Тема урока: “Сверкающий печальным юмором серьёзный Чехов”
Цели урока:
- дальнейшее знакомство с творчеством Чехова через неюмористические рассказы; закрепление теоретических сведений о художественной детали, умение при анализе художественного текста находить детали;
- знакомство с искусством психологического анализа в рассказах;
- воспитание сочувствия, жалости, сострадания к несчастным судьбам героев и чуткости к людям.
Оформление кабинета портретом А.П.Чехова, иллюстрациями к произведениям ''Ванька'', ''Спать хочется'', ''Тоска''. Художественные произведения у детей.
Слово учителя:
А.П.Чехов в 1888 году писал: ''Все, мною написанное забудется через пять-десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…''
Почему же Чехова не забыли, как вы думаете?
У каждого свой Чехов, это во многом определяется тем, какое осталось первое впечатление от его творчества.
Когда и каким образом вы познакомились с Чеховым? (Дети называют произведения)
Художник Конст. Коровин вспоминал: ''Он был красавец. У него было лицо со смеющимися добрыми глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты… Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось бы прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души…''
Чехов рано взял на себя заботу о своей семье. Был наставником не только младших, но и старших братьев, не отличавшихся твердостью характера.
Родился Антон П. В Таганроге в семье бывших крепостных. Отец Павел Егорович был незадачливым коммерсантом. Разорился и обремененный долгами переехал в Москву, но и там не выбился из нужды. Антон к тому времени становится студентом медицинского факультета и уже по-взрослому взял семейные бразды в свои руки. Потом писатель вспоминал: ''В детстве у меня не было детства''. Характер у отца был тяжелый, деспотический, лаской детей он не баловал. С малых лет им приходилось трудиться.
В письме Чехова к Суворину есть такие строки: ''Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая''.
Ребята, можете ли вы предположить, кого имел в виду Чехов?
''Какое наслаждение уважать людей!'' – сквозная мысль чеховских произведений.
Сегодня на уроке мы побеседуем о трех его рассказах. Они невелики по объему и рассчитаны на читателя, умеющего в малом увидеть большое и сложное.
Кто не знает такой фразы''На деревню дедушке'', не улыбнется ей.
Рассказ ''Ванька''
1. Кто такой Ванька Жуков?
2. Давайте выстроим причинно-временную последовательность событий, описанных в рассказе. (Фабула)
3. Откуда же вы узнали о жизни Ваньки, ведь в своем письме дедушке он не стал бы этого писать?
Из письма - о настоящей жизни
От автора - о прошлой
Из воспоминаний - о прошлой
4. Что худого в жизни Ваньки, о чем он пишет деду?
Несчастное голодное житье, хозяева обижают и подмастерья, городская спешка и равнодушие к людям
5. Где жизнь хорошая, по представлению Ваньки, что в ней хорошего?
Жизнь в прошлом и надежда на будущее.
6. Обратимся к автору, какими средствами он пользуется, чтобы нам, читателям, Ванькино житье в деревне показалось замечательным?
Живое описание природы, собак со свойственным каждой своим характером, дед, добрая барыня.
7. Можете ли вы вообразить, как выглядит Ванька, как он говорит? Благодаря чему это возможно сделать?
Речевая характеристика: деревенское просторечие.
8. В финале рассказа можно улыбнуться, ситуация и комическая, и трагическая одновременно. Почему?
Письмо не дойдет, но Ванька надеется, и это хорошо. Дед помочь не сможет, барыне до Ваньки нет дела. Концовка рассказа неожиданная. Именно концовке рассказа Чехов придавал огромное значение, стремясь сделать ее более содержательной, впечатляющей. И Чехов оказался в этом первоклассным мастером. В письме своему брату в 1887 году Чехов писал о написанной им пьесе, но говорит и о рассказах: ''Каждое действие я оканчиваю, как рассказы, все действие веду мирно ттихо, а в конце даю зрителям по морде''.
Ожидали ли вы, что письмо будет ''на деревню дедушке''?
Инсценировка по рассказу. Ученик подготовлен заранее, костюм Ваньки и интерьер для сцены приготовлены заранее.
''Спать хочется''
Другой рассказ ''Спать хочется'' тоже о детях
1. Можно ли сравнивать этот рассказ с ''Ванькой''?
Общая тема
2. Что общего в этих рассказах?
3. Что отличается?
Варька, как и Ванька, может лишь вспоминать прошлую жизнь, но в отличие от Ваньки, ее воспоминания безрадостные.
4. Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?
В ее полусознании путается настоящая и прошлая жизнь.
5. Какова роль художественной детали?
Зеленое пятно – самое яркое впечатление внешнего в затуманенном сознании девочки, приводит к тому, что читателю становятся все понятнее ее кошмарное состояние и трагический финал рассказа.
6. Опять финал. Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли вы ее? Можно ли ее обвинять?
В отличие от Ваньки она совсем не ждет помощи – неоткуда. Доведенная до невменяемого состояния, не справляется с кошмаром.
7. Убийство ребенка – это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству как поступку, а к внутреннему состоянию девочки (психологизм).
Хочется вам рассказать, что через два года после выхода рассказа ''Спать хочется'' в газетной заметке сообщалось о разборе Костромским судом в Галиче двух дел, одно из которых подобно Варькиной истории. Какие выводы можно сделать?
Вывод. Можно ли сказать, что в конце рассказов Чехова происходит развязка? Наверное, нет, не развязка, а скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финалы рассказов открыты в жизнь. Самой высокой похвалой произведений Чехов считал сопоставление с симфонической музыкой.
Как-то Чехов в письме писателю Короленко, хваля его рассказ, писал: ''Он написан, как хорошая музыкальная композиция''. Очень ценил и слышал музыку слова в ''Капитанской дочке'' Пушкина А.С. . Убедительным доказательством музыкальности самого Чехова могут служить его повести ''Степь'', рассказы ''Свирель'' и ''Тоска''.
''Тоска''
Что такое тоска? Тягостное состояние души человека.
1. С чего начинается рассказ?
С описания природы. Мокрый снег ложится лениво на все вокруг и на Иону.
2. Что произошло у Ионы Потапова? Чего ему теперь хочется, чего не хватает?
Внимания и сопереживания. Одиночество подобно прилипчивому снегу, от него невозможно избавиться.
3. Что окружает Иону вопреки ожидаемому сочувствию и вниманию людей? Как относятся к Ионе ездоки, люди?
Важный господин
Компания молодых людей
Дворник
Извозчик
Никто, даже близкие по положению, не хотят слушать Иону, все равнодушны или еще хуже, кричат на него.
4. Какая же она, тоска Ионы? Зачитать из текста.
5. Ожидали ли вы, что Иона будет делиться своим горем с лошадью?
Казалось бы, ситуация откровения с лошадью, может вызвать улыбку, но внимания читателя автор сумел сконцентрировать на одиночестве, страданиях героя.
Заключительное слово учителя. Чеховские произведения напрочь лишены учительства. Чехов не собирался учить, навязывать свое мнение. Современные Чехову критики порой обвиняли его в объективизме. Дескать, он не обвиняет, не ругает, не жалеет… А разве не жалко нам Варьку, Ваньку, Иону и других героев? Чехов так подает их образы в рассказах, что сердце читателя сжимается. В его произведениях доверие к читателю, разговор на равных, расчет на отзывчивость, впечатлительность, жизненную наблюдательность, сопереживание. Писатель надеется на то, что у читателя откроется''второе зрение'' , и он будет видеть между строк.
При подготовке учащихся к уроку внеклассного чтения по Чехову можно заранее дать задания к мини-викторине. В конце урока подвести ее итоги.
1. В каких журналах публиковался А.П.Чехов?
''Будильник'', ''Осколки'',''Стрекоза'', ''Развлечение'', ''Сверчок'', ''Зритель'',''Русский сатирический листок'', ''Мирской толк'', ''Свет и тени'',''Летучие заметки'', ''Новое время'', газ.''Петербургская газета'' отд.''Субботники''.
2. Какие псевдонимы Чехова вам известны?
- А.Ч.
- А. Чехонте
- Акакий Крапива
- Антоша
- Анче
- Б.
- Болдастов
- Брат моего брата
- Вспыльчивый человек
- Врач без пациентов
- Грач
- Заведующий календарем
- Кисляев
- №31
- Прозаический поэт
- Чайка №5
- Человек без селезенки
- Шампанский