Литература
-
Методы использования социально-психологической природы художественного произведения на уроках литературы в старших классах 2006
Анализируя вместе с учащимися то или иное произведение художественной литературы, можно убедительно доказать на примере развертывания судьбы героя литературного произведения эффективность или неэффективность выбранного конфликтного стиля поведения.
-
Литературная игра "Умники и умницы" (по биографии и творчеству А.С. Пушкина) для учащихся 9-х классов 2006
Игра проводится в 9-м классе после изучения темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" в качестве итогового урока.
-
Тема урока: "Законы смешного в литературе" (В. Драгунский "Сверху вниз, наискосок!") 2006
Предлагаемый урок литературы во 2-м классе разработан по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Законы смешного в литературе". В.Драгунский "Сверху вниз, наискосок!" В уроке используется технология проблемного урока, работа учащихся в группах. Ученикам предлагаются разного вида задания для достижения цели урока.
-
Дидактические материалы по литературе и русскому языку 2006
Дидактический материал составлен по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и подобран по смысловым темам: "Образ Мастера", "Образ Маргариты", "Образ Ивана Бездомного", "Образ Понтия Пилата". Тематическая организация учебного материала позволит лучше понять образы героев романа, выделить главное; подобрать нужные цитаты для сочинения, обратить внимание на языковые средства, с помощью которых раскрывается тот или иной смысл.
-
Природные зоны России в произведениях русских писателей и поэтов 2006
В данной работе указан возможный вариант проведения заключительного урока, либо внеклассного интегрированного мероприятия по теме "Природные зоны России", работа предполагает введение литературного контекста, на основе которого и проводится этот литературно-географический вечер.
-
Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с историей создания комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
-
Интегрированный урок по "Литературе" и "Человековедению" на тему: "Волевые качества личности. Мужество" 2006
В данной методической разработке предполагается урок по литературе. Чтобы провести такой урок необходимо проделать подготовительную работу со студентами. Во-первых, студенты изучают тему "Воля", "Волевые качества личности" где они рассматривают понятие воли, волевого действия, некоторых волевых качеств личности, проводят тестирование. Во-вторых, самостоятельно изучают дополнительную литературу по этой теме. В третьих, из числа студентов выбираются выступающие, которые работают со стихами, дополнительным материалом, заданиями. Они проводят подбор материала для своих выступлений. Параллельно этому педагогом вместе с мастерами готовится материал и проект. Все это согласовывается и доводится до окончательного результата.
-
Интегрированный урок "Химия" и "Литература" по теме: "Металлы и неметаллы и их использование в военном деле" 2006
Данный урок проводится как завершающее занятие изучения химии элементов (металлов и неметаллов). Он предполагает обобщение полученных знаний средствами литературы с элементами ролевой игры и использованием проектной технологии.
-
Интегрированный урок с элементами подмастерской по теме: "В. Шекспир — гений золотого века" 2006
Поиск новых форм ведения урока, с целью мотивации учения внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс, формирование творческой личности студента послужили поводом проведения урока, представленного в методической разработке. В ней представлен сценарий и методические рекомендации проведения интегрированного урока с использованием элементов подмастерской, игровых и проектных методик. Методическая разработка адресована в помощь преподавателям общегуманитарных дисциплин и рассчитана на творческое применение. При написании использован опыт работы преподавателей по проведению нетрадиционных уроков, знания, полученные на региональных семинарах по внедрению в учебный процесс инновационных технологий.
-
Разработка урока по рассказу В. Астафьева "Белогрудка" на тему: "Внимание: снимается кино!" 2006
Урок литературы в 6-м классе учит отстаивать собственное мнение, развивает эстетический вкус, разширяет кругозор.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме: “900 дней и ночей Ленинграда" 2006
Важнейшей составляющей воспитания школьников является патриотическое воспитание. В современных условиях его значение переоценить трудно. Научить детей уважать свой народ, гордиться своей страной - задача современной школы. Память о величайших героических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение. Событие, которое нельзя забыть - Великая Отечественная война. Одной из её трагических страниц - блокаде Ленинграда - посвящено мероприятие.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Певцы родной природы" 2006
На уроке проверяется умение учащихся самостоятельно применять знания на практике в стандартных условиях. На этом этапе учащиеся анализировали произведение живописи (репродукция картины Ф.Васильева "Мокрый луг"). Обратная связь на уроке осуществлялась путем активного включения детей в эвристическую беседу на всех этапах урока.
-
Индивидуализация и дифференциация как личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе 2006
Дифференциация обучения - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" (Восприятие. Истолкование. Оценка). Обучение сочинению 2006
Заключительный урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Подробно анализируется лирическое произведение и, в результате совместной деятельности учащихся и учителя, создается коллективное сочинение.
-
Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью 2006
Изучение одной из сложных тем по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Путь исканий Андрея Болконского" предлагается провести в форме урока-интервью. Урок проводится по четкому сценарию. В его подготовке участвуют не менее 15 учащихся. Роль учителя на данном уроке сводится к минимуму. Десятиклассники играют роли интервьюера, князя Андрея, повествователей, критиков и декламаторов.
-
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег" (2 часа) 2006
Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.
-
Игровые технологии на уроках литературы в 5-м классе 2006
Данная форма проведения урока литературы способствует развитию таких качеств личности, которые обеспечивают ее самоопределение и самореализацию в современном обществе.
-
Открытый урок по пьесе А. Вампилова на тему: "Провинциальные анекдоты" 2006
Говоря о пьесах А.Вампилова, можно составить словарь: душевность, открытость, бескорыстие, целеустремленность.
-
Обобщающий урок по литературе XIX в. 2006
Материалы урока "Литература XIX века" могут быть использованы учителями литературы в 7-м классе в урочное время и во внеклассной работе.
-
"Слово о В. Высоцком" — литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов 2006
"Слово о В.Высоцком" - литературно-музыкальная композиция, которая помогает создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника, понимания стиля и манеры поэта, для овладения учащимися художественными образами, выразительными средствами языка, умения отличать истинно прекрасное от подделки, для воспитания правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное, сострадать.
-
Интегрированный урок: литература + английский язык по теме: "Утро" 2006
Данное занятие - один из уроков, разработанных для учащихся седьмых классов в цикле "Наш мир", формирующий эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру. Занятия ведут два педагога. На таких уроках использованы фрагменты литературных произведений и собственного сочинения учителей. Картины и музыкальные произведения создают эмоциональный фон для самостоятельной работы над сочинением-описанием "Утро у Э. Грига и у меня". При этом значительно расширяется объем рецептивного и потенциального словаря учащихся, совершенствуются их общие и специальные учебные умения. Опыт совместной работы показывает, что дети эффективно включаются в активную мыслительную и творческую деятельность.
-
Семинар-практикум по теме: "Модернизация как одно из ведущих направлений в искусстве начала ХХ века" 2006
Урок литературы знакомит учащихся с поэзией Серебряного века, с образно-стилевым новаторством литературных течений модернизма.
-
Интегрированный урок: английский язык + литература по теме: "Любовная лирика русских и зарубежных поэтов" 2006
Урок обращается к теме любви в творчестве двух поэтов, представителей России и Англии, которые являют собой "солнце поэзии".
-
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "В. Осеева "Хорошее", "Просто старушка" 2006
Урок чтения построен по технологии деятельностного подхода к обучению. Важное место в уроке отводится исследовательской деятельности, умению делать выводы, сравнивать, оценивать действия героев, товарищей и свои. Думаю, что перечисленные виды деятельности решают и воспитательные задачи, помогают вырастить "положительного человека" в котором нуждается сегодняшнее общество. Задания творческого характера способствуют развитию речи, мышления учащихся.
-
Методика анализа романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" в школе 2006
Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина" поможет осмыслить важность проблемы семьи и брака. Выбор пути анализа учителем в значительной степени определяется уровнем литературного развития школьников. Анализ "вслед за автором". Анализ образов - персонажей - самый привычный путь разбора. Выборочно направленный анализ как самостоятельный путь разбора. При изучении романа Л.Н. Толстого важно учитывать психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста.
-
Мультимедийный урок литературы в 5-м классе по теме: "В мире сказок" 2006
Данный урок проводится после изучения сказок, это обобщающий урок. Дети имеют представление о том, что такое фольклор, его жанры; в чём разница между народной и литературной сказкой. Ребята с большим удовольствием рисовали иллюстрации к прочитанным сказкам, сами сочиняли сказки. Итогом нашей работы был опрос. Данный вид работы вызвал огромный интерес у детишек. Для некоторых было открытием, что их родители, бабушки и дедушки с удовольствием читают сказки и сейчас.
-
Курс по выбору "Изображение исторической личности в искусстве" 2006
Курс интегрирует литературу, историю, МХК, расширяет культурологический кругозор, дает возможность почувствовать сладость "дыма Отечества", проникнуться гордостью за мастеров, чьи личности оказали влияние на судьбы русской истории. Поэты, писатели, художники, скульпторы оставили рукотворные памятники великим личностям. Их произведения стали достойным вкладом в развитие культуры, нашим представительством в мировом культурном пространстве. Постичь их прелесть, осознать себя причастным к изучению русской культуры, воспылать гордостью за свою великую Родину может каждый ученик, пришедший на занятия.
-
Урок поэзии в 8-м классе, посвященный 60-летию Великой Победы на тему: "Я сибирской породы". "Сибирь стояла под Москвою" 2006
Предлагаю урок поэзии в 8-м о сибирских поэтах И. Уткине и Дж. Алтаузене, погибших в годы Великой Отечественной войны. Урок посвящен 60-летию победы.
-
Тема урока: "Добро и Зло в творчестве Н.В. Гоголя". 9-й класс 2006
В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег фольклорный урок по литературе.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: "Наедине с природой" (по программе "Школа 2100" на основе очерка И.С. Тургеневе "Лес и степь") 2006
На примере очерка И.С.Тургенева «Лес и степь» показать благотворное влияние природы на человека. Цель урока: вызвать интерес учащихся к творчеству писателя; заинтересовать их необычностью повествования очерка; развивать творческие способности учащихся в умении видеть и слышать родную природу.