Теория литературы и современный урок литературы

Разделы: Литература


– Никак не могу научить детей использовать знания по теории литературы в письменных творческих работах по художественным произведениям, в рецензиях и анализах лирических произведений.

(из проблем, поднятых на РМО словесников)

– Как органично включить знания по теории литературы в творческий процесс?
– В каком направлении необходимо двигаться учителю, чтобы научить ребёнка видеть художественные средства выразительности, понимать, почему именно эти тропы использует автор при создании того или иного характера, при изображении пейзажа или явления жизни – уместны и требует решения.

Опыт показывает, что начинать вводить теорию литературы в урок следует уже в 5 классе. Главное, чтобы информация о Т.Л. сначала преподнеслась как бы между прочим.
Например, читая с пятиклассниками “У Лукоморья…” А.С. Пушкина, я обращаю внимание на красочность стиха и прошу нарисовать героев. А потом удивляюсь, откуда же так много каких-то космических животных в рисунках и почему такие голубые волны, и какой огромный царь… А дети отвечают:

– Животные не космические, они невиданные.
– Волны голубые, потому что ясные.
– Царь огромный, потому что грозный.

Сразу цепляюсь за их ответы (вопросы-то были заданы не случайно) и говорю, что это эпитеты помогли им так точно изобразить героев, что это образные прилагательные…
Теперь дети при чтении произведений обязательно находят этот троп и объясняют, для какой цели он использован в данном отрывке, эпизоде, четверостишии…
Самое главное, чтобы подобная работа проводилась систематически.
То же самое происходит и с метафорой, и гиперболой, и сравнениями, и т.д.

Представляю урок литературы в 6-м классе, где чётко прослеживается последовательность моей работы.

Тема: “Мир народной жизни в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Т.Л. Юмор. (Заключительный урок по повести “Ночь перед Рождеством”).

Цель: знакомство с самобытной культурой Украины, оттачивать выразительное чтение, умения использовать знания по теории литературы и работать с текстом.

Оборудование: эпизоды экранизации повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” режиссёра А. Роу, детские рисунки к повести, использование тренажера “Светофорчик”, работает стенд “Запомни”.

ХОД УРОКА

Эпиграф записан на доске:

Прочёл “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Они изумили меня.
Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности.
А местами какая поэзия! Какая чувственность!

(А.С. Пушкин)

В тетради записываем тему урока.

I. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.

– Имя Н.В.Гоголя стало известно в русской литературе сразу после выхода в свет сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки” в Петербурге в 1831 году. Гоголю было тогда двадцать два года. Со страниц этих повестей веяло дыханием подлинно народной жизни. Все эти произведения основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Гоголя об Украине.
Мы познакомились уже с несколькими произведениями сборника и сегодня завершаем изучение повести “ Ночь перед Рождеством”. Мы определим художественное своеобразие повести. Поскольку учимся применять знания по теории литературы, анализируя художественные произведения, продолжим эту работу, а также будем оттачивать на уроке выразительное чтение.
Эпиграфом к уроку я взяла слова А.С.Пушкина о сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Зачитывается эпиграф.

– Давайте вспомним содержание повести “Ночь перед Рождеством” и проведём нашу традиционную разминку. Для ответа поднимаем красный цвет.

II. Традиционная разминка (работа с тренажерами) тест.

1. Исключите лишнее произведение:

а) “Вечер накануне Ивана Купала”;
б) “Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”;
в) “Страшная месть”;
г) “Ночь перед Рождеством”.

2. Что можно назвать основным источником для написания повести “Ночь перед Рождеством”?

а) библейские сказания;
б) произведения других писателей;
в) украинские народные песни и предания;
г) обычаи и быт украинского народа

3. Что это – кобиняк с видлогою, плахта, намитки, капелюхи, кожух, жупан?

а) блюда национальной кухни;
б) национальная украинская одежда;
в) домашняя утварь;
г) садовые растения

4. Почему Солоха стремилась поссорить Чуба и Вакулу?

а) из-за своего злого нрава;
б) сама имела виды на богатство Чуба;
в) следовала советам черта;
г) старалась не допустить свадьбы Оксаны и Вакулы

5. Почему чёрт задумал стащить месяц?

а) хотел испортить ночь перед Рождеством;
б) хотел навредить ведьме;
в) хотел помешать Вакуле пойти к Оксане;
г) по долгу службы

6. С какой целью Н.В.Гоголь ввел в повесть сцену разговора Екатерины с Запорожцем?

а) развития сюжета;
б) описания блеска придворного быта;
в) показать равнодушие высших сфер к жизни народа;
г) изображения контраста жизни украинского народа и столичной власти.

III. Теперь перейдём к работе с текстом.

Учитель выразительно читает эпизод описания ночи перед Рождеством до слов: “..и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле”.

– Как называется в литературном произведении описание природы? (Пейзаж.)

– Какую роль играет этот пейзаж в дальнейшем развитии событий ? (Помогает почувствовать особенности стиля Гоголя, поэтичность, обаяние картин украинской природы.)

– Каким художественными средствами выразительности пользуется автор при описании картин природы? (Эпитетами, олицетворениями.)

– Давайте вспомним, что же такое эпитеты и олицетворения. Найдем и зачитаем их.

– Читая повесть, вы, наверное, узнали что-то новое о культуре украинского народа? О каких нравах, обычаях вы узнали?  (Узнали, как праздновалось Рождество. Любимым развлечением молодёжи в сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелания одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. Что молодёжь очень почитала старших. Достаточно вспомнить эпизод, когда Вакула принес черевики Оксане, и перед тем, как попросить её руки, дал плётку Чубу, чтобы тот его простил за дерзости. Узнали, как одевались украинские модницы…)

Просмотр эпизодов фильма “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

– Таким образом, ребята, знакомство с повестью не прошло напрасно, ведь вы узнали столько нового и интересного. А теперь давайте посмотрим, насколько точно вы можете узнать героев повести. Я просила приготовить вас вопросы по повести и при этом провести параллель с другими литературными произведениями. Вы сейчас послушаете несколько вопросов и постараетесь ответить, о ком идёт речь.

IV. Выступают ученики, получившие индивидуальные домашние задания

1. В “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина есть строки:

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
–Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?

– Кто из гоголевских героинь, подобно этой царице, любовался перед зеркалом?

2. У К.И.Чуковского в “Украденном солнце” написано:

А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое.

…Но бессовестный смеётся,
так, что дерево трясётся:

– Если только захочу,
И луну я проглочу!

– А кто украл месяц в повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”?

3. У Пушкина в “Сказке о попе и работнике его Балде” есть такие строки:

А Балда над морем опять шумит
Да чертям верёвкой грозит.
Вылез опять бесёнок:
– Что хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли хочешь.

… Нет, – говорит Балда, –
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражонок, задачу.
Посмотрим, какая у тебя сила.

– Какую задачу чёрту задал кузнец Вакула в повести Гоголя?

4. В стихотворении Маршака читаем:

Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился натощак:
Съел телёнка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен, –
Да ещё и недоволен!

– Как звали героя, который обладал хорошим аппетитом?

– Как называется такой литературный приём: “Пацюк … ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру”? (Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в произведение для большей выразительности.)

V. Диалог с ребятами

– Обратим теперь внимание на ваши рисунки к повести “Ночь перед Рождеством”.

Рисунки к повести, специально подготовленные детьми к уроку, висят на доске.

– Меня особенно заинтересовал один. (Рисунок про ведьму и чёрта). Что изображено на нём?

– Страшна ли нечистая сила в повести?

– А почему вам было совсем не страшно?

VI. О юморе читаем статью учебника на стр. 132

– Обратите внимание на наш рабочий стенд “Запомни”. Вы видите на нём литературоведческое понятие “Юмор” и его характеристику. Я приготовила вам эту характеристику в уменьшенном виде. Чтобы не терять драгоценного времени, вы вклейте этот листок дома в рабочую тетрадь. Давайте зачитаем весёлые моменты в повести.

Выразительное чтение эпизодов.

1. Вакула у Пацюка (“Посмотрим, – говорил он сам себе, – как будет есть Пацюк вареники… до слов “уже вымазал губы сметаною”)

2. Кум и ткач с мешком в доме у Кума. (“Теперь можно представить, как были озадачены ткач и кум таким неожиданным явлением. .. до слов “Но ткач и кум мужественно отстояли мешок и заставили её попятиться назад”)

3. Запорожцы у царицы. (“Чего же хотите вы? – заботливо спросила Екатерина… до слов “Запорожцы начали толкать под руку кузнеца, думая, не с ума ли он сошёл”)

– Теперь нам становятся понятны слова А.С.Пушкина о повестях сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”. И нас изумляет повесть настоящей весёлостью, искренней, непринуждённой, без жеманства и чопорности.

– Посмотрим опять на ваши рисунки. Изобразил ли кто-нибудь кульминационный эпизод? Что такое кульминация?

– Правильно, здесь нет эпизода, когда Оксана отказалась от черевиков и призналась в любви Вакуле. Вот она – настоящая Оксана! Давайте зачитаем этот момент.

– А какой мы её видели в начале повести?

– Правильно, капризной, избалованной, любящей быть всегда в центре внимания.

VII. Выступают шестиклассники

Наши артисты приготовили для нас как раз эту сценку.

VIII. Подведение итогов, оценки ученикам

IX. Заключительное слово учителя.

– Мы продолжим работу по произведениям Гоголя. Это прекрасная дорога, дорога в книгу, я надеюсь, будет продолжаться всю вашу жизнь. И не беда, что вы станете большими. Как и сейчас вы будете смеяться над гоголевскими героями, вспоминая необыкновенное путешествие кузнеца Вакулы в Петербург, восторгаясь умением писателя показать красоту природы. Вы будете вслушиваться в музыку произведений замечательного автора, сумевшего описать необыкновенную красоту рождественской ночи, майской ночи, красоту великого Днепра. Вам повезло: вы все это ощутили в детстве, а, значит, пронесете свои чувства через всю жизнь.

X. Домашнее задание: написать эссе “Мой Гоголь”.