-экскурсию, урок-диспут, и др. В 6-м классе мы провели интегрированный урок, который соединил в себе на первый взгляд два несовместимых предмета – математику и литературу. Перед учениками открывается целый мир новых эмоций, красота родной природы, которую можно увидеть и изобразить не только словами, но и методами математики.

Тема: Мир вокруг нас

Цели урока:

  • расширить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева,
  • воспитать чувство бережного отношения к природе, братьям нашим меньшим,
  • развивать самостоятельность, творчество,
  • показать применение знаний математики в других видах деятельности.

Ход урока

Учитель литературы:

Сегодня у нас не совсем обычный урок, который проведут два учителя: литературы и математики. На уроке мы постараемся найти свое место в окружающем нас мире и подумаем над тем, как взаимодействует человек и природа.

Учитель математики:

Вы, ребята, обратили внимание на то, что на нашем пришкольном участке уже есть деревья и кустарники, и каждый год ученики сажают новые. Представьте себе, что вам сегодня надо посадить деревья. Пришкольный участок разделим на четыре части двумя взаимно перпендикулярными прямыми. Школа стоит в точке с координатами (0;0). Учащиеся называют координаты точек, учитель математики на доске прикрепляет изображение деревьев в местах названных точек на координатной плоскости. В это время учитель литературы переворачивает карточки, на одной стороне которых написаны координаты называемых точек, а на другой стороне – буквы.

Учитель литературы:

Ребята, прочитаем, что у нас получилось ОВСЯНКА

Вы не в первый раз слышите это слово. Это название поселка. Кто родился в нем? - Виктор Петрович Астафьев.

Хорошо. Итак, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этого писателя, нашего земляка. И мы должны помнить, что этот год объявлен годом памяти В.П.Астафьева. На прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ “Белогрудка”. На примере этого произведения я предлагаю вам вспомнить что такое рассказ в литературе, и к какому литературному роту он относится?

Рассказ - это жанр произведения, относится к эпическому роду. Назовем основные отличия рассказа от других жанров:

- Небольшой объем.

- 1-2 действующих лица.

- Описывается 1-2 эпизода (случая).

- Раскрывается характер героя.

Какие рассказы Виктора Петровича вы читали еще? (Ответы учеников). А теперь я предлагаю обратиться к тексту рассказа “Слезы тигра”. Этот рассказ вошел в сборник “Пролетный гусь”. В последние годы жизни Астафьев одарил нас добрым десятком своих новых сочинений, которые по своей сердечной мощности и сверхточному слову без всякой натяжки можно отнести к русским шедеврам. (Чтение рассказа).

О чем рассказывает нам автор?

Какую проблему затрагивает?

Как изображает животных во время пожара?

(Работа с текстом. Ученики при помощи цитат и своими словами описывают поведение животных).

Учитель литературы:

В рассказе есть слова: “Что это значит для животных, каков их век, каково им в неволе...”. Можно ли оправдать, объяснить действия людей? (Рассуждения детей).

Ребята, как вы думаете, если бы животные умели говорить, чтобы оно сказали людям? (Дети размышляют, отвечают).

Учитель математики:

Наша Земля нуждается в помощи. Нам, людям, пора не только рубить, но и сажать деревья, пора называться хозяевами, а не только покорителями природы. У вас на листочках написаны координаты точек. Изобразите их на координатной плоскости. И когда узнаете, кто скрывается за этими точками, подумайте и напишите, как бы вы могли им помочь. (Под звуки музыки учащиеся выполняют работу).

Задача 1. (Марал)

1(13;-8) 2(13;-6) 3(12;-2) 4(10;-1) 5(8;2) 6(7;6) 7(6;9) 8(6;6)
9(5;5) 10(5;10) 11(4;12) 12(2;14) 13(2;11) 14(3;10) 15(4;8) 16(4;7)
17(3;9) 18(2;12) 19(0;12) 20(0;8) 21(-1;7) 22(-4;6) 23(-8;3) 24(-7;2)
25(-5;3) 26(-6;1) 27(1;1) 28(2;0) 29(-1;1) 30(0;-3) 31(1;-5) 32(0;-8)
1(1;5) 2(2;6) 3(0;6) 4(-1;5)

Задача 2.(Соболь)

1(-9;1) 2(-7;2) 3(-5;3) 4(-4;5) 5(-4;3) 6(-3;5) 7(-3;3) 8(-1;2)
9(6;4) 10(10;4) 11(13;2) 12(15;0) 13(16;-6) 14(13;-2) 15(13;-1) 16(10;-2)
17(9;-5) 18(7;-5) 19(8;-4) 20(9;-1) 21(7;-4) 22(6;-5) 23(4;-5) 24(6;-4)
25(7;0) 26(-2;-2) 27(3;-5) 28(2;-6) 29(2;-7) 30(0;-7) 31(2;-5) 32(1;-3)
33(-1;-4) 34(-4;-7) 35(-5;-7) 36(-3;-5) 37(-2;-2) 38(-2;-1) 39(-5;0) 40(-7;0)

Задача 3.(Белка)

1(3;-4) 2(3;-6) 3(-4;-6) 4(-3;-5) 5(-1;-5) 6(-3;-2) 7(-3;-1) 8(-2;0)
9(-4;0) 10(-4;-1) 11(-5;-1) 12(-5;0) 13(-4;1) 14(-2;1) 15(-2;2) 16(-5;5)
17(-1;6) 18(0;8) 19(1;6) 20(1;3) 21(3;5) 22(7;8) 23(13;0) 24(13;-3)
25(8;-3) 26(5;0) 27(3;-4)

Задача 4.(Лещ)

1(2;6) 2(6;4) 3(8;2) 4(15;5) 5(11;0) 6(15;-5) 7(8;-2) 8(1;-4)
9(-3;-4) 10(-7;-3) 11(-9;1) 12(-7;-1) 13(-9;0) 14(-8;2) 15(-4;5) 16(-1;6)
17(-1;7) 18(4;7) 19(0;7) 20(1;7) 21(0;6) 22(2;7) 23(1;6) 24(-4;-1)
25(-2;-3) 26(2;-3) 27(-2;-1) 28(-2;-2) 29(-1;-3) 30(-1;-2) 31(0;-3) 32(-5;2)

Домашнее задание:

Попробуйте изобразить на координатной плоскости запомнившихся вам персонажей рассказа “Слезы тигра”. “Жираф, тигр, медведь, птица”.