(по учебнику Н.А.Чураковой “Литературное чтение.1 часть” для 4 класса)
Цели:
- учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения;
- развивать словесное рисование, обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства.
- воспитывать любовь к Родине, её истории.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации с изображением кибитки, дровен.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня нам предстоит интересная встреча с ещё одним произведением Александра Сергеевича Пушкина, гениального русского поэта.
- Что вы знаете о жизни поэта и его творчестве? (Ответы детей)
- Александр Сергеевич Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”.
А вот как о нём пишет в наше время ученица 3 класса из г. Москвы Ольга Бушанская.
Листая томик Пушкина,
Ищу его портрет.
Вот здесь совсем он маленький,
Одних со мною лет.С волнением и грустью
Смотрю я на портрет.
Понять мне очень хочется:
Какой же в нём секрет?Секрет простой у Пушкина:
С рожденья он – поэт!
- Александр Сергеевич написал прекрасные сказки для детей. Давайте их вспомним. (Ответы детей)
- Какие стихотворения Пушкина вы помните наизусть? Прочитайте.
(Чтение наизусть знакомых стихотворений)
III. Постановка учебной задачи.
- На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир произведений А.С.Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлётов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. А задача читателя, а значит, наша, - понять всё, что стоит за словом.
Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из 5-й главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт, и воссоздавать всё это в своём воображении.
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение стихотворения учителем.
2. Проверка восприятия.
- Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе можете представить, прослушав это стихотворение?
(Словесное рисование картин)
- Сколько их? Дайте название каждой картине.
3. Словарная работа.
- В стихотворении встречаются незнакомые вам слова дровни, кибитка, салазки, облучок, ямщик.
Дровни, кибитка, салазки… Всё это сани – главное средство передвижения в зимнюю пору на Руси до появления железных дорог и автомобилей. Среди них употребительным в настоящее время является слово салазки – маленькие ручные санки; слово дровни используется сейчас только в сельской местности, где ещё осталось топление домов дровами; ну а слово кибитка стало принадлежностью художественных произведений прошедших веков. Итак, что же такое – дровни и кибитка. Словари дают следующие толкования.
Дровни… Вдумайтесь в это слово. Что оно вам напоминает по звучанию? Подберите родственные слова. (Ответы детей)
Дровни – это сани без короба или кузова, для возки дров, леса или тяжестей. поэтому и называются дровнями, что на них возят дрова. Низкие, широкие, без стенок-бортов, чтобы было удобно наваливать дрова или другой груз и потом снимать его. В известной детской песенке Р.Кудашевой “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, // А в дровнях мужичок…”
- Чтобы узнать, что такое кибитка, давайте заглянем в словарь?
(Работа со словарём)
Кибитка – телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, крытая повозка. Произошло это слово от родственного старинного слова кибить, означавшего дугу – выгнутое на пару дерево для изготовления лука: на кибить натягивали тетиву. У кибитки крыша полукруглая, на дугах. Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.
Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.
4. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
V. Анализ стихотворения.
- Кто главный участник действия в первой картине?
- Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)?
(Наконец-то после длительной ненастной осени пришла долгожданная зима. Выпал глубокий снег, и установился санный путь. Поэтому крестьянин торжествует, радуется.)
- Испытываем ли мы такую радость с приходом зимы? Когда?
(В посёлок Приполярный можно попасть только по воздуху – вертолётом. А с наступлением зимы открывается зимник, по которому в поселок поступают промышленные товары и продукты питания. Люди могут свободно выехать из посёлка, не пользуясь воздушным транспортом.)
- Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы?
(На это указывает восклицание – Зима!..)
- Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз.
(Поскольку установившегося санного пути ещё нет, крестьянин обновляет путь, а лошадка “плетётся рысью как-нибудь…)
- Как вы думаете, куда он направляется?
(Возможно, что направляется крестьянин в лес, за дровами.)
- Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой?
(Она, скорее всего, маленького роста, привыкшая к постоянному тяжёлому труду.)
- Как ведёт себя лошадка? Много ли ей приходится работать?
(Лошадка, как и хозяин, тоже рада приходу зимы. Она, почувствовав снег (“…снег почуя…”), без понукания хозяина, бежит рысью (легко), но не торопится. Заведомо зная о тяжёлом грузе, который ей придётся везти при возвращении домой. Она “ …плетётся рысью как-нибудь…”
- О чём говорится во второй части?
- Встречается ли в ней упоминание о лошадях?
- Кто же везёт кибитку?
- А почему кибитка удалая?
(Кибитка движется очень быстро, поэтому Пушкин написал летит.)
- Как нам автор показал, что кибитка движется очень быстро?
(Чтобы передать стремительность движения, поэт определяет слово кибитка эпитетом удалая, имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую (метонимический перенос: кибитка удалая – лошадь удалая). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”)
- Перед нами, читателями не простое перечисление примет наступившей зимы, а её поэтическое описание, поэтому здесь так уместно употребление старославянского варианта русского слова борозда ( бразды), которое придаёт торжественность художественной речи.
- Можно ли по тексту стихотворения определить, когда выпал снег: давно или накануне? Как он лежит на земле? Подтвердите свой ответ словами из текста.
(…Бразды пушистые взрывая…)
- Кто управляет кибиткой? Расскажите про ямщика. Каким вы его себе представляете?
- Кто главный участник в третьей части?
(Дети: дворовый мальчик.
Учитель: кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе.
Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.)
- Чем занят дворовый мальчик? Расскажите о нём. Каким вы его видите в стихотворении?
- Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы?
(Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки, поэтому Пушкин и пишет это слово с маленькой буквы.)
- Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?
Наблюдение над рифмами стихотворения.
Работа в группах “Поэтическая мастерская”.
Задания для групп:
- Какой рифмой Пушкин пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном двустишии?
(В первом четверостишии использована перекрёстная рифма, во втором – парная, в третьем – охватная, в заключительном двустишии – парная.
- Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.
Вывод: В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму.
Вместе с учителем ученики делают заключение, что для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” - дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.
Каждая рифма по-своему содержательна. Одна и та же рифма может обслуживать произведения совершенно разного содержания, но в то же время одна (перекрёстная) приспособлена для того, чтобы передавать чёткий ритм происходящего, другая (парная) – чтобы выражать какую-то длящуюся эмоцию, третья (охватная) – чтобы закольцовывать целый мир чувств в единую картину.
- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывком из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?
(Ответы детей)
(Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”)
- Сколько строчек составляет эта строфа, названая “онегинской”?
(14 строчек)
- На уроке мы познакомились с одной из строф романа “Евгений Онегин”, а их в нём более трёхсот восьмидесяти.)
- Как вы считаете, зачем мы провели такую большую работу?
(Чтобы понять чувства и мысли поэта, чтобы читать выразительно стихотворения и чтобы учиться самим сочинять стихи)
VI. Выразительное чтение стихотворения.
- Какую работу необходимо проделать, чтоб выразительно исполнить художественное произведение?
(Дети:
- понять содержание текста, настроение героя, автора;
- определить задачу своего чтения;
- выбрать средства выразительности: темп, интонацию, паузы, логическое ударение.)
Выразительное чтение стихотворения. Конкурс чтеца.
VII. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Справились ли мы с поставленной задачей: понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт Пушкин в своём стихотворении, воссоздать всё это в своём воображении, найти используемые поэтом изобразительно-выразительные средства? (Ответы детей)
- В знаменитом пушкинском отрывке всего 14 строчек и на весь текст только два эпитета (бразды пушистые, кибитка удалая). Других изобразительных средств в нём нет, но выразительность стихов от этого не становится слабее. Каждое слово в этом отрывке является значимым, имеет определённый смысл, выражает какие-то эмоции, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы. Такой её видел А.С.Пушкин в XIX веке.
VIII. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть или сочинить свои стихи. Расскажите в них, какова зима XIX века, как вы встречаете приход зимы, чем занимаетесь в это время года, используя знания, полученные на уроке.