Ход праздника
1 ученик:
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
2 ученик:
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
3 ученик:
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
4 ученик:
И все еще горит нам светоч тот,
Кто гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
5 ученик:
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас до могилы;
В продажный век, век грубой лжи и силы
Зовешь добру и истине служить.
6 ученик:
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Учитель:
А.С. Пушкин—великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой.
“Гений, слава и гордость России”
(И.А. Гончаров)
КОМУ СУДЬБА
К. Бальмонт
Кому судьба быть перепелкой,
Кому судьба дверной быть щелкой,
В которую – для духа снедь –
Влюбленных можно подсмотреть,
Кому на лошади быть челкой
И знать, что можно крепость взять
И победительно сиять.
Кому быть деловитой пчелкой
И в мед цветы пресуществлять.
Кому мечтой в раю гулять.
Кому к лесной прильнув опушке,
Свирелить стих полсотни лет
И в мире называться Фет.
Кому – быть солнцем
Имя – Пушкин.
1 ученик: Валерий Яковлевич Брюсов посвятил А.С. Пушкину 82 работы.
2 ученик: Поэты не умирают, жизнь их продолжается в стихах.
3 ученик: Его называют солнцем русской поэзии—так ярок был его талант, так тепл и ласков, так необходим людям.
Ученик: Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата—Львом. Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта.
Ученица: Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным. Первый биограф Пушкина Аненков писал: “Надежда Осиповна (так звали мать Пушкина) заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность его, и молчаливость”.
Ученик: До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать.
Ученица: Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.
Ученик: Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски.
Ученица: Пушкин прожил короткую жизнь—всего 37 лет. Но он много трудился и оставил нам поистине бесценное сокровище—свое творчество.
КОНКУРС 1. Блицтурнир
- Любимое время года поэта (осень).
- День рождения (6 июня).
- Год рождения (1799).
- Место рождения (г. Москва).
- Как звали няню поэта?
- В каком городе поэт прожил большую часть своей жизни? (В Санкт-Петербурге).
- Последняя фраза, которую он произнес?
Зачитывается лучшее сочинение о Пушкине.
1 ученик: В детстве рядом с ним были простые люди. Это дядька Никеша, Никита Козлов и няня будущего поэта Матвеева Арина Родионовна, крепостная семья Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся дома.
2 ученик: Арина Родионовна “мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками”. Пушкин слушал в ее исполнении и народные песни.
3 ученик: Он записал от Арины Родионовны 50 текстов русских народных песен и передал их собирателю-фольклористу Киреевскому.
4 ученик: От нее поэт узнал и семейные предания о своих предках Ганнибалах, рассказы о разбойниках, привидениях, домовых. “Что за прелесть эти сказки, – писал он своему брату, – каждая есть поэма”.
СТИХОТВОРЕНИЕ.
“Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке…
И слушал-слушал няню Пушкин.
Катилась сказка, как клубок,
Смеялся Пушкин, говоря:
“Какая прелесть эти сказки”.
КОНКУРС “Начнем с начала”.
Начать сказки ….
КОНКУРС пантомимы.
(Угадать сказки)
- Из каких это произведений?
КОНКУРС. Инсценирование эпизодов сказок.
КОНКУРСЫ:
- “Разговор с зеркалом”.
- Изобразить царевича Елисея.
Ученик:
Его стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный.
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг пронеслась нежданная струя…
КОНКУРС СТИХОВ.
- А.С. Пушкина.
- О А.С. Пушкине.
Жюри подводит итоги. Победителям вручаются книги—сборники стихов А.С. Пушкина.
ВОПРОСЫ:
- Когда великий русский поэт А.С. Пушкин посетил Казань? (В сентябре 1833 года).
- Какое произведение он писал в это время? (“Ист. Пугачева”).
- Когда он прибыл в Казань? Когда уехал? (Вечером 5 сентября, уехал 8 сентября).
- Назвать родственников Пушкина в Казани. (Мусины-Пушкины, Ганнибалы, Нееловы, …).
1 ученик: Друзья мои, прекрасен наш союз!
2 ученик: Он как душа неразделим и вечен.
3 ученик:
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз!
4 ученик: Куда бы нас ни бросила судьбина,
5 ученик: И счастье куда б ни повезло,
6 ученик: Все те же мы: нам целый мир чужбина.
ХОРОМ: Отечество нам царское село!
Учитель: У каждого свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает ее (зачитывает еще одно лучшее сочинение).
Учитель: Это был единственный поэт, который получал жалованье за свои литературные произведения.
Исполняется вальс.
В заключение учитель:
СОВЕТ ПОТОМКАМ
Стихотворение
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло.
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
(А.С. Пушкин)