Внеклассное мероприятие: "Лишь коснешься обложки несмелой рукой"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель занятия:

  • Воспитывать у ребят интерес и бережное отношение к книге – источнику знаний, интеллекта и культуры.
  • Формировать творческие умения детей, способность к самовыражению.

Оборудование:

  • Эскиз книги. Книга – источник знаний.
  • Плакаты с высказываниями.
  • Заповеди читателя (комплект 30штук).
  • Словари.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим чудом Горький считал книгу: “Это единственная машина времени, с помощью которой можно совершать удивительные путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее человечества”.

Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания.

Книга во все времена была бесценным даром. И в самую трудную минуту люди обращаются к книге. В годы Великой Отечественной войны бойцы с собой носили любимое произведение, в перерыве между боями на привале зачитывались книгами и погибали с книгами. С томиком стихов погибла героиня повести Б. Васильева “А зори здесь тихие” Соня Гурвич (зачитать).

“Горящая библиотека” Дубровина.

“Поводом для написания повести послужил конкретный случай. В только что освобожденной Познани кто-то крикнул: “Книги горят”, и все бросились в здание, охваченное огнем. Вытаскивали книги, тушили огонь, чем придется: шинелями, прямо руками”, – вспоминал Дубровин.

Стихотворение “Книголюбу”

Есть книги, как дождик по крышам,
Как милый приветливый кров,
И книги, которые дышат
Простором на стыке веков…

Как лес нельзя узнать, не углубляясь в него… так и книга не принесет радости познания, если ты не научишься углубляться в чтение. “Человек, любящий и умеющий читать, – писал Паустовский, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых, верных друзей. Друзья эти – книги.

II. Инсценирование

Сказительница. В некотором царстве, в некотором государстве, в ненаших краях да во чужих землях живет да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету, беречь книги да блюсти порядок в книжных хранилищах-библиотеках.

Петька. И как это он повсюду поспевает?

Сказительница. Не перебивай, Петенька. Поспевает да еще и нерадивых карает: книжки у них отнимает. И не один он: всюду его сопровождают две сестрицы – Аннотация и Иллюстрация. Да и сам Библиарий волшебным даром наделен: дотронется до книги, а она и заговорит человеческим голосом, все, как есть расскажет.

Петька. Сказки! Небылицы! А имена-то у сестер – закачаешься! Умора!

Сказительница. Древние имена, латинские: Аннотация все о книге расскажет, Иллюстрация – все покажет.

Библиофил. Ну, зачем вам, Ученому мужу, эта книга? Вы и так все знаете. А в моей библиотеке ей самое место.

Ученый муж. Книга… Короткое и звучное русское имя. А древние греки ее называли медленно и торжественно – “библиа”. Место, где хранилась она, назвали библиотекой, хранителя книг – библиотекарем, а любителя и собирателя их – библиофилом.

Библиофил. Я как раз и есть библиофил. Я люблю книги, давно собираю их и берегу, как зеницу ока. И вот эту книгу я давно мечтал приобрести.

Ученый муж. Да, это книга особая – Антология. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов: от Ломоносова и Тредиаковского до Вознесенского и Евтушенко.

Петька. Ух ты! И что – все стихи?

Ученый муж. Кто это? О любопытный юноша, вам следует побывать в библиотеке, там вы узнаете много интересного.

Петька. Вот еще! Что я там могу узнать? Книжки молчат.

Книжка-растрепа. Ой, ой, спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозится меня совсем разорвать.

Гришка. Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Всех заплюю!

Петька. Во-во! Хоть польза будет от этой макулатуры!

Учитель. Гриша, что с тобой? Зачем ты испортил книгу?

Гришка. Подумаешь!..

Учитель. А думать надо. Книга – это труд многих людей, это искусство…

Петька. Знаем! Слышали! Книга – источник знаний…

Библиарий. Устал я сегодня. Столько обошли. Но не это меня томит. Душа плачет, когда вижу, как некоторые школьники обращаются с книгами. Вот видите, и в этой библиотеке есть такие горе-посетители.

Петька и Гришка в страхе ползут по сцене и расползаются между “книжными полками”.

Аннотация. Отдохни, брат Библиарий.

Библиарий. Некогда, сестра. Ну-ка, что ты скажешь об этой растрепе?

Аннотация. О, да это песенник. Это своего рода антология.

Петька и Гришка. Ан-то-ло-гия? А мы ее…

Библиарий. Говори, Книга!

Книжка-растрепа.

Человек идет нехоженой тропой.
Человек готов к опасности любой.
Сам себе дает приказ: “Назад ни шага!”
А с собою у него,
Вроде вовсе ничего –
Только песня, мечта да отвага.

Аннотация. Да это же антология детской песни.

Библиарий. Молодец, Книга! Усталости – как не бывало! Живи долго-долго… Дари людям песню.

Книжка-растрепа. А давайте вместе споем.

Исполняются песни “Дважды два – четыре” и “Чему учат в школе”.

Сказительница. Что ты плачешь, Игнаша? Опять что-нибудь потерял?

Игнаша. Ма-а-рку!

Ученый муж. Юноша увлекается марками? Вы – юный филателист? А можете ли нам сказать, когда появились первые филателисты?

Игнаша. Не-а.

Справочник. Не плачь Игнаша-растеряша. Марку ты потерял, но найдешь большее – знания. Открывай меня на странице 169-й, читай.

Игнаша. Собиратели знаков почтовой оплаты появились еще за три тысячелетия до нашей эры. Ого! И одним из них был древнеегипетский фараон Аменоптис. В годы его царствования (около 2575 г. до н.э.) в Древнем Египте была организована почта. Почтовая марка, в нашем понимании, родилась горазда позже: в 1840 г. Марку №1 коллекционеры назвали “черные пенни”. Ее изобретателю – Романду Хиллу – в Лондоне поставлен памятник. Ого! Вот это да! А вы все-все знаете?

Справочник. Лично я – не все. Но есть справочники самые разнообразные: профессиональные, по различным разделам науки, техники, искусства.

Гришка. А что такое стегозавры – вы знаете?

Справочник. Конечно. Это один из видов травоядных динозавров. А вообще существовало несколько сотен видов динозавров. Были и хищные: мегалозавры, тиранозавры. Самые крупные – это диплодоки: они весили до 10 тонн, а длина их составляла 20 – 25 метров.

Петька. Книга – источник знаний… Верно сказано! Можно я возьму эту книгу?

Гришка. А я – Азбуку?

Библиофил. А я вот эту растрепанную книгу, подклею, подлечу ее. Можно?

Библиотекарь. Ну, конечно. Берите. Я запишу их в ваши формуляры. Приходите к нам в библиотеку, ребята. Вас ждут интересные встречи!

Учитель. Всякий раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты, титульные листы, набранные красочными шрифтами… Имена авторов помогают мысленно преодолеть время и пространство…

При лампе, наклоняясь над каталогом,
Вникать в названья неизвестных книг,
Следить за именами; слог за слогом
Впивать слова чужого языка,
Угадывать великое в немногом,
Воссоздавать поэтов и века…

(В. Брюсов)

– Книги расширяют кругозор, делают нас богаче, дают пищу уму и волнуют чувства, помогают понять себя и окружающих, учат жить и бороться.

Библиотекарь. Книги рассказывают о прошлом и приоткрывают завесу будущего, помогают понять тайны природы и человеческой души, раскрывают красоту мира и величие человека, повествуют о достижениях науки, о подвигах и славе, о величайших открытиях, о дерзновениях фантазии.

Сказительница. В трудные минуты жизни и в светлый свой час человек не разлучен с книгой: она помогает ему укрепить веру в себя, в торжество разума и справедливости, придает ему силы, учит, советует, наставляет. Книги не молчат: они наши самые умные и задушевные собеседники.

Библиарий. Да, книги не молчат, говорите же, друзья мои!

Антология. "Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают его сердце". (Вильям Теккерей)

Библиотекарь. "Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, в счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают". (Цицерон)

Учитель. А помогут вам в овладении грамотой, в постижении смысла книг – словари.

Словарь орфографический. Помогу в овладении грамотой.

Словарь этимологический. Расскажу о происхождении слов.

Словарь толковый. Объясню значение непонятных слов.

Словарь иностранных слов. Раскрою смысл слов иностранного происхождения.

Словарь литературоведческих терминов. Помогу понять глубину литературных процессов, проникнуть в суть художественного произведения.

Учитель. Спасибо, друзья! Спасибо, книги!

III. Поисково-исследовательская работа “Из истории становления городской библиотеки г. Тынды”

Адрес важных и интересных встреч – библиотека.

Из истории городской библиотеки г. Тынды.
Открыта в 1978 году, 19 июля.
Объем книжного фонда составляет 25 577 экземпляров.
Самые популярные журналы среди детей:

“Мурзилка”
“Свирель”
“Путешествие с Вилли”

Статистика говорит, что число читателей в городской библиотеке из 2 школы около 500 человек. Школа №2– одна из читающих в городе Тынде.

Лучшие читатели школы № 2 6"В" класс:

Ситник Дима
Киршин Андрей
Кислицын Толя
Муршудов Хаял

Школьная библиотека открыта 1 сентября 1984 года. Библиотекарь – Новикова Татьяна Ефимовна.

Данные на 1 января 2006 года

Количество читателей – 566 человек;
Число посещений – 4914;
1–2-е классы – 890 человек;
3–4-е классы – 952 человека;
5–6-е классы – 1022 человека;
8-е классы – 612 человек;
9–11-е классы – 1186 человек;
Учителя и обслуживающий персонал – 171 человек;
Книговыдача – 5075 книг.

Наиболее популярные журналы у школьников:

“Муравейник”
“Свирель”
“Свирелька”
“Филя”
“Веселые картинки”
“Маруся”
“Юный техник”
“Веселый затейник”
“Вокруг света”
“Мир техники”
“Веселые уроки”

Лучшие читатели 6 "В" класса:

Ситник Дима
Головня Вика

После окончания мероприятия каждому из присутствующих вручаются Заповеди читателя.

Приложение 1

Плакаты с высказываниями

  1. Книга не принесет тебе радости познания, если ты не научишься углубляться в чтение.
  2. К. Федин

  3. Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей.
  4. Нестор-летописец

  5. Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать.
  6. И. Гете

  7. Литература – наше сокровенное средство общения.

Приложение 2

Заповеди читателя

  1. Чтение – одна из важных и серьезных работ.
  2. Не жалей на чтение ни времени ни сил. Станешь интересным человеком, эрудитом.
  3. При первом знакомстве с книгой, вчитывайся и вдумывайся в ее заглавие, ознакомься с ее оглавлением, введением.
  4. Читая книгу не торопись. Не “глотай” ее, размышляй над прочитанным. В случае затруднения, обращайся к словарям.
  5. Возвращайся к прочитанному, перечитывай наиболее интересное.
  6. При чтении делай записи, выписки, заметки.
  7. Постоянно борись с ленью мышления и воображения, они злейшие враги.
  8. Не бросай книги недочитанными.

Приложение 3