На доске: "Я из страны Детства" Антуан де Сент-Экзюпери. Детские рисунки, отражающие эпизоды сказки, полка с книгами, колесо со стрелкой.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось "Погорельцы", и это имя стало связано с ним навсегда. / О его жизни нам известно мало. Известно, что во время Отечественной войны с французами Алексей Перовский был боевым офицером. Он участвовал в ожесточенных сражениях, увлекая за собой друзей боевым кличем: "Пусть хоть тысяча французов!.. "Конь уносил его от смерти, пуля и сабля не могли настичь. К началу войны он уже хромал, так что близкие и друзья не были уверены, возьмут ли его в армию. И уже тогда были у него, как можно догадаться по письмам современников, мгновенные переходы к печали, иногда даже посреди безудержного веселья, так свойственного ему. Оказывается, хромота и приступы тоски выплывают из самого детства, странным образом связаны между собой.
Алексей Перовский был сыном екатерининского вельможи, могущественного и богатого сановника графа Разумовского, владевшего множеством имений со ста тысяч крепостных душ. Отец любил своего сына, но выпадали, вероятно, даже не часы, а недели и месяцы, когда мальчик чувствовал себя обреченным на презрение. Неограниченная власть калечит человека... Графа Разумовского порой охватывали порывы неудержимого гнева. Сохранилось семейное предание, что как-то во время вспышки ярости он сослал Алешу в закрытый пансион.
Вспомним в сказке его о черной курице и подземных жителях такие строки: "... Когда наставала суббота и все товарищи... спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг... "А еще было у Алеши утешение: стоять у высокого забора... и ждать неизвестно чего. Это писатель рассказывал не о себе, а о герое сказки, но каждая истинно прекрасная сказка вбирает в себя частицу жизни автора, сквозь волшебство проступает пережитое.
Семейное предание утверждает, что Алеша Перовский бежал из пансиона. Бежал, должно быть, в минуту, когда пансион показался хуже тюрьмы. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота. Может быть, он забрался на забор и упал. Памятью о побеге, о детском одиночестве остались неожиданные приступы тоски и печальная нежность к детям. Сказка появилась, чтобы рассеять одиночество племянника. Тот тоже жил в пансионе на окраине Петербурга. Любимым его занятием тоже было смотреть в круглые дырочки забора, ограждавшего двор пансиона. Два таланта жили в Алексее Перовском: талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, и произошло чудо рождения сказки. А позднее племянник Погорельского стал известным писателем Алексеем Константиновичем Толстым...
В 1836 году Алексей Алексеевич Перовский тяжело заболел, поехал за границу, на юг, но не добрался до спасительного солнца и умер в пути. В предсмертном бреду он повторял: "Света, света... "Этим светом осталась для нас сказка "Черная курица".
Учитель: Эта сказка написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году, почти 180 лет назад.
Не было тогда автомобилей, трамваев. Вряд ли вы увидите сейчас извозчика в Петербурге. И школы сейчас не такие, и учатся совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе.
Почему же теперь, спустя столько лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?
Наверное, каждый в этой сказке находит что-то свое.
Посмотрите маленький эпизод из этой сказки, который покажут ваши друзья.
Входят ребята.
Учитель: Когда Алеша, герой этой сказки, попадает к подземному королю, тот спрашивает его:
Король: Скажи мне, что ты желаешь? Если я в силах, то непременно исполню твое требование...
Учитель: Алеша задумался не знал, чего пожелать.
Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое, но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил ответом.
Алеша: Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал свой урок, какой бы мне не задали.
Король: Не думал я, что ты такой ленивец, но делать нечего: я должен исполнить свое обещание. /Махнул рукой, и паж поднес блюдо, на котором лежит семечко/ Возьми это семечко. Пока оно будет у тебя, ты всегда будешь знать урок свой, какой бы тебе ни задали.
Учитель: В дальнейшем из этой истории Алеша извлек свой горький урок.
А мы знаем, что все на свете человеку дается трудом. И, конечно, каждый из вас не надеялся на волшебство. Я внимательно прочитал волшебную повесть, самостоятельно составил вопросы в тайне от товарищей.
И сейчас нас ожидает игра "Что? Где? Когда?"
В телевизионной игре показывают фотографию или видеозапись того, кто задает вопрос. У нас на этот счет еще большие возможности: мы не только увидим автора вопроса, но и услышим из его уст правильный ответ или подтверждение его. В каждой телевизионной игре, конечно, есть призы, а мы будем разыгрывать "пятерки".
(Вопросы дети составляли заранее, когда читали произведение. Учитель выбирает наиболее интересные, распределяет по раундам. Необходимо, чтобы вопрос, составленный ребенком, не достался именно ему).
1 РАУНД
Ученик 1
За что Черная курица была благодарна мальчику? (Он спас ей жизнь)
Блиц. Ученик 2
а) Что Алеша делал в выходные? (Читал книги)
б) Откуда родом старушка? (Из Голландии)
в) Какую должность имел Чернушка в подземном царстве? (Главный министр).
Ученик 3
В виде чего были представлены лошади, на которых Алеша и слуги короля поехали на охоту? (В виде палок)
Ученик 4
Какими камнями была усыпана дорожка в саду подземелья? (Бриллиантами, яхонтами, аметистами, изумрудами).
Ученик 5
Откуда у Алеши была золотая монета, которую ему пришлось отдать кухарке? (Ее подарила бабушка Алеши).
2 РАУНД
Блиц. Ученик 6
а) Причина, по которой Чернушку решили отправить на кухню, то есть убить? (Не снесла ни одного яйца)
б) Почему Чернушка и подземные жители ушли из своего старого убежища? (Потому что Алеша все рассказал учителю и одноклассникам)
в) Сколько лет было Алеше? (Не более 9-10)
Ученик 7
О чем просила Чернушка, поведав тайну волшебного короля? (Молчать)
Ученик 8
Что умеет делать серая кошка, жившая у старушек? (Прыгать через обруч и давать лапу)
Ученик 9
На чем приезжает директор в пансион? (На обыкновенных извозчичьих санях)
Блиц. Ученик 10
а) Кого ждал Алеша, глядя в дырочку забора? (Волшебницу)
б) Как назывались спальные комнаты для детей? (Дортуары)
в) Когда Алеше было особенно скучно? (В каникулы)
3 РАУНД
Блиц. Ученик 11
а) Что обозначают в сказке слова "вакантное время" или "вакация"? (Каникулы)
б) Как называется золотая монета? (Империал)
в) Назовите иными словами "шандал"? (Подсвечник)
Ученик 12
О ком идет речь? "На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок, а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым". (Чернушка в образе министра)
Блиц. Ученик 13
а) Как звали кухарку? (Тринушка)
б) Какую болезнь признали у Алеши, найдя его на полу? (Сильную горячку)
в) Закончите фразу. "Увы, бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, что откинуть /что? / (…самолюбие и излишнюю самонадеянность)
Ученик 14
Как наказали Алешу за то, что он не хотел говорить заданного урока? (С ним запретили разговаривать и высекли розгами)
Ученик 15
Что такое салоп? (Старинное женское верхнее платье)
4 РАУНД
Блиц. Ученик 16
а) Сколько люстр было в зале? (Три)
б) Какой рост был у маленьких людей? (Пол-аршина)
в) Сколько было маленьких рыцарей? (Двадцать)
Ученик 17
Что напоминали деревья в волшебном королевстве? (Мох)
Блиц. Ученик 18
а) Кем по национальности был учитель Алеши? (Немец)
б) На каком уроке/название/Алеша испытал конопляное семечко? (На истории)
в) Сколько лет было каждой из старушек-голландок? (За сто)
Ученик 19
Как называется предмет, который приносит счастье и хранит от беды? (Талисман)
Ученик 20
Какой национальности были фарфоровые куклы, которых увидел Алеша на убранном столе во второй комнате? (Китайцы).
Итак, мы мысленно пролистали страницы волшебной повести "Черная курица", узнали немного об авторе этой сказки. Опять обратимся к книжной полке. Что же мы будем читать дальше?..