Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Тема урока: "Сим остаюсь твой сын, мулла, я – странник бедный" (загадка происхождения М.Акмуллы) 2007

    Автор: Джанибекова Лариса Анатольевна

    Урок посвящен жизни и творчеству одного из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы, философской и общественно-политической мысли Башкортостана XIX столетия Мифтахетдину Акмулле - поэту, учителю, просветителю. Основная цель урока - познакомить студентов с трагической судьбой М.Акмуллы, раскрыть духовный мир поэта, разгадать загадку его происхождения; познакомить с жанровым разнообразием его поэзии. Занятие проводится для студентов-первокурсников, поступивших на базе 9-го класса. Данная тема включена в рабочую программу по литературе для реализации национально-регионального компонента.

  • Программа "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы – насущная проблема современности" 2007

    Автор: Тюлентаева Елизавета Дмитриевна

    В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Задачей этой программы является воспитание читателя, формирование эмоциональной культуры личности и социально-значимого ценностного отношения к миру и искусству. Программа подготовлена с целью помочь учителю-словеснику четко представлять цели и задачи изучения произведений в 5–11-х классах. Особая миссия литературы – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

  • Урок литературы в 5–6-х классах на тему "Человек и природа" 2007

    Автор: Марьина Татьяна Михайловна

    Отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным; человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица Земли растения. Меньше становится животных и птиц. Пройдет какое-то время, и о том, что они были на нашей планете, мы узнаем только из Красной Книги. Хочется верить, что мы - не последнее поколение, живущее на Земле.

  • Урок литературы в 7-м классе (по программе А.Г. Кутузова) на тему "Стихотворение Ф.Н. Глинки "Москва" 2007

    Автор: Михина Елена Владимировна

    Вашему вниманию предлагается урок погружения в текст (обучение элементам анализа текста), на котором осуществляется деятельностный и культуротворческий подход, используются индивидуальные и коллективные методы обучения. Включение в работу ИКТ позволяет задействовать не только аудиальный, но и визуальный канал восприятия учеников.

  • Урок литературы в 7-м классе по теме "С.А. Есенин "Песнь о собаке" 2007

    Автор: Неуймина Галина Александровна

    Урок посвящен анализу лирического произведения в единстве формы и содержания. Цели: показать разницу между эпосом и лирикой; ввести понятие "лирический герой"; учить пониманию смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Погружение в мир, созданный поэтом, осуществляется через анализ фактуального и подтекстового уровней благодаря наблюдению над цветом и звуком в контексте произведения.

  • Интегрированный урок по литературе и технологии на тему "Моя профессия – железнодорожник" 2007

    Автор: Чернова Татьяна Дмитриевна

    Одним из приоритетных направлений в работе школы-интерната, учредитель которого Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", является воспитание будущих железнодорожников. Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Моя профессия - железнодорожник" не только знакомит учащихся с произведениями известных писателей о нелегком труде работников железнодорожного транспорта, но и дает представление об их профессиональной деятельности на примере художественных образов. Повесть В.Чивилихина "Серебряные рельсы", рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире", а также отрывки из романа И.Штеммлера "Поезд" воспитывают уважение к людям этой профессии и чувство ответственности у учащихся при выборе своей будущей профессии.

  • Игра-викторина "Автограф" 2007

    Автор: Швец Елена Сергеевна

    Игра-викторина " Автограф" проводится для учащихся 9-го класса в конце изучения творчества А.С. Пушкина. Занятие состоит из пролога (это театрализованная сцена разговора няни и поэта), трех блоков вопросов и эпилога (сцена последнего разговора Пушкина и его жены). Вопросы трех блоков заключают сведения о жизни поэта, людях, близких ему, местах Петербурга, связанных с его именем; проверяют знания сказок А.С. Пушкина; дают исторический и культурологический комментарий эпохи, изображенной в романе "Евгений Онегин". Заканчивается занятие рассуждениями учащихся о роли и значении творчества А.С. Пушкина в их жизни.


  • Урок внеклассного чтения по теме: "Человек на войне" (по рассказу В.П. Некрасова "Сенька"). 7-й класс 2007

    Автор: Костригина Ирина Владимировна

    Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу В.П. Некрасова "Сенька" знакомит учащихся с краткой биографией В.П. Некрасова. Основная цель урока - показать поведение, поступки и чувства героев рассказа перед лицом смерти.

  • Конспект урока на тему "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор" 2007

    Автор: Фролова Ольга Николаевна

    Предлагаемый конспект урока "Чиновники на приёме у "ревизора" (по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя) по литературе для учащихся 8-х классов поможет учителям сделать свою работу более содержательной, интересной. Он способствует организации диалога, создаёт для каждого ребёнка возможность самовыражения, развития творческих навыков.

  • Интегрированный урок (литература + химия) на тему "Любовь, что движет Солнце и светила" (Данте) 2007

    Авторы: Жовтонога Ольга Ивановна, Чечулина Татьяна Владимировна

    Интегрированный урок химии и литературы назван словами известного поэта эпохи Возрождения Данте и посвящён чувству, во имя которого "воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою", чувству, ставшему основой одной из мировых религий ("Возлюби ближнего, как самого себя").

  • Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе" 2007

    Автор: Колодкина Людмила Викторовна

    Основные цели урока – формирование нравственных ценностей, выработка навыков анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, развитие умения грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения.

  • Урок-семинар с элементами исследования "Парадокс волшебных зеркал по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2007

    Автор: Березина Наталья Львовна

    В романе Булгакова переплетаются в один нерасторжимый узел сложнейшие проблемы. Одно "волшебное зеркало" дополняет другое, и все оказывается взаимосвязанным, зависимым друг от друга. Великие идеи буквально пронизывают всю ткань произведения. Буквально каждая реплика, действие героя обретают, кроме индивидуальных характеристик, общефилософский смысл, несут общую идею произведения и развивают ее. Получается: в "волшебном зеркале" образуется своеобразная система линз, которая вбирает в себя отражение и затем отбрасывает его, усиливая его смысл. При этом мы видим, как в конкретном оживает, начинает жить своей жизнью, отражается в своей исторической специфике большое явление, обретая всеобщее значение. "Никогда не будет последнего прочтения, как никогда не будет Последнего суда".

  • Интегрированный урок по предметам "Литература стран изучаемого языка" и "Индивидуальное обучение музыке" на тему "Джоэль Харрис – детям" 2007

    Автор: Сазонова Евгения Николаевна

    Данный урок знакомит с творчеством американского писателя Джоэля Харриса, создателя знаменитых "Сказок дядюшки Римуса", и музыкальными произведениями известного фольклориста Эли Сигмейстера. А также развивает креативные способности учащихся при инсценировании одной из сказок с музыкальным сопровождением.

  • Интегрированный урок литературы, ИЗО, театра "Притча о блудном сыне" 2007

    Авторы: Бондаренко Ольга Ярославовна, Ионова Светлана Александровна

    "Притча о блудном сыне" - великолепный образец прощения как проявления настоящей любви.


  • Рассказ А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Занятие элективного курса "Основы текстовосприятия" с использованием технологии развития критического мышления 2007

    Автор: Чудных Валентина Алексеевна

    Занятие показывает приемы вхождения в чеховский стиль, в котором сюжет перестает быть главным. В рассказе "Скрипка Ротшильда", по мнению К.И. Чуковского, сконцентрированы "все основные черты мировоззрения А.П. Чехова и главные особенности его мастерства.

  • Учебный проект "Художественный мир Сергея Есенина" 2007

    Автор: Есина Елена Витальевна

    Система уроков литературы по теме "Лирика Сергея Есенина" в 11-м классе (7 уроков). Метод проектов, программа Intel "Обучение для будущего". Название проекта "Художественный мир Сергея Есенина". Цели: выявить особенности художественного мира и воссоздать характер лирического героя поэта. В ходе работы над проектом учащиеся должны усвоить следующие понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики С. Есенина, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.

  • "Отцы" и "дети" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007

    Автор: Габараева Наталья Николаевна

    За основу урока взято убеждение Л.Н. Толстого: "Нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях". Цель этого урока - показать, какие жизненные уроки преподают своим детям "отцы", какие качества воспитывают в них и как.

  • Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.) 2007

    Автор: Бекаревич Елена Викторовна

    Музыкально-литературная историческая композиция, посвященная памяти героев русско-японской войны (1904–1905) была исполнена хором мальчиков в День защитника Отечества. Данный опыт будет интересен Суворовским, Нахимовским и кадетским училищам, школам в городах со славными морскими традициями, классам с преобладанием мальчиков в коллективе и всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма.

  • Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина" 2007

    Автор: Якунина Ольга Николаевна

    Центральной эстетической проблемой курса 7-го класса является “Герой – характер – образ”. Раздел, посвященный лирике, построен на сопоставлении эпического героя с лирическим, выяснении художественно-выразительных средств, которые используются для создания этого образа. Роль курса литературы в 7-м классе в общей структуре программы А.Г. Кутузова заключается в обучении эстетическому анализу, а основным структурным принципом является жанрово-родовой. С этой точки зрения образ автора приобретает первостепенное значение. Тема “Лирический герой поэзии С. Есенина” продолжает разговор о любви к родным местам, к родной природе, начатый на предыдущем уроке стихотворением Глинки. У ребят появляется возможность проверить свои знания о лирическом герое и умение определять его характерные черты. Живая, красочная поэзия Есенина – хороший материал для закрепления таких понятий, как "эпитет", "сравнение", "олицетворение" и "метафора".

  • Открытый урок литературы по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"» 2007

    Автор: Мануйлова Елена Владиленовна

    На данном уроке мы продолжаем формировать умение производить структурный анализ текста, определять его тип. Работа над текстом включает в себя развитие навыков анализа художественного текста, осмысление темы через речевой тренинг, выполнение заданий творческого характера, организацию индивидуальной и дифференцированной работы на уроке, предполагающей элементы дискуссии. Организуется процесс обсуждения, совместной деятельности по анализу текста, выявлению гражданской позиции каждого обучающегося.

  • Урок-КВН по книге Дж. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень" 2007

    Автор: Лобаченко Ольга Эдуардовна

    Книги о Гарри Поттере – любимое чтение многих пятиклассников, и уроки по произведениям Дж. Роулинг воспринимаются ими с интересом. Задача учителя литературы – формировать внимательного читателя, показать, что ученики могут сами выбирать тексты для уроков, учить работать в группе. Форма урока КВН по первой книге о юном волшебнике даёт возможность и проверить знание текста, и оптимально выбрать материал для обсуждения, и организовать коллективную интересную работу. Задания – рассказ о себе от имени Гарри, узнавание героев и хозяев волшебных предметов, составление свидетельства об успехах – способствуют глубокому пониманию произведения.


  • Урок-конкурс по стихотворению И. Бунина "Крещенская дочь" 2007

    Автор: Лобаченко Ольга Эдуардовна

    Анализ стихотворения – сложный для учащихся вид работы. Обучать серьёзному исследованию стихотворения надо с мадших классов. Помогает путь "от формы к содержанию", который исправляет типичную ошибку сочинений по лирическому произведению – вначале объяснять содержательный план текста, а затем "прикладывать" к нему набор найденных изобразительных средств. Урок-конкурс проводится после изучения стихотворений И. Бунина и уроков по поззии других авторов, на которых отрабатываются план анализа лирического стихотворения и выразительные средства языка.

  • Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен" 2007

    Автор: Голушкова Татьяна Васильевна

    Данный материал – разработка урока внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен". Занятие мотивирует учащихся, способствует более осознанному восприятию текста древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" в 9-м классе. На уроке не только развиваются навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою, но и становится возможным ощутить взаимосвязь истории, литературы и современной жизни; обогащается читательский и личный опыт учащихся, формируется гражданская позиция.

  • Педагогическая мастерская "Петербург Пушкина" (по поэме "Медный всадник" ) 2007

    Автор: Олюнина Валентина Саввична

    Урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые, учащиеся 9-го класса подойдут к пониманию того, чем вызван интерес А.С. Пушкина к историческому прошлому России; позволит выявить позиции автора по отношению к Петербургу. На изучение темы по программе отводится 2 часа. Первый урок (педмастерская) посвящен Петербургу Пушкина (образу города), изображенному в поэме "Медный всадник"; второй – семинар "Два бунта" (жанр, композиция произведения, конфликт: власть, стихия, человек).

  • Интегрированный урок с использованием ИКТ в 11-м классе "Сталинградская битва: исторические факты и её художественное отображение" 2007

    Авторы: Лалетина Светлана Семеновна, Олюнина Валентина Саввична

    Интегрированный урок истории и литературы с использованием ИКТ в 11-м классе, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью урока служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо было охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву.

  • "…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…" (урок по рассказу "Кусака" Л.Н. Андреева) 2007

    Автор: Шарафутдинова Рулия Абулкасимовна

    Шестиклассники впервые встречаются с произведениями Л.Н. Андреева. Важно, чтобы эта встреча не была последней, чтобы у них появилось желание самостоятельно читать его рассказы. Учащиеся, отвечая на вопросы, выполняя задания и размышляя о том, кто виноват в несчастной судьбе Кусаки, вырабатывают навыки анализа прозаического произведения. Затем делают вывод, что несчастье Кусаки случилось по вине равнодушных взрослых, что "все живое имеет одну и ту душу, все живое страдает одними и теми же страданиями", и поэтому все должны сочувствовать всякой живой твари, хрупкой и во всем от них зависимой.

  • Философия жизни (поэтическая мастерская "Сочиняем хокку") 2007

    Автор: Бородина Татьяна Евгеньевна

    Поэтическая мастерская – это урок творчества. Подобные занятия выстраиваются в рамках деятельностно-творческой парадигмы образования, в центре которой – знания и деятельность, погруженные в социокультурный контекст, в ситуацию диалога, взаимопонимания. Внимание направлено на ценностное содержание объектов окружающего предметного мира, их личностный смысл. Поиск смысла собственной жизни и бытия вообще является содержанием данного урока.

  • Открытый урок "Литературная полемика начала XIX века" 2007

    Автор: Дегтярёва Анна Олеговна

    Изучать литературу только на уровне "восприятия-интерпретации" нельзя, потому что такое изучение художественных произведений ведёт только к объяснению поступков героев, формированию собственного отношения к герою. Но для того чтобы понять, какое место занимает данное произведение в творчестве писателя, какую ценность оно представляет для русской или мировой культуры, как проявляется авторский стиль, манера повествования, надо владеть теоретико-литературными и историко-литературными знаниями, знаниями о языке художественных произведений – вот те знания, которые служат средством постижения учащимися литературы. Вот так родилась идея этого урока.


  • Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности 2007

    Автор: Алехина Лена Николаевна

    Попав в современный мир, знаменитые братья Кирилл и Мефодий, создатели азбуки, проводят увлекательный экскурс в историю славянской письменности в игровой форме. Ребята могут узнать об эволюции письма, о создании первых книг и т.д., выполняя интересные задания.

  • Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Салон Зинаиды Волконской" 2007

    Автор: Перова Инесса Николаевна

    Внеклассное мероприятие "Салон Зинаиды Николаевны Волконской" проводится параллельно с изучением творчества А.С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 9-х классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с окружением Пушкина, с адресатами его любовной лирики: Анной Олениной, Амалией Ризнич, А.П. Керн; даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века; стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.