Литература
-
Разработка урока по рассказу В. Астафьева "Белогрудка" на тему: "Внимание: снимается кино!" 2006
Урок литературы в 6-м классе учит отстаивать собственное мнение, развивает эстетический вкус, разширяет кругозор.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме: “900 дней и ночей Ленинграда" 2006
Важнейшей составляющей воспитания школьников является патриотическое воспитание. В современных условиях его значение переоценить трудно. Научить детей уважать свой народ, гордиться своей страной - задача современной школы. Память о величайших героических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение. Событие, которое нельзя забыть - Великая Отечественная война. Одной из её трагических страниц - блокаде Ленинграда - посвящено мероприятие.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Певцы родной природы" 2006
На уроке проверяется умение учащихся самостоятельно применять знания на практике в стандартных условиях. На этом этапе учащиеся анализировали произведение живописи (репродукция картины Ф.Васильева "Мокрый луг"). Обратная связь на уроке осуществлялась путем активного включения детей в эвристическую беседу на всех этапах урока.
-
Индивидуализация и дифференциация как личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе 2006
Дифференциация обучения - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" (Восприятие. Истолкование. Оценка). Обучение сочинению 2006
Заключительный урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Подробно анализируется лирическое произведение и, в результате совместной деятельности учащихся и учителя, создается коллективное сочинение.
-
Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью 2006
Изучение одной из сложных тем по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Путь исканий Андрея Болконского" предлагается провести в форме урока-интервью. Урок проводится по четкому сценарию. В его подготовке участвуют не менее 15 учащихся. Роль учителя на данном уроке сводится к минимуму. Десятиклассники играют роли интервьюера, князя Андрея, повествователей, критиков и декламаторов.
-
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег" (2 часа) 2006
Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.
-
Игровые технологии на уроках литературы в 5-м классе 2006
Данная форма проведения урока литературы способствует развитию таких качеств личности, которые обеспечивают ее самоопределение и самореализацию в современном обществе.
-
Открытый урок по пьесе А. Вампилова на тему: "Провинциальные анекдоты" 2006
Говоря о пьесах А.Вампилова, можно составить словарь: душевность, открытость, бескорыстие, целеустремленность.
-
Обобщающий урок по литературе XIX в. 2006
Материалы урока "Литература XIX века" могут быть использованы учителями литературы в 7-м классе в урочное время и во внеклассной работе.
-
"Слово о В. Высоцком" — литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов 2006
"Слово о В.Высоцком" - литературно-музыкальная композиция, которая помогает создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника, понимания стиля и манеры поэта, для овладения учащимися художественными образами, выразительными средствами языка, умения отличать истинно прекрасное от подделки, для воспитания правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное, сострадать.
-
Интегрированный урок: литература + английский язык по теме: "Утро" 2006
Данное занятие - один из уроков, разработанных для учащихся седьмых классов в цикле "Наш мир", формирующий эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру. Занятия ведут два педагога. На таких уроках использованы фрагменты литературных произведений и собственного сочинения учителей. Картины и музыкальные произведения создают эмоциональный фон для самостоятельной работы над сочинением-описанием "Утро у Э. Грига и у меня". При этом значительно расширяется объем рецептивного и потенциального словаря учащихся, совершенствуются их общие и специальные учебные умения. Опыт совместной работы показывает, что дети эффективно включаются в активную мыслительную и творческую деятельность.
-
Семинар-практикум по теме: "Модернизация как одно из ведущих направлений в искусстве начала ХХ века" 2006
Урок литературы знакомит учащихся с поэзией Серебряного века, с образно-стилевым новаторством литературных течений модернизма.
-
Интегрированный урок: английский язык + литература по теме: "Любовная лирика русских и зарубежных поэтов" 2006
Урок обращается к теме любви в творчестве двух поэтов, представителей России и Англии, которые являют собой "солнце поэзии".
-
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "В. Осеева "Хорошее", "Просто старушка" 2006
Урок чтения построен по технологии деятельностного подхода к обучению. Важное место в уроке отводится исследовательской деятельности, умению делать выводы, сравнивать, оценивать действия героев, товарищей и свои. Думаю, что перечисленные виды деятельности решают и воспитательные задачи, помогают вырастить "положительного человека" в котором нуждается сегодняшнее общество. Задания творческого характера способствуют развитию речи, мышления учащихся.
-
Методика анализа романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" в школе 2006
Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина" поможет осмыслить важность проблемы семьи и брака. Выбор пути анализа учителем в значительной степени определяется уровнем литературного развития школьников. Анализ "вслед за автором". Анализ образов - персонажей - самый привычный путь разбора. Выборочно направленный анализ как самостоятельный путь разбора. При изучении романа Л.Н. Толстого важно учитывать психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста.
-
Мультимедийный урок литературы в 5-м классе по теме: "В мире сказок" 2006
Данный урок проводится после изучения сказок, это обобщающий урок. Дети имеют представление о том, что такое фольклор, его жанры; в чём разница между народной и литературной сказкой. Ребята с большим удовольствием рисовали иллюстрации к прочитанным сказкам, сами сочиняли сказки. Итогом нашей работы был опрос. Данный вид работы вызвал огромный интерес у детишек. Для некоторых было открытием, что их родители, бабушки и дедушки с удовольствием читают сказки и сейчас.
-
Курс по выбору "Изображение исторической личности в искусстве" 2006
Курс интегрирует литературу, историю, МХК, расширяет культурологический кругозор, дает возможность почувствовать сладость "дыма Отечества", проникнуться гордостью за мастеров, чьи личности оказали влияние на судьбы русской истории. Поэты, писатели, художники, скульпторы оставили рукотворные памятники великим личностям. Их произведения стали достойным вкладом в развитие культуры, нашим представительством в мировом культурном пространстве. Постичь их прелесть, осознать себя причастным к изучению русской культуры, воспылать гордостью за свою великую Родину может каждый ученик, пришедший на занятия.
-
Урок поэзии в 8-м классе, посвященный 60-летию Великой Победы на тему: "Я сибирской породы". "Сибирь стояла под Москвою" 2006
Предлагаю урок поэзии в 8-м о сибирских поэтах И. Уткине и Дж. Алтаузене, погибших в годы Великой Отечественной войны. Урок посвящен 60-летию победы.
-
Тема урока: "Добро и Зло в творчестве Н.В. Гоголя". 9-й класс 2006
В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег фольклорный урок по литературе.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: "Наедине с природой" (по программе "Школа 2100" на основе очерка И.С. Тургеневе "Лес и степь") 2006
На примере очерка И.С.Тургенева «Лес и степь» показать благотворное влияние природы на человека. Цель урока: вызвать интерес учащихся к творчеству писателя; заинтересовать их необычностью повествования очерка; развивать творческие способности учащихся в умении видеть и слышать родную природу.
-
Урок-композиция "Любовь, любовь! — все в ней тайна…" 2006
Урок-композиция – первый урок по изучению произведения И.С.Тургенева «Ася» в 8-м классе – позволяет лучше узнать личность Тургенева, прочувствовать его возвышенную, но безответную любовь к П.Виардо. Уроку свойственны соединение художественного слова (отрывков писем и дневников, проясняющих историю создания «Аси») и музыки. На таком уроке дается предварительный комментарий, необходимый для восприятия произведения, и создается атмосфера чуткости и взволнованности, особый эмоциональный настрой.
-
Современная литература о молодежи и для молодежи 2006
Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными юношам и девушкам XXI века? Сотрудничество преподавателя литературы, городской библиотеки и киноцентра по подготовке и проведению уроков внеклассного чтения по теме «Современная литература о молодёжи и для молодёжи» вызывает большой интерес у подрастающего поколения. Она создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, вызывает у подростков живой интерес, желание читать и обсуждать произведения отечественной литературы.
-
Интегрированный урок: информатика + литература по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в форме деловой игры "Суд над Раскольниковым" 2006
Данный урок-суд даёт возможность обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и темы "Power Point" – создание презентаций, графического редактора "Paint", Microsoft Office Publisher; научить самостоятельно оценивать явления, действия и деятелей, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции, работать в группах. Учащиеся на уроке получили оценку за предоставленный теоретический материал, за блиц-опрос и творческую работу.
-
Тема урока: "Денис Давыдов — сын России" 2006
Данная разработка может быть использована как на уроке литературы по теме: "Дружба в жизни А.С. Пушкина" в 9-м классе, так и на внеклассном мероприятии, посвященном Защитникам Отечества. В настоящий момент в России произошла потеря общих для всех граждан страны духовных ценностей, снизилось воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В целях патриотического воспитания детей разработано это мероприятие.
-
Викторина по произведениям А.С. Пушкина "Капитанская дочка", "Дубровский", "Пиковая дама" для учащихся 8-х классов 2006
Викторина по литературе проводится по типу телевизионной игры "Умницы и умники". Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к её роли в идейно-образной структуре. Викторину можно провести на обобщающем занятии по творчеству А.С. Пушкина, можно в форме диагностического контроля перед непосредственным изучением произведений А.С. Пушкина.
-
Сценарий гостиной "Я в Болдине писал, как давно уже не писал…", посвященной 175-летию Болдинской осени 1830 г. 2006
Литературно-музыкальная гостиная "Я в Болдине писал, как давно уже не писал..." посвящена 175-летию Болдинской осени 1830 года. Сценарий гостиной успешно апробирован на практике; в драматургической форме знакомит детей с периодом жизни и творчества А.С. Пушкина, давно получившего поэтично звучащее название - Болдинская осень. Материалом для гостиной послужили стихотворения А.С. Пушкина, романсы на его стихи, инсценировки фрагментов произведений, тексты ведущих... Гостиная рассчитана на детей среднего и старшего возраста.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Бессмыслица как средство создания чудесных ситуаций в сказочной повести Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес". 5-й класс 2006
Перспективный подход к изучению литературы: развитие творческих способностей учащихся, фантазии для работы на уроках литературы, чему в наибольшей степени способствует внеклассное чтение, т.к. позволяет взглянуть на изучаемое с субъективных позиций.
-
Изучение новеллы О.Бальзака "Гобсек" в школе 2006
Новелла "Гобсек" – одно из первых произведений Бальзака–реалиста. Она написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни "Этюдов о нравах". "Гобсек" Бальзака" – это сложное по жанру и композиции произведение. На уроке разбираются особенности композиции произведения.
-
Урок литературы по сказкам В.А.Жуковского и А.С.Пушкина в 5-м классе 2006
В статье рассматриваются такие понятия, как "мотив", "нравственный смысл произведения", "антитеза" на примере анализа сказки "Спящая царевна" и "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". Формируется понятие о философских категориях добра и зла, законе единства и борьбы противоположностей, разбираются причины и способы решения жизненных конфликтов.