Опережающее домашнее задание:
1. Прочитать рассказ.
2. Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и ее лечение. Деревенская изба. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят.
3. Индивидуальное сообщение об авторе (карточка)
I. Вступительное слово.
1. Чтение эпиграфа
Если бы мне дано было повторить жизнь,
я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную
событиями, радостями, победами и поражениями,
восторгами и горестями утрат, которые, кстати,
помогают обостренней видеть мир и чувствовать доброту. (В.П.Астафьев.)
- Эти слова правды принадлежат замечательному писателю ХХ века- Виктору Петровичу Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых, начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе.( “Васюткино озеро”).
2. Сообщение ученика об авторе (демонстрация слайдов с фотографиями писателя, его родных мест, книг)
- “Фотография, на которой меня нет” - глава из повести “Последний поклон”. Эта глава рисует жизнь и события далеких 30-х годов ХХ века.
3. Предварительная беседа, определение задач и направлений работы с текстом.
- Прочитайте последние 3 абзаца рассказа (со слов “Смотрю, иногда улыбаюсь, вспоминая…” до конца) и соотнесите с названием.
Чтение вслух текста. -Какие вопросы возникают?
(запись всех вопросов, которые назовут ученики, на доске. Например:
- Почему автору так дороги деревенские фотографии?
- Чем дороги деревенские фотографии?
- Почему автор называет деревенскую фотографию “настенной историей”, “своеобычной летописью”?
- Какую память хранит деревенская фотография?
Работа с текстом рассказа в группах и коллективно поможет нам ответить на вопросы и разобраться в прочитанном.
II. Групповая работа с текстом по плану и карточкам-заданиям.
Память о прошлом в рассказе.
План. | Основной вопрос: |
1. Приезд фотографа в село. 2. Лечение болезни. Бабушка Катерина Петровна. 3. Быт деревенской избы. 4. Школьные учителя 5. Старая деревенская школа 6. Практические знания деревенских ребят. |
Как и какими деталями быта и человеческих отношений запечатлел писатель деревенскую жизнь 30-х годов в рассказе? |
Задания группам
I
1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод “Приезд фотографа в село”.
2. Подготовьте краткий пересказ-анализ эпизода по вопросам:
- Как отнеслись к известию о приезде фотографа жители?
- Как принимали фотографа?
- Как школьники готовились к предстоящему событию- фотографированию?
II
1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает, как он простудился, а бабушка его лечила.
2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:
- Почему и как герой простудился?
- Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
- Что и как говорила бабушка (какой была ее речь)?
III
1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает избу, в которой он жил, и соседние избы.
2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:
- Какими были окна в доме бабушки?
- Какие цветы росли у бабушки в доме, как она за ними ухаживала?
- Какими запомнились герою окна соседних домов?
IV
1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает первых деревенских учителей.
2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:
- Какими вспоминаются первые учителя: как выглядели, кем были на селе?
- Как относились деревенские жители к учителям?
- Как бабушка принимала учителя у себя дома?
- С какими чувствами вспоминает писатель школьных учителей?
V
1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод “Старая деревенская школа”
2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:
- Какой была школа? Как в ней учились?
- Как появились учебники у ребят?
- С каким чувством вспоминает автор старую школу?
VI
1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых вспоминается жизнь деревенских ребятишек: их занятия, умения, случаи из школьной жизни.
2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:
- Как были одеты деревенские ребятишки?
- Что знали и умели “по-своему, по-деревенски” сельские ребята?
- Как в случае со змеей раскрываются ребята и учитель?
III. Представление ответов группами. Коллективные выводы.
Краткие примеры ответов ребят.
I
Известие о приезде фотографа “взбудоражило” школу: занятия в школе были прерваны, учителя стали думать, где разместить фотографа. Неподходяще было оставить его у себя, решили в заезжий дом определить, но тетка Авдотья отговорила, так как там ямщиков полный дом, пить будут и некультурно себя вести. Пристроили на ночь фотографа у уважаемого всеми человека Ильи Ивановича Чехова: “там его и разговором умным займут, и угостят, и книжку почитать дадут”. В селе все переживали и хотели угодить фотографу. Ученики весь вечер гужом ходили гадали и распределяли, кто где сядет, во что оденется. Было решено, что прилежные ученики сядут впереди, средние- в середине,
Плохие – назад.
- Т.о., приезд фотографа в село описан Астафьевым как очень значительное, “неслыханно важное” событие для деревни в 30-е годы.
II
Герой рассказа с другом Санькой тоже хотели занять достойное место на снимке, но решение вопроса о месте вышло не в их пользу. Несмотря даже на драку, которой они хотели доказать, что “люди не пропащие”, ребята их прогнали. Тогда мальчики, ругаясь, с остервенением пошли кататься на увал с крутого обрыва на санках и начерпали полные валенки снегу. Ночью нестерпимо заболели ноги. Бабушка называла эту болезнь “рематизм”. Она сначала по-своему, по-деревенски, ворчала, даже передразнивала ответы внука (примеры). Но делала это как-то заботливо и ласково (примеры). Стала натирать ноги спиртом, бормотала молитву, заплакала и заставила деда топить баню. Утром унесла в баню, растирала ноги березовым веником, грела над паром от каленых камней, дома дала ложку настойки водки на борце, брусники и молока, кипяченного с маковыми головками. А потом им с Санькой даже обещала свозить их к “самолучшему” фотографу в городе.
- Т.о., бабушка героя, с ее речью, богатой народными выражениями и словами, умениями, заботой и неиссякаемой любовью является олицетворением Семейного Лада.
III
Находясь больше недели дома, герой целыми днями глядел в окно на улицу. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая живет хозяйка, каков у нее характер и обиход в доме. У бабушки рамы вставлялись на зиму с толком и неброской красотой: в горнице клала между рам вату и на нее розетки рябины с листиками; в “середней” и в кути – мох вперемежку с брусничником, на мох- несколько березовых углей и ворохом рябину без листьев. Мох- от сырости, уголь- окнам замерзнуть не дает, а рябина – от угару. У дяди Левонтия промеж рам ничего не лежит, даже стекла не все целы. Тут изучать нечего. У тетки Авдотьи всего навалено: и ваты, и моху, и калины, главное украшение – цветы. Сама тетка Авдотья такая- всего в ней навалом: и легкомыслие ,и доброта, и сварливость.
У бабушки цветы тоже с толком. Листья мятного цветка она в чай заваривает, еще алой есть и два фикуса, которые она “стережет пуще глаза”. Бабушка ухаживает за цветами, зимой почти все горшки с геранями, сережками, розочкой, луковицами находятся в подполье, но как наступает весна, она их достает и ставит на теплое место, а потом наблюдает, как появляются цветы, “живунчики”, по-бабушкиному.
- Т.о., деревенская изба с ее бытом является олицетворением Дома.
IV
Лицо учителя было бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, прическа- волосы назад, добрые глаза. Лет 25, но герою казался очень солидным человеком. Ничего особенного: чуть виноватая улыбка, вежливый, застенчивый, всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников. Учителя были заводилами в сельском клубе, играм и танцам учили, ставили смешные пьесы, на свадьбах бывали почетными гостями. Жили они в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев. У жителей к учителям было всеобщее молчаливое уважение. Незаметно деревенские бабы приносили и оставляли молоко, сметану, творог, бруснику; помогали глядеть за ребенком, один раз даже незаметно отдали подшивать валенки сапожнику, а он денег не взял; воз дров привезли. Когда появился учитель в доме, бабушка сразу всполошилась, одежду убрала в горницу, пригласила проходить, поставила самовар. А потом вместе пили чай с вареньем, сушками, пряниками, молоком. Это было большой честью и радостью. После ухода учителя бабушка в тот день даже не ругалась и хвасталась всем, что заходил учитель. Только после прошествия многих лет писатель узнал имена учителей, но сохранил в памяти образ человека, связанный со словом “учитель”.
- Т.о, деревенский учитель становится олицетворением Учителя, человека, растворив- шегося в памяти людей.
V
Школа размещалась в старом деревенском доме с угарными печами. Не было парт, скамеек, учебников, тетрадей, карандашей. Один букварь и красный карандаш. Писали поочередно, счету учились на спичках и палочках. Потом собрали всем селом ненужные вещи, сдали в “Утильсырье”,и появились карандаши, тетради, краски. Учитель привез учебники: один на пятерых, один на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.
- Т.о., школа тех лет хранит память о трудной деревенской жизни.
VI
Деревенские ребята были одеты бедно, “шибко бедновато” ( в шубейках, телогрейках они на фотографии), кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл..
По-деревенски они знали лес, умели копать и есть корни саранок, жевать лиственничную серу, различать по голосам птичек, зверьков, как спастись от пожара и выйти из леса, если заблудишься. Во время похода на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора ребята увидели змею. Учитель начал отчаянно бить ее через плечо, пока та не перестала шевелиться. Ребята знали, что нельзя так бить змей: они могут вокруг палки обвиться, это они объясняли учителю и были удивлены, что он, не видя раньше никогда змей, так бесстрашно бросился оборонять их.
IV. Подведение итогов урока (Ответы на поставленные вопросы) Обобщение
Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого-то отрезка времени в истории жизни человека и народа.
V Домашнее задание. Презентация проекта (3 - 5мин)
Проект “Как много желтых снимков на Руси…”
Аннотация
После работы в группах по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет” проходит подведение итогов. (Ответы на поставленные вопросы) Обобщение:
-Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого- то отрезка времени в истории жизни человека и народа.
Домашнее задание. Презентация проекта для учащихся (3 - 5мин)
Краткое описание проекта
Цель: Способствовать присоединению учащихся к социокультурным ценностям категории “память о людях”
Задачи:
- Развивать познавательную самостоятельную поисковую деятельность, критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группе.
- Учить учащихся использовать различные источники информации для восстановления событий прошлого, интерпретировать факты на основе фотографий, опроса, предъявлять результаты в различных формах.
- Воспитывать гражданскую позицию, гордость за место, где живешь и учишься, за людей, которые учились и работали в школе
Проект охватит несколько учебных тем по разным предметам:
Литература - Память о людях в произведениях писателей ХХ века. Связь поколений в русской литературе.
Развитие речи - Сочинение на основе личных впечатлений. Сочинение-рассуждение.
Речь и культура общения - Подготовка выступления. Публичное выступление.
Основополагающий вопрос: о чем рассказали старые фотографии?
Темы проекта
1. Древо семьи/школы в фотографиях.
2. История семьи/школы в фотографиях родителей/выпускников.
3. Жизнь школы в фотографиях учеников.
4. История одной старой школьной фотографии из семейного альбома.
Формы представления результатов (продукты деятельности) по выбору учащихся:
- Сообщение-доклад с мультимедийным сопровождением
- Мини - альбом. Альбом
- Книжка-малышка. Книжка - раскладка.
- Сочинение-открытка
- Буклет/плакат
Этапы и сроки:
1. Презентация проекта. Выбор темы. (Д/З на уроке литературы)
2. Составление плана работы. (Внеурочное время в день дачи Д/З)
3. Самостоятельная работа над проектом (В течение недели - трех)
4. Подготовка презентации. Самооценка. (Урок риторики)
5. Защита проекта. (Урок литературы)
Критерии оценивания разрабатываются в зависимости от выбранных учащимися форм.
Общие требования
К содержанию: | К оформлению: |
- наличие и мотивация выбора темы, целей - отражение хода и результатов работы - выводы |
- эстетичность, грамотность - структурирование материала - использование иллюстративного материала (фотографий) - культура речи |
Информационные источники: семейные и музейные альбомы, архивы; беседы и интервью с родителями, учителями, учениками.
Проверка домашнего задания (защита проекта) через 1 - 3недели.
Рефлексия:
Самооценка
Продолжи предложения
1. На занятии для меня было важно
2. Занятие помогло задуматься о
___________________________________________
____________________________________________
3. Я научился
_____________________________________________
4. У меня возникли трудности
5. К моим достижениям можно отнести