Изучение баллады Н.С. Гумилева "Змей". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Подготовительный этап. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке нам предстоит расширить представление о жанре литературной баллады на примере стихотворения Николая Степановича Гумилёва – поэта конца XIX – начала XX века “Змей”. Имя этого русского поэта многим из вас незнакомо. Что вы о нём узнали? (Сообщение учащихся.)

В былинах в образе змея показывается татаро-монгльское иго. Ваша задача – понять, в чём новизна использования традиционного мотива в поэзии начала XX века. Чтобы содержание баллады было понятно, нужно объяснить некоторые слова, употреблённые в тексте.

Лексическая работа (предварительное домашнее задание).

Золотая Орда. В XIII веке Русь была захвачена татаро-монгольскими полчищами, которые создали на её территории своё государство. К западу от реки Урал до Дуная ханом был Бату (Батый), на востоке – в Казахстане и Западной Сибири – находилось ханство Орду, его старшего брата. С севера на юг Золотая Орда, или Улус Джучи (сыны Чингис-хана), простиралась от воронежских лесов до Азербайджана и Хорезма. Русские называли монгольскую державу Ордой. С XVI в. в русском языке за ней закрепилось название “Золотая Орда” (по названию парадного ханского шатра, т.к. одно из буквальных значений слова “орда” – ханская ставка, стойбище).

Вольга – в балладе Н.С. Гумилёва это может быть современным вариантом имени “старшего” богатыря Волха Всеславьича, который может оборачиваться разными зверями, т.е. колдовать, волховать (имя Волх – от волхв). Благодаря этой способности он завоёвывает Индийское царство. Чудесно его рождение: его отец – “лютый змей”, в момент его рождения “подрожала сыра земля… а синее море сколыбалося”, “на небе просветил светел месяц”. Когда Волху исполнилось всего полтора часа от роду, он велел матушке:

Пеленай меня, матушка,
В крепки латы булатные,
А на буйну голову клади злат шелом,
По праву руку – палицу…

Черты обоих “старших” богатырей сказочны, но в них просматриваются древние мифологические представления. Раньше люди верили, что у женщины может родиться ребёнок от отца-змея. От такого брака появляются великие личности, соединившие в себе человеческие черты от матери и свойства отца, который даёт своему чаду невиданную силу, способность понимать язык зверей и птиц, превращаться во что пожелает и многое другое.

Лагор – древний город в Индии, в котором сохранились пагоды, мечети, цитадель, караван-сарай, мавзолеи, дворец владетельных князей сикхов. С 1008 г. – резиденция индийских раджей, а в 1397г. был разорён Тимуром. В 1525 г. город завоевал султан Бабор и с тех пор принадлежал к царству Великого Могола. В XVII – XVIII вв. богатый Лагор соперничал с Дели. Для многих русских поэтов, мыслителей начала XX века Индия считалась страной-сказкой, страной счастья.

Тур – предок современной коровы. Ещё в Средние века эти могучие животные водились в лесах Европы и были желанным охотничьим трофеем. В 1627 г. в Польше был убит последний на земле тур. Незадолго до Второй мировой войны немецкие зоологи братья Хек попытались заново “собрать воедино” разбросанные по породам домашнего быка гены тура. Было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это лишь порода домашнего скота. Беловежская пуща – заповедник в Республике Беларусь.)

Работа над текстом стихотворения. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Определите жанр поэтического произведения. (Это баллада. Она открывается пейзажным зачином. Но построена она на монологе Змея, т.е. диалог скрытый.)

Прочитайте фрагмент стихотворения, где выражено недоумение Змея. Чем вызвана его жалоба? (Он не может понять, почему русские девушки предпочитают умереть, а не жить роскошно в его пышном дворце в Лагоре. Могучий властелин называет их “безумными”.)

Прочитайте вступление. Какова его роль? (Оно готовит читателя к тому, что речь пойдёт о давно прошедших временах (былые года), которые вызывают восхищение. Тогда действовал Космос (колдовала земля с небесами), и результат был удивительным: “Дива дивные зрелись тогда,/ Чуда чудные деялись сами…” И люди, жившие в те времена, соответствовали им, совершали такие же поступки.)

Опишите место, где живёт Змей. Оцените. (Змей – могучий властелин Золотой Орды, ему подвластен “пёстрый грохот равнины китайской”, у него есть пышный дворец в Лагоре, т.е. жизнь в его владениях была бы сказочной.)

Каким поэт рисует самого Змея? Какие чувства испытывает к герою? (Поэт восхищается героем. Змей крылатый, покрыт “медным панцирем”, его “мерный клёкот” сравнивается с серябряным звоном, который слышит вся “Русь лесная”. Восхищение внешним обликом выражено в строках “Как сверкал, как слепил и горел…” Но это хищник, поэтому и луна, под которой он проплывает в облаках, названа “хищною”. В нём нет души, он в панцире. Эпитет “медный” подчёркивает бездушие героя, его жестокость. Клёкот назван “мерным”, т.е. как часовой механизм: ничто не может смутить Змея, что-то нарушить в последовательности действий. Эту же смысловую нагрузку несёт и эпитет “серебряный”. Это бездушие проявляется в поступках. Интерес, неудовлетворённое тщеславие, желание одержать победу над непокорными заставляют его снова и снова похищать девушек, тем самым неся им гибель, а затем их тела бросать в Каспийское море.)

Счастлив ли Змей? Зачитайте строчки, которые описывают его внутреннее состояние. (Предпоследняя строфа. Змей глубоко несчастен. Его терзает и чувство зависти. Это чувство усугубляется тем, что у “парня с белой пастушечьей дудкой” нет ни богатства, ни власти, ни дворца – ничего, чем обладает Змей.)

Объясните выбор поэтом времени и места действия. (Змей прилетает за девушками “полночью майской”. Май – конец весны, время цветения, полночь – время свиданий возлюбленных. Змей прячется в “пустынном саду”. Возникает зрительный образ прекрасной майской ночи, залитый лунным сиянием майский сад, где всё цветёт, благоухает, опьяняет весной, красотой, молодостью, любовью. Русь Гумилёв называет “лесной”. Помимо прямого значения в этом эпитете содержится и переносное, т.е. таинственная, дремучая, непроходимая.)

Какими предстают русские девушки? (В балладе они даны в восприятии поэта и героя. Поэт из всего их облика выделяет лишь “походку статную”, которая есть проявление чувства внутреннего достоинства, гордости, силы духа. Змей видит их несравненную красоту: “Я красавиц таких, лебедей/ С белизною такою молочной,/ Не встречал никогда и нигде,/ Ни в заморской стране, ни в восточной.” Сравнение девушек с лебедями говорит о том, что он ощущает и их внутреннюю красоту. Они ценят простого парня и окружают его сами на лугу “девичьей гурьбой”, потому что он дарит им радость прибаутками и нехитрой музыкой. Эпитет “белый” – это признак чистоты намерений.)

Какое чувство у русичей рождают крики Змея? (Крики Змея рождают не страх, а желание защитить землю и народ, уничтожить врага. В заключительной строфе появляется Вольга. В русских былинах он молодой князь-богатырь. Только недюжинная сила позволяет Вольге использовать в качестве лука рога “беловежского старого тура”. Чтобы победить грозного врага, нужно владеть мощным оружием. Вольга безропотно принимает свою долю защитника, воина: он берёт в руки лук. Хмур он, может быть, потому, что над Отечеством опять небо затянуто черной тенью.)

Каждая баллада построена на противоборсте, споре двух противоположных взглядов на мир. С кем спорит Змей? (Это поединок зла (Змея) и добра (русичей).)

На чьей стороне симпатии автора? (Поэт восхищается патриотизмом древних русичей, их готовностью умереть, но остаться верными родной земле, защитить её людей даже ценой собственной жизни. Гумилёва восхищают девушки, которые не покоряются судьбе, а выбирают смерть; Вольга, не ждущий призывов, а сам выходящий на поединок со злом. Хотя в балладе не описывается исход противоборства, но он ясен: всё зависит от Вольги. За ним остаётся последнее слово в балладе. Змей не ждёт сопротивления.)

С какой целью Н. Гумилёв оставляет в балладе открытый финал? (Баллада заканчивается тем, что Вольга готовится к бою. У читателя нет ощущения, что события происходили в далёком прошлом. Прошлое соединяется с настоящим. Беды не прекратились с победой над одним Змеем. Родина также требует защиты. Каждый совершает свой выбор, выбирает свой жизненный путь.)

Почему баллада называется “Змей”? (Змей – сказочное существо, обладающее фантастической силой и властью. Только в столкновении с непознанным, необычным проявляется характер русичей, их внутренняя сила и красота, загадка русского характера, о которой будут говорить в XX веке.)

Итог.

– С какой целью поэт обращается к былинным мотивам, образам? (Обращаясь к известным образам русского эпоса, поэт не пересказывает их, а переосмысливает и наполняет новым, современным содержанием, вызывает в читателях восхищение героическими предками и желание подражать им, показывает истинное назначение человека в мире, истинные ценности. Н.С. Гумилёва восхищали люди, способные самостоятельно выбирать свой жизненный путь, идти за своей мечтой, быть капитанами своей судьбы.)

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений Н.С. Гумилёва “Капитаны”. Ответить на вопрос: “Как связаны между собой герои таких разных произведений?”