Задачи.
1. Познакомить учащихся с биографией В.И. Белова.
Сделать выводы по произведениям автора и проблемам воспитания, взаимоотношений в семье, честности, порядочности, поднятым В.И. Беловым.
2. Развивать устную монологическую речь обучающихся, умение письменно оформить основные мысли в конспект, умение анализировать эпизоды текста, дать оценку поступкам героев.
3. Воспитывать высокие нравственные чувства в учащихся, читателей, грамотных и внимательных к слову художника.
Эпиграф.
С ним не собьетесь с пути правды.
Романов А.
Высказывания на доске. Задумайтесь! Не отравляйте дни друг друга так, словно в запасе у каждого из вас еще пять жизней.
Воспитывайте прежде всего самих себя, свои чувства. (Михальский В.)
Нравственные начала…должны проявляться в человеке очень рано. (Белов В.)
Проблема. 1. Какие нравственные уроки дает В.И. Белов потомкам?
В чем его правда?
Методические приемы: аналитическая беседа, сообщение учащегося, анализ эпизодов романа “Кануны”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Мы заканчиваем изучение творчества представителей “деревенской прозы”: сутью этого направления литературы было возрождение традиционной нравственности. “Деревенская проза” дала картинку жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и НЭП, коллективизацию и голод, колхозное строительство, военные и послевоенные лишения.
Очень точно об этом литературном направлении сказал А. Солженицын
при вручении своей премии В. Распутину: “Ничего не свергая и взрывая декларативно”, большая группа писателей стала писать в простоте, без какого-либо угождения советскому режиму… В большой доле материал этих писателей была – деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни, от этого эту группу стали звать деревенщиками. А правильно было бы назвать их нравственниками….”
Вспомните, какие художники слова сложились именно в русле “деревенской прозы” (В. Распутин, В. Шукшин, В. Астафьев, Ф.Абрамов, Б.Можаев).
III. Объявление темы и задач урока.
- Ярким представителем “деревенской прозы” является В. Белов. Мы познакомимся с его биографией и попытаемся раскрыть нравственный потенциал его романа “Кануны”.
IV. Сообщение ученика.
В конце 60-х годов в большую литературу пришел В. Белов, пришел из северной Вологды, деревни Тимохина. Тогда в литературе возникло такое понятие, как “Вологодское возрождение”. Критик Ю. Селезнев так объяснил его появление : “Северная земля сберегла древнейшие общерусские былины, сказания, песни, обряды. На этой земле возникли очаги возрождения русской культуры, здесь творили Рублев и Дионисий… Эта земля родила Хабарова и Ломоносова, ныне Николая Рубцова. Вот что такое земля Белова…”
Среди русских писателей есть такие, кого формально нельзя отнести к цеху стихотворцев, но они всем строем образной ткани своих произведений, глубочайшим их лиризмом, эмоциональной наполненностью фразы заслуживают того, чтобы именоваться поэтами. При этом они владеют умением правдиво передать жизнь народа. Таких прозаиков В. Г. Белинский называл “поэтами жизни действительной”. То же мы вправе сказать о Белове.
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в семье крестьянина. Рано начал работать в колхозе, чтобы помочь матери поднять младших четверых детей, потому что отец погиб на фронте.
Окончив семилетку, уехал в город Сокол, где получил в фабрично-заводской школе специальности плотника и столяра. Затем работал на одном из Ярославских заводов, три года служил в армии. После возвращения на родину работал в районной газете “Коммунар”, возглавлял Грязовецкий райком комсомола. Но скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература.
В 1961 году была опубликована повесть “Деревня Бердяйка”, с которой начался известный прозаик.
В 1968 году – “Плотницкие рассказы”,
в 1969 – “Бухтины Вологодские”,
в 1972 - 1984 – роман – хроника “Кануны”,
в 1974 – “Воспитание по доктору Споку”, “Чок-Получок”,
в 1982 – книга “Лад. Очерки о народной эстетике”,
в 1989 - 1991 – “Год великого перелома”.
Основными темами творчества В.Белова является тема крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры. Яркое отражение они нашли в ряде статей и книг:
“Начать с личного, “самоограничения”, “Из пепла”, “Внемли себе”.
Сегодня В.И. Белов – крупный писатель и общественный деятель. Признанием его заслуг стало присуждение Государственной премии в 1981 году, литературной премии Союза писателей России имени Л.Н. Толстого в 1992 году и Всероссийской литературной премией имени Аксакова в 1996 году, награждение орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году и орденом Ленина в 1984 году.
В 2002 году В.И. Белов отметил свое 70-летие. В связи с этим значительным является высказывание Ю. Грибова в “Красной звезде”: “К этому возрастному рубежу Белов подошел с весомым литературным багажом. Он сейчас один из ведущих писателей России, верный продолжатель классических традиций, по праву стоит в одном ряду с такими классиками, как Лесков, Бунин, Куприн, Чехов. Слава его давно перелетела границы нашего отечества. Он поистине народный писатель, насквозь русский, понятный и любимый миллионами читая его талантливые рассказы и повести, не раз уронишь слезу на страницы и посмеешься от души”.
Сейчас живет и работает Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.
V. Аналитическая беседа с учащимися.
- Охарактеризуйте пространственные и временные рамки, внутри которых происходят действия романов.
(События 1928-1930-х годов. Автор размышляет над мужицкой судьбой, пытаясь на примере двух деревень – Шибанихи и Ольховицы – осмыслить путь, по которому двигалась страна в эти годы. Романы о начале перелома, оказавшего губительное воздействие на судьбу крестьянства. Действия происходят в Шибанихе, Вологде, Москве, переносятся из крестьянской избы в городскую квартиру, с игрища в контору сельсовета, со сватовства на рабочий митинг.)
- Для чего В. Белов с небывалой полнотой и точностью изображает традиционный уклад крестьянского быта?
(Именно в нем автор видит гармонию отношений, творчество и созидание, любовь ко всему живому и родине).
- Зачитайте пейзажные зарисовки, убеждающие читателя в спасительности слияния человека с прекрасным царством плодоносной земли.
(ч.1,гл.4 “Колдовская необъятная тишина…”, ч.1, гл.13 “Было высокое, светло-синее, предвесеннее небо…”, ч.2, гл.3 “Вокруг переливались от ветра снега…”)
- Какова их роль в раскрытии характеров крестьян?
(Помогают постичь душевный мир, умение чувствовать красоту неотъемлемую связь с природой как источником радости, вдохновения).
Вывод учителя.
Люди в романе Белова остро чувствуют, впитывая разные дары весны, лета, осени, зимы. Рождающиеся звуки и запахи вызывают в людях общие переживания. Сызмальства впитывают в себя герои Белова высшую разумность, видят обновление мира природы – ту гармонию, которую холодным умом понять трудно.
- Охарактеризуйте бобылей Носопыря и Таню.
(Носопырь – дороден, как богатырь, но несуразен лицом и фигурой. Так и не привился к родной земле. Оставшись один, купил для жилья баню и стал кормиться от мира. Добродушен, неприхотлив, до сих пор верит в “баннушко”. Одаривает детей вырезанными им свистульками.
Таня – незлобивая, никогда не сетует на судьбу, умеет довольствоваться малым, помогает женщинам при рождении детей. Она похоронила своих трех сыновей и до сих пор горюет до горечи в сердце.)
- С какой целью вводит В. Белов в повествование образы бобылей?
(Показывает, что крестьянский мир неидеален, но в нем всегда найдется место состраданию, человеколюбию, доброте, взаимопомощи.)
- Какое впечатление произвели на вас описания деревенских праздничных гуляний? Зачитайте описание гуляний во время святок и на Казанскую.
(ч.1, гл.4, ч.2, гл.9)
- Какое высшее нравственное назначение несут эти праздники?
(Пробуждают в людях добрые чувства, закрепляют любовь к малой родине.)
- Докажите эту мысль словами текста.
(Девки менялись платками и лентами, готовились к празднику в складчину, месяц заливал деревню золотисто-зеленым сумраком, нежно доносились слова частушек, заводили знакомства, устраивали братанье, угощали, забывались все обиды.)
- Праздники, как правило, вытекали из цикла работ. Крестьяне умели не только весело гулять, но и хорошо трудиться. Какие эпизоды текста служат доказательством того, что труд - это основа бытия русского крестьянства? Прокомментируйте свои ответы.
(ч.1, гл.3.Описание мироновской хоромины, (ч.1, гл.1.) ручные работы в семье Роговых, (ч.2, гл.17) .молотьба Сережи Рогова, работа в поле бобылки Самоварихи, (ч.1, гл.13.) заготовка леса для мельницы.)
Вывод учителя.
Источниками, питающими могучие духовные силы народа, являются по Белову, труд, общение с природой и та мера ответственности перед сверстниками, перед братом или сестрой, перед родителями, перед всей семьей, деревней, перед государством и, наконец, перед всем белым светом, которая последовательно, с раннего возраста, нарастала в сознании сельского жителя.
- Анализ эпизода “Первая молотьба Сережи Рогова”. Какими нравственными качествами наделен этот мальчик?
(Искренность, трудолюбие, ответственность, совестливость.)
- Какую цель ставят перед собой взрослые члены семьи Роговых в этой сцене?
(Обучить мальчика радостному вдохновенному труду, воспитать в нем чувство ответственности за нелегкое дело.)
- Какое из высказываний подтверждает эту мысль? Почему?
(Высказывание Белова.)
- Каково значение слова “нравственность?
(Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М, 2000, с. 423 Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.)
- Немало места отведено в романах вопросам трудового и нравственного воспитания в семье. В “Ладе” В. Белов писал, что “семья для русского человека была сосредоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом сосуществования, опорой не только государственности, но и миропорядка”.
Какие семьи с точки зрения нравственности выделяет автор в романе? Почему?
(Пачиных, Роговых, Мироновых, потому что в этих семьях любили землю, умели хозяйствовать, родители прививали детям трудолюбие, учили порядочности, доброте, уважению к старшим, в семьях царят взаимоуважение, чуткость, душевная открытость, любовь.)
- Как вы можете оценить желание Павла Пачина построить мельницу?
(Задумал поднять собственное хозяйство, крепко пустить корни в землю своих отцов, желает творить, руки его скучают по большому живому делу, мельница нужна для всех шибановцев.)
- Какие нравственные качества воплощают в себе беловские женщины?
(Трудолюбие, уважение к супругу, любовь к детям, душевная чистота, способность преодолеть все невзгоды силой любви к земле – кормилице, самопожертвование.)
- Какие качества отличают членов семьи Сопроновых?
(Забывают традиции предков, не щадят чувств больного отца, наносят удар человеку в спину, безалаберны, завистливы, жестокосердны, не стыдятся общественного мнения, не имеют чувства ответственности перед семьей, деревней. Зойка бесстыдно ворует дрова, а затем и убивает свекра.)
- В чем смысл противопоставления семей Роговых и Сопроновых?
(На примере этих двух семей В.Белов показывает роль семейного воспитания в становлении нравственных качеств человека, начиная с раннего детства. Семья Роговых едина, трудолюбива, Сопроновых - разрозненна. Селька и Игнат не уважают больного отца, кормят по очереди и с неохотой. Игнат в злобе своей забывает о правилах гостеприимства, выгоняя Павла Пачина из дома на глазах у отца. Дети не щадят чувств старика.)
VI. Подведение итогов урока.
- Согласны ли вы с точкой зрения Романова? В чем же правда В. Белова?
(В труде, человеколюбии, милосердии, уважении к старикам, родителям, мудром воспитании в семье.)
- Какие нравственные уроки преподносит В. Белов в романе “Кануны”?
- Как вы понимаете слова В. Михальского?
VII. Домашнее задание.
Оформить записи в тетради по теме урока.