Цель урока-турнира: развитие творческих способностей учащихся, познавательных интересов к предмету, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы.
Этапы урока-турнира. Организационный этап.
Турнир проводится в конце изучения поэзии А. Ахматовой и является завершающем этапом в работе над творчеством поэта. Организуются две команды по выбору учащихся (6-8 человек), выбирается ведущий ученик. Создается жюри из приглашенных учащихся параллельного класса.
II. Подготовительный этап.
Создается инициативная группа учащихся, которая вместе с учителем придумывает ход турнира, координирует деятельность команд, групп. Каждая команда готовит вопросы соперникам, кроссворды, стенгазету, выразительное чтение стихотворений А. Ахматовой наизусть, музыкальный номер (песню на стихи А. Ахматовой). Другая группа учащихся готовит выставку книг и сборников стихотворений А. Ахматовой, портреты поэтессы разных лет, статьи критиков об Ахматовой для оформления кабинета.
К турниру оформлена доска: портрет Ахматовой и эпиграф “Я научилась просто, мудро жить...”
Ход турнира
I. Конкурс “Разминка”
В течение 1 минуты команды по очереди готовятся и отвечают на вопросы ведущего (3 балла). Вопросы разминки:
- Где прошли отрочество и юность А. Ахматовой?
- Как звучит настоящая фамилия А. Ахматовой?
- Чьи стихи из поэтов Серебряного века потрясли А. Ахматову в Париже?
- В каком году вышел первый сборник поэтессы?
- К какому литературному направлению можно отнести творчество А. Ахматовой?
Жюри оценивает первый конкурс. Звучит музыка - соната №30 Л. Бетховена.
II. Конкурс “Хронология”
Задание участникам игры - записать в хронологическом порядке названия сборников стихов поэтессы (3 балла). 1912 - первый сборник “Вечер” 1914 - книга “Четки” 1917 - сборник “Стая”
- сборник “Подорожник”
- книга “Anno Domini”
1924 - цикл “Библейские стихи” 1940 - поэма “Реквием”
Жюри оценивает второй конкурс. Звучит музыка из цикла Чайковского “Времена года”.
III. Конкурс “Литературоведы”
Каждая команда в течение 3 минут готовит ответ на вопрос, пользуясь сборником стихов поэта (5 баллов).
Вопрос первой команде: кому из русских поэтов А. Ахматова посвятила причитание-молитву, подчеркивая общенациональную скорбь? Вопрос второй команде: назовите любимых Ахматовой поэтов-предшественников и друзей-современников.
Жюри оценивает третий тур. Звучат стихотворения А. Ахматовой “Песня последней встречи”, “Проводила друга до передней”, “Молитва”.
IV. Конкурс “Блиц-турнир”
Команды без подготовки отвечают на вопросы ведущего (1 балл).
Вопросы командам:
- Кто из поэтов Серебряного века был для Ахматовой высшим проявлением сути века?
- А. Ахматова использовала в лирике прием говорящей детали. Какие это детали?
- Почему О. Мандельштам возводил истоки творчества Ахматовой не к поэзии, а к психологической прозе XIX века? К творчеству каких писателей можно отнести это высказывание?
- Какое произведение Ахматовой стало памятником страшной эпохи?
- В чем особенности лирической героини ахматовской поэзии?
- Что нового привнесла поэтесса в тему любви?
Жюри оценивает ответы команд. Звучат стихотворения “Мне голос был..”, “Многим”, “Последний тост”.
V. Конкурс “Домашнее задание”
- Команды обмениваются иллюстрациями придуманных ими обложек к сборникам стихов А. Ахматовой. Представители от команд подбирают к обложкам сборникам цитаты из стихотворений А. Ахматовой (2 балла).
- Команды по очереди задают по три вопроса друг другу (1 балл).
- Разгадывание кроссворда соперников (команды обмениваются кроссвордами, приготовленными дома) - 3 балла.
Жюри оценивает пятый тур. Звучит “Благородный вальс” Р. Шумана.
VI. Конкурс “Декламация”
Каждая команда по очереди читает наизусть понравившиеся стихи А. Ахматовой “Август 1940”, “Думали: нищие мы”, “Муза”, “Первое возвращение”, “Смятение” (2 балла).
Жюри оценивает шестой конкурс.
VII. Конкурс “Итоговый”
Команды дают ответ на вопрос “Почему так актуальна поэзия А. Ахматовой?” (2 балла)
VIII. Подведение итогов турнира. Обмен мнениями участников конкурса.