Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Опыт о человеке" в художественном мире Ф.М. Достоевского

Разделы: Литература


Цели урока:

  • дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний по теме;
  • анализируя эпизоды художественных произведений, дополнить, обобщить представление учащихся о творчестве Достоевского;
  • продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений;
  • помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

Оборудование:

  • презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагментов из фильма режиссера Владимира Бортко “Идиот”;
  • раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Приложение № 1, слайд № 1.)

Задача сегодняшних уроков - обобщить знания о творчестве Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной. Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Прозвучало слово опыт. Мы часто слышим словосочетание “жизненный опыт”, “читательский опыт”. Как вы понимаете слово “опыт”? Работа в малых группах. По вариантам подберите однокоренные слова и синонимы к слову “опыт”.

Действия учащихся: по вариантам учащиеся подбирают однокоренные слова и синонимы к слову “опыт” и записывают в тетради. Один из представителей группы записывает на доске варианты, предложенные учащимися.

Учитель. Посмотрите на выписанные слова и сделайте вывод: что такое опыт?

Примерные ответы учащихся: опыт – это накопленные знания, эксперимент, исследовательская деятельность; знание жизни, отражение в человеческом сознании законов; проверка знаний лабораторным путем.

3. Учитель. Послушаем, что означает слово “опыт”. Учитель читает вслух словарную статью.

4. Учитель. В чем же состоит проблема нашего разговора? Выяснить мудрость, предложенную Достоевским, понять, как к мудрости шел он сам и как шли его герои. Выяснить, какая мудрость лежит в произведениях Достоевского, в чем заключается духовный опыт их творца.

5. Учитель. В свое время Андрей Белый (поэт и писатель начала XX века) сказал примерно следующее: творец художественного слова черпает энергию из него. Слово, произнесенное вслух, дает возможность ощутить эту энергию, постигнуть тайну писателя. Итак, тайна писателя, тайна человека Достоевского проявляется через Слово. Какая же мудрость заключается в произведениях Достоевского? Каков же человек Достоевского? Какие вопросы ставит и решает для себя этот человек?

6. Приложение № 1, слайд № 2

Учитель. Обратимся к раннему произведению Достоевского, с которым он вошел в литературу. Это роман “Бедные люди” (1844 г.). Вспомним, что такое аннотация? Дайте аннотацию к этому произведению.

Действия учащихся: учащиеся делают запись в тетрадь: Ф. М. Достоевский. Роман “Бедные люди”. Устно вспоминают определение аннотации. Один из учащихся дает аннотацию к роману.

7. Учитель. У вас на столах лежит фрагмент текста. (См. Приложение № 2, эпизод № 1.)

Это письмо Макара Девушкина Вареньке о его путешествии на Фонтанку и Гороховую, а затем следует его разговор с Горшковым. Мы должны выяснить, каким предстает человек в романе “Бедные люди”. Вопросы: (Приложение № 1, слайд № 3.)

  • Какие фрагменты можно выделить в данном тексте? Основную мысль каждого фрагмента запишите в тетрадь.
  • Как раскрывается Макар Девушкин в первом фрагменте?
  • К какой философской мысли приходит Макар Девушкин во втором фрагменте?
  • Что происходит в третьем фрагменте? Как здесь раскрывается герой Достоевского?
  • Какую миссию возлагает на себя Макар Девушкин?

Действия учащихся: выразительное чтение вслух данного фрагмента. Примерные ответы. Первый фрагмент – это рассуждение (скорее бунт) Макара о сложившемся порядке вещей. Второй фрагмент – встреча с нищим ребенком. Третий фрагмент – Макар Девушкин отдает свои последние двадцать копеек Горшкову.

В первом фрагменте Макар Девушкин впервые предстает перед читателем как герой-бунтарь. Он рассуждает о том, что одним достается все, а другим ничего, почему счастье выпадает “Иванушке-дурачку” - а другим “только облизывайся”.

Во втором фрагменте показано, что любовь к человечеству, при невозможности помочь людям, часто обращается в ненависть. Отсутствие возможности подать мальчику мучает и беспокоит героя. Он тут же разражается упреками в адрес неведомой ему матери мальчика.

В третьем фрагменте Макар Девушкин отдает свои последние двадцать копеек голодному Горшкову и чувствует себя благодетелем.

8. Учитель. Сделайте и запишите вывод о нравственных качествах Макара Девушкина. Что скрывается за добрыми поступками героя?

Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух. Примерный ответ: Макар Девушкин ощущает себя благодетелем. Это и философ, рассуждающий о законах жизни; это и мечтатель, представляющий Вареньку в карете; это раздавленный и униженный человек, обвиняющий других в жестокости. Перед нами человек Достоевского, раскрывающийся с разных сторон. Разные проявления человеческих качеств Макара Девушкина – это возможность увидеть человеческое подполье.

9. Учитель. Мы познакомились с героем, которого можно назвать “благодетелем”. Данное слово часто произносит герой романа “Бедные люди” Макар Девушкин. И в других романах это слово также произносят герои. Выпишите слова, с которыми у вас ассоциируется слово благодетель (ассоциативный ряд). Сделайте вывод: кто же такой благодетель? С какой интонацией мы произносим это слово в быту? В каком контексте?

Действия учащихся (примерные ответы): благодетель, покровитель, заступник, защитник, благожелатель, доброжелатель, опекун, попечитель, меценат, патрон, отец, благотворитель, жертвователь, меценат; филантроп, доброхот, делать благо.

Благодетель – тот, кто оказывает кому-либо покровительство, помощь, услугу.

10. Приложение № 1, слайд № 4

Учитель. Мы закончили изучение романа “Преступление и наказание”. Назовите героев, которых можно назвать благодетелями или которые сами себя так называют?

Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. В романе есть такие герои: это Раскольников, Лужин, Свидригайлов, Соня Мармеладова.

11. Приложение № 1, слайды № 5, 6, 7

Учитель. Перед вами на экране изложены жизненные позиции героев романа “Преступление и наказание”. Вопросы: (Приложение № 1, слайд № 8.) Учитель читает цитаты, затем вопросы. Перед каждым учащимся лежит лист с данными цитатами и вопросами. (См. Приложение № 2, эпизод № 2.)

Действия учащихся: слушают учителя, затем индивидуально работают с цитатами и отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся:

- Первая жизненная позиция принадлежит Лужину. Впервые мы узнаем об этой жизненной философии, когда Лужин приходит к Раскольникову знакомиться. Для Лужина самое главное в жизни – это деньги. Люди для Лужина – это материал, который надо использовать в своих интересах. Если люди не подчиняются ему, то он пытается их морально уничтожить. Лужин сразу же вызывает неприятие у Раскольникова. Для Раскольникова жизненная позиция Лужина есть не забота о благе общества, а оправдание преступления. Лужин, как и Раскольников, посягает на основы нравственности, на заповедь “возлюби ближнего своего”.

- Вторая жизненная позиция принадлежит Свидригайлову. Это его философия жизни. Первые сведения в романе о Свидригайлове мы получаем из письма матери Раскольникова. Мы узнаем, что он злодей и развратник, нанес урон репутации Дунечки, сестры Раскольникова. Говорят, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Но на протяжении романа Свидригайлов совершает ряд добрых дел. Он восстанавливает доброе имя Дуни, хочет помочь ей избавиться от Лужина, берет на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. Но все добрые дела, возможно, он совершает ради того, чтобы Дуня стала его женой. Благодеяние Свидригайлова, как и благодеяние Лужина, имеет эгоистическую основу. Свидригайлов лишен нравственных устоев, не признает никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”.

- Это жизненная философия Сони Мармеладовой. Соня “переступает” через закон. При всей своей внешней слабости и беззащитности Соня принесла себя в жертву своим близким, заплатив страшной ценой, осквернив тело и душу. Ее жизнь складывается по законам самопожертвования. Именно Соня помогает Раскольникову возродить в себе человека. Перед ней на колени становится Раскольников, произносит слова: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”. Ей первой признается в преступлении, по ее совету идет на Сенную площадь, где происходит попытка покаяния.

12. Учитель. Итак, можно ли назвать героев, о жизненных позициях которых мы с вами сейчас говорили, благодетелями? Обоснуйте свой ответ, вывод запишите в тетрадь.

Действия учащихся: учащиеся самостоятельно формулируют вывод, записывают в тетрадь. На уроке должно прозвучать несколько выводов, которые сделали учащиеся. Примерный ответ: благодетелями можно назвать Лужина, Раскольникова, Свидригайлова (в искаженном смысле). Их мнимое благодеяние направлено только на самих себя. Соня же делает благо для других.

13. Учитель. Мы только что обсудили жизненные позиции героев романа. Но не прозвучала теория самого Раскольникова. В чем заключается страшный смысл этой теории?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: теория о двух разрядах людей, о праве сильной личности на преступление. Убийство задумано им как проверка теории на практике.

14. Приложение № 1, слайд № 9

Учитель. Перед вами на экране теория Раскольникова. По какому принципу действует Раскольников: “я хочу” или на все воля Божья?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: Раскольников действует по принципу “я хочу”.

15. Учитель. Чья жизненная позиция ближе всего теории Раскольникова?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: к теории Раскольникова ближе всего жизненная позиция Лужина и Свидригайлова. Они тоже живут по принципу “я хочу”, “моя воля”.

16. Учитель. Как жизненная позиция Сони отличается от теории Раскольникова?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: Соня тоже переступила черту, но она живет для других, а Раскольников для утверждения самого себя.

17. Учитель. Что помогает Соне идти по жизненному пути? В чем смысл жизни по вере Сони? Почему мучается Раскольников?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: Соне помогает вера в промысел Божий. Надо жить по воле Божьей. Раскольников убил в себе человека.

18. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.

19. Приложение № 1, слайд № 10

Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 2, эпизод № 3, 4.) В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).

Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.

Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.

20. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

21. Приложение № 1, слайд № 11

Учитель. Обратите внимание на слова Достоевского: “Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой”. Что, по вашему мнению, отражает писатель-реалист в художественном слове?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: писатель-реалист, по мысли Достоевского, отражает в художественном слове не только подлинные факты жизни, а особое внимание писатель уделяет человеческому характеру.

22. Приложение № 1, слайд № 12

Учитель. Каждый герой Достоевского выбирает свой путь. Каждый представляет благодеяние и добро по-своему. Мы в своем исследовании человека Достоевского пойдем дальше по страницам его произведений. Есть у Достоевского герой, который несет истину людям. Именно поэтому роман “Идиот”, написанный в 1869 г., продолжает опыт о человеке Достоевского. И герой этот князь Мышкин. Обратимся к роману “Идиот”.

23. Приложение № 1, слайд № 13

Учитель. В кинофильме режиссера Владимира Бортко в роли князя Мышкина – Евгений Миронов. Поразмышляем над названием романа. Ведь для современного человека (в нынешнем обиходе) это слово выражает крайнюю степень умственной несостоятельности. Таким и видят часто князя окружающие его люди: это слово по отношению к князю звучит в романе довольно часто. Но так судят только те, которые не способны оценить невинную мудрость князя Мышкина. Ведь изначально в древнегреческом языке слово “идиот” обозначало человека, живущего нормами, отличающимися от норм общества. Вспомним, о чем этот роман.

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в Россию, в Петербург, приезжает князь Лев Николаевич Мышкин, который длительное время находился на лечении в Швейцарии. Этот кроткий человек оказывается погруженным в хаос страстей и событий. У князя Мышкина в романе особая миссия: он несет людям высшую истину. Его обаянию подчиняются все окружающие. Они даже против своей воли влекутся к нему. Но иногда он бессилен им помочь.

24. Учитель. В чем состоит опыт его жизни? Какой же путь избрал князь Мышкин для себя? Он несколько лет провел в Швейцарии и практически не имеет опыта общения с людьми. Обратимся к фильму и рассмотрим эпизод “Князь Мышкин в доме Епанчиных. Рассказ о Мари”. Это один из ярких эпизодов из жизни князя Мышкина в Швейцарии. Как раскрывается человек (в данном случае князь Мышкин) в этом эпизоде?

Приложение № 1, слайд № 14. Просмотр эпизода из к/ф Вл. Бортко “Идиот”.

25. Действия учащихся: после просмотра эпизода звучат устные ответы. Примерный ответ: история с Мари, кроткой девушкой из швейцарской деревни, где на лечении находился князь, рассказывает о том, что сострадание князя Мышкина облагораживает людские души, меняет настроение общества, неприязнь всего селения, начиная с детей, к несчастному существу. Князь Мышкин отдает себя людям, не надеясь на благодарность. В этом эпизоде князь Мышкин раскрывается как человек, способный на страдания другого откликнуться состраданием.

26. Учитель. По замыслу романа у князя Мышкина особая миссия: он призван исцелять пораженные страстями души людей. Это своеобразный эксперимент Достоевского, опыт о человеке: создание “положительно-прекрасного идеала”. Как же швейцарский эпизод с Мари связан с последующей сценой в доме Настасьи Филипповны?

Приложение № 1, слайд № 15. Просмотр эпизода из к/ф Вл. Бортко “Идиот”.

Действия учащихся: после просмотра эпизода звучат устные ответы. Примерный ответ: сострадание князя Мышкина к Мари трансформируется в эпизоде оправдания Настасьи Филипповны во всепрощение. Он следует заповеди: “Не судите, да не судимы будете”. Но Настасья Филипповна не может принять прощения князя из-за гордости (гордыни).

27. Учитель. Что объединяет эти два эпизода по смыслу?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: эти два эпизода объединяет отношение князя Мышкина к человеку.

28. Приложение № 1, слайд № 16

Учитель. У каждого героя Достоевского свой жизненный путь, свой жизненный опыт. Люди вправе ошибаться при выборе пути. Один из исследователей Достоевского М. Дунаев сказал следующее о князе Мышкине: “Обыденный, пусть и положительно прекрасный человек не может выдержать той высоты, на которую он вознесен – судьбою ли жизни, волею ли автора в романе… Человек бежит от реальности в безумие. Эстетический эксперимент Достоевского завершился поистине страшным результатом”.

Каким человеком вам представляется князь Мышкин? Изложите свои размышления письменно (5-6 предложений).

Действия учащихся: учащиеся вслух читают свои размышления. Примерные ответы: это кроткий, иногда даже беспомощный, как ребенок, человек. Князь во всех проявлениях своих свойств и поступков противостоит гордыне, которая обуяла людские сердца. Смирение – одна из основных черт в характере князя. Другая черта – всепрощение. Сам Достоевский назвал своего героя “положительно-прекрасным человеком”. Князь не совершал дурных поступков, он невинен. Князь Мышкин – дитя. У него душа ребенка. В мире, где царит хаос, князь живет по неким собственным законам. Греховный мир не сумел испортить его душу. Достоевский называл своего героя князь Христос. Он основывает свое миропонимание на православной истине. Но эту нравственную высоту человеку до конца выдержать невозможно, а князь все же человек. Эстетический эксперимент Достоевского завершается страшным результатом: князь Мышкин погружается в сумрачное сознание.

29. Учитель. Что объединяет и разъединяет князя Мышкина с другими героями Достоевского?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: князь Мышкин, как и другие герои Достоевского, о которых говорилось сегодня, является благодетелем. Он (в отличие от других героев) искренне делает добро, не заботясь о собственной выгоде. Но ему не по силам выполнить миссию Христа. Его благодеяние в условиях реальности провоцирует тяжелые душевные переживания. Благодеяние вместо ожидаемой гармонии и благополучия доставляет нравственные переживания и боль тем, кто оказался в вынужденном положении облагодетельствованного.

30. Приложение № 1, слайд № 17. Заключительное слово учителя. Наша исследовательская деятельность подошла к концу. Мы проследили жизненный путь многих героев Достоевского. И что же выяснили в конце исследования? Давайте поразмышляем. Каков же человек Достоевского? Каков опыт о человеке Достоевского?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: человек Достоевского – многослойный человек. Это человек с “опрокинутым лицом”, это “человеческое подполье”. Человеческая душа – это поле, где Бог с дьяволом борется. Достоевский раскрывает Бога и дьявола в глубине человеческой природы. В каждом человеке Достоевский раскрывает бесконечный мир. Каждый герой выбирает свой жизненный путь. Достоевский своим творчеством разгадывает тайну человека, его судьбу. Человек Достоевского всегда находится в безысходном трагизме, в противоречиях с самим собой и окружающим его миром.

31. Учитель. Романы Достоевского – это детективные истории. Есть преступник, иногда несколько, многочисленные жертвы. Идет следствие, ведется дознание. Безусловно, этот жанр претерпел изменения. Беседа по вопросам:

  1. Какие изменения в жанре детектива вы можете указать, сопоставив романы Достоевского и современные криминальные истории?
  2. Время идет, человек меняется. Как изменился человек в течение двух столетий? Что же изменилось в человеке XIX и XXI века?
  3. Достоевский, как христианин, считал, что мы все в душе преступники, если даже мысль греховна. Но ведь одни переступают черту, а другие нет? Что, на ваш взгляд, является сдерживающим фактором?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерные ответы:

  1. В современных криминальных историях преступник не испытывает мук совести. Авторы современных романов не дают ему выбора, не разрешают приблизиться к Богу.
  2. Люди остались прежними. Те же страсти, жажда наживы, стремление к власти. Но человек XXI века дальше от Бога.
  3. Истина, вера, духовность. Преступление – это отпадение от Христа, несчастье, обездоленность. Падший лишен духовного света, отторгнут от истины. В этом огромная беда его, достойная сострадания. И нет более страшного наказания, чем лишение человека свободы.

32. Домашнее задание

Письменно ответить на вопросы:

  • Что нового вы открыли в человеке, постигая “опыт о человеке” Достоевского?
  • Каким он предстает перед вами со страниц произведений писателя?

Список литературы

  1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 1, 5, 6.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
  3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
  4. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.