Цели и задачи:
- Ознакомить с современной зарубежной драматургией (Пьеса Мартина Мак-Донаха “Королева красоты”).
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста.
- Развитие творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Сегодня разговор пойдет о
пьесе Мартина Мак-Донаха “Королева красоты”.
Мартин Мак-Донах очень популярен. Несколько
театров страны поставили по его пьесам
спектакли. В Перми впервые в России театр “У
Моста” предложил зрителям линэнскую трилогию.
Сюда входят спектакли “Красавица из Линэна”,
“Череп из Коннемары”, “Сиротливый Запад”.
Пьесы Мак-Донаха с огромным успехом показаны на
фестивалях в различных городах: в Екатеринбурге,
Магнитогорске, Омске, Перми, Москве.
Практически везде спектакли получили награды. Из
Магнитогорска театр привёз самую престижную
награду “За самую лучшую режиссуру”, на
фестивале “Волшебная кулиса” артисты театра “У
Моста” получили Гран-при за лучший спектакль.
Артист театра Иван Дмитриевич Маленьких получил
специальный приз.
Несколько слов о драматурге.
Небольшое сообщение специально подготовленного ученика:
– Мартин Мак-Донах – своего рода чудо в
современном театре. Он родился в 1970 году, оставил
школу в 16 лет и течение пяти лет писал
радиосценарии, пока, наконец, австралийские
радиостанции не заинтересовались его текстами.
Свою пьесу “Королева красоты” (1996 г.) он написал
за 8 дней. К тому времени, когда эта пьеса была
впервые поставлена в Лондоне в 1997 году, Мартину
было 27 лет. Одновременно на подмостках Лондона
шли его четыре пьесы.
“Королева красоты” значилась в шести
номинациях театральной премии Tony и выиграла в
номинации “За лучшую пьесу”. Затем Мак-Донах
получил ещё три престижные премии за пьесу, не
говоря о театральных аншлагах. Пьеса была
связана по времени с появлением термина “in-Year-Face
theatre”, обозначавшего агрессивно жестокий, грубый
и бескомпромиссный стиль написания пьес,
исследующих человеческое бытие.
В начале своей карьеры Мартин Мак-Донах уделял
большое внимание радио и телевидению. Он
чувствовал, что лондонский театр ему надоел,
называл его “скучным”. Какое-то время Мартин
находился под влиянием фильмов Квентина
Тарантино. Судя по его пьесам, этот опыт был ему
необходим.
Драматургия Мак-Донаха интересна не только
молодым интеллектуалам. Она универсальна,
заставляет смеяться и плакать любого, кто
способен чувствовать и сопереживать героям, до
боли похожим на тех, что живут по соседству.
Учитель: Мы посмотрели спектакль в театре “У Моста”, прочитали текст. А теперь проверим, насколько мы внимательные читатели, зрители.
Игра проводится по типу “Своя игра”. Предлагается 6 категорий. Ученик выбирает категорию, называет номер вопроса. На доске написаны категории и номера вопросов.
ГОРОДА И СТРАНЫ
- В каком графстве разворачивается действие пьесы? (Гэлуэй)
- Где, по словам Мэг Фолан, “старушку задушили за милую душу”? (В Дублине)
- Сериалы какой страны любит Рэй Дули? (Австралии)
- В каком городе живет и работает Пэйто Дули? (Лондон)
- Где, по мнению Рэя Дули, выбор наркотиков больше? (В Манчестере)
- В каком городе живёт дядя Рэя и Пэйто? (В Бостоне)
ИНТЕРЬЕР
- Чья фотография находится рядом с распятием? (Роберта Кеннеди)
- Какая надпись на полотенце подарочного вида? (“Перед смертью не надышишься”)
- Что Морин умудряется выключать носком туфли? (Телевизор)
- Какую вещь Рэй хочет купить у Морин за 6 фунтов? (Кочергу)
- “Экономить надо электричество!” Что выключает Морин, сказав эти слова? (Радио)
ЛЮДИ И СУДЬБЫ
- У кого собирается купить машину Рэй Дули? (У священника, Уэлша-Уолша)
- Кто, по словам Морин, отрезал уши собаке и держит их у себя дома в сумке? (Колман Коннон)
- Кем Долорес Хооли приходится дяде Пэйто? (Двоюродной сестрой)
- Кто, кроме дочери и священника, был на похоронах? (Мэри Рафферти)
- Кому Пэйто просил Рэя передать второе письмо и сказать, чтобы больше в священников не влюблялись? (Герлин)
ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ
- Какого цвета глаза у Пэйто Дули? (Голубого)
- О ком идёт речь: “Правая рука у неё красная и имеет нездоровый вид”? (Мэг Фолан)
- Как долго Рэй Дули уже не поёт в хоре? (10 лет)
- Песни какой певицы любила Мэг Фолан? (Делия Мэрфи)
- Сколько швов сделали рабочему, которому на голову свалилась груда кирпичей? (40 швов)
ВАМ, ГУРМАНЫ!
- Суп с каким вкусом, по словам Пэйто, самый лучший? (Куриным)
- Что, по мнению Морин, “самое главное” в кофейном напитке? (Комки)
- Какое блюдо готовила Мэг, когда обожгла свою руку? (Жарила картошку)
- Какое печенье обожает Рэй Дули? (“Кимберлиз”)
- О каком печенье Рэй говорит: “Печеньем его не назовёшь. Больше на шоколад смахивает”. (“Вэгон Виллз”)
- Что больше всего любила Мэг? По словам Морин, “обжиралась этим как хрюшка”? (Соломка)
Учитель: Игра показала, что вы хорошо помните пьесу. Почему так затрагивает пьеса ирландского драматурга, чем она интересна? Здесь вскрываются проблемы, которые близки русскому читателю (зрителю). Какие же?
Возможные ответы детей.
– Это и одиночество людей. Вспомним Морин. Она
жаждет любви, семьи. Но эгоизм матери не даёт
такой возможности. Да и в целом, как и в русском
провинциальном городке, нет достойной работы,
нет достойного “круга общения”, а поэтому нет и
счастья.
В ней вечная борьба: ответственность за мать
(ведь она по-своему любит: ухаживает, не бросает.
Другие дочери не вспоминают о своей матери.) и
стремление самой быть счастливой.
– А Мэг Фолан? Разве это не “портрет” некоторых “бабушек”. К старости эгоизм доходит до неимоверных размеров. Она делает всё, чтобы дочь была одинока, так как это ей “выгодно”. Кто же будет за ней ухаживать? Другие дочери не появляются. Боязнь одиночества развивает в ней “вреднючесть”. Это “одиночество вдвоём” порождает раздражительность по отношению друг к другу.
– Есть “узнаваемые” детали и при описании молодого человека Рэя Дули, вообщем-то нашего ровесника. Чем увлекается молодежь? Сериалами, где всегда стреляют, бездельем и дискотеками. К сожалению, звучат слова о том, что в Манчестере больше выбора наркотиков. И мы убеждаемся, вот почему он “придурковат”, у него нет цели в жизни.
– Приятно отметить “душевность” Морин. Она предупреждает: “Ни в коем случае не связывайся с наркотиками. Ужасно опасная штука…Отдашь концы только так.”. А разве сейчас это не проблема среди нашей молодежи? Поэтому и “мозги атрофируются” у них.
Учитель: Сделаем вывод. Ирландские
проблемы – серость бытия, непроглядная мгла и
призрачная надежда на лучшее – похожи на
сегодняшнюю российскую действительность. Пьеса
заставляет заглянуть в себя, чтобы “не увязнуть
в безысходности”, нужно постараться изменить
жизнь, сделать её яркой и насыщенной. Как сделать,
чтобы и самим быть счастливыми и близкие не
страдали?
Вот об этом надо задуматься!