Литература
-
"Поэзия женской души". Творчество нашей современницы Риммы Казаковой. Урок литературы в 11-м классе 2008
Данный урок знакомит учащихся с этапами творческого пути Риммы Казаковой, дает представление об основных особенностях художественного мира поэтессы, освещает роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века; на примере стихотворений Риммы Казаковой учащиеся совершенствуют умение анализировать поэтический текст.
-
"Библия – кладезь народной мудрости. Рождественские встречи". Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе 2008
Урок внеклассного чтения в 5-м классе. Он проводится накануне Рождественских праздников и носит название «Рождественские встречи». Перед его проведением ребята прочитывают рекомендованные учителем библейские сказания, а на уроке заочно знакомятся с великими людьми, открывшими для нас мир Библии. Основная цель урока – подчеркнуть глубокую нравственную суть библейских сказаний, их роль в формировании у детей качеств человека: доброты и милосердия. На областном конкурсе «Учитель года» в 1991 г. этот урок получил высокую оценку.
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2008
На этом уроке мы должны рассмотреть не только определение слова «подвиг», но и рассмотреть понятие «духовный подвиг», «подвиг во имя любви». Презентация позволит увидеть героинь Некрасова и других декабристок, их мужей. Беседа по анализу поэмы строится с обязательным цитированием текста, выразительным чтением отрывков. В конце урока необходимо подвести учеников к мысли о героизме русских женщин "вообще", во все времена. Этому способствует домашнее задание.
-
Урок по теме "Ф.И. Тютчев — певец гармонии и красоты. Пейзажно-философская лирика" 2008
Федор Иванович Тютчев не изображает природу со стороны, как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа Тютчева – это живое, разумное существо. Язык Ф.И.Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и пушкинской красотой своих оборотов. Природа у Тютчева – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а Космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания.
-
Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой" 2008
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности характеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа.
-
Программа элективного курса "Литературный Борисоглебск" 2008
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки девятиклассников «Литературный Борисоглебск» призвана познакомить школьников с творчеством известных писателей (М.Горького, Ю.Ф. Третьякова, В. Кина), живших в Борисоглебске, а также малоизвестных местных поэтов и прозаиков. Автор предлагает пояснительную записку, развёрнутое содержание курса, материал для творческих работ, список литературы для учителя и учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе по творчеству К.Бальмонта 2008
На рубеже XIX и XX веков Константин Дмитриевич Бальмонт был одним из самых читаемых поэтов России. Программа по литературе 5 класса кроме отрывка из поэмы К. Бальмонта « Пушкин» даёт возможность ещё раз прикоснуться к творчеству этого изумительного поэта в разделе « Лирика и проза двадцатого столетия». После работы со стихотворениями К. Бальмонта, предложенными в учебнике (автор-составитель Т.Ф. Курдюмова), провожу ещё один урок по циклу его стихов «Фейные сказки». Работа на уроке строится с использованием метода проектов: учащиеся составляют проект (макет) сборника стихов поэта.
-
Литературная гостиная "Я изумительную жизнь с рожденья получил от Бога…" (о жизни и творчестве калининградского писателя Ю.Н. Куранова) 2008
Для приобщения ребенка к миру прекрасного, развития художественного вкуса, эстетического идеала, осознания ценностных ориентиров необходимо использовать при проведении уроков литературы нетрадиционные формы. Цель проведения таких уроков и мероприятий - преподавание литературы как искусства; нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; развитие творческих способностей учащихся.
-
Элективный курс по литературе "Притчевое начало в художественных произведениях" 2008
Элективный курс по литературе предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственном потенциале, показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему "Гоголевский Петербург" (по повести "Невский проспект") 2008
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе по теме «Гоголевский Петербург» по повести «Невский проспект». Урок проводится с показом слайдовых презентаций. « Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное бок о бок друг другу.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему "Похождения двух петербуржцев на Невском, или Столкновение мечты и реальности в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»" 2008
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе по теме «Похождения двух петербуржцевна Невском или столкновение мечты и реальности в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». Урок проводится с применением ИКТ. «Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное бок о бок друг другу.
-
Интеллектуальная игра 2008
Представлена игра "Радуга загадок", которая была проведена в 3-м классе. Игра знакомит с историей возникновения загадок, с определением и назначением загадок.
-
Урок литературы в 7-м классе по повести М.Горького "Детство" 2008
Цель урока: осмыслить основную идею произведения путём "погружения" в мир героев повести.
-
Литературно-художественная композиция "Здравствуй, гостья-зима!" 2008
Литературно-художественная композиция из цикла "Времена года в поэзии и живописи" знакомит школьников с пейзажной лирикой поэтов ХІХ–ХХ веков, а также с творческими работами самих учащихся; содействует эстетическому воспитанию учеников, помогает вызвать у них интерес к чтению пейзажной лирики, способствует развитию навыков выразительного чтения. Восприятие стихотворений происходит через сопоставление их с произведениями живописи, воспевающими красоту зимней природы.
-
Урок-размышление по рассказу В.Распутина "Рудольфио" 2008
Что такое любовь? В чем должно состоять счастье? Всегда ли первая любовь - это счастье? Какова степень ответственности за любимого человека?" Ты всегда в ответе за тех, кого приручил". В век научно-технического прогресса мы всё меньше думаем о Душе. А ведь это она должна создавать законы жизни, чтобы человек жил в согласии с миром и с самим собой. Уже тогда, в 1965 году, писатель В.Распутин увидел эту проблему. И странно, что эта проблема не только не потеряла своей актуальности, а, наоборот, стала ещё значимее.
-
"Начать с себя!" По рассказу А.Платонова "Юшка" (7-й класс) 2008
Урок "Начать с себя!" по рассказу А.Платонова "Юшка" заставляет задуматься об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Работа над данным рассказом подводит ребят к выводу: "Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя!"
-
Авторская программа "Человек и природа" 2008
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации.
-
Сценарий лингвистического вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры 2008
Данный сценарий лингвистического вечера является одним из ряда мероприятий, проводимых в школе ко дню славянской письменности и культуры, в 5–11-х классах. В основе его заложено знакомство с языками, предшественниками русского.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»" 2008
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель". 9-й класс 2008
Целью урока по повести Гоголя "Шинель" является прежде всего желание разбудить в современном школьнике сочувствие. Попытаемся понять, как через повесть "Шинель" писатель искал путь к душе. В конце урока хотелось бы определить, как мостил Гоголь путь к живой душе, до кого он пытался достучаться. Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В.Гоголь "милость к падшим призывал". Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М.Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя..."
-
Путь к сердцу детей. (Размышления о произведениях А.Гайдара и их роли в воспитании подрастающего поколения) 2008
Известно, что самые рациональные методы воспитания принесут желанные результаты только тогда, когда учитель сумеет найти путь к сердцу детей, сумеет наладить особые межличностные отношения с детьми. А.Гайдар упорно и терпеливо искал пути к сердцу ребенка и нашел их. Какими же качествами отличались его взаимоотношения с детьми? Об этом мы можем судить по опубликованным воспоминаниям о Гайдаре, по архивным материалам и его произведениям.
-
Интегрированный урок (литература + астрономия) по теме "Звезды на небе — звезды на земле". 11-й класс 2008
Представлен интегрированный урок литература + астрономия по теме "Звезды на небе - звезды на земле", 11-й класс. Урок-концерт, посвященный авторской песне. Задачей урока было познакомить ребят с творчеством людей, занимающихся авторской песней, песней, которая, идя из самого сердца, заставляет думать, плакать и смеяться.
-
Литературные встречи. И.С. Тургенев 2008
Данная работа состоит из конспекта учебного занятия по теме "Литературные встречи. И.С.Тургенев". В работе делается попытка проследить преломление событий личной жизни писателя в его произведениях. Занятие позволяет развивать личность учащихся через приобщение к произведениям русской литературы.
-
Литература и искусство периода Великой Отечественной войны. Интегрированный урок литературы, истории, музыки, рисования в 11-м классе. 2008
Урок посвящен литературе и искусству периода Великой Отечественной войны. Опираясь на субъектный опыт, ученикам дается целостное представление о литературе и искусстве этого периода на основе знакомства с публицистикой, прозой, поэзией, картинами и плакатами. Урок рассчитан на 2 часа.
-
Развитие навыков исследовательского подхода в ходе изучения истории создания литературного произведения 2008
В статье рассказывается о развитии навыков исследовательского подхода у учащихся при изучении литературных произведений. На примере реализации проекта по созданию газеты «День Онегина» и макета Онегинского зала показана исследовательская работа учеников при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». При этом основной упор сделан на воссоздании реалий пушкинской эпохи, что помогает учащимся глубже понять авторский замысел.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "К жизни, полной высокого смысла…" 2008
Цель урока "К жизни, полной высокого смысла..." - изучить рассказ А.П.Чехова "Студент", отработать умение составлять план творческой работы (сочинения) по образовательной технологии метода проектов. Этапы урока: актуализация знаний учащихся; обращение к эпиграфу урока; работа с текстом рассказа А.П.Чехова "Студент" (чтение отрывка произведения, формулирование вопросов к тексту, распределение учащихся по группам в зависимости от выбранной проблемы, отчет групп о проделанной работе, чтение финала рассказа и его обсуждение); объяснение домашнего задания; проектная деятельность учащихся.
-
Тренировочные упражнения по развитию скорочтения и развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста 2008
Представлен конспект тренировочного упражнения "Развитие скорочтения у детей младшего школьного возраста".
-
Интегрированный урок литературного чтения и рисования по ТРИЗ-педагогике 2008
Интегрированный урок чтения и рисования по теме "Сказка «Стальное колечко»" К.Паустовского для учащихся 2-го класса способствует совершенствованию навыка чтения.
-
Урок-лекция с мультимедийной поддержкой по теме "Петербург Пушкина. Петербург Достоевского". 10-й класс 2008
В курсе литературы 10-11-х классов большое значение имеют так называемые "сквозные" темы. Они дают возможность охватить большой объем изучаемого материала. Урок "Петербург Пушкина. Петербург Достоевского" затрагивает такие вопросы, как значение образа Санкт-Петербурга в русской литературе, показывает сложность и многоплановость города в восприятии великих художников слова.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Поэзия, опаленная войной". (Урок-презентация с применением групповой формы работы) 2008
Цель урока - понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы. Это урок-презентация с применением групповой формы работы, на котором используются следующие технологии: информационно-коммуникационные, технология "Дебаты", развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, и такие методические приемы, как работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).