Пояснительная записка
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа.
Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепление связи литературы с жизнью.
Литературно-краеведческие занятия, при условии их правильной организации, могут быть одним из звеньев воспитательной работы с классом.
Литературное краеведение играет немаловажную роль в патриотическом воспитании подростков, как писал А.Твардовский, чувство Родины в широком смысле родной страны, Отчизны – связано в нашем сознании с чувством родины малой, “первоначальной” - отчего края, района, города и деревни. “Эта малая родина со всем своим особым обликом… предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души”. Чувство малой родины с годами вырастает в любовь и преданность “той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна”.
Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует литературное краеведение, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе литературно-краеведческих занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны.
Чтение и изучение лучших произведений о родном крае, восприятие посвященных ему произведений изобразительного искусства, изучение его истории, культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы литературно-краеведческих занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании.
Наиболее эффективной формой работы по литературному краеведению считаю организацию клуба, что позволяет сочетать разнообразные виды работы.
Основой для разработки данной программы послужили идеи Л. С. Скепнер.
В программе клуба три ступени, каждая из которых соответствует году обучения: I – 7 класс, II – 8 класс, III – 9 класс.
Для каждого класса подобраны такие произведения северных писателей, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся и перекликаются с программой по литературе (под редакцией А. Г. Кутузова), по которой занимаются учащиеся. Работа над произведениями на факультативе дополняется тематическими классными часами, на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края.
Цель работы литературно-краеведческого клуба
Воспитывать учащихся грамотными людьми, пламенными патриотами, любящими отчизну и родной край, его прошлое и сегодняшний день; умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира, заботиться об ее приумножении; способными творчески и радостно трудиться; преданными родному дому, родителям, семьей.
Задачи:
- Вооружить учащихся знаниями об окружающем мире, познакомить с героическими делами современников, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданского чувства учащихся.
- Расширять литературный кругозор учащихся, развивать интерес к литературе прошлого и наших дней, формировать читательские потребности, навыки анализа и критической оценки литературных произведений.
- Воспитывать через поэтическое, художественное познание Родины патриотических чувств, эстетического идеала.
Структура клуба:
Литературно-краеведческий клуб включает в себя следующие формы работы:
- Уроки литературы;
- Факультатив по литературному краеведению;
- Тематические классные часы, посвященные краеведческому материалу;
- Различные внеклассные мероприятия (посещение краеведческого музея, экскурсии, поездки и т.д.)
Планирование на 2004 – 2005 учебный год
Уроки литературы | Факультатив | Классные часы | Другое |
Сентябрь |
|||
Былины. Причины их сохранения на русском Севере | Вводное занятие. – 1 ч. Северный фольклор. – 1 ч. Творчество Пэли Пунуха. Жизнь ненецкого народа в произведениях писателя. – 2 ч. |
||
Октябрь |
|||
Духовная литература жития | Пэля Пунух. “Новоземельские будни”. Стихи ненецких поэтов В.Н.Ледков А.И.Пичков, П.Я.Явтысый. – 1ч. Жития северных святых. Житие Лонга Коряжемского. – 1ч. Протопоп Аввакум в северной ссылке “Житие протопопа Аввакума”. - 1 ч. |
“Откуда есть пошло имя поморское…”
Иконопись. Северная икона. 125 лет со дня рождения С.Писахова |
Экскурсия в храм г.Коряжмы (100лет) |
Ноябрь |
|||
Бестужев-Марлинский “Мореход Никитин” | Пустозерское сидение Протопопа
Аввакума. – 1 ч. Д.А.Кокорина. “Легенда об Аввакуме” (гл. из кн. “Деревня моя, очень древняя – дальняя”) – 1 ч. Ф.Абрамов. “Из колена Аввакумова”. - 1 ч. |
Путешествие на Острова Соловецкие
(заочная экскурсия)
История Северного костюма. |
Экскурсия по Вилегодскому району |
Декабрь |
|||
Ф.Абрамов. “Собачья гордость” - 1 ч. Ф.Абрамов. “Потомок Джима” - 1 ч. Ф.Абрамов. “Жила – была сёмужка” - 2 ч. |
Умельцы русского севера (народные промыслы) | Посещение краеведческого музея | |
Январь |
|||
Ю.Казаков. “Тэдди” - 2 ч. Ю.Казаков. “Тихое утро” - 1 ч. |
|||
Февраль |
|||
Человек и природа в литературе | М.Пришвин. Путешествия по северу - 1 ч. М.Пришвин. “За волшебным колобком” - 2 ч. Литературная игра, посвященная 85-летию со дня рождения Ф.Абрамова |
Наш край в годы Великой Отечественной войны | Посещение краеведческого музея |
Март |
|||
Образы животных в произведениях
М.Пришвина, В.Белова, Ю.Казакова, Ф.Абрамова – 1 ч. Е.Ф.Богданов “Ожерелье Иомалы”. - 1 ч. Е.Ф.Богданов “Вьюга”. - 1 ч. Поморы о Петре Великом. – 1 ч |
Эта далекая, таинственная древность (из истории культуры Архангельского севера) | ||
Апрель |
|||
Ю.Герман “Россия молодая” Образы
поморов. - 2 ч. Каверин. “Два капитана”. Север в романе. – 1 ч. Великая Отечественная война в романе. – 1ч. |
Подготовка и проведение праздника – отчета о работе литературно-краеведческого клуба “Северное слово” | ||
Май |
|||
Лирика. Анализ лирического стихотворения | В.Плотников. “Сквозь упругое время”.
Лирика. – 2 ч. Заключительный урок – отзыв о работе клуба. |
Планирование на 2005 – 2006 учебный год
Уроки литературы | Клуб “Северное слово” | Классные часы | Другое |
сентябрь |
|||
Фольклорные традиции в литературе | О.Фокина. Фольклорные традиции в
творчестве поэтессы.
|
Северные росписи. | Экскурсия в г. Старый Сольвычегодск. |
октябрь |
|||
А.Грин “Алые паруса” | Литературная гостиная, посвящённая
юбилею со дня рождения Грина.
|
Романтическое восприятие северной природы: задание к фото-конкурсу | Посещение краеведческого музея г. Котлас. |
ноябрь |
|||
Русская литература 19 века. | К.Н.Батюшков на Вологодчине (доклады учащихся, анализ стихов). | Серия заочных экскурсий по городам Русского Севера. Г.Вологда. | |
декабрь |
|||
Работа учащихся по собиранию материалов к литературной гостиной. | |||
январь |
|||
Литературная гостиная, посвящённая
70-летию со дня рождения Н.Рубцова.
|
Заочная экскурсия в город Архангельск. | Посещение краеведческого музея г. Котлас. | |
февраль |
|||
Борьба чувства и долга в литературном произведении | Анализ стихов Николая Рубцова. | Заочная экскурсия в Архангельский
музей изобразительных искусств.
|
|
март |
|||
Образ женщины в романтичес- кой литературе | Арсений Ларионов. Легенда. (Глава из романа “Лидина гарь”). | Православные святыни в истории архангельского севера. | Каникулы – экскурсионная поездка в г.Архангельск (или Вологду) |
апрель |
|||
Великая Отечествен-ная война.
|
Рассказы Н. Жернакова о ВОВ. | Природа северного края: фото-выставка, итоги, награждения. | Ж/д музей п. Вычегодский. |
май |
|||
Современная литература.
|
Н.Тряпкин. Лирика. | Удивительное рядом. Котлас: очерки истории. | Поездка в Туровец Котласского района. |
Планирование на 2006-2007 учебный год.
Уроки литературы. | Литературно - краеведческий клуб “Северное слово”. | Классные часы. | Другое. |
сентябрь |
|||
Литературные традиции | Литература о М. В. Ломоносове | Беломорский Север – родина М.В.Ломоносова | Экскурсия в Красноборск. |
октябрь |
|||
Творчество А.С.Пушкина | Поморы о А.С.Пушкине. | А.С.Пушкин и север. | Литературная гостиная. |
ноябрь |
|||
Ф.Абрамов “Пелагея”, “Алька”. | |||
декабрь |
|||
Ф.Абрамов “Деревянные кони” | |||
январь |
|||
Белов “Лад” (Избранные главы). | Козьма Прутков. Мудрость жизни. | Ст. Сольвычегодск. Музей-усадьба Козьмы Пруткова. | |
февраль |
|||
Эпоха войн и революций. | Чиркин “По злой воле” | Открытое мероприятие. | Посещение музеев в городе Котласе при шк.№ 4 и при шк.№ 17. |
март |
|||
Непонятная поэзия. | Яшин. Стихи. Рассказы. | ||
апрель |
|||
Шолохов “Судьба человека”. | Сочинение “Мой дед (прадед) участник Великой Отечественной войны”. | Котлашане – герои ВОВ. | Встреча с ветеранами. |
май |
|||
Ю.Казаков “Северный дневник”, “Поморка”. |