Урок оформляется портретом А.С.Пушкина, различными изданиями его сказок, репродукция картины М.Врубеля “Царевна Лебедь” “контурной” картой сказочного царства. На этой карте обозначены контуры восьми пунктов будущего путешествия, но они не раскрашены – “раскрашиваться” каждый из них будет тогда, когда учащиеся выполнят очередное задание по подорожной грамоте.
Вступительное слово учителя.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Все вы хорошо знаете эти прекрасные строчки из пушкинской сказки... Кстати, какой? Конечно, “Сказки о царе Салтане”. И вот этот замечательный кораблик перед вами. Он не простой, а волшебный. Во-первых, он совершает круиз по сказочному царству А.С.Пушкина, а во-вторых, в трюмах его спрятаны не обычные товары, а волшебные средства.
Мы отправимся в круиз по сказочному царству А.С.Пушкина. Карта этого царства перед вами. Пока она только контурная, нам предстоит ее раскрасить. Каждый пункт нашего путешествия засияет всеми красками, как только мы выполним задание к нему. На все путешествие вам выдается подорожная грамота (такой документ во времена Пушкина выдавался всем путешественникам), в которой обозначен весь маршрут с заданиями. Итак, в путь.
(Включается фонограмма мелодии из “Сказки о царе Салтане”.)
Путь наш, конечно, начинается у Лукоморья, где нас ждет кот ученый, который непременно спросит: “А чему вы, отроки, научились? Что видели?” Давайте-ка проверим себя, все ли мы хорошо знаем, чтоб не ударить лицом в грязь перед котом ученым.
ПОДОРОЖНАЯ ГРАМОТА (оформлена в виде старинного свитка)
1. У Лукоморья.
- Вспомните первые четыре строчки вступления к “Руслану и Людмиле”. (Команда, первая ответившая на вопрос, раскрашивает дуб у Лукоморья.)
- Что оставили на дорожках невиданные звери? (Следы.)
- Какие сказочные персонажи населяют Лукоморье?
2. Царство царя Салтана.
- Куда мы попадем. Если поплывем мимо острова Буяна? (В царство Салтана.)
- Она разлучила царя Салтана с женой. (Война.)
- Что увидели царевич и царица на второй день пребывания на острове? (Город.)
- У какого дерева царевич “ломит …сук // И в тугой сгибает лук”? (У дуба.)
- Какие чудеса вы встретили в царстве славного Салтана?
Продолжите строчки:
Ель в лесу, под елью белка…
(Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.)
- Назовите товар, которым торговали корабельщики вместе с чистым серебром и златом. (Булат.)
- Назовите насекомое, которое впилось “как раз тетке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, обмерла и окривела”. (Комар.)
- Кого спас царевич от злого коршуна? (Царевна Лебедь.)
- Вставьте в текст пропущенное слово:
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что … пропала в море;
Это горе – все не горе. (Стрела.)
- Коршун в море кровь пролил,// …царевич опустил. Что опустил царевич? (Лук.)
(Команда, давшая больше всех правильных ответов, “украшает” сказочное царство.)
3. А теперь отправимся в деревню Рыбацкую.
- Расскажите где и сколько лет прожили старик со старухой.
(Жил старик со своею старухой
У самого моря;
Они жили в землянке
Ровно тридцать лет и три года.)
- Назовите рыбацкую принадлежность, которую старик закидывал в море. Сколько раз он это делал? (Невод закидывал старик три раза.)
- С какой просьбой обращался старик к рыбке по требованию старухи. Назовите все желания.
4. В путь! Наш маршрут в тридевятое царство Дадона.
- Восстановите текст:
Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой … (золотой)
Будет … (верный сторож твой).
- Через сколько дней послал царь сына меньшого на выручку старшего? (Через восемь.)
- Какую страшную картину увидел царь Дадон у шатра шамаханской царицы? (Два сына//Без шеломов и без лат// Оба мертвые лежат.)
- Вспомните концовку сказки о золотом петушке. (Сказка ложь, да в ней намек! // Добрым молодцам урок.)
5. А теперь отправимся в дремучий лес.
- Чья это характеристика?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица.)
- Назовите эпитеты, которые помогают создать характеристику.
- Как царевна попала к богатырям?
6. Отправимся и мы вместе с царевной в терем богатырей.
- Опишите богатырей, вставив строчки:
Входит семь богатырей,
Семь…
- Кто подсказал царевичу Елисею, где находится его невеста? (Ветер.)
7. Еще нам надо успеть побывать на ярмарке и посмотреть вместе с балдой, что же делал бес.
(Бес под кобылу залез.
Поднатужился,
Поднапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.)
- Назовите героя сказки с толоконным лбом, гонявшимся за дешевизной. (Поп.)
- Вспомните, какое расстояние проехал Балда на кобыле. (Верста.)
- Куда побежал зайка?
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в… (лесок) до дому.
Учитель.
Все наши задания выполнены, и наш путь снова лежит к Лукоморью, где нас ждет кот ученый. Из путешествий всегда привозят подарки. Мы тоже приготовили свой подарок – инсценирование сказок Пушкина. Давайте порадуем кота и покажем, что же мы увидели, когда путешествовали по сказочному царству Пушкина.
Инсценирование, подготовленное заранее группами ребят.
(За участие в игре все дети получают поощрительные призы.)