Литература
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Как стать счастливым, несмотря на…" (по рассказу И.С. Тургенева "Живые мощи") 2007
Все люди хотят стать счастливыми. Однако человека на жизненном пути постоянно подстерегают различные бедствия, болезни, смерть. Как же тогда стать счастливым, несмотря на все обстоятельства жизни? Сопоставление жизненных позиций И.С. Тургенева и Г.-Х. Андерсена убеждает в способности человека через веру обретать духовную силу. Анализ жизни героини рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи" показывает, что Лукерья стойко переносит страдания, так как вера составляет основу её личности. Тургенев был поражён силой православной веры, которая открылась ему в глубине народной души.
-
"Колокол тревоги" (урок-размышление по роману В. Астафьева "Печальный детектив" в 10–11-м классе) 2007
Роман В.П. Астафьева "Печальный детектив" (1986 г.) актуален для нашего времени. В центре внимания - нравственные вечные ценности, укрепляющие человека в его жизни на земле. Писатель спрашивает у читателя, до каких пор мы будем терпеть бездушие, хулиганство, безнаказанность преступлений, безответственность родителей за воспитание детей, одиночество стариков в обезлюдевшей деревне? Печально, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта, рвутся связи, требующие ответственности, совести. В романе вопросов больше, чем ответов. Он заставляет каждого спросить себя: "Не причастен ли я к тому, что происходит в городе?"
-
Сценарий музыкально-поэтического вечера "Русский романс второй половины XIX в.: "У любви есть слова…" 2007
Музыкально-поэтический вечер может стать как заключительным этапом изучения лирики русских поэтов второй половины XIX века, так и самостоятельным внеклассным мероприятием. Знакомясь с историей создания известных романсов, учащиеся попадают в "целый мир от красоты", создателями которого стали А.Фет, А.Толстой, Ф.Тютчев.
-
Литературная игра "Умники и умницы" (по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина) 2007
Литературная игра проводится на обобщающем уроке после изучения "Повестей Белкина". Она не только проверяет знания учащихся, но и воспитывает внимательного, вдумчивого читателя, способного к творческому воображению. Урок, проводимый в игровой форме, стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к предмету.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2007
Сейчас все чаще на уроках используются проекты. Это связано прежде всего с тем, что школы стали компьютеризированными, и детям интересна такая форма работы. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
-
Урок литературы в 6-м классе с использованием компьютерных технологий "А.С. Пушкин "Песнь о Вещем Олеге" 2007
Урок литературы в 6-м классе знакомит учащихся с произведением А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". На уроке анализируется картина В.М. Васнецова.
-
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала" 2007
Урок литературы показывает учащимся, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала", раскрывает гуманистический пафос этого произведения.
-
Разработка урока по рассказу В.Шукшина "Волки" 2007
Предлагаемый урок проводится в 8-м классе как урок внеклассного чтения. Он продолжает знакомить учащихся с творчеством писателя В.Шукшина. До этого не было подробного изучения биографии писателя. Рассказ "Волки" интересен и как произведение с большим нравственным смыслом, и как произведение, дающее богатый материал для обучения художественному анализу текста.
-
Произведения клуба "Сайсарские искры" 2007
Цели: познакомить с работой учащихся "Портфолио"; повысить интерес учащихся к творческой деятельности; развивать творческие способности детей; воспитывать чувство толерантности и уважения к русской и якутской литературе; воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
-
Тема урока: "Сим остаюсь твой сын, мулла, я – странник бедный" (загадка происхождения М.Акмуллы) 2007
Урок посвящен жизни и творчеству одного из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы, философской и общественно-политической мысли Башкортостана XIX столетия Мифтахетдину Акмулле - поэту, учителю, просветителю. Основная цель урока - познакомить студентов с трагической судьбой М.Акмуллы, раскрыть духовный мир поэта, разгадать загадку его происхождения; познакомить с жанровым разнообразием его поэзии. Занятие проводится для студентов-первокурсников, поступивших на базе 9-го класса. Данная тема включена в рабочую программу по литературе для реализации национально-регионального компонента.
-
Программа "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы – насущная проблема современности" 2007
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Задачей этой программы является воспитание читателя, формирование эмоциональной культуры личности и социально-значимого ценностного отношения к миру и искусству. Программа подготовлена с целью помочь учителю-словеснику четко представлять цели и задачи изучения произведений в 5–11-х классах. Особая миссия литературы – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
-
Урок литературы в 5–6-х классах на тему "Человек и природа" 2007
Отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным; человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица Земли растения. Меньше становится животных и птиц. Пройдет какое-то время, и о том, что они были на нашей планете, мы узнаем только из Красной Книги. Хочется верить, что мы - не последнее поколение, живущее на Земле.
-
Урок литературы в 7-м классе (по программе А.Г. Кутузова) на тему "Стихотворение Ф.Н. Глинки "Москва" 2007
Вашему вниманию предлагается урок погружения в текст (обучение элементам анализа текста), на котором осуществляется деятельностный и культуротворческий подход, используются индивидуальные и коллективные методы обучения. Включение в работу ИКТ позволяет задействовать не только аудиальный, но и визуальный канал восприятия учеников.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "С.А. Есенин "Песнь о собаке" 2007
Урок посвящен анализу лирического произведения в единстве формы и содержания. Цели: показать разницу между эпосом и лирикой; ввести понятие "лирический герой"; учить пониманию смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Погружение в мир, созданный поэтом, осуществляется через анализ фактуального и подтекстового уровней благодаря наблюдению над цветом и звуком в контексте произведения.
-
Интегрированный урок по литературе и технологии на тему "Моя профессия – железнодорожник" 2007
Одним из приоритетных направлений в работе школы-интерната, учредитель которого Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", является воспитание будущих железнодорожников. Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Моя профессия - железнодорожник" не только знакомит учащихся с произведениями известных писателей о нелегком труде работников железнодорожного транспорта, но и дает представление об их профессиональной деятельности на примере художественных образов. Повесть В.Чивилихина "Серебряные рельсы", рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире", а также отрывки из романа И.Штеммлера "Поезд" воспитывают уважение к людям этой профессии и чувство ответственности у учащихся при выборе своей будущей профессии.
-
Игра-викторина "Автограф" 2007
Игра-викторина " Автограф" проводится для учащихся 9-го класса в конце изучения творчества А.С. Пушкина. Занятие состоит из пролога (это театрализованная сцена разговора няни и поэта), трех блоков вопросов и эпилога (сцена последнего разговора Пушкина и его жены). Вопросы трех блоков заключают сведения о жизни поэта, людях, близких ему, местах Петербурга, связанных с его именем; проверяют знания сказок А.С. Пушкина; дают исторический и культурологический комментарий эпохи, изображенной в романе "Евгений Онегин". Заканчивается занятие рассуждениями учащихся о роли и значении творчества А.С. Пушкина в их жизни.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Человек на войне" (по рассказу В.П. Некрасова "Сенька"). 7-й класс 2007
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу В.П. Некрасова "Сенька" знакомит учащихся с краткой биографией В.П. Некрасова. Основная цель урока - показать поведение, поступки и чувства героев рассказа перед лицом смерти.
-
Конспект урока на тему "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор" 2007
Предлагаемый конспект урока "Чиновники на приёме у "ревизора" (по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя) по литературе для учащихся 8-х классов поможет учителям сделать свою работу более содержательной, интересной. Он способствует организации диалога, создаёт для каждого ребёнка возможность самовыражения, развития творческих навыков.
-
Интегрированный урок (литература + химия) на тему "Любовь, что движет Солнце и светила" (Данте) 2007
Интегрированный урок химии и литературы назван словами известного поэта эпохи Возрождения Данте и посвящён чувству, во имя которого "воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою", чувству, ставшему основой одной из мировых религий ("Возлюби ближнего, как самого себя").
-
Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе" 2007
Основные цели урока – формирование нравственных ценностей, выработка навыков анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, развитие умения грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения.
-
Урок-семинар с элементами исследования "Парадокс волшебных зеркал по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2007
В романе Булгакова переплетаются в один нерасторжимый узел сложнейшие проблемы. Одно "волшебное зеркало" дополняет другое, и все оказывается взаимосвязанным, зависимым друг от друга. Великие идеи буквально пронизывают всю ткань произведения. Буквально каждая реплика, действие героя обретают, кроме индивидуальных характеристик, общефилософский смысл, несут общую идею произведения и развивают ее. Получается: в "волшебном зеркале" образуется своеобразная система линз, которая вбирает в себя отражение и затем отбрасывает его, усиливая его смысл. При этом мы видим, как в конкретном оживает, начинает жить своей жизнью, отражается в своей исторической специфике большое явление, обретая всеобщее значение. "Никогда не будет последнего прочтения, как никогда не будет Последнего суда".
-
Интегрированный урок по предметам "Литература стран изучаемого языка" и "Индивидуальное обучение музыке" на тему "Джоэль Харрис – детям" 2007
Данный урок знакомит с творчеством американского писателя Джоэля Харриса, создателя знаменитых "Сказок дядюшки Римуса", и музыкальными произведениями известного фольклориста Эли Сигмейстера. А также развивает креативные способности учащихся при инсценировании одной из сказок с музыкальным сопровождением.
-
Интегрированный урок литературы, ИЗО, театра "Притча о блудном сыне" 2007
"Притча о блудном сыне" - великолепный образец прощения как проявления настоящей любви.
-
Рассказ А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Занятие элективного курса "Основы текстовосприятия" с использованием технологии развития критического мышления 2007
Занятие показывает приемы вхождения в чеховский стиль, в котором сюжет перестает быть главным. В рассказе "Скрипка Ротшильда", по мнению К.И. Чуковского, сконцентрированы "все основные черты мировоззрения А.П. Чехова и главные особенности его мастерства.
-
Учебный проект "Художественный мир Сергея Есенина" 2007
Система уроков литературы по теме "Лирика Сергея Есенина" в 11-м классе (7 уроков). Метод проектов, программа Intel "Обучение для будущего". Название проекта "Художественный мир Сергея Есенина". Цели: выявить особенности художественного мира и воссоздать характер лирического героя поэта. В ходе работы над проектом учащиеся должны усвоить следующие понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики С. Есенина, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.
-
"Отцы" и "дети" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007
За основу урока взято убеждение Л.Н. Толстого: "Нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях". Цель этого урока - показать, какие жизненные уроки преподают своим детям "отцы", какие качества воспитывают в них и как.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.) 2007
Музыкально-литературная историческая композиция, посвященная памяти героев русско-японской войны (1904–1905) была исполнена хором мальчиков в День защитника Отечества. Данный опыт будет интересен Суворовским, Нахимовским и кадетским училищам, школам в городах со славными морскими традициями, классам с преобладанием мальчиков в коллективе и всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина" 2007
Центральной эстетической проблемой курса 7-го класса является “Герой – характер – образ”. Раздел, посвященный лирике, построен на сопоставлении эпического героя с лирическим, выяснении художественно-выразительных средств, которые используются для создания этого образа. Роль курса литературы в 7-м классе в общей структуре программы А.Г. Кутузова заключается в обучении эстетическому анализу, а основным структурным принципом является жанрово-родовой. С этой точки зрения образ автора приобретает первостепенное значение. Тема “Лирический герой поэзии С. Есенина” продолжает разговор о любви к родным местам, к родной природе, начатый на предыдущем уроке стихотворением Глинки. У ребят появляется возможность проверить свои знания о лирическом герое и умение определять его характерные черты. Живая, красочная поэзия Есенина – хороший материал для закрепления таких понятий, как "эпитет", "сравнение", "олицетворение" и "метафора".
-
Открытый урок литературы по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"» 2007
На данном уроке мы продолжаем формировать умение производить структурный анализ текста, определять его тип. Работа над текстом включает в себя развитие навыков анализа художественного текста, осмысление темы через речевой тренинг, выполнение заданий творческого характера, организацию индивидуальной и дифференцированной работы на уроке, предполагающей элементы дискуссии. Организуется процесс обсуждения, совместной деятельности по анализу текста, выявлению гражданской позиции каждого обучающегося.
-
Урок-КВН по книге Дж. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень" 2007
Книги о Гарри Поттере – любимое чтение многих пятиклассников, и уроки по произведениям Дж. Роулинг воспринимаются ими с интересом. Задача учителя литературы – формировать внимательного читателя, показать, что ученики могут сами выбирать тексты для уроков, учить работать в группе. Форма урока КВН по первой книге о юном волшебнике даёт возможность и проверить знание текста, и оптимально выбрать материал для обсуждения, и организовать коллективную интересную работу. Задания – рассказ о себе от имени Гарри, узнавание героев и хозяев волшебных предметов, составление свидетельства об успехах – способствуют глубокому пониманию произведения.