Цели:
- привитие навыков вдумчивого чтения и осмысления философского подтекста повести;
- совершенствование умения работы над анализом текста, выделения главного с основой на диалогическую речь;
- развитие навыков ведения диалога и монологического высказывания, т. е. развитие коммуникативной компетенции; приобщение к нравственным ценностям (чувство долга и ответственности перед теми, кого приручили; чувство родины, ощущение своих корней) и художественному многообразию зарубежной литературы.
Описание структуры урока.
1. Начало урока необычное: установка на сотрудничество через стихотворение:
Все уроки, как люди, похожи и разны.
Если к ним приглядеться с разных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
Но когда расцветут ваши милые лица
И живым любопытством глаза озарит,
И в десятках голов моя мысль шевелится,
И в десятках сердец моё сердце стучит,
Счастлива я: я готова к напряжённости буден,
Чтоб мечтать и творить, и работать горя.
Я приветствую вас, мои юные люди,
В этот радостный день (назвать день)
Учитель:
-Чтобы урок прошёл, как радостный праздник,
давайте улыбнёмся друг другу, сядем поудобнее в
круг и подарим себе успех.
-Вы умеете разгадывать сны?
2. Мотивация: развёрнутая метафора – сон
(Учитель рассказывает стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Природа”)
“Мне снилось, что я вошла в огромную подземную храмину с высокими сводами. Её всю наполнял какой-то ровный свет.
В самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зелёного цвета. Склонив голову, она казалась погружённой в глубокую думу.
Я тотчас поняла, кто эта женщина. И в душу мою внедрился благоговейный страх.
Я приблизилась к сидящей женщине – и, отдав почтительный поклон:
- О наша общая мать! – воскликнула я. – О чём твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества ты размышляешь? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?
Женщина медленно обратила на меня свои грозные взоры и сказала:
- Я думаю о том, как придать большую силу мышцам блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено.… Надо его восстановить.
- Как? – пролепетала я в ответ. – Ты вот о чём думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети? Женщина чуть-чуть наморщила брови:
- Все твари мои дети, - промолвила она, - и я одинаково о них забочусь – и одинаково их истребляю.
- Но добро…, разум…, справедливость… - пролепетала я снова.
- Это человеческие слова, - раздался железный голос. – Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон. – И что такое справедливость? Я тебе дала жизнь – я её отниму и дам другим, червям или людям…мне всё равно…
Я хотела было возражать…, но земля кругом глухо застонала и дрогнула – и я проснулась”.
- Сон вы разгадаете в конце урока.
3. Позитивное якорение: автор и его произведение (В среднем звене не ставится задача ознакомления с биографией писателя, поэтому отмечаем только то, что связано с сегодняшней темой и подготавливает восприятие произведения).
Сегодня мы познакомимся с повестью- сказкой французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Он был большим романтиком, мечтал о той жизни, когда все будут жить в мире и согласии. Некоторые даже упрекали, что он предъявляет к людям слишком высокие требования. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты. Наверное, и профессию лётчика он выбрал оттого, что был романтиком. У себя на родине он был знаменитым лётчиком, совершал рекордные перелёты, испытывал новые самолёты. В годы войны стал военным лётчиком и сражался против немецких захватчиков. В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.
Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.
4. Установка фильтров: отбор содержания (поскольку объём произведения немалый и содержание насыщенное, важно не рассыпаться во многих задачах и отфильтровать то, что не нужно на данном уроке).
5. Изучение нового материала.
а) Передача по кругу розы (желательно живой): роза - символ урока и одна из главных героинь. (Для визуалов и кинестетиков важно потрогать, пощупать предмет, рассмотреть вблизи, понюхать)
-Что бы вы сказали о розе? (Каждый ученик высказывает своё мнение)
б) Рассказ учителя о главном герое повести и его планете.
Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц. Как и на любой другой планете, там росли травы полезные и вредные. Почва на планете Маленького принца была вся заражена ужасными и зловредными семенами баобабов. И чтобы баобабы не завладели всей планетой, не разорвали её своими могучими корнями на клочки, Маленькому принцу приходилось каждый день выпалывать их. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и можно было снова и снова смотреть на закатное небо. Однажды, когда ему было особенно грустно, за день он видел заход солнца 43 раза.
Так продолжалось до тех пор, пока на его планетку неведомо откуда не занесло зерно какого-то диковинного цветка.
в) Чтение текста: описание розы (глава 8)
Вывод: роза – это ужасная кокетка, гордая и обидчивая красавица, не страдающая избытком скромности, своенравная и высокомерная, но…такая прекрасная, что дух захватывало. И Маленький принц полюбил её, рад был ей служить. Но вскоре в его душе пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Поэтому решил отправиться в странствия по другим планетам.
г) Исследование астероидов.
Учащиеся делятся на 6 групп, получают задания исследовать астероиды 325,326,327,327,328,329,330 и отправляются в путь (столы, расставленные возле стен кабинета). На столах лежат таблички с номерами астероидов, тексты повести и заранее приготовленные листы с объяснениями значений слов:
№325 (гл.10)-подданный, монарх, авторитарный, властолюбивый;
№326 (гл.11)-честолюбец, почитатель, тщеславный;
№327 (гл.12)-деградация, деградировать, совесть;
№328 (гл.13)-деловой, делец, польза;
№329 (гл.14)-нелепый, презирать;
№330( гл.15)-формалист, репутация.
По возвращении рассказывают о том, что и кого видели на астероидах, делают выводы: оказывается, на этих астероидах живут властолюбивые и самовлюблённые монархи, честолюбивые и тщеславные люди, деградировавшие пьяницы, готовые присвоить себе даже звёзды дельцы, бездумные работяги и формалисты. Поэтому Маленький принц не мог найти среди них друзей и покинул эти астероиды с мыслью: “Странные эти люди, взрослые”
д) Знакомство с планетой Земля, т.к. Маленькому принцу посоветовали: “Посети планету Земля. У неё неплохая репутация”.
Для экономии времени лучше или напечатать отрывки из повести на отдельных листах, или указывать главу и абзац: гл.17,18,21,22.
е) Аналитическая беседа по вопросам:
-Почему Маленький принц попал в пустыню? (“Пустыня – совсем не там, где кажется…Людный город, полный суеты, - та же пустыня, если утратили силу магнитные полюсы жизни”. Здесь использовано художественное средство – аллегория);
-Какие мы, люди? (“Среди людей тоже одиноко”; “Их носит ветром. У них нет корней”; “Люди больше не имеют друзей”; “Они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую… И всё напрасно”; “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Люди забыли эту истину”; “ Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать”)
-Чьими глазами мы посмотрели на людей? ( Змеи, лиса, цветка, мальчика.)
-Почему главный герой повести-сказки – мальчик, а не взрослый человек? (Дети смотрят на мир чистыми глазами, они не умеют лгать, притворяться, приспосабливаться)
-К какому выводу пришёл Маленький принц? (“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Он понял свою несправедливость по отношению к розе: “ Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь… Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”. И он решает вернуться на свою планетку, потому что там роза осталась одна)
6. Проверка того, как установлен “фильтр”: обобщение.
Тему урока я определила так: (открываю закрытый до сих пор плакат). “Ты нам нужен, Маленький принц!”
-А как вы думаете, нужен ли нам он? Для чего?
-Что бы вы пожелали людям планеты Земля? (Ученики записывают свои пожелания на звёздочках, заранее вырезанных и розданных им учителем. Затем эти звёздочки с пожеланиями прикрепляют к плакату.)
-А я желаю, чтобы у каждого из вас была своя роза. (Ставлю вазу с розой возле плаката)
7. Практика использования знаний: работа по развитию речи.
Задание: по ходу нашего разговора у вас, возможно, появились какие-то мысли. Кто любит рисовать – нарисуйте что-нибудь, кто любит музыку – выразит свои чувства через мелодии (допустим, вы далеко-далеко от дома и вдруг вы слышите мелодию, которая бы позвала вас на родину…. Какая это мелодия?), кто любит слово – напишет что-нибудь.
8. Подведение итогов: возвращение к развёрнутой метафоре – сну.
-Вспомните, что сказала женщина. (“Все твари мои дети, и я одинаково о них забочусь”)
- Сент-Экзюпери сказал: “ Я писал, чтобы сказать моему поколению: “Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля”.
Спасибо за радость общения.