Введение
Личность писателя, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость творчества. Творческая индивидуальность выражается через характер его образного видения, творческие цели, художественный метод и стиль. Своеобразие писателя может быть выявлено путём сравнения его произведений с созданиями современников, предшественников, через поэтику его произведений и особенности художественного метода. Данное исследование - попытка постичь художественное мастерство И.С. Тургенева, проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля.
И.С. Тургенев - крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире. Это один из тех писателей, которых отличает необыкновенно тонкое и органичное слияние реалистически – конкретного эпического изображения с лиризмом.
Контраст в произведениях великого художника слова – психологическая деталь: контрастны такие мотивы и образы, которые небезразличны всем или многим людям: молодость и старость, любовь и ненависть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность. Для настоящей работы характерен эстетико-философский аспект изучения обозначенной в заглавии проблемы.
В качестве объекта исследования послужили “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева. Обращение к творчеству писателя не только личностно значимо для автора работы, но и актуально по нескольким причинам. Стихотворения из данного цикла мало изучаются в школе, хотя привлекают читателей глубиной содержания, своей философской наполненностью. Произведения по-разному воспринимаются читателями и оказывают на них разное воздействие: эмоциональное, эстетическое, психологическое, нравственное В последние годы жизни писателя волновали коренные вопросы бытия, “вечные” вопросы жизни, которые он ставит и пытается осмыслить в своих стихотворениях в прозе. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества И.С. Тургенева, вновь осмысленные и перечувствованные писателем на склоне лет. В них много грусти, но грусти светлой; наиболее яркие и художественно совершенные миниатюры пронизаны жизнеутверждающими, полными веры в человека нотами. Отсюда цель данного исследования: установить, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, проявляющийся как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения. Настоящая цель определила постановку следующих задач:
- проанализировать теоретический материал, связанный с изучением “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева;
- выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”;
- провести анализ отдельных произведений и выявить в них основные контрастные мотивы и образы, присущие данному циклу;
- рассмотреть влияние философского осмысления жизненных фактов на духовную жизнь человека.
При решении поставленных выше задач были использованы следующие методы и приемы:
- контекстуальный;
- описательный метод;
- компонентный анализ;
- прием внутренней интерпретации (прием систематики и классификации).
1. Тематика “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева
Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна. Исследователи внимательно прочитали 77 стихотворений в прозе И.С. Тургенева и систематизировали их по принципу контрастности, а именно: было замечено, что среди основных контрастных мотивов произведений можно выделить следующие:
- Любовь и дружба – “Роза”, “Лазурное царство”, “Два брата”, “Как хороши, как свежи были розы”, “Путь к любви”, “Любовь”, “Воробей”.
- Сострадание, жертвенность – “Памяти Ю. Вревской”, “Порог”, “Два богача”, “Ты заплакал”.
- Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл жизни, одиночество – “Разговор”, “Маша”, “Памяти Ю. Вревской”, “Насекомое”, “Щи”, “Нимфы”, “Завтра! Завтра!”, “Что я буду думать?”, “Н.Н.”, “Стой!”, “Встреча”, “Когда меня не будет”, “Когда я один”, “Фраза”, “Монах”, “Мы еще повоюем”, “Дрозд 1”, “Дрозд 2”, “Песочные часы”, “У – А…У – А!” – “Собака”, “Голуби”, “Без гнезда”, “У – А…У – А!”, “Старуха”, “Два четверостишия”, “Необходимость, сила, свобода”, “Двойник”.
- Все живые существа одинаковы перед матерью природой – “Собака”, “Соперник”, “Дрозд 1”, “Морское плавание”.
- Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина – “Довольный человек”, “Житейское правило”, “Дурак”, “Восточная легенда”, “Гад”, “Писатель и критик”, “Нищий”, “Последнее свидание”, “Щи”, “Повесить его”.
- Противоречие мира: правда и ложь; счастье и слезы прошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость -“Милостыня”, “Эгоист”, “Пир у Верховного Существа”, “Враг и друг”, “Молитва”, “Мне жаль”, “Проклятие”, “Житейское правило”, “С кем спорить”, “Брамин”, “Истина и правда”, “Куропатки”, “Мои деревья”, “Соперник”, “Черепа”, “Молитва”, “Кубок”, “Роза”, “Милостыня”, “Посещение”, “Дрозд”, “Я встал ночью”, “Воробей”, “Посещение”, “Лазурное царство”, “Чья вина?”, “О моя молодость”, “Камень”, “Завтра! Завтра!”, “Чья вина?”, “О моя молодость”, “Когда меня не будет”, “Я встал ночью”, “Когда я один”, “Попался под колесо”, “Старик”.
- Восхищение русским языком – “Русский язык”.
Исследователями замечено частое использование И.С. Тургеневым в миниатюрах контрастных описаний природы: неба, зари, моря, солнца, облаков, туч; пристальное внимание автор обращает на описание глаз (в 12 стихотворениях); внешность человека; в трех стихотворениях художник, используя антитезу, описывает сны; изображение звуков. Настроение в том или ином произведении помогают передать и растения: запахи, внешний вид, представления читателя, где растут эти цветы и деревья: полынь, ландыш, роза, резеда, липа, тополь, рожь.
2. 1. Контраст как основной мотив лирических миниатюр
Все произведения И.С. Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые всегда волновали, волнуют и будут волновать общество. По словам Л.А. Озерова, “В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объединяющих людей разных времён...” (Озеров Л.А. “Тургенев И.С. Стихотворения в прозе”, М., 1967, с.11) Рассмотрим некоторые темы и стихотворения.
И.С. Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией” природы. Он был убеждён, что человек только и силён, когда “опирается” на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все одинаково равны, его ужасал “закон”, по которому, рождаясь, человек был уже приговорён к смерти. В стихотворении “Природа” читаем, что природа “не ведает ни добра, ни зла”. В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: “Разум мне не закон - что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я её и отниму и дам другим, червям и людям…мне всё равно… А ты пока защищайся - и не мешай мне!” Ей всё равно, что человек, что червь - всё одни твари. У всех жизнь одна жизнь - величайшая ценность.
2.1.1. Все живые существа одинаковы перед матерью природой
В стихотворениях “Собака”, “Дрозд 1”, “Морское плавание” рассматривается вопрос жизни и смерти, мимолётности человеческой жизни, незначительность каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же “налёте” бури. Это пугливое, отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и “Одна жизнь жмётся пугливо к другой”. В этих стихотворениях опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед “законом” природы: “две пары одинаковых глаз”, “Я брал ее руку – она переставала пищать и метаться”. Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и животных. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: “нет никакой разницы” и “мы тождественны”, “Все мы дети одной матери” близки по смыслу и подчёркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти, жизненных испытаний. Для этой же цели в тексте употреблены повторения одних и тех словосочетаний: одно и то же чувство, один и тот же огонёк, одна и та же жизнь, одинаковая бессознательная дума. С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, даёт ей “жизнь”: “воет страшная, неистовая буря”, раздаются “звуки вечности”.
Для усиления напряжённости автор вводит восклицания: “И конец!” - подчёркивается необратимость, безвыходность; “Нет!…”, “Дрозд… продолжал свою вечную песнь!”
А главное, что есть в жизни, что надо беречь, поймать и не отпускать, - молодость и любовь. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. “Не дайте проскользнуть жизни между пальцев”. Вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих “Стихотворениях…”.
2.1.2. Противоречие мира: правда и ложь; счастье и слезы прошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость
В языке “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенев стремился к гармонии жизни и слова, к естественности, к правде чувств, воплощенных в языке. В данной тематической группе автор широко использовал анафору: “Честность была его капиталом”, “Честность давала ему право”; риторические вопросы: “Что значит прощать?”; риторические восклицания: “Да, я достойный, я нравственный человек!”; параллелизм: “Мне жаль…Мне жаль…”.
Поразительное по содержанию стихотворение “Мне жаль” построено на использовании автором параллелизма и антитезы (“безобразия и красоты”, “детей и стариков”). Контрастные тональности в стихотворениях данной тематической группы очень тонко сменяют одна другую, наталкивают читателя на размышления, заставляют еще и еще перечитывать произведения, чтобы глубже понять их. Такое ощущение, словно автор знает и сомневается в то же время в том, о чем нам повествует.
В стихотворениях “Посещение”, “Лазурное царство”, “Чья вина?”, “О моя молодость” “молодость, женская, девственная красота”, “царство лазури, света, молодости и счастья”, “о моя молодость!, моя свежесть” противопоставлено утратам, грызущим “глухой грызью”, “я – старость”, “лазурное царство я видел тебя во сне”, “вы только на миг можете блеснуть передо мною – ранним утром ранней весны”. Большое количество эпитетов: “нежная алость распускающейся розы”, “безбрежное лазурное небо”, “ласковое солнце”, “суровая грубость”; олицетворений: “туман не вставал, не бродил ветерок”, метафор: “мелкой рябью золотых чешуек”, “ныряя по мягким волнам”, “не понимает чистая душа” - помогают писателю в предельной краткости каждого стихотворения установить глубоко интимный контакт с читателем, демонстрируют чуткость и человечность при решении разных вопросов, поставленных в том или ином стихотворении.
Лирические миниатюры: “Камень”, “Завтра! Завтра!”, “Чья вина?”, “О моя молодость”, “Когда меня не будет”, “Я встал ночью”, “Когда я один”, “Попался под колесо”, “Старик” – полны мрачных, тёмных красок. Тургенев данным стихотворениям противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями (“Лазурное царство”, “Деревня”). Обычно они всё о той же любви, красоте, её силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор всё же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению, не было (“Воробей”). Воспоминания о прошедшей жизни (“на мое старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души… зарделось оно следами бывалого огня”, “пуст и вял почти всякий прожитой день – он (человек) дорожит жизнью, надеется на нее”, “ты – молодость, я – старость”), яркие, сочные краски позволяют на мгновение ощутить прилив жизненных сил, пережить ощущения счастья, некогда волновавшие героя.
2.1.3. Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина
Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях “Два богача”, “Маша”, “Щи”, “Повесить его!”. Здесь, как и в “Записках охотника”, показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.
Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: “Довольный человек”, “Писатель и критик”, “Дурак”, “Эгоист”, “Враг и друг”, “Гад”, “Корреспондент”, “Житейское правило”. В основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в стихотворении “Гад” изображен продажный реакционный журналист Б.М. Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими настроениями, навеянными длительной болезнью писателя.
Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни писателя, они не заслоняли перед ним мир.
2.1.4. Любовь и дружба
Нередко, для того чтобы показать мимолётность жизни, И.С. Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь…(“Двойник”). Действительно, как мастерски создаёт Тургенев образ ликующей молодости – “царства лазури, света, молодости и счастья” - в стихотворении “Лазурное царство” он противопоставляет это светлое царство “тёмным, тяжёлым дням, холоду и мраку старости”…И везде, везде эта философская идея, о которой уже немного упоминалось ранее: показать все противоречия и преодолеть. И это в полной мере отразилось в “Молитве”: “Великий боже, сделай так, чтобы дважды два – не было четыре!” “О безобразие …дешево доставшейся добродетели”.
В этой тематической группе контрастируют: роза и слезы, лазурное царство и сон, любовь и ненависть, любовь может умертвить человеческое “я”.
Интересным показалось употребление деепричастных оборотов, употребляемых в основном в письменной речи, они наполняют произведения благородством и нежностью: “вернувшись в гостиную, внезапно остановившись”.
Стихотворение “Воробей” - наиболее яркий и чудесный “этюд с натуры” - жизнеутверждающее и бодрое, воспевающее вечно живую жизнь, самоотвержение. Несмотря на небольшой объем, произведение Тургенева несет в себе огромное философское обобщение. Маленькая сценка заставляет автора задуматься над вечным двигателем мира – Любовью. Любовный, самоотверженный порыв маленькой птички, случайно увиденный русским писателем, позволяет задуматься о мудрости и любви.
Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева существует только любовь - жертва. Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо. Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой.
В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь - “судьба”, злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы, непобедимая сила. Она так же медленно приближалась к птенцу, как и то пятно из стихотворения “Старуха”, а проще говоря, смерть медленно подкрадывается, “ползёт” прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи “Не уйдёшь!”. Уйдёшь, ещё, как уйдёшь, любовь сильнее тебя, она “закроет” “зубастую раскрытую пасть” и даже судьбу, даже это громадное чудовище можно присмирить. Даже оно может остановиться, попятиться …признать силу, силу любви…
На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова, написанные ранее: “Стихотворения в прозе” – цикл противопоставлений. В данном случае сила любви противостоит силе зла, смерти.
Таким образом, мы можем утверждать, что автор стремится все-таки “преодолеть” безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостную борьбу, настроение, которое выражается фразой: “МЫ ещё повоюем!”
2.1.5. Сострадание, жертвенность
Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается “Порог”. Напечатан “Порог” впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог.
“… и тяжелая занавеса упала за нею.
- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
Святая! – пронеслось откуда-то в ответ”.
С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!
“Порог” заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью, осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.
2.1.6. Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл жизни, одиночество, судьба
“Стихотворения в прозе” - цикл - противопоставление, противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой. И.С. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, и всё противоречивое в конце концов автор стремится слить воедино (“Двойник”).
Н.А. Добролюбов писал о тургеневской прозе: “…и грустно, и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, невозвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Всё прошло и не будет больше; но ещё не пропал человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам… И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души”. (Добролюбов Н.А. Собр. сочинений в трёх томах, т.3, М., 1952, с.48.) Действительно, можно отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке “состояние душевной высоты и просветлённости”. Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность. Всё это мы пишем к тому, что именно в таких стихотворениях, где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере.
Стихотворения данной группы настолько богаты по содержанию, что исследователи поместили их в разные группы.
2.1.7. Восхищение русским языком
Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык”. С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. И.С. Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков, И.С. Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России: “но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.
2. 2. Контраст как средство проникновения в образы героев “Стихотворений в прозе”
В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне, нежно любил природу родного края и так полно, разносторонне отразил ее в своем творчестве. Многие годы проведя за границей в разлуке с Россией, писатель страдал не только из – за болезни, но еще и потому, что не мог побывать в своем Спасском – Лутовинове. С громадной художественной силой отразил И.С. Тургенев неяркую и неброскую красоту природы средней полосы в “Стихотворениях в прозе”.
Описание глаз:
“Милостыня” - “глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой”.
“Посещение” - “смеялись огромные, черные, светлые глаза”.
“Щи” - “глаза покраснели и опухли”.
“Два брата” - “глаза карие, с поволокой, с густыми ресницами; взгляд вкрадчивый”; огромные, круглые, бледно – серые глаза”.
“Сфинкс” - “глаза твои – эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже… И так же безмолвны и загадочны их речи”.
“Как хороши, как свежи были розы…” - “как простодушно – вдохновенны задумчивые глаза”, “бойко смотрят на меня своими светлыми глазками”.
“Стой!” - “твой взор глубок”.
Звуки:
“Дрозд” - “переливчатые звуки… дышали вечностью”.
“Я встал ночью” - “вдали возник жалобный звук”.
“Когда я один” - “ни звука…”.
“Попался под колесо” - “этот плеск и стоны твои – те же звуки, и больше ничего”.
“У – а... У – а!” - “странный, не сразу мною понятый, но живой… человеческий звук…”
“Природа” - “земля кругом глухо застонала и дрогнула”.
“Нет большей скорби” - “сладкие звуки молодого голоса”.
Небо:
“Деревня” - “ровной синевой залито все небо”.
“Разговор” - “над горами бледно – зеленое, светлое, немое небо”.
“Конец света” - “серое, одноцветное небо висит над нею как полог”.
“Посещение” - “молочно – белое небо тихонько закраснелось”.
“Лазурное царство” - “над головою безбрежное, такое же лазурное небо”.
“Нимфы” - “прозрачно синело над ним южное небо”.
“Голуби” - “мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака”.
Описание внешности человека:
“Деревня” - “русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах…”, “курчавые детские головки”.
“Маша” - “рослый, статный, молодец молодцом”.
“Нищий” - “нищий, дряхлый старик”.
“Последнее свидание” - “желтый, высохший…”
“Посещение” - “крылатая маленькая женщина; венок из ландышей охватывал разбросанные кудри круглой головки”.
Гармоничность и нежность тонов, умелое и тонкое сочетание света и тени характеризуют тургеневскую манеру и в обрисовке человека, и картин природы. Он связывает свои пейзажи с настроением человека, с его духовным обликом. В миниатюрах пейзаж то оттеняет душевное состояние героя, то пейзажная зарисовка пронизывается философскими размышлениями. Светлых, радостных, обнадеживающих красок больше, чем печальных, грустных.