Литература
-
Урок чтения в 4-м классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2008
Большое значение в активизации познавательной деятельности младших школьников имеют игровые моменты, вносящие элемент игры в учебный процесс, помогающие снять усталости и напряжение на уроке. Урок обобщения, проведенный в форме сказки, больше заинтересует детей, обеспечит высокий эмоциональный тонус и позволит развить познавательную активность – важное условие успешности учебного процесса.
-
Урок литературы в 6-м классе "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" 2008
Урок литературы в 6-м классе по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" рекомендуется как урок внеклассного чтения в период новогодних праздников. Красочность оформления урока, инсценирование, просмотр кадров фильма, игры на знание текста и размышления учеников о счастье, смысле жизни способствуют высокой результативности усвоения материала, повышают интерес учеников к урокам литературы.
-
Урок литературы в 10-м классе в форме литературной игры-путешествия "Тема дороги в русской литературе ХIX века" 2008
Урок знакомит с русской классической литературой XIX века. В увлекательной игровой форме учащиеся 8–9-х классов вспоминают художественные произведения. Тема дороги, путешествия, странствия – сквозная тема русской литературы.
-
Урок-путешествие по сказке Андерсена "Снежная королева" 2008
Урок знакомит с особенностями природы Австралии по новой технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках географии». Такой подход к изучению способствует проявлению любознательности учеников и использованию исследовательских методов.
-
Методы организации литературно-творческой деятельности в младшем школьном возрасте 2008
В статье дается краткое описание методики развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено поэтапной подготовке ребенка к собственному литературному творчеству.
-
Урок самостоятельного чтения (по жанрам современной литературы) по теме "В чем секрет фэнтези?" 2008
Проблема детского чтения стоит, как всегда, остро. Дети или вообще не читают, а если читают, то литературу недостаточно качественную. Урок ориентирован на интересы и запросы восьмиклассников. Учащиеся научатся делать экспертизу литературных произведений, изучая причины популярности того или иного жанра современной массовой литературы.
-
Сценарий проведения конкурса чтецов "Вы в битве Родину спасли!" Внеклассное мероприятие по литературе 2008
Конкурс чтецов "Вы в битве Родину спасли...", проведенный в рамках недели русского языка и литературы, был необычен тем, что со сцены звучали не только стихи, но исполнялись песни, ученики представляли музыкальные произведения на фортепьяно. На конкурс-концерт были приглашены ветераны и все учащиеся школы. Читались стихи популярных и малоизвестных поэтов, и это возлагало особую ответственность на конкурсантов: быть понятыми и услышанными.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и литературе "Моя милая малая Родина" 2008
В нашем крае ведется большая работа по реализации регионально-национального компонента. Интегрированное внеклассное мероприятие «My Native Land» («Моя милая малая Родина») представляет собой одну из форм работы по регионоведению. Оно разработано как мультимедийная презентация для английских друзей, которым интересно познакомиться с жизнью кубанцев, их традициями, культурой, узнать историю нашей малой родины, увидеть красоту окружающей природы.
-
Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й класс 2008
Урок литературы в 5-м классе - урок воспитания чувств. На уроке предлагается выразить чувства цветовыми решениями.
-
"Поэзия женской души". Творчество нашей современницы Риммы Казаковой. Урок литературы в 11-м классе 2008
Данный урок знакомит учащихся с этапами творческого пути Риммы Казаковой, дает представление об основных особенностях художественного мира поэтессы, освещает роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века; на примере стихотворений Риммы Казаковой учащиеся совершенствуют умение анализировать поэтический текст.
-
"Библия – кладезь народной мудрости. Рождественские встречи". Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе 2008
Урок внеклассного чтения в 5-м классе. Он проводится накануне Рождественских праздников и носит название «Рождественские встречи». Перед его проведением ребята прочитывают рекомендованные учителем библейские сказания, а на уроке заочно знакомятся с великими людьми, открывшими для нас мир Библии. Основная цель урока – подчеркнуть глубокую нравственную суть библейских сказаний, их роль в формировании у детей качеств человека: доброты и милосердия. На областном конкурсе «Учитель года» в 1991 г. этот урок получил высокую оценку.
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2008
На этом уроке мы должны рассмотреть не только определение слова «подвиг», но и рассмотреть понятие «духовный подвиг», «подвиг во имя любви». Презентация позволит увидеть героинь Некрасова и других декабристок, их мужей. Беседа по анализу поэмы строится с обязательным цитированием текста, выразительным чтением отрывков. В конце урока необходимо подвести учеников к мысли о героизме русских женщин "вообще", во все времена. Этому способствует домашнее задание.
-
Урок по теме "Ф.И. Тютчев — певец гармонии и красоты. Пейзажно-философская лирика" 2008
Федор Иванович Тютчев не изображает природу со стороны, как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа Тютчева – это живое, разумное существо. Язык Ф.И.Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и пушкинской красотой своих оборотов. Природа у Тютчева – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а Космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания.
-
Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой" 2008
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности характеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа.
-
Программа элективного курса "Литературный Борисоглебск" 2008
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки девятиклассников «Литературный Борисоглебск» призвана познакомить школьников с творчеством известных писателей (М.Горького, Ю.Ф. Третьякова, В. Кина), живших в Борисоглебске, а также малоизвестных местных поэтов и прозаиков. Автор предлагает пояснительную записку, развёрнутое содержание курса, материал для творческих работ, список литературы для учителя и учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе по творчеству К.Бальмонта 2008
На рубеже XIX и XX веков Константин Дмитриевич Бальмонт был одним из самых читаемых поэтов России. Программа по литературе 5 класса кроме отрывка из поэмы К. Бальмонта « Пушкин» даёт возможность ещё раз прикоснуться к творчеству этого изумительного поэта в разделе « Лирика и проза двадцатого столетия». После работы со стихотворениями К. Бальмонта, предложенными в учебнике (автор-составитель Т.Ф. Курдюмова), провожу ещё один урок по циклу его стихов «Фейные сказки». Работа на уроке строится с использованием метода проектов: учащиеся составляют проект (макет) сборника стихов поэта.
-
Литературная гостиная "Я изумительную жизнь с рожденья получил от Бога…" (о жизни и творчестве калининградского писателя Ю.Н. Куранова) 2008
Для приобщения ребенка к миру прекрасного, развития художественного вкуса, эстетического идеала, осознания ценностных ориентиров необходимо использовать при проведении уроков литературы нетрадиционные формы. Цель проведения таких уроков и мероприятий - преподавание литературы как искусства; нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; развитие творческих способностей учащихся.
-
Элективный курс по литературе "Притчевое начало в художественных произведениях" 2008
Элективный курс по литературе предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственном потенциале, показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему "Гоголевский Петербург" (по повести "Невский проспект") 2008
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе по теме «Гоголевский Петербург» по повести «Невский проспект». Урок проводится с показом слайдовых презентаций. « Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное бок о бок друг другу.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему "Похождения двух петербуржцев на Невском, или Столкновение мечты и реальности в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»" 2008
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе по теме «Похождения двух петербуржцевна Невском или столкновение мечты и реальности в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». Урок проводится с применением ИКТ. «Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное бок о бок друг другу.
-
Интеллектуальная игра 2008
Представлена игра "Радуга загадок", которая была проведена в 3-м классе. Игра знакомит с историей возникновения загадок, с определением и назначением загадок.
-
Урок литературы в 7-м классе по повести М.Горького "Детство" 2008
Цель урока: осмыслить основную идею произведения путём "погружения" в мир героев повести.
-
Литературно-художественная композиция "Здравствуй, гостья-зима!" 2008
Литературно-художественная композиция из цикла "Времена года в поэзии и живописи" знакомит школьников с пейзажной лирикой поэтов ХІХ–ХХ веков, а также с творческими работами самих учащихся; содействует эстетическому воспитанию учеников, помогает вызвать у них интерес к чтению пейзажной лирики, способствует развитию навыков выразительного чтения. Восприятие стихотворений происходит через сопоставление их с произведениями живописи, воспевающими красоту зимней природы.
-
Урок-размышление по рассказу В.Распутина "Рудольфио" 2008
Что такое любовь? В чем должно состоять счастье? Всегда ли первая любовь - это счастье? Какова степень ответственности за любимого человека?" Ты всегда в ответе за тех, кого приручил". В век научно-технического прогресса мы всё меньше думаем о Душе. А ведь это она должна создавать законы жизни, чтобы человек жил в согласии с миром и с самим собой. Уже тогда, в 1965 году, писатель В.Распутин увидел эту проблему. И странно, что эта проблема не только не потеряла своей актуальности, а, наоборот, стала ещё значимее.
-
"Начать с себя!" По рассказу А.Платонова "Юшка" (7-й класс) 2008
Урок "Начать с себя!" по рассказу А.Платонова "Юшка" заставляет задуматься об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Работа над данным рассказом подводит ребят к выводу: "Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя!"
-
Авторская программа "Человек и природа" 2008
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации.
-
Сценарий лингвистического вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры 2008
Данный сценарий лингвистического вечера является одним из ряда мероприятий, проводимых в школе ко дню славянской письменности и культуры, в 5–11-х классах. В основе его заложено знакомство с языками, предшественниками русского.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»" 2008
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель". 9-й класс 2008
Целью урока по повести Гоголя "Шинель" является прежде всего желание разбудить в современном школьнике сочувствие. Попытаемся понять, как через повесть "Шинель" писатель искал путь к душе. В конце урока хотелось бы определить, как мостил Гоголь путь к живой душе, до кого он пытался достучаться. Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В.Гоголь "милость к падшим призывал". Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М.Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя..."
-
Путь к сердцу детей. (Размышления о произведениях А.Гайдара и их роли в воспитании подрастающего поколения) 2008
Известно, что самые рациональные методы воспитания принесут желанные результаты только тогда, когда учитель сумеет найти путь к сердцу детей, сумеет наладить особые межличностные отношения с детьми. А.Гайдар упорно и терпеливо искал пути к сердцу ребенка и нашел их. Какими же качествами отличались его взаимоотношения с детьми? Об этом мы можем судить по опубликованным воспоминаниям о Гайдаре, по архивным материалам и его произведениям.