Урок литературы по теме “Вечные ценности в рассказе В.И. Дёгтева “Выбор” построен на основе анализа рассказа “Выбор” В.И. Дёгтева, раздел “Современная литература”. Форма проведения урока – урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения.
“Он рассказчик от Бога, взявший на
себя смелость и ответственность
“безоглядно резко” писать об окружающих нас
трагических событиях”
Юрий Бондарев
Цель урока: создать условия для стилистического анализа произведения.
Задачи.
Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством В.И. Дёгтева с целью анализа художественных средств рассказа Дёгтева “Выбор”.
Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.
Воспитательный аспект – создать условие для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков главного героя, с вычленением вечных ценностей человечества.
Оснащение урока: мультимедиа проектор
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока.
Учитель: Мы с вами прочитали рассказ В. Дёгтева “Выбор”. Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу, прочитав рассказ? Какую проблему мы могли бы поставить и каким образом её решить. (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения. После выступления учащихся учитель дополняет информацию и предлагает свои пути решения проблемы). Приложение 1, слайд 1, 2.
II. Основная часть урока.
1) Слово учителя: Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа. Он возвращает нас в мир художественного вымысла, мир, подзабытый в конце XX века. И в центре новых мифов о мире всегда яркие личности.
Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, и они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.
Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.
Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая. Он может противоречить сам себе, так как ведет “круговую оборону” в обществе, растерявшем нравственные и идейные ориентиры, он вынужден занимать то одну, то другую позицию, но всегда он делает ставку на героя, а значит, и на возможность победы. Ибо быть героем в наше время – надо иметь высшее мужество. Давайте убедимся в этом на примере только одного рассказа “Выбор”. Но сначала слово о писателе.
2) Сообщение ученика о В.И. Дёгтеве. Слайд 3.
Ученик: Вячеслав Иванович Дёгтев родился в 1959г. На хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-29 и МИГ-17. В 1991 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор 13 книг прозы. Его рассказы опубликованы в 140 газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.
3) Сообщение ученика о жанре, который использовал В. Дёгтев в своих произведениях.
Вячеслав Дёгтев выбрал самый трудный жанр – рассказ, с которым не больно прославишься, не разбогатеешь! Слайд 4.
Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви. Но они такие импульсивные, в них сама жизнь, кровь, почва. В то же время глубоко лиричны. Не все решается победой на поле брани. Русская душа не может полноценно жить вне поиска истины и подлинной веры. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России. В этом мы убедимся сегодня, анализируя рассказ Вячеслава Дегтева “Выбор”.
4) Слово учителя: Давайте определим, кому посвящен этот рассказ? (Юрию Бондареву). Слайд 5.
- Какие произведения Юрия Бондарева вы читали? (“Горячий снег”, “Берег”, “ Тишина”).
Юрий Бондарев принадлежит к блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”. Слайд 6.
Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.
По аналогии критик В. Бондаренко назовет героев Дёгтева “поколением растерянных людей”. Слайд 7.
5) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу “Выбор”.
- Кого вы отнесете к этому поколению, поколению “растерянных людей”? (Гранатометчик Роман.)
- Почему он ушел на войну? (Не сложилась семейная жизнь, жена ушла к другому, забрала квартиру, которую заработал он. Оставалось одно – выйти, взять бутылку. Конечно, от полного отчаяния, безысходности существования.)
- Какие художественные приемы использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны? (Основной прием – многоточие. “Пил, пока деньги были...”.)
- Когда используется этот прием? (Умолчание – фигура речи, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.)
- Кроме многоточия, какие изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя? (Междометие “Ах!”, метафоры “тоскливо и горестно”, синонимия “квартира в которой он жил, называлась “конурой”. Обозленный на жизнь, он выбирает войну, потому что в мирной жизни он погиб бы быстрее. “И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману.)
- Почему на войне его стали называть “псом войны”? (Был очень жестоким, у него уже не дрожали руки, “звери” не снились, это был человек-автомат, он даже своих убивает.)
- Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может покарать человека. Это говорит о том, что он стал “зверем”, он не лучше тех, кого убивал.)
- Почему слова “пес войны”, “звери” в кавычках? (Так называют наемных убийц, эти названия можно встретить в других художественных произведениях XIX–XX вв.)
- Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню? (Ему понравилась Оксана, которая пекла хлеб.)
- Теперь обратим внимание на внешность героев. (У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком.)
- Какой прием использует автор? (Антитеза. Его глаза потухшие, чуть-чуть теплится жизнь (немного зеленого цвета), у нее — живые, теплые, готовые дать новую жизнь).
Слайд 8, 9.
- Почему ему нравилась эта девушка? (Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался... “Да, она была настоящая королева!”.)
И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. “Звери” обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненную Оксану, Роман заговорил с ней.
6) Чтение диалога Оксаны и Романа с извлечением конкретной информации. Беседа по диалогу.
- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это, минутная слабость или любовь? (Конечно, любовь. Он понимал, что ждет Оксану в будущем, только он может ей помочь.)
- Легко ли ему было сделать предложение? (“Нет, – он произнес хрипло, – выходи за меня замуж”, словно груз сбросил..)
- Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя? (Лексический повтор.)
- Да, лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Найдите лексический повтор. (Сапог...Сапог! Боюсь, что завтра...завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная).
- Следующая стилистическая фигура. (Парцелляция.)
- Что она обозначает? (Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения. В тексте “Ты только не говори. Береги силы”.)
- Найдите другие выразительные средства речи. (Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай, будь другом...”, “Ах, как я счастлива, Ромка!”, “Знаешь что... Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина, мочи нет”.
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. “Что? Замуж:”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?”.)
7) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка (эпитетов, метафор, сравнений).
Слайд 10, 11, 12.
8) Обсуждение финала рассказа.
Учитель: Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его.
(Учащиеся находят опорные слова: плач сестры, горький запах тополевых поленьев.) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое “лицо” у войны? (война несет смерть, жестоко, когда гибнут мирные люди).
9) Заключительная беседа.
- Каков идея рассказа? (Любовь совершает чудеса. Роман исцелился, стал человеком.)
- Почему рассказ называется “Выбор”, как и
роман Юрия Бондарева. (Автор обращается к
честным произведениям Юрия Бондарева, к простым
человеческим истинам.) Какие общечеловеческие
ценности затрагивает Дёгтев? Слайд 13, 14.
любовь к жизни;
10) Слово библиотекаря.
Библиотекарь представляет другие произведения В.И. Дёгтева: “Падающие звезды”, “Азбука выживания”, “Профиль ветра”, “Русская душа”, “Белая невеста”, “Фараон и Нефертити”.
III. Заключительный этап урока
Учитель: В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев пишет: “В последнее время в своих рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.
Подводя итог всему выше сказанному, я бы отметила, как хочется и нам в это верить!
(Рефлексия. Подведение итогов работы.) Слайд 15.