Литература
-
Внеклассное меропрятие для учащихся 5–7-х классов "Последний герой" 2007
Предлагаемый проект внеклассного занятия выстроен в форме праздника-игры "Последний герой", посвященного празднованию Дня защитника Отечества. Нестандартная форма занятия призвана создать ситуацию психологической раскованности, раскрепостить сознание, устранить угрозы возможного отчуждения некоторых ребят от участия в празднике-игре. Важной стороной актуальности предлагаемого проекта выступают возрастные особенности учащихся 5–7-х классов, где будет проводиться праздник-игра.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе по произведению Саши Чёрного "Дневник фокса Микки" 2007
Задачей урока является высветить личность и судьбу А.М. Гликберга - интересного человека, замечательного писателя, так ярко и драматично прожившего свою жизнь; пробудить интерес к чтению как к увлекательному процессу. Форма проведения урока - групповая работа с карточками, самостоятельные сообщения учащихся, викторины.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: «Анализ произведения А.С. Пушкина "Медный всадник"» 2007
Учащиеся 9-го класса развивают умение давать характеристику главному герою на основе анализа произведения А.С. Пушкина "Медный всадник".
-
Интегрированный урок-семинар по роману Достоевского "Преступление и наказание" 2007
Данная работа - взаимодействие двух предметов: литературы и информатики. Нам кажется, что использование ИКТ представляет возможность сделать русскую литературу ближе, понятнее для учащихся. Дети вносят в составление презентаций свою долю творчества, свое видение русской классики. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской литературе, сделать её доступнее, долее читаемой. В ходе работы дети прочитывают заново текст, обращают внимание на художественные детали, а затем используют это в презентациях.
-
Элективный курс по литературе "Жизнь и творчество С.А. Есенина" для учащихся 11-х классов 2007
Элективный курс "Жизнь и творчество С.А. Есенина" рассчитан на 12 часов. Цель данного курса - переосмыслить роль поэзии С.Есенина и его личности в русской литературе XX века. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Основными видами, формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.
-
Интегрированный урок по русской литературе и казахской литературе на тему: "А.С. Пушкин и Абай – поэты вселенной культуры" 2007
Урок посвящен году Пушкина в Казахстане. Как известно, идея проведения года Пушкина в Казахстане и Абая в России принадлежит президентам двух братских стран – Владимиру Путину и Нурсултану Назарбаеву. Известно, что памятник Пушкину сооружен в Алматы несколько лет тому назад. Точно такой же памятник Абаю поставлен в апреле 2006 года в центре Москвы, недалеко от памятника Пушкину. Два гения двух народов, два поэта вселенской культуры наконец-то встретились друг с другом, чтобы вести сокровенный диалог о добре, любви, счастье, о месте поэта и поэзии, об исторической дружбе двух народов.
-
Урок по литературе в 6-м классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. "Бородино"» 2007
Урок по литературе в 6-м классе с использованием межпредметных связей по истории, изобразительному искусству по теме "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме: «Творчество И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети"» 2007
Интеллектуальная игра была проведена среди учащихся группы по профессии «Судоводитель – помощник механика».
-
Урок внеклассного чтения «Э.Успенский. "Гарантийные человечки"» 2007
Урок-игра, урок-театрализация дает возможность детям «войти» в мир книги, стать непосредственными участниками, героями интересной сказочной повести. Данный урок можно проводить как во 2-м классе по программе «Школа-2100» после изучения раздела «Сказочные человечки», так и в 3-м классе после изучения раздела «Летние путешествия и приключения».
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова" 2007
Урок разработан с учетом программных и возрастных рекомендаций. Использован частично поисковый метод, приемы – слово учителя, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом. Главной задачей является обучение анализу поэтического текста.
-
План-конспект урока "Мир Геннадия Айги – мир духовности" 2007
Урок посвящен памяти чувашского поэта, философа, неординарного художника слова. Основные методы, используемые на уроке: интерактивное обучение, ролевая игра, презентация, книжная выставка, музей художественной детали, элементы творческой мастерской, дифференцированного обучения. Урок рассчитан на один академический час в 10–11-х классах в рамках уроков литературы с национальным компонентом (чувашская литература).
-
Урок-обзор по теме: "Пусть душа останется чиста!" (по лирике Н.Рубцова) 2007
Жизненные впечатления, душевные переживания, лирическое осмысление природы, философские размышления о прошлом, настоящем и будущем России в лирике Николая Рубцова – поэзии искренней, настоящей, идущей из души. В 11-м классе поэзия Н.Рубцова изучается обзорно, не вызывая в памяти выпускников ни сопереживания, ни понимания. Считаю целесообразным расширить знания о русском поэте XX века через урок-обзор: от жизни к лирическим переживаниям, к пониманию и осмыслению его поэзии. Учащиеся получают задание после обзорной лекции о поэзии 60–70-х годов, они имеют возможность подготовиться к уроку-обзору: выучить стихотворения наизусть, подготовить сообщения о жизненном и творческом пути поэта. На втором уроке происходит обсуждение мини-исследований о традициях русских поэтов в лирике Н.Рубцова.
-
Тема урока: «С.А. Есенин. "С добрым утром!"» 2007
Данный урок помогает развивать эмоциональное восприятие природы. Методы и приемы, позволяющие ученику овладеть навыками правильного чтения и анализа произведения, формировать речевые навыки.
-
Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" 2007
В каждом произведении литературы немало "загадок", часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за "подсказками" автора. Одной из таких "подсказок" бывает название произведения.
-
Методическая разработка урока-беседы по рассказу М.А. Булгакова "Морфий" 2007
С медицинской точностью автор ведет повествование, избирая форму дневника наркомана-морфиниста, показывая путь от эйфории, сладкого забытья, которое приносит наркотик на первых стадиях привыкания, до полной моральной и физической деградации личности, того, чем неминуемо заканчивается жизнь наркомана.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме: "Планета в опасности" 2007
Цель интегрированного урока – сформировать у учащихся убеждение, что литература не осталась в стороне от экологических проблем, что решение экологических проблем может быть осуществлено только благодаря комплексному подходу и усилиями всего человечества.
-
Ролевая игра на уроках литературы 2007
Цель ролевой игры - представить, как то или иное произведение школьной программы можно было бы поставить на сцене.
-
Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева "Муму") 2007
Данный урок является заключительным при изучении повести И.С. Тургенева "Муму". Урок способствует развитию мышления обучающихся, пробуждает их творческую активность, помогает лучше осмыслить литературное произведение.
-
Урок литературы "Да святится имя твое" по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2007
Тема войны - вечная тема в русской литературе. Текстоцентрический подход является основой технологии данного урока. Проблемные ситуации, "жгучие" вопросы, "точки" удивления, художественные детали, словообразы, определение мотивов, рассматривание текста "под микроскопом", выстраивание ассоциаций, творческие задания помогают сделать урок результативным.
-
Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве 2007
В своем уроке по внеклассному чтению "Предпасхальные и пасхальные мотивы в литературе и искусстве" я хотела показать, насколько актуальна эта тема в наше время, интересна учащимся. Они расширили свое представление о христианских праздниках, познакомились с тем, как изобразил приготовления к Пасхе замечательный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, увидели репродукции к теме великих художников и услышали христианскую музыку. Ибо христианская культура основана на христианской образованности и символике и воплощает в себе христианскую нравственность.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". 8-й класс 2007
Моё глубокое убеждение, что, не воспитав любви к отчему дому, к матери как хранительнице домашнего очага, невозможно воспитать любовь к большому дому - Родине, гордость за свою страну. Урок, представленный мною на фестиваль, это урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". Чтобы достучаться до своих девчонок и мальчишек, использую разнообразные формы: проблемные вопросы, беседу, музыку, выразительное чтение; "приём поднятой ладони", когда ребёнку необходимо быстро выбрать свою позицию, своё отношение к прочитанному. Блеск в глазах многих ребят в конце урока - это самая большая награда, значит, всё не зря.
-
Игра КВН по творчеству русских писателей первой половины XIX в. 2007
Игра КВН для 10-го класса по творчеству русских писателей I половины XIX века включает в себя разные виды заданий, их выполнение требует не только знания произведений, но и воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам. В ходе КВН проверяются навыки и умения учащихся: умение общаться, владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи, эмоциональность, оригинальность. Подведение итогов производит компетентное жюри, в которое входят специалисты-литераторы и ученики.
-
Урок словесности в 7-м классе. "Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина. Многоаспектный анализ стихотворения "Песнь о собаке" 2007
Урок словесности для 7-го класса. Целью данного урока является обзорное знакомство с поэзией С.Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, работа над созданием комплексного анализа стихотворения " Песнь о собаке".
-
Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской… 5-й класс 2007
Забота об одаренных детях сегодня - сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Такое понимание актуальности проблемы нравственного воспитания маленького гражданина определяет особенности концепции развивающего обучения, которое направлено на развитие детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие особенностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе. "Пейзаж души" в творчестве поэта-земляка Н.И. Поснова 2007
Урок литературы для 5-го класса. Урок комбинированный с элементами исследования. Ученики знакомятся с личностью и основными мотивами творчества поэта. В группах анализируют стихотворения, опираясь на вопросы и задания (стихотворения для анализа: "Ещё тепло. Густеет вечер", "Вечерняя заря", "Признание"). Соотносят поэтические произведения с фотоэтюдами, делают вывод о широте и яркости "пейзажи души" поэта Н.И. Поснова.
-
Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (конспект урока литературы в 10-м классе) 2007
Урок по литературе для 10-го класса. Представлен стилистический анализ отрывка из романа Толстого. Основной принцип данного урока - "к авторской философии через авторскую филологию". Анализ отрывка строится так: выделяя микротексты, анализируя образные средства, проводя стилистический эксперимент, отмечая стилистические приемы, передающие эмоциональность речи, учащиеся стремятся постичь развитие авторской мысли, понять идеи отрывка на уровне авторского замысла. Такая работа обогащает речь, воспитывает вкус и интерес к слову.
-
"На ясный огонь" (Пушкинские мотивы в творчестве Б.Ш. Окуджавы). 9-й класс 2007
Творческое отношение к истории, былым эпохам, и по преимуществу к той из них, что связана с именем А.С. Пушкина, стало если не первым, то по крайней мере одним из основных мотивов в поэзии Б.Ш. Окуджавы.
-
Урок-исследование на тему: "Мифологический герой в произведениях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова" 2007
Урок способствует преодолению затруднения школьников в восприятии структуры романа, его композиции, образных связей, осмыслению авторской этической концепции бытия.
-
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" 2007
Цель урока - помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев. На уроке использованы музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. "Времена года. Июнь", Бетховен. "К Элизе", "Лунная соната") и презентация Power Point.
-
Проблемы этико-правового компонента пособий "Вокруг тебя - Мир…" на уроках литературы 2007
Цель данного спецкурса - помочь учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права.