I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами перенесемся в неспокойные военные времена – побываем на знаменитых на весь мир полях сражений под Полтавой и Бородином; увидим героических защитников Севастополя; испытаем вместе с русской армией горечь поражения в битве под Аустерлицем. Войны везде и всегда одинаковы, в каком бы веке и году они ни произошли – ведь от этого они не становятся менее страшными и жестокими.
Сегодняшний урок мы посвящаем всем павшим российским воинам на полях всех сражений, - тем, кто ценой собственной жизни отстоял честь и независимость Родины.
Звучит фрагмент песни “ А на войне как на войне” (группа “Любэ”).
II. 1. Как вы думаете, какую основную задачу мы должны будем решить в связи с темой урока?
Сравнивая и сопоставляя батальные сцены у разных авторов, мы должны будем выяснить, чему отдавали приоритеты Пушкин, Лермонтов и Лев Толстой в изображении войны, определим специфику их творческого метода.
Форма нашей работы на уроке – самостоятельное исследование текстового материала (работа в парах) и коллективная беседа.
2. Война и весна.
Наверное, символично, что Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года, в самый разгар весны. А весна – это надежды, пробуждение, счастье, солнце, пение птиц по утрам. Такие ассоциации всегда вызывает это слово. И слово “война” - совершенно ему противоположное. Какие оно вызывает у вас ассоциации?
Война – это горе, ужас, страдания, смерть, кровь, несчастья.
Я запишу на доске этот ряд, а вы в своих тетрадях. В конце урока мы выясним, кто из перечисленных авторов ближе всего подошел к этому ряду ассоциаций, изображая войну.
III. 1. Первый этап нашего урока посвящен сравнению и сопоставлению батальных сцен в поэме А. С. Пушкина “Полтава” и стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Будем следовать плану анализа, записанному на доске.
1а). Чьими глазами мы видим сражение?
- У Пушкина описание боя ведется от лица автора; у Лермонтова – от лица старого ветерана, участника Бородинского сражения.
б). Как вы думаете, почему Лермонтов выбирает именно такой способ изображения войны?
- Война показана изнутри, глазами солдата, поэтому представляется более достоверной. Лермонтов написал стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинского сражения, когда еще были живы участники битвы, и, по всей вероятности, общался с ними. Кроме того, рассказ о важнейшем историческом событии автор доверяет простому солдату, а не историку, а это уже авторская позиция. С точки зрения поэта, настоящими героями сражения были простые люди, народ. А вот историческая наука во времена Лермонтова славу великого сражения приписывала исключительно полководцам.
2 а). Давайте послушаем, как “звучат” картины боя у Пушкина и Лермонтова. Есть ли в их звучании что-то общее?
Два подготовленных ученика читают выразительно по очереди отрывки из поэмы Пушкина “Полтава” (со слов “И с ними царские дружины…”) и стихотворения Лермонтова “Бородино” (со слов “Вам не видать таких сражений!. . ”).
- Эти картины очень похожи. Они динамичны, так как оба поэта использовали множество глаголов движения:
У Пушкина:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет…
У Лермонтова:
Вам не видать таких сражений!. .
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала…
Это создает ощущение стремительности, скорости, натиска. Известно, что Полтавское сражение, например, длилось не более двух часов.
б). Приведите примеры аллитерации. Для чего она используется?
У Пушкина:
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…
У Лермонтова:
Звучал булат, картечь визжала…
\…И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Повторяющиеся согласные (б, р, ж, н – у Пушкина – и з, ч, р, ж – у Лермонтова) создают эффект присутствия, ощущение близко звучащего боя.
3. Заметили ли вы, что в этих отрывках есть почти текстовые совпадения на уровне слова, словосочетания, предложения? Попробуйте найти их. В чем причина таких совпадений?
Пушкин | Лермонтов |
|
|
На Лермонтова, безусловно, оказала влияние поэма Пушкина, появившаяся девятью годами ранее стихотворения “Бородино”. Но здесь, конечно, нет плагиата. Просто оба поэта гениально точно увидели картины сражений и постарались их запечатлеть наиболее зримо, используя необходимый арсенал выразительных средств.
4. Кому в описании батальных сцен авторы отдают предпочтение: полководцам или простым солдатам?
Пушкин выдвигает на первый план фигуру Петра I, отдавая ему всю славу победы в Полтавском сражении. Поэт боготворил Петра как реформатора, который сумел поставить Россию на одно из первых мест в Европе, и именно после Полтавской битвы. Поэма “Полтава” была, по сути, героической поэмой о Петре. Поэтому он нарисован с нескрываемым восхищением автора. (Ребята приводят примеры). А солдаты описаны достаточно скупо: “ швед, русский…”
У Лермонтова на первом плане – простые люди, мы слышим их недовольные голоса при отступлении, видим, как обстоятельно, без суеты готовятся они к утреннему сражению. Мы слышим подлинную народную речь: враги – это “басурманы”, “у наших ушки на макушке”, “постой-ка, брат мусью”, “уж мы пойдем ломить стеною”. Поэт совсем не показывает фигуру Кутузова, мы видим только ближайших к солдатам командиров, разделяющих с ними всю тяжесть сражения. Заслуга Лермонтова в том, что истинным героем битвы он делает именно простого солдата.
5. Каковы итоги сражений? Насколько велика “цена” победы или поражения?
У Пушкина: “И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи…”
У Лермонтова: “Немногие вернулись с поля…”
Историческая справка: В Полтавском сражении шведская армия потеряла убитыми 9234 солдата и офицера, русская – 1345 воинов;
В Бородинском сражении у французов убито и ранено 58 тысяч человек, у русских – 45 тысяч.
(Обратите внимание, насколько кровопролитнее становятся войны, как увеличиваются потери).
6. Сделаем выводы. Что в изображении батальных сцен у Пушкина и Лермонтова на первом плане: прославление русского оружия и подвига или отрицание войны?
У обоих поэтов все-таки отдана дань славы русскому оружию и величию подвига. Ужасы и тяжесть войны отступают на второй план. Сам тон описания – торжественный, возвышенный:
Пушкин:
Тесним мы шведов рать за ратью,
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Лермонтов: Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
II часть.
Совсем иные принципы изображения войны у Л. Н. Толстого. ( Интересное совпадение: писатель родился в 1828 году, когда Пушкин писал поэму “Полтава”). В 1854 году, в возрасте 26-ти лет, Толстой станет участником героической обороны Севастополя. Может быть, потому, что войну он видел собственными глазами, батальные сцены писатель рисует уже совсем в ином ключе.
1. Работа в группах и парах. (Ребята одного ряда образуют группу и работают со своим текстовым материалом).
1 группа – Оборона Севастополя (“Севастопольские рассказы”),
2 группа – Аустерлицкое сражение (“Война и мир”),
3 группа – Бородинское сражение (“Война и мир”).
В ходе самостоятельного исследования ребята должны будут заполнить таблицу, найдя общее и отличия в изображении батальных сцен у Пушкина, Лермонтова и Л. Н. Толстого. А затем сделать выводы.
Батальные сцены в изображении Пушкина, Лермонтова, Толстого.
Общее | Отличие |
Картины боя у всех писателей зримые, передана динамика сражения, слышны “звуки” боя. Все батальные сцены передают ощущение тяжести сражения. Общее у Пушкина и Лермонтова в изображении итогов боя – в торжественном, возвышенном слоге. На первом плане – слава русского оружия. | Авторы, зависимости от поставленной задачи, выдвигают разные приоритеты в изображении боя. У Пушкина успех Полтавского сражения целиком связан с гением Петра I. Рядовые участники битвы – на втором плане. У Лермонтова в центре внимания – рядовой солдат. Однако ужасы боя отступают перед задачей отдать дань славы русскому оружию. ( Стихотворение написано к юбилею Бородинского сражения). У Толстого, участника Севастопольской обороны, на первом плане – ужасы войны: реки крови, безмерность человеческого страдания. Задача писателя – “проклянуть” войну, заставить читателя ужаснуться с тем, чтобы навсегда покончить с войнами на земле. |
Выводы Силой своего таланта каждый писатель воссоздал картины битв, сыгравших значительную роль в истории нашего Отечества. Прославляя подвиги полководцев и простых солдат, Пушкин и Лермонтов не ставили своей целью вызвать у читателя отвращение к самому слову “война”. И лишь Толстой навсегда заклеймил войну, поставив знак равенства между словами “война” и “сумасшествие”. |
Заключение. Выводы.
Писатель рисует батальную сцену в зависимости от авторской задачи. В поэме “Полтава” тяжесть сражения ярче подчеркивает значимость Петра I, сумевшего разгромить непобедимых шведов. В стихотворении “Бородино” Лермонтов вызывает у читателя чувство гордости за славные страницы истории. Однако, навоевавшись в 1840 году на Кавказе, Лермонтов перестанет поэтизировать войну в любых ее проявлениях. В стихотворении “Родина” (1840 г. ) он напишет:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Л. Н. Толстой уже с самого начала своей писательской деятельности отказался от романтического взгляда на войну. В “Севастопольских рассказах” он раз и навсегда определил свой творческий метод: “Вы увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”. Писатель отвергает военное искусство, отвергает и привычную военную лексику: не “воевать”, а “убивать людей”, не “знамена”, а “палки с кусками материи”. “Война – это противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”, - напишет он в величайшем антивоенном романе “Война и мир”.
По пути Толстого пойдут писатели-фронтовики XX столетия: В. Кондратьев, В. Астафьев, К. Воробьев, В. Некрасов. Создавая летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, они покажут горькую, неприкрытую правду, потому что “война – это не любезность, а самое гадкое дело в жизни”, и вся тяжесть битвы лежит на плечах рядовых ее участников.
Звучит песня “День Победы”.