Цели:
- дать возможность ребятам ориентироваться в сложном поэтическом мире Пушкина; находить правильный ответ, используя свои знания, сопоставляя жизненные обстоятельства поэта и его творчество;
- развитие умения понимать мысли и чувства поэта, воплощённые в словах и образах, проникать в мир Пушкина, в мир его героев и его собственных дум;
- формирование чувства ответственности за команду;
- развитие любви и интереса к творчеству поэта.
Вступительное слово. Я приветствую всех на игре “Счастливый случай”, которая посвящена замечательному русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
Читая Пушкина, мы не задумываемся, какой большой вклад внёс он в русскую литературу, мировую литературу, но мы неизменно чувствуем, какой богатый художественный мир – целый мир! создал Пушкин, как много в нём жизни, чувства и глубокой правды.
И вот сегодня вам предоставляется тот самый счастливый случай, который поможет найти ключики и открыть многие большие и маленькие тайны этого удивительного мира.
Я приглашаю первую команду в гостиную (представление капитана, команды)
Первый гейм “Дальше, дальше…”
(в течение минуты команда отвечает на вопросы и старается набрать больше баллов)
1.Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)
2. Какой юбилей поэта отмечался в 1999 году? (200 лет со дня рождения)
3. Как звали работника попа? (Балда)
4. Любимое время года поэта? (осень)
5. Учебное заведение, в котором учился поэт? (лицей)
6. Союзница Черномора? (Наина)
7. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
8. Из какого стихотворения поэта эти строки:
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы? (“К Чаадаеву”)
9. Что такое лукоморье? (излучина морского берега)
10. Девиз лицея? (“Для пользы общей!”)
11. День открытия лицея? (19 октября)
12. Эпиграф к повести “Капитанская дочка”? ( Береги честь смолоду)
13. Убийца Пушкина? (Жорж Дантес)
14. Что свет-зеркальце говорило царице?
15. Приданое молодой царевны из “Сказки о мёртвой царевне…”? (“семь торговых городов да сто сорок теремов”)
16. Произведения, в которых изображён Пётр Первый? (“Полтава”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”…)
17. О ком бы мог сказать Пушкин: “Это самые лучшие мои произведения?” (о своих детях)
18. Какая сказка У.Диснея напоминает пушкинскую “Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях”? (“Белоснежка и семь гномов”)
Приглашение второй команды в гостиную (представление капитана, команды). Команде задаются те же вопросы.
Подведение итогов первого гейма.
В перерыве между геймами – чтение стихов А.С.Пушкина.
Гейм “Заморочки из бочки”
(Командам по очереди задаются вопросы: номер вопроса соответствует номеру бочонка, который ведущий достаёт из бочки. Если команда не отвечает, право ответа переходит к другой команде. Можно пользоваться помощью зала.)
1. Кого часто называют “Пушкиным русской музыки”? (Глинку Михаила Ивановича)
2. В заглавии какого произведения А.С.Пушкина использовано прилагательное, образованное от названия металла? (“Медный всадник”)
3. Назовите произведения Пушкина, которые начинаются с буквы П? (“Полтава”, “Пир во время чумы”, “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “Повести Белкина”)
4. Вспомните строки из хорошо известного стихотворения Пушкина, где слово “певец” употребляется в высоком значении – “поэт”. Стихотворение написано в июле 1827 года: в первую годовщину казни декабристов. ( “Погиб и кормщик и пловец! /Лишь я, таинственный певец,/ На берег выброшен грозою, / Я гимны прежние пою…” “Арион”)
5. Назовите все пять “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина” (“Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”)
6. Мария Николаевна Волконская в числе первых жён-декабристов решила последовать за своим мужем в сибирскую ссылку. Преодолев сопротивление семьи, перешагнув через все препятствия, поставленные перед нею царским правительством, Николаем I, она свой последний вечер проводит в Москве, в доме Зинаиды Александровны Волконской, известной своими музыкальными и поэтическими талантами. Тут был и Пушкин. Он хотел поручить М.Н.Волконской передать что-то узникам, но она уехала в ту же ночь, и он передал это с Александрой Муравьёвой, женой декабриста Н.Муравьёва.
Что же передал Пушкин с Александрой Григорьевной Муравьёвой? (послание к узникам “В Сибирь”)
7. Это число означает, что сейчас настало время мини- гейма.
Мини-гейм “Ты – мне, я - тебе”
(команды обмениваются вопросами, которые приготовили дома)
Подведение итогов второго гейма.
Гейм “Дальше, дальше…” (Конкурс капитанов)
(За одну минуту вы должны дать как можно больше правильных ответов. Начинает тот, чья команда имеет больше очков)
1. Кем написаны наиболее известные портреты А.С.Пушкина? (В.Тропининым, О.Кипренским)
2. О каком портрете А.С.Пушкин сказал: “Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит”? (о портрете работы О.Кипренского)
3. Кто написал картину “Пушкин на лицейском экзамене”? (И.Репин)
4. Кто написал картину “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском”? (Н.Ге)
5. Какие кинофильмы сняты по произведениям А.С.Пушкина? (“Руслан и Людмила”, “Маленькие трагедии”, “Дубровский”, “Сказка о царе Салтане” и др.)
6. Кто из композиторов написал музыку к операм по произведениям А.С.Пушкина?
- “Борис Годунов”? (Мусоргский)
- “Руслан и Людмила”? (М.Глинка)
- “Евгений Онегин”? (П.Чайковский)
- “Пиковая дама”? (П.Чайковский)
- “Мазепа”? (П.Чайковский)
- “Сказка о царе Салтане” (Н.Римский-Корсаков)
- “Золотой петушок”? (Н.Римский-Корсаков)
- “Моцарт и Сальери”? (Н.Римский-Корсаков)
- “Русалка” (А. Даргомыжский)
- “Дубровский” (Э.Направник)
Подведение итогов конкурса капитанов.
Гейм “Тёмная лошадка”
“История принадлежит поэту” (А.С.Пушкин)
(первой даёт версию команда, у которой больше баллов)
1. На правление каких императоров выпала жизнь А.С.Пушкина? (Павел, Николай, Александр I)
2. Кто из них сказал, что Пушкин “наводнил Россию возмутительными стихами” и сослал поэта на юг России? (Александр I)
3. Назовите подлинных исторических героев повести “Капитанская дочка”? (Пугачёв, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II)
4. Кому поэт посвятил эпиграмму:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец. (гр. Воронцову в Одессе)
5. В “Истории Пугачёва” Пушкин приводит народную легенду, связанную с именем С.Разина. А сколько у Пушкина песен о Стеньке Разине? (три)
Подведение итогов гейма.
Гейм “Гонка за лидером”
(по очереди команды за две минуты должны ответить на вопросы. Начинает тот, у кого больше баллов, отвечают по очереди по указке ведущего)
1. Откуда эти строки:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось! (“Евгений Онегин”, 7 глава)
2. Назовите сказки, к которым есть рисунки Пушкина? (О попе и работнике его Балде”, “О золотом петушке”)
3. Любимый поэт Онегина? (Дж.Г.Байрон)
4. Назовите лицейских друзей Пушкина. (И.Пущин, Кюхельбекер, А.Дельвиг, А.Горчаков, В.Вольховский, К.Корсаков, И.Малиновский…)
5. Стихотворная строфа, созданная Пушкиным? (Онегинская строфа)
Знаете ли вы героев пушкинских произведений? Кто из них:
6. “Острижен по последней моде, как денди лондонский одет”? (Онегин)
7. “Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива”? (Татьяна)
8.”Красавец в полном цвете лет, поклонник канта и поэт”? (Ленский)
9. “Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”? (дядя Онегина)
10. Делал змея из географической карты? (Пётр Гринёв, повесть “Капитанская дочка”)
11. Перед венчанием заблудился в поле? (Владимир, повесть “Метель”)
12. Был похищен в день свадьбы? (Людмила, “Руслан и Людмила”)
13. Наряжался в крестьянское платье, когда шёл на свидание? (Лиза, повесть “Барышня-крестьянка”)
14. “…в книгах не видал вреда; он не читал их никогда, их почитал пустой игрушкой”? (Дмитрий Ларин)
15. Как звали няню Татьяны? (Филипьевна)
Подведение итогов гейма.
Общий подсчёт баллов.
Награждение победителей: вручение дипломов игрокам и поздравление активных болельщиков.
Заключительное слово. Вот и всё, потому что эта игра закончилась. Но не закончится, я думаю, наше приобщение к миру великого поэта. А сегодняшняя игра – лишь маленький шаг на этом большом пути постижения. Этот путь стоит пройти. Тогда вы поймёте, какое это счастье – знать и любить Пушкина!