Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 7


Цели урока:

  • показать общечеловеческую значимость идеи единства народа, пагубность смут, раздоров;
  • актуализировать знания школьников произведения древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”; подчеркнуть значимость этого произведения;
  • способствовать пониманию учащимися неоднозначности оценки исторической личности;
  • умение работать с художественным текстом.

Оборудование:

  • историческая карта,
  • тексты “Слово о полку Игореве”,
  • картины В.М. Васнецова:
    • “Бой славян с кочевниками”,
    • “После побоища Игоря Святославича с половцами”,
    • “Баян”,
  • книжная выставка.

ХОД УРОКА:

I. Организация класса

II. Беседа с классом

1. Какой период развития Руси мы сейчас изучаем?

2. Какие последствия для Руси имела феодальная раздробленность?

3. Какие письменные исторические источники времен феодальной раздробленности вы знаете? (“Слово Даниила Заточника”)

III. Слово учителя истории:

– Девять веков прошло со времени создания поэмы “Слова о полку Игореве” – великого памятника древнерусской литературы. Но и сегодня не ослабевает интерес к его подлинному тексту. К этому произведению обращаются музыканты, художники, поэты: А.П. Бородин – опера “Князь Игорь”, А.С.Пушкин – поэма “Руслан и Людмила”, К.Ф.Рылеев – поэма “Мстислав Удалой”…

– В чем исторический смысл и значение поэмы?

– Какие идеи воспевает автор?

– О чем повествует это произведение?

Слово учителя литературы:

– “Слово…” состоит из вступления, трех частей и концовки.
Во вступлении автор вспоминает вещего Бояна, прославляющего в своих песнях подвиги русских князей. Обратите, ребята, внимание на картину В.М.Васнецова “Баян”. Автор “Слова…”, стремясь передать людям суровую правду, излагает события по-своему.
В I части изображены две битвы Игоревой дружины с половцами.
Во II части Киевский князь Святослав горько сетует на своих младших двоюродных братьев – Игоря и Всеволода.
В III части – “Плачь Ярославны”; концовка – Игорь бежит из плена.

Слово учителя истории:

– Летопись сообщает, что 23 апреля 1185 года князь Новгород-Северский – Игорь Святославович с небольшим войском вышел в поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Киевской Руси. По дороге к нему присоединился со своим отрядом его брат Всеволод Святославович. За год до этого Игорь и Всеволод уклонились от участия в походе, предпринятом их двоюродным братом Великим князем Киевским Святославом Всеволодовичем (1184 год – разгромил половецкие войска и взял в плен Хана Кобяка).
Раздосадованный чужой удачей Игорь и Всеволод задумали свой собственный поход.
В “Слове” об этом сказано так:
“Помужествуем сами. Прошлую славу сами похитим, а грядущую сами поделим!”
Время выступления было выбрано не случайно: 23 апреля – день памяти покровителя воинства Святого Георгия Победоносца. (Игорь при крещении – Георгий; надеялся на помощь Святого покровителя.)

И тогда Игорь
Изострил он мужеством сердце,
Ратным духом исполнился,
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.

– Какие образы использует автор поэмы, описывая начало сражения?

– Слушая эти строки, можем ли мы с вами предугадать исход этой битвы?

Слово учителя литературы:

– Язык русский за девять веков во многом изменился. Но торжественная напевность речи, яркая образность, доброта автора понятны нам. Создатель поэмы с большим мастерством применил образные средства устного народного творчества, близкой ему по духу.
Да, ребята, вы оказались правы, все предвещало плачевный исход сражения.
Русские воины сражались храбро, мужественно, но силы были неравные. Смогли пробиться и уйти на Русь лишь несколько всадников. Полегли русские воины на поле половецком.
В.М.Васнецов сопереживает это событие с автором “Слова о полку Игореве”.

А такого боя не слышано:
От раннего утра и до вечера,
От вечера до света
Летят стрелы каленые, сабли о шлемы гремят,
Копия трещат булатные
В поле незнаемом,
Среди земли половецкой…
Бились так день,
Бились другой,
А к полудню на третий день –
Пали знамена Игоревы…
И вина кровавого тут недостало;
Тут пир докончили
Храбрые русичи;
Сватов напоили,
А сами полегли
За землю русскую.

– В.М. Васнецов решает изобразить не ожесточенную схватку русских с половцами, а торжественное скорбное безмолвие, наступившее после побоища, когда сгустились сумерки над полем битвы.
Разлилась тоска по русской земле, никнет трава от жалости, а кроваво-красная Луна медленно всплывает в потемневшем небе. На фоне подернутого сизыми тучами неба яростно бьются степные орлы, взмахом могучих крыльев и клекотом нарушая скорбную тишину родной земли после Игорева побоища.
Автор “Слова” горько упрекает Игоря, “пересевшего из золотого княжеского седла в седло холопа-пленника”.

– А теперь обратимся к следующей части “Слова…”, которую вы назовете сами, показав знания по изучаемой теме.

IV. Интеллектуальную разминку проводит учитель истории:

. Характер хозяйства на Руси во время феодальной раздробленности? (Натуральное)
З. Когда произошло Крещение Руси? (988 г.)
О. Княжение Вл. Мономаха в Киеве? (1113–1125 гг.)
Л. Распад Руси на самостоятельные княжества? (Начало XII в.)
О. Первое упоминание о Москве? (1147 г.)
Т. Поход князя Игоря Старого за данью в Древлянские земли? (945 г.)
О. Земельные владения за службу и на время службы? (Поместье)
Е. Княжение Ярослава Мудрого в Киеве? (1019–1054 гг.)

С. Княжение Владимира Святославовича? (980–1015 гг.)
Л. Племена кочевников, разоривших русскую землю с юга-востока? (Половцы)
О. “Русская правда” – сборник законов? (1072 г.)
В. Форма государственной власти в Новгородской земле? (Республика)
О. Религия, принятая на Руси в 988 году? (Христианство)
. Глава русской церкви? (Митрополит)

V. Учитель литературы читает “Золотое слово” Святослава

ЗОЛОТОЕ СЛОВО

И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
“О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
“Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую”.
Диво ль старцу – мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Вы, князья Мстислав и буй Роман!
Вы, князья буй Рюрик и Давид!
Ярослав, князь Галицкий!
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!

VI. Беседа

– В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода?

– С каким призывом обращается Святослав к князьям?

– На какую главную помеху в деле защиты Руси указывал автор?

– Какие чувства у вас вызывает Игорь? Как бы вы охарактеризовали князя?

VII. Слово учителя литературы:

– А в это время с путивльской стены Ярославна зовет Игоря, как “Зегзица” (кукушка), обращается к ветру, Днепру и солнцу с просьбой вернуть ей мужа.

– С каким жанром перекликается плач Ярославны? (Обратите внимание на повтор.)

– Какие чувства вызывает у вас плач?

– Но слова Ярославны – не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость природы слышатся в её голосе. По глубине чувства, по задушевности и мелодичности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушились ужасами войны. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах – стойких защитниках родины.

VIII. Плач Ярославны читает ученица 9 класса:

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
“Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь”.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?”
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
“Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?”

IX. Слово учителя истории:

– Какие идеи воспевает автор “Слова…”?

– В чем исторический смысл, значение поэмы?

Вывод: Потери, горе, несчастье, вскрылись самые тяжелые раны государственного устройства – раздробленность, разобщенность, это повторяется и в наши дни.
“Слово…” созвучно и с современными чаяньями людей. Оно не потеряло значимость и в наше время.

– Как перекликается содержание поэмы с событиями наших дней?

Слово учителя литературы:

На уроках литературы мы не раз еще вернемся к разговору о таких художественных произведениях,

...В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно.

X. Задание на дом

– Написать рассказ от имени очевидца о тех событиях, которые описаны в “Слове…”. Отразите в рассказе свое отношение к происходившему.