Урок литературы в 8-м классе на тему "Утро, изменившее жизнь"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Понять идейное содержание рассказа.
  2. Увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения.
  3. Проанализировать контраст как основной художественный прием рассказа.
  4. Познакомиться с терминами: цветопись, звуковой ряд, зеркальное отражение, категория времени и пространства.

ТСО:

Текст рассказа Л.Толстого, сравнительная таблица, словарь Ожегова, грампластинка с музыкой Бетховена, запись музыки Г. Свиридова и А. Петрова.

Ход урока

Учитель:

Мы с вами продолжаем разговор о рассказе Л.Толстого “После бала”. На прошлом уроке мы поговорили о жизненных источниках произведения, об истории создания рассказа, о том, что Л.Н.Толстой меняет название “Дочь и Отец” на “После бала”, и пришли к выводу, что это не случайно. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро.

И сегодня нам предстоит разобраться в следующем:

- Что понял Иван Васильевич тем туманным утром?

- Как изменились его взгляды и чувства?

- Почему это утро стало решающим в его судьбе?

- С помощью каких средств и приемов, каких слов Л.Н. Толстой пытается донести до читателя ответы на эти вопросы.

Учитель:

Итак, одним из таких средств является композиция этого рассказа, на которую мы уже обратили внимание.

Какую особенность композиции мы с вами уже заметили?

(Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”. Рассказчик вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.)

Учитель:

Но интересно и настроение самой истории, поведанной Иваном Васильевичем, в чем её особенность?

(Она делится на две части, контрастные между собой).

Учитель:

Над этим приемом контраста вы думали дома, работали с цитатами, с таблицей, сейчас попробуем разобраться, как создает Л.Толстой контрастные картины и главное: зачем этот контраст нужен в рассказе.

1 групп дома анализировала сцену “На балу”;

2 группа – эпизод “После бала”.

Учитель:

Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Чтение художественного текста.)

Учитель:

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный

Зала прекрасная

Музыканты знаменитые

Буфет великолепный

Хозяин добродушный)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен.)

Учитель:

Какую цветовую гамму использует Л. Толстой для изображения этой сцены?

(1-я группа читает по домашней таблице.)

Учитель:

Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)

Учитель:

А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(2-я группа читает по домашней таблице.)

Учитель:

Что-то большое черное – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? (тревога, предупреждение).

Черные люди - что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

(Они наказывают человека.)

Учитель:

Что они ему несут?

(Боль, страдания, муку.)

Учитель:

Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (красный, белый)

Учитель:

Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? (мука, боль)

Учитель:

На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Давайте обратимся к тексту. У нас прозвучал отрывок, описывающий бал, а теперь послушаем сцену из второй части.

Чтение эпизода после бала в музыкальном сопровождении.

Учитель:

Я не случайно предложила вам чтение художественного текста в музыкальном сопровождении. Это Л.В. Бетховен, композитор, много перестрадавший в своей жизни.

Автор помогает читателю не только увидеть, но и услышать происходящие события.

(Дети по домашней таблице читают характеристики звукового фона повествования.)

Учитель:

Шлепая ногами по снегу, сильно шлепнул по спине.

Почему автор выбрал одинаковый глагол?

Учитель:

Я вас возвращаю к нашему вопросу: как, за счет чего, на чем построен контраст эпизодов? (цвет, звук)

Что помогают нам понять, почувствовать цвет и звук? (эмоциональную атмосферу, настроение)

Зачем нужен контраст? Кто наблюдает оба эпизода? Что происходит с героем? Как меняется состояние героя?

Учитель:

Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.

Учитель:

Обращаемся к тексту. Найдите подтверждение нашим словам. Какие чувства пришли на смену восторгу, умилению, счастью?

Дети:

(цитата) стыд и ужас.

Учитель:

А теперь посмотрите, в какой момент Толстой говорит об изменившихся чувствах? После чего в душе героя нарастает стыд и ужас?

(Сцена с полковником.)

Учитель:

За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина.)

Учитель:

Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой.)

Учитель:

Вспомните, что полковник при этом говорил?

(“Надо всё по закону”.)

Учитель:

Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова “надо все по закону”.

По какому “закону” живет полковник? По какому “закону” он отхлестал солдата по лицу?

(По закону военной жизни.)

Учитель:

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

(Жестокость.)

Учитель:

Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Учитель:

Итак, мы с вами разобрались, как изменились взгляды Ивана Васильевича и почему они изменились.

Учитель:

Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?

(Божеский.)

Учитель:

В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник.)

Учитель:

Что за праздник Прощеное воскресенье? (надо всех простить, надо покаяться)

Учитель:

Почему понедельник называют Чистым? (человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние)

Учитель:

Какая фраза на протяжение всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(“Братцы, помилосердуйте”)

Учитель:

Но братцы не милосердовали.

Что такое милосердие? О чем просит татарин?

(Милосердие – готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)

Учитель:

И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)

Учитель:

Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Учитель:

Важно, когда герой это понимает, но важно и где он это понимает.

Где разворачивается первый эпизод?

Где разворачивается второй эпизод?

Почему на открытом поле?

(В толпе шумной, среди масок и моря шампанского истина открыться не могла. Человек должен увидеть этот мир, не прикрытый мишурой.)

Учитель:

Посмотрите на нашу блок-схему:

2 эпизода

Категория времени

Категория Пространства

Состояние души героя, его мироощущение.

И между двумя эпизодами я не случайно оставила пустое пространство. Дома обратитесь снова к тексту рассказа и посмотрите, какой небольшой, но важный эпизод является мостиком от одного состояния героя к другому? Зачем нужен в рассказе этот эпизод, какие знаки-символы в нем появляются?

Учитель:

А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

Дети:

Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.