Литература
-
Внеклассное мероприятие по теме: "Слово о Лихачёве" 2006
Внеклассное мероприятие посвящено Дмитрию Сергеевичу Лихачёву, столетие которого отмечается в 2006 году. Лихачёвский урок проводится в форме устного журнала и знакомит старшеклассников с удивительным человеком, который при жизни стал совестью и голосом русской интеллигенции. Страницы устного журнала раскрывают разные стороны жизни и деятельности Лихачёва-человека и Лихачёва-учёного. В мероприятии использована презентация, выполненная в Power Point.
-
Программа литературно-краеведческого клуба "Северное слово" 2006
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа. Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепления связи литературы с жизнью. Литературно-краеведческие занятия при условии их правильной организации могут быть одним из звеньев воспитательной работы с классом. Наиболее эффективной формой работы по литературному краеведению считаю организацию клуба, что позволяет сочетать разнообразные виды работы.
-
Изучение баллады Н.С. Гумилева "Змей". 6-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с личностью Н.С. Гумилёва, расширяет представление о жанре литературной баллады на примере стихотворения Николая Степановича Гумилёва "Змей".
-
Контраст как основной мотив "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева 2006
В качестве объекта исследования послужили "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева. И.С. Тургенев – крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире! Контраст в произведениях писателя – психологическая деталь: контрастны такие мотивы и образы, которые небезразличны всем или многим людям: молодость и старость, любовь и ненависть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность. В данной работе мы постарались провести анализ отдельных произведений и выявить в них основные контрастные мотивы и образы, присущие данному циклу. 1
-
Игры "Интеллектуальный ринг" 2006
Игра "Интеллектуальный ринг" развивает творческие способности, логическое мышления детей. Повышает интеллектуальный и культурный уровень, расширяет кругозор учеников.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Тема урока: "Историческая повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2006
Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в систематизации и заучивании дат, событий, имён – это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять её законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея неслучайности, закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает всё творчество Пушкина. Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Пётр I, Борис Годунов, Емельян Пугачёв. Почему? Вероятно, в момент исторических переустройств как бы обнажаются "скрытые пружины механизма истории", явственнее видны причины и следствия – ибо в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.
-
Тема урока: "Женская долюшка" в стихах Н.А.Некрасова. 7-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с поэзией Н.А. Некрасова. Учит ребят восприятию образной и художественной ткани стихотворения, воспитывает художественный вкус, развивает речь.
-
У войны — не женское лицо 2006
Сценарий составлен по документальной повести Светланы Алексеевич "У войны – не женское лицо". Также использованы стихотворения И. Уткина и Ю. Друниной.
-
Он пел любовь… (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2006
Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина" призван познакомить учащихся с любовной лирикой поэта и музыкой, написанной на стихи А.С. Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта.
-
Интегрированный урок литературы и психологии в 11-м классе по теме: "У истоков войны народной…" 2006
Одной из актуальных проблем школы остается задача: научить ребенка учиться. Практикуемая нами организация деятельности учащихся на уроке через систему творческих заданий способствует формированию у них аналитической деятельности. Проведение урока в форме урока-взгляда позволило нам довольно объемный материал, многопроблемный, рассмотреть в определенном аспекте: в восприятии героев повести и самих учащихся, высвечивая взгляд на войну (данную в повести контрастно).
-
Конспект урока по литературе на тему: "Иван Грозный и опричник Кирибеевич в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2006
Урок направлен на формирование умения учащихся характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала и дополнительных источников; привитие навыков передачи личностного восприятия.
-
Творческая работа (реферат) на тему: "Человек между светом и тьмой" (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг") 2006
Целями настоящей работы считаю следующие: выяснить место человека в промежутке времени между закатом и восходом солнца; доказать, что подлинным героем рассказа "Бежин луг" среди представителей космологического (не человеческого) ряда является Солнце.
-
Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" 2006
Предлагается описание урока-размышления. Цели урока: систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию; в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения; развивать речь и образное мышление учащихся.
-
Урок литературы по теме: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель "портрета поколения" 2006
На уроке учащиеся знакомятся с произведением М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - первым психологическим романом в литературе.
-
Урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов" 2006
Урок внеклассного чтения "Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов" предполагает глубокий литературный анализ рассказов "Ванька", "Спать хочется", "Тоска", дает возможность театрализовать отдельные фрагменты. Учит состраданию и сопереживанию, повышает интерес учащихся к творчеству писателя.
-
Уроки-интерпретации лирических произведений по методике В.А. Лазаревой 2006
Одна из главных целей современной школы - научить учащихся учиться, при этом современные технологии обучения ориентируются на индивидуальные потребности, интересы и склонности учащихся. Сегодня учителю предоставляется право выбирать программу и систему работы по различным педтехнологиям в рамках государственного стандарта. В современных условиях представляет интерес педтехнология В.А. Лазаревой, которая меняет профессиональное мышление, помогает создать комфортные условия для сотрудничества с детьми.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2006
Урок литературы в пятом классе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, человечность. На данном уроке формируются умения: анализировать художественное произведение с точки зрения жанра; находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения. Использование групповой формы работы и приёма эвристической беседы способствуют развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.
-
Урок-мастерская по теме: "Звуки и смыслы" 2006
Урок-мастерская состоит из 6 этапов. От погружения учащихся в удивительный мир звука (на первом этапе) до понимания связи звука и смысла слов и создания собственного текста, используя прием звукописи (на шестом этапе). Главное назначение мастерской – раскрепостить воображение детей, дать им возможность пережить бесконечное разнообразие и богатство ассоциативных связей звуков и слов. Получить первые навыки восприятия стиха с точки зрения звуковой организации. Понять значение каждого звука в слове и значение самого слова. Насколько слово может быть емким, ярким, и как звуковая организация помогает понять замысел автора.
-
Интегрированный урок: литература + начальные классы (окружающий мир) по теме: "В защиту бродячего друга" 2006
Только через непосредственное общение с природой, через воспитание любви ко всему живому, происходит осознание ребенком своего "Я", восприятие себя частицей прекрасного мироздания. Данный урок является органичным продолжением исследовательской работы учащихся по отношению к содержанию домашних животных.
-
Мастер-класс по теме: "Откуда есть пошла литература наша…" 2006
Использование информационно-коммуникационных технологий таит неограниченные возможности в преподавании любого предмета. Предлагаемый мастер-класс может помочь словеснику, работающему в 6-м классе по программе А.Г. Кутузова, в выборе таких интерактивных приемов обучения, как тестирование знаний, моделирование, создание и защита проектов. Урок, спроектированный в форме web-страниц, способствует привлечению необходимого иллюстративного и видеоматериала, отражает сценарий в соответствии с поставленными педагогом задачами.
-
Деятельно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе 2006
Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимо овладение коммуникативными навыками. В статье рассматриваются возможности планирования и организации уроков на основе деятельно-коммуникативного подхода в обучении русскому языку и литературе. В приложениях дана технологическая карта по разделу "Мифы народов мира" и конспект первого урока из данного раздела.
-
Урок литературы в 8-м классе на основе технологии нейролингвистического программирования по теме: "Ты нам нужен, Маленький принц!" (Экзюпери) 2006
Разработка урока, построенного на основе технологии НЛП.
-
Сценарий литературного праздника: "Перечитывая Пушкина" в 6-м классе 2006
Разработка литературного праздника на тему "Перечитывая Пушкина", включающая в себя как теоретический материал, так и отрывки из произведений великого поэта. Включенные в сценарий конкурсы, викторины, инсценирование сказок помогут начинающим учителям и школьным библиотекарям провести внеклассное мероприятие с учащимися 5–6-х классов.
-
Урок литературы по теме: "Любовь и жизнь" (в прозе И. Бунина, А. Куприна и в русской поэзии) 2006
Целью урока является: осмысление слова "любовь", понимание этого чувства на основе наглядных примеров из произведений писателей-классиков; развитие умения понимать себя, свои желания, анализировать свои поступки; воспитание правильного отношения к своим чувствам и к чувствам другого человека, душевной чуткости и внимания к окружающим, сдержанности необузданных чувств.
-
Анализ стихотворения Велимира Хлебникова "Кузнечик". 5-й класс 2006
Урок познакомит учащихся с поэтом В. Хлебниковым; вырабатывает навыки устного и письменного анализа художественного текста; учит выразительно читать текст.
-
Презентация творческих проектов по литературе на тему: "Забытое временем и людьми…" 5-й класс 2006
Урок-представление двух творческих проектов, разработанных учащимися 5-го класса и посвященных совершенно разным темам, но объединенных одной мыслью: "Забытое временем и людьми...".
-
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству С. Есенина 2006
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству С. Есенина. Данное мероприятие направлено на пробуждение у ребят интереса к творчеству поэта и чувства любви к женщине.
-
Поэтическая идея языка 2006
Урок-сотворчество учителя и ученика, это творческая, исследовательская работа над словом, направленная на развитие личности каждого ребёнка. Главное - разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию; научить пользоваться смысловыми оттенками слова, нюансами, переносными значениями и его изобразительными возможностями; пробудить у ребёнка потребность в сочинительстве, потребность передать что-то своё личное и неповторимое.
-
Литературно-музыкальная гостиная в выпускном классе по теме: "Только влюбленный имеет право на звание человека…" 2006
В нашей школе много лет существует традиция: в день, когда проводится праздник «Последний звонок», в расписании у выпускников бывает всего два урока, они так и называются – «Первый урок» и «Последний урок». На «Первый урок» ребята всегда отправляются к своей первой учительнице, чтобы вместе с нею вспомнить, как начинался их путь в школе. А вот с каким предметом и с кем из педагогов встретиться на «Последнем уроке», выпускники решают сами, причем задолго до окончания учебного года. Мне посчастливилось в одном из моих выпускных классов проводить «Последний урок литературы». Форма урока (литературно-музыкальная гостиная) и его тема позволили создать атмосферу незабываемого литературного праздника.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти" 2006
Урок литературы в 10-м классе "Базаров перед лицом смерти" с применением интерактивных средств обучения. Форма: урок-реквием.