Игра-путешествие "Сказочное царство Пушкина"

Разделы: Литература


Урок оформляется портретом А.С.Пушкина, различными изданиями его сказок, репродукция картины М.Врубеля “Царевна Лебедь” “контурной” картой сказочного царства. На этой карте обозначены контуры восьми пунктов будущего путешествия, но они не раскрашены – “раскрашиваться” каждый из них будет тогда, когда учащиеся выполнят очередное задание по подорожной грамоте.

Вступительное слово учителя.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

- Все вы хорошо знаете эти прекрасные строчки из пушкинской сказки... Кстати, какой? Конечно, “Сказки о царе Салтане”. И вот этот замечательный кораблик перед вами. Он не простой, а волшебный. Во-первых, он совершает круиз по сказочному царству А.С.Пушкина, а во-вторых, в трюмах его спрятаны не обычные товары, а волшебные средства.

Мы отправимся в круиз по сказочному царству А.С.Пушкина. Карта этого царства перед вами. Пока она только контурная, нам предстоит ее раскрасить. Каждый пункт нашего путешествия засияет всеми красками, как только мы выполним задание к нему. На все путешествие вам выдается подорожная грамота (такой документ во времена Пушкина выдавался всем путешественникам), в которой обозначен весь маршрут с заданиями. Итак, в путь.

(Включается фонограмма мелодии из “Сказки о царе Салтане”.)

Путь наш, конечно, начинается у Лукоморья, где нас ждет кот ученый, который непременно спросит: “А чему вы, отроки, научились? Что видели?” Давайте-ка проверим себя, все ли мы хорошо знаем, чтоб не ударить лицом в грязь перед котом ученым.

ПОДОРОЖНАЯ ГРАМОТА (оформлена в виде старинного свитка)

1. У Лукоморья.

- Вспомните первые четыре строчки вступления к “Руслану и Людмиле”. (Команда, первая ответившая на вопрос, раскрашивает дуб у Лукоморья.)

- Что оставили на дорожках невиданные звери? (Следы.)

- Какие сказочные персонажи населяют Лукоморье?

2. Царство царя Салтана.

- Куда мы попадем. Если поплывем мимо острова Буяна? (В царство Салтана.)

- Она разлучила царя Салтана с женой. (Война.)

- Что увидели царевич и царица на второй день пребывания на острове? (Город.)

- У какого дерева царевич “ломит …сук // И в тугой сгибает лук”? (У дуба.)

- Какие чудеса вы встретили в царстве славного Салтана?

Продолжите строчки:

Ель в лесу, под елью белка…

(Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.)

- Назовите товар, которым торговали корабельщики вместе с чистым серебром и златом. (Булат.)

- Назовите насекомое, которое впилось “как раз тетке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, обмерла и окривела”. (Комар.)

- Кого спас царевич от злого коршуна? (Царевна Лебедь.)

- Вставьте в текст пропущенное слово:

Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что … пропала в море;
Это горе – все не горе. (Стрела.)

- Коршун в море кровь пролил,// …царевич опустил. Что опустил царевич? (Лук.)

(Команда, давшая больше всех правильных ответов, “украшает” сказочное царство.)

3. А теперь отправимся в деревню Рыбацкую.

- Расскажите где и сколько лет прожили старик со старухой.

(Жил старик со своею старухой
У самого моря;
Они жили в землянке
Ровно тридцать лет и три года.)

- Назовите рыбацкую принадлежность, которую старик закидывал в море. Сколько раз он это делал? (Невод закидывал старик три раза.)

- С какой просьбой обращался старик к рыбке по требованию старухи. Назовите все желания.

4. В путь! Наш маршрут в тридевятое царство Дадона.

- Восстановите текст:

Посади ты эту птицу,
Молвил он царю, на спицу;
Петушок мой
… (золотой)

Будет … (верный сторож твой).

- Через сколько дней послал царь сына меньшого на выручку старшего? (Через восемь.)

- Какую страшную картину увидел царь Дадон у шатра шамаханской царицы? (Два сына//Без шеломов и без лат// Оба мертвые лежат.)

- Вспомните концовку сказки о золотом петушке. (Сказка ложь, да в ней намек! // Добрым молодцам урок.)

5. А теперь отправимся в дремучий лес.

- Чья это характеристика?

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица.)

- Назовите эпитеты, которые помогают создать характеристику.

- Как царевна попала к богатырям?

6. Отправимся и мы вместе с царевной в терем богатырей.

- Опишите богатырей, вставив строчки:

Входит семь богатырей,

Семь…

- Кто подсказал царевичу Елисею, где находится его невеста? (Ветер.)

7. Еще нам надо успеть побывать на ярмарке и посмотреть вместе с балдой, что же делал бес.

(Бес под кобылу залез.
Поднатужился,
Поднапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.)

- Назовите героя сказки с толоконным лбом, гонявшимся за дешевизной. (Поп.)

- Вспомните, какое расстояние проехал Балда на кобыле. (Верста.)

- Куда побежал зайка?

Бесенок по берегу морскому,

А зайка в… (лесок) до дому.

Учитель.

Все наши задания выполнены, и наш путь снова лежит к Лукоморью, где нас ждет кот ученый. Из путешествий всегда привозят подарки. Мы тоже приготовили свой подарок – инсценирование сказок Пушкина. Давайте порадуем кота и покажем, что же мы увидели, когда путешествовали по сказочному царству Пушкина.

Инсценирование, подготовленное заранее группами ребят.

(За участие в игре все дети получают поощрительные призы.)